26 января 2021
|
|
Facensearo
Это, скажем прямо, очень расплывчатый критерий. Т.е. и космизм без технологий - это мистики-долбоебы, предлагающие летать по мировому эфиру на силе третьего глаза, и от трансгуманизма представление о эволюции оторвать не получается. Так они и есть мистики-д...ы. Все. И Фёдоров, и Шарден. Просто они науку в свой космизм интегрировали. Поэтому трансгуманистами я их не считаю обоих. Давайте еще раз про четкие критерии: 1. Трансгуманисты понимают науку как позитивисты. Наука - это инструмент познания (см. выше), она служит целью достижения могущества человека, увеличения его власти над природой. В идеале там - бессмертие, всезнание, всемогущество. Для космистов (Фёдоров, Вернадский, Платонов, Шарден), наука - это великая сила единения с Природой, но Природа выше и больше науки. Пафос там скорее в том, что человек сольется с природой (все они немножко пантеисты) и, если это христианский космизм, то еще и приведет природу к Богу. То есть у нас 1 - разное понимание места и целей науки. 2. Трансгуманисты и космисты отличаются в отношении к природе. Трансгуманист мог бы сказать словами Базарова "природа не храм, а мастерская и человек в ней - работник). Для трансгуманиста - природа - это огромная мастерская для техноэкспериментов и человек - это такая же природа. Для космиста - природа - это скорее храм всё же. В смысле Природа - это некий первый принцип, бесконечно превышающий силы человека и цель человека - её вечно познавать и вечно восхищаться ей. Трансгуманист понимает природу как более сложную машину, как технику и его она тоже восхищает отчасти. Космист - это холист, он понимает природу как живое движение жизни. Материя у него живая (см. даже у марксистов отражение на всех этажах материи). Материя стремится к порождению жизни и рождает науку как инструмент осознания себя. У трансгуманистов же познающий разум стремится к овладению природой. Космисты ближе к Шеллингу, к Гегелю, к Юнгу, к классическим немецким философам, а также к Шопенгауэру и Гартману. 3. Трансгуманисты и космисты отличаются по отношению к человеку. Трансгуманизм расщепляет человека на его познающий разум и тело, с которым можно делать что угодно - вживлять туда импланты и проч. И даже психику можно менять, улучшать геном и проч. Космисты больше этики в подходе к человеку. Человек должен стремится к некоей нравственности, к бережному отношению к природе (в том числе и к телу). Да, космисты были бы не прочь увеличить продолжительность жизни, конечно и они вовсе не отказываются от каких-то изобретений. Но они вряд ли безоговорочно приняли бы дуализм трансгуманистов. Для космистов наоборот, человек - это часть природы и он с ней един, но неполно, неполноценно един. 4. Трансгуманисты и космисты отличаются в отношении к технике. Техника у трансгуманистов - это мощный инструмент созидания и покорения природы, от техники не бывает вреда, вред лишь от неправильного использования и в целом технологический путь развития правильный. Космистам вообще ближе скорее биокосмический путь развития, они скорее развивали бы технологии слияния с природой. Если бы космисты получили власть над планетой Земля, они скорее бы сблизили геном человека с животными, получили гибриды с разумом человека, но с улучшенным животным телом, провели терраформирование, развили внутренние пси-силы, короче пошли бы по пути биоцивилизации. А устаревшие фабрики бы всякие и заводы разрушили (если какие производства и развили бы, то на чистой энергии и практически без отходов). У них в пределе человек бы научился питаться чистой энергией, а по космосу перемещался через порталы, которые бы открывал психовоздействием. Ну или как вариант вообще бы в Космос не вышел. Короче - слияние с природой наше всё, а техника - это костыль человечества, которое не умело ходить само. 5. Философски космисты ближе к религиозной и гуманистической традициям. Если бы советские коммунисты вступили в союз с мыслителями-космистами, мы бы сейчас жили в государстве, которое охватывало бы полмира, а США сидели бы как осажденная крепость, затравленно озираясь по сторонам. Все экологи мира, всякие экологические движения - все были бы на стороне СССР и пятой колонной в тылу врага. Ефремов и Платонов - явные писатели-космисты были убежденными коммунистами и марксистами. Трансгуманисты ближе западным традициям позитивизма, неодарвинизма, сциентизма. Они в основном вдохновляются пафосом ницшеанского сверхчеловека. 6. Мировоззренчески космисты в основном либо пантеисты, либо системные материалисты (марксисты), есть и христианские космисты (Фёдоров, Шарден). Трансгуманисты, хотя и в какой-то степени частично близки космистам, обычно метафизические материалисты (позитивисты-натуралисты), реже христиане. |