Коллекции загружаются
#стихи #космос #трансгуманизм
Трансгуманизм, если говорить кратко, - идеология самосовершенствования технологическим путем. Генная инженерия, киборгизация, наноаугментация - все это берется на вооружение для того, чтобы сделать человека чем-то бОльшим. На вопрос "зачем?", который часто приходится слышать от оппонентов, можно ответить многое, но один из возможных ответов приведу здесь в стихотворной форме. Метаболия . . . . . . Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут . . . . . . наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. . . . . . . Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся. . . . . . . . . . . . . (1 Кор 15:50,51) Нам действительно нужен межзвездный Святой Грааль? Может быть, не ломиться из клетки земной тюрьмы, А остаться внизу, провожая глазами вдаль Миллиарды галактик, летящих к границам тьмы? Покажите мне, кто (или может быть, лучше — «что») Сможет выжить в одной из возможных в природе форм Пусть не в жидком азоте — хотя бы при минус сто, Мимоходом попав в пылевой марсианский шторм? На Земле мы сильны — или были до этих пор, Но отныне тупик, и на камень нашла коса: Чьи глаза не сгорят, созерцая почти в упор Фотосферу гиганта спектрального класса А? Кто пройдет по камням, на которых вскипает ртуть, На планете трех солнц, словно это лесной ручей? В это царство огня не проникнуть тому, чья суть — В водянистых белковых наростах поверх костей. Мы могли бы пытаться суметь, только шансов нет Даже просто лететь, даже просто сидеть и ждать — Кто способен парить в пустоте миллионы лет? Безусловно не тот, кто умрет через тридцать пять. К звездам ближе не стать, мы для них — только грязь и слизь, Даже если взорвем весь наличный земной уран. В обезьяньих телах бесполезно тянуться ввысь: Звезды дальше, увы, чем обычно растет банан. И вкушая комфорт в тесноте типовых квартир, Как могли мы забыть — не на час, не на краткий миг, Что не будет чудес, и ничто не изменит мир, Если только не мы, начиная с себя самих? А для тех из людей, кто не счастлив лишь тем, что жив, Вариантов немного — точнее, всего один: Только вырвав из плотской тюрьмы, и затем вложив Человеческий разум в стальные тела машин. Больше нечего ждать — только так мы приблизим час — Звездный час для того, кто когда-то лежал в пыли. Всемогущее нечто родится тогда из нас — Из личинок богов, покидающих труп Земли, Чтоб отправиться к звездам, где каждый себе господь, Где архангелов нет на последней сыграть трубе — Раз небесный престол не наследуют кровь и плоть, Мы изменим себя — нам не жить, изменив себе. (Оригинал: https://ficbook.net/readfic/7557405) 25 января 2021
9 |
Scaverius Онлайн
|
|
Facensearo
Показать полностью
Это, скажем прямо, очень расплывчатый критерий. Т.е. и космизм без технологий - это мистики-долбоебы, предлагающие летать по мировому эфиру на силе третьего глаза, и от трансгуманизма представление о эволюции оторвать не получается. Так они и есть мистики-д...ы. Все. И Фёдоров, и Шарден. Просто они науку в свой космизм интегрировали. Поэтому трансгуманистами я их не считаю обоих. Давайте еще раз про четкие критерии: 1. Трансгуманисты понимают науку как позитивисты. Наука - это инструмент познания (см. выше), она служит целью достижения могущества человека, увеличения его власти над природой. В идеале там - бессмертие, всезнание, всемогущество. Для космистов (Фёдоров, Вернадский, Платонов, Шарден), наука - это великая сила единения с Природой, но Природа выше и больше науки. Пафос там скорее в том, что человек сольется с природой (все они немножко пантеисты) и, если это христианский космизм, то еще и приведет природу к Богу. То есть у нас 1 - разное понимание места и целей науки. 2. Трансгуманисты и космисты отличаются в отношении к природе. Трансгуманист мог бы сказать словами Базарова "природа не храм, а мастерская и человек в ней - работник). Для трансгуманиста - природа - это огромная мастерская для техноэкспериментов и человек - это такая же природа. Для космиста - природа - это скорее храм всё же. В смысле Природа - это некий первый принцип, бесконечно превышающий силы человека и цель человека - её вечно познавать и вечно восхищаться ей. Трансгуманист понимает природу как более сложную машину, как технику и его она тоже восхищает отчасти. Космист - это холист, он понимает природу как живое движение жизни. Материя у него живая (см. даже у марксистов отражение на всех этажах материи). Материя стремится к порождению жизни и рождает науку как инструмент осознания себя. У трансгуманистов же познающий разум стремится к овладению природой. Космисты ближе к Шеллингу, к Гегелю, к Юнгу, к классическим немецким философам, а также к Шопенгауэру и Гартману. 3. Трансгуманисты и космисты отличаются по отношению к человеку. Трансгуманизм расщепляет человека на его познающий разум и тело, с которым можно делать что угодно - вживлять туда импланты и проч. И даже психику можно менять, улучшать геном и проч. Космисты больше этики в подходе к человеку. Человек должен стремится к некоей нравственности, к бережному отношению к природе (в том числе и к телу). Да, космисты были бы не прочь увеличить продолжительность жизни, конечно и они вовсе не отказываются от каких-то изобретений. Но они вряд ли безоговорочно приняли бы дуализм трансгуманистов. Для космистов наоборот, человек - это часть природы и он с ней един, но неполно, неполноценно един. 4. Трансгуманисты и космисты отличаются в отношении к технике. Техника у трансгуманистов - это мощный инструмент созидания и покорения природы, от техники не бывает вреда, вред лишь от неправильного использования и в целом технологический путь развития правильный. Космистам вообще ближе скорее биокосмический путь развития, они скорее развивали бы технологии слияния с природой. Если бы космисты получили власть над планетой Земля, они скорее бы сблизили геном человека с животными, получили гибриды с разумом человека, но с улучшенным животным телом, провели терраформирование, развили внутренние пси-силы, короче пошли бы по пути биоцивилизации. А устаревшие фабрики бы всякие и заводы разрушили (если какие производства и развили бы, то на чистой энергии и практически без отходов). У них в пределе человек бы научился питаться чистой энергией, а по космосу перемещался через порталы, которые бы открывал психовоздействием. Ну или как вариант вообще бы в Космос не вышел. Короче - слияние с природой наше всё, а техника - это костыль человечества, которое не умело ходить само. 5. Философски космисты ближе к религиозной и гуманистической традициям. Если бы советские коммунисты вступили в союз с мыслителями-космистами, мы бы сейчас жили в государстве, которое охватывало бы полмира, а США сидели бы как осажденная крепость, затравленно озираясь по сторонам. Все экологи мира, всякие экологические движения - все были бы на стороне СССР и пятой колонной в тылу врага. Ефремов и Платонов - явные писатели-космисты были убежденными коммунистами и марксистами. Трансгуманисты ближе западным традициям позитивизма, неодарвинизма, сциентизма. Они в основном вдохновляются пафосом ницшеанского сверхчеловека. 6. Мировоззренчески космисты в основном либо пантеисты, либо системные материалисты (марксисты), есть и христианские космисты (Фёдоров, Шарден). Трансгуманисты, хотя и в какой-то степени частично близки космистам, обычно метафизические материалисты (позитивисты-натуралисты), реже христиане. |
Scaverius
Показать полностью
Тогда возникает проблема. Пока что любое технологическое изобретение, которое могло быть хотя бы потенциально обращено на войну с себе подобными или же на управление/подчинение одними людьми других - было использовано. Не любое, если уж буквоедствовать. Не любое даже внедрено было - хотя бы в силу нерентабельности. Но да, я вполне допускаю, что кто-то попытается использовать технологию контроля разума для подчинения себе других. И нам, как обычно, придется создавать средства противодействия - тоже технологическим путем, конечно. Другого способа у нас, боюсь, нет, и с трансгуманизмом это не связано. Итак, трансгуманизм (светский) предлагает нам оказаться в утопии/антиутопии, где границ у познающего разума в принципе нет. Или есть? Если есть, то какие? Смотря что считать границами. Границы у методов познания есть. Во-первых, не следует нарушать права разумных существ (обобщение прав человека). Во-вторых, абсолютная истина, по всей видимости, недостижима: мы можем только неограниченно приближаться к ней, как к абсолютному нулю. :-) Наука - инструмент познания, искусство - это инструмент созидания (какого именно, зачем такое созидание вообще нужно?) Имеющего художественное значение, очевидно. Чем искусство и отличается от прочих технологий. образование - это не воспитание личности, не передача культуры следующим поколениям, а только приобретение навыков. Приобретение культурных и поведенческих навыков - это все еще приобретение навыков. Технологический сциентизм. То есть по сути другие институты культуры и даже наука - это инструменты познающего разума, они должны только служить целям и ценностям трансгуманизма А все, что есть в жизни человека, служит его ценностям. Ценности задают направление развития, и это касается отнюдь не только трансгуманизма. Если не ошибся, тогда получается, что за пределами всезнания, всемогущества и физического бессмертия нет целей ни у науки, ни тем более у других институтов культуры. Для кого-то другого - наверняка есть. Но мы-то мой персональный манифест обсуждаем, верно? Зачем нужна религия вам вообще неясно Мне она безусловно не нужна: любая вера есть методологический дефект, суррогат знания. Тем более - вера в сверхъестественное. Вернее, человекотехнобогом. "Он придёт и имя ему человекобог. - Богочеловек? - Человекобог. В этом вся разница" (Ф.М. Достоевский, "Бесы"). Серьезно, я не озабочен наделением себя или кого-то еще этим статусом. Это уже ваша инициатива. :-) Считаете, что существо, стремящееся к бессмертию, всезнанию и всемогуществу, должно называться человекобогом - пожалуйста. Но для меня в этом нет никакого мировоззренческого значения. Разве что в чисто художественном смысле - как в этом стихотворении, где упоминаются "личинки богов". Да. Но материя теоретически неисчерпаема. То есть она бесконечна в мегамире (Вселенная бесконечна и одновременно постоянно расширяется, парадокс Эйнштейна-Фридмана) У нас нет достаточных оснований считать, что она бесконечна. Во-первых, она существует около 13.8 млрд лет, и за это время, расширяясь с конечной скоростью, безусловно не могла достичь бесконечного объема. В то же время - да, существуют ряд космологических концепций, предполагающих бесконечность если не конкретно нашей вселенной, то мультиверса в целом, таких, как гипотеза хаотической инфляции Виленкина. Однако нашему наблюдению доступно только то, что находится в пределах горизонта событий нашей вселенной. Все остальное не влияет на происходящие в ней события и, по сути, не относится к ней. + она бесконечна в микромире (бесконечно делима). Тем более у нас нет достаточных оснований предполагать бесконечную делимость. Есть понятия планковской энергии, планковского времени и планковской длины, налагающие предел на делимость. Есть понятия фундаментальных частиц, к числу которых относится даже обычный бесструктурный электрон. Следовательно, если предположить, что есть некое даже не всемогущее, а только очень могущественное существо, то следов его деятельности в материи мы можем не найти еще очень долго. Мы можем вообще погибнуть в следующем году в полном составе. Я не пророк и не утверждаю, что все будет так, как мне хотелось бы. Я лишь говорю о методологической возможности. Но если представить его, тогда ясно, что такое Существо, не особо напрягаясь, может скрыть свою деятельность. Да, вполне. Например, манипулируя содержимым нашей памяти, фальсифицируя результаты наших экспериментов и т.п. Вопрос о том, зачем всеблагому создателю, который вовсе не является отцом лжи, поддерживать эту величайшую ложь в истории человечества, оставлю теологам. :-) Поэтому христианство может быть опровергнуто В общем, достаточно просто. Среди тезисов христианства есть фальсифицируемые по Попперу. Мы действительно не можем проверить, способствует ли покаяние спасению души, однако работоспособность молитв в физическом мире вполне может быть проверена статистическим экспериментом. Разумеется, это уже делалось. Проблема для науки заключается в том, что если она допустит Бога в качестве гипотезы - рухнет научный метод Кто вам сказал? Я допускаю вообще все возможности уже в силу того, что потенциально могу ошибиться в любом суждении. Применению научного метода это не мешает ни капли. Поскольку тогда окажется, что существует Некто с абсолютной творческой потенцией, а значит у любого события сразу возникают две причины. У любого события может быть неограниченное число причин. Цель науки - выявить функциональную или хотя бы корреляционную связь между причинами и следствиями. И это успешно делается. К примеру, если преполагаемое сверхсущество регулярно вмешивается в наши эксперименты, то, надо сказать, что его действия довольно гладко описываются вполне простыми закономерностями и, следовательно, тоже подлежат изучению. Одна моя православная оппонентка, к примеру, полагала, что квантовый индетерминизм - и есть "рука Бога". К примеру, невозможно сказать, в какой момент распадется конкретный атом радиоактивного элемента. Но если распадается он "по воле Божьей", тогда придется признать, что эта воля имеет довольно примитивное статистическое распределение. Или заявите всё же, что это не дело науки заниматься тем, что к материи не относится? (традиционный подход, давший много интересных плодов). Это, кстати, тоже верно. В первых строках манифеста было так и сказано: субстрат реальности - материя. То есть если нечто не имеет материального субстрата и не является его акциденцией, значит оно просто нереально. Да, только вот тут говорится о нравственно-духовном развитии человека, который в итоге получает от Бога дар и становится богом по благодати Я знаю, о чем тут говорится, но не вижу ничего плохого в том, чтобы "дети божьи" выросли и стали равны родителям: как это происходит в любой нормальной семье. :-) Кстати и физического бессмертия он не получил, потому что вечность - это несколько иное понятие, это вообще существование вне временного ряда Существование - физический процесс, имеющий протяженность во времени. Поэтому не знаю, что вы понимаете под "существованием вне временного ряда". А без пафоса трансгуманизма от него ничего не остаётся. Вы видели в моем манифесте упоминание какого-то пафоса? Трансгуманизм базируется на основной идее - идее развития. Мы несовершенны сейчас, но мы можем стать более совершенными. Есть у этого процесса логическое завершение или нет - уже другой вопрос (я лично считаю, что нет). От трансгуманизма как его вы описали это достаточно далеко При этом космисты входят в число наших союзников, а Николай Федеров открыто признается основоположником трансгуманизма. Думаю, разумно будет считать космизм одним из трансгуманистических течений, ибо вполне находится в русле этой идеологии, а направлений в трансгуманизме - множество, в том числе и очень различных. |
Scaverius
Показать полностью
Космисты - это люди, которые не на технологиях повёрнуты, а на эволюции всего сущего. Они этим от трансгуманистов отличаются. Так я уже сказал, что основная идея трансгуманизма - это как раз идея развития, а не идея технологий. Большинство мейнстримных трансгуманистов действительно очень ценит технологическое развитие, однако технологии в контексте трансгуманизма - просто мощное средство индивидуального развития. Тот же Федоров полагал, что его "общее дело" может быть реализовано только средствами науки и технологии. Трансгуманисты же скорее на позитивистов похожи. И сциентизм тут (космисты скорее анти-сциентисты, они скорее за холистический синтез), и преклонение перед силой (у космистов этого нет) и приоритет разума над моралью. Это вы описываете не столько трансгуманистов в целом, сколько конкретно меня. Я - да, позитивист и сциентист. Правда, у меня и в помине нет ни преклонения перед силой, ни "приоритета разума над моралью" (как и обратного: для меня сама постановка вопроса некорректна, ибо разум не задает ценностей и потому не может конфликтовать с требованиями морали). |
Scaverius
Показать полностью
2. Бьется о Циолковского, который, с одной стороны, конвенционально "космист" и вообще не трансгуманист (у него практически нету предложений о целенаправленном улучшении именно человеческого организма, кроме очень абстрактных), а с другой - предлагал переработать землю на материал для колоний О'Нила и космические зеркала, а остаток превратить в огромную агроферму без воды, рельефа, естественной атмосферы и с управляемым альбедо. Какое уж тут "природа - храм". А с другой стороны, есть трансгуманистические воззрения именно в виде экологической утопии, мол, почему бы и не исправить нанесенный вред или вовсе восстановить на земле плейстоцен, если постчеловеку все равно, где жить. ("Вакуумные цветы", например, или судьба Земли в "Orion's Arm") 3. Вот тут ящщитаю ключевое различие, но в другой формулировке. Целью трансгуманизма является именно постчеловек, это определяющая штука (иначе совершенно непонятно, зачем придумывать другое название для обычной идеи прогресса, кроме разных пидорских трюков с подверстыванием чужого авторитета). Причем с этикой по разному и там и там, на самом деле. Вообще что-то вырисовывается. Кто-то топит за человека (и идеалом является постчеловек), кто-то за человечество или вообще пан-всё. Первых называем трансгуманистами, третьих космистами, вторых - ситуативно, в основном в историческом контексте. Хотя на самом деле понятно, что 4. Ну такое. Тут как, разумные люди что там, что там понимают, что по одежке протягивай ножки, и что нам позволят известные законы физики, то и будем делать, а у неразумных и в космизме псионика с полетами на третьем глазу, и в трансгуманизме нанороботы на кристаллической мане и Сингулярность в 2045 году. Тот же Тейяр, например, если убрать телеологичность эволюции и прочие тангенциальные-радиальные стремления, именно в научных деталях даже излишне тверд (например, сомневается насчет долгосрочного успеха космической экспансии, а его биологические спекуляции вполне не выходят за рамки представимого на тот момент) 5. Вот да, тут тоже какое-то важное различие. Правда, в отношении к самим идеологиям это скорее родимые пятна, но вообще понятно, что трансгуманистические идеи в исполнении социалиста и в исполнении либертарианца - это две очень разные вещи (даже несмотря на то, что формально техуровень, на котором мы можем о трансгуманизме нормально говорить, отменяет различия между ними). И вообще-то их не стоило бы объединять под одной вывеской, как и еще полдесятка других. Хуже, чем с "анархизмом" ситуация. 6. Нуууу такое. A - это Х, Y. но встречаются и Z, а В это Z и Y, но встречаются и X. |
Scaverius Онлайн
|
|
Facensearo
Показать полностью
Извините, цитировать не буду, отвечу как и вы по пунктам. 2. Циолковский -очень нетипичный космист в том смысле, что его часто просто захватывал пафос преобразования природы под человеческие нужды. Впрочем я и не говорю, что "все космисты и всегда" будут удовлетворять всем критериям. Я бы сказал, что они будут удовлетворять большинству критериев. Про трансгуманистические воззрения в виде экологической утопии вполне допускаю. Но речь идет о ценностных установках, скорее. 3. Вообще-то как раз не просто за человека. Трансгуманист (приставка транс- "сквозь", "через", "за") предлагает и человека преодолеть и скорее их идеалом является техночеловек (киборг) и техночеловечество (как в техно-киберпанке). Космисты вполне могут и антропоцентристами быть, тогда они делают акцент на человеке сначала, но потом за его слияние с природой или пантеистами быть и тогда у них Природа поглощает человека. 4. Ну это да, надо делать поправки, конечно, я говорю о фантазиях. Космисты - это люди, которые будут менять геном в смысле симбиотической связи с природой, а трансгуманисты - скорее с машиной, с техникой, например. 5. Трансгуманистические идеи в исполнении коммуниста или социалиста выглядят странно. Потому как коммунизм - это как раз "неогуманизм" (и вообще Маркс называл финальный этап развития иногда не "коммунизм", а "гуманизм"). Поэтому коммунист будет вполне за любые эксперименты над человеком, но в жестких рамках неогуманизма, что приведет его к космизму или оставит в пределах традиционных концепций прогресса. Либертарианец - да, он идеально впишется в трансгуманизм, как и неолиберал. Консерватор любой даже "нео-" туда не впишется, скорее всего. Проще говоря, коммунист, если он заинтересуется трансгуманизмом, то трансгуманизм у него в космизм антропоцентрического типа эволюционирует. Что-то такое наблюдается у Стругацких. В конечном итоге они, натолкнувшись на парадоксы именно марксистского типа коммунизма и на проблемы трансгуманизма ("Обитаемый остров", "Жук в муравейнике", "Волны гасят ветер") - вообще отказались от коммунизма и похоже заодно вообще от исторического подхода, написав "Град обреченный", где вся земная история уподобляется кругам ада. Вообще "Град обреченный" - это настоящий шедевр хоррор-литературы для философов. То есть страшно тем, кто поймет скрытые смыслы произведения именно. Там не только антикоммунизм. Там буквально призыв Ивана Карамазова "зачем понимать это чертово добро и зло, если оно так дорого стоит". Собственно этот призыв сам Достоевский осуждал. 6. Да, но трансгуманизм органически соединяется именно со сциентизмом и неопозитивизмом или даже пост-позитивизмом. А космизм может с христианством соединяться легче и органичнее. Вот и всё. А так-то в природе могут встречаться разные трансгуманисты. Даже трансгуманисты-сатанисты (христианский писатель К.С. Льюис в своей антиутопии "Мерзейшая мощь" описал трансгуманистов-сатанистов, поклоняющихся оживленной "голове Доуэля" и одновременно духам зла, у него очень органично получилось. Особенно забавно читать про позитивистов, которые тоже входят в круг заговорщиков, но вообще не верят ни в какое сверхъестественное при этом, с другой стороны и на стороне христиан, противостоящих им, есть позитивист-материалист, который в Бога не верит.). |
↑ проблемы классификации мнений
1 |
Вот-вот. К чему эти дискуссии о границах понятий, если это просто вопрос классификации? Почему бы не обсудить вместо этого ценности, цели и методы? Как по мне, это куда интересней.
|
Scaverius Онлайн
|
|
BrightOne
Вот-вот. К чему эти дискуссии о границах понятий, если это просто вопрос классификации? Почему бы не обсудить вместо этого ценности, цели и методы? Как по мне, это куда интересней. Сейчас обсудим, я просто не выспался и откладывал написание ответа, т.к. уже сейчас могу написать полную чушь. :) Либо я высплюсь сейчас днём (что не хотелось бы), либо напишу ответ. |