↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
flamarina
8 апреля 2021
Aa Aa
#про_литературу #Размышления #имха

На днях выкапывали стюардессу насчёт того, насколько же отличаются книги "Макса Фрая" от личного блога Светланы Мартынчик (по официальной версии - автора, скрывающегося за этим псевдонимом). Разница действительно есть. И даже не в том, что говорят обычно: мол, такие лёгкие книги и такой тяжёлый характер - это как раз встречается часто. Но есть иные странности.
Я не претендую на "анализ", потому как для "анализа" мне придётся прочесть другие серии Мартынчик и Степина, подробнее ознакомиться с их биографией и прочесть штук 20 интервью. Бобик сдохнет. Но! Поделиться имхой с элементами анализа я могу.
Как вы знаете, я не верю в "лирического" героя. Я считаю, что в произведение автор всегда приносит себя и прежде всего себя. Пусть и другого пола, возраста и биографии, но тех же привычек, мироощущения и характера. А также того же здоровья, как ни смешно.

Что можно сказать о заглавном герое серий про Ехо, а также о прочих персонажах с точки зрения организма?

Во-первых, и это отмечают все, частое упоминание еды. Вы видели Мартынчик и Стёпина? Они похожи на людей, способных слопать хотя бы десятую часть заявленного?
Нет, не очень.
Может быть, они или их родственники хотя бы рестораторы? Нет, тоже нет.
Есть, конечно, ещё такая штука, как очень быстрый обмен веществ. Видела я девушек, которые лопали зефир упаковками, но фигуры не теряли, да...
Можно ли Мартынчик записать в эту категорию? Нет. Быстрый обмен веществ обычно заметен в поведении, здесь как-то не похоже. И вообще, будете удивлены, но люди с тяжёлым характером обычно даром "много ем и не толстею" не обладают.
Поэтому есть ощущение, что человек, написавший "Лабиринты Ехо" во-первых выше, во-вторых - возможно - несколько упитаннее (как многие обитатели Ехо), в-третьих, возможно, вообще мужчина. Нет, не надо мне про Степина, он от соавторства открестился довольно быстро, а паттерн сохранился.
Про упитаннее... косвенное подтверждение можно найти не только в образах местных уроженцев, но и в довольно резкой реакции некоторых персонажей на всю эту тему с едой. Лойсо Пондохва, к примеру, прямо назвал еховцев шайкой вечно жрущих обывателей, прячущих в просторных нарядах свои оплывшие тела. Хм. Такое может написать либо человек с избытком веса, либо анорексик. Другие не будут знать, где начать, чтобы такое придумать.
И, заметьте, главный герой "до переезда" считал себя очень неуклюжим, часто натыкался на предметы и что-то смахивал со стола. Хм?
Сравните, скажем, с главгероиней Стефани Майерс из "Сумерек". Тоже вроде худощавая девица, но неуклюжая до жути. А причина в схеме тела автора. Можете погуглить.

Во-вторых, при постоянных упоминаниях еды, почти не упоминаются десерты. Это необычно. Вообще даже барышня, которой нельзя есть тортики, охотно пишет про тортики. А здесь... пирожки есть, мяса навалом, фрукты какие-то странные, камра... и никакого сладкого. Более того, при посещении "восточных" трактиров и стран, об их слишком сладкой кухне написано с отвращением.
Хм.
Много вы знаете женщин, которые сладкое не любят, а мясо любят? Ну ок, я знаю штук шесть. Но вообще это редкость. Среди мужчин бывает чаще. А некая агрессия в сторону сладкого больше всего напоминает поведение того, кому этого просто нельзя. Диабет, может быть? Вообще, очень похоже.
Но в характеристике Мартынчик не значится.

В-третьих, чтобы закончить тему здоровья... хм, какое слово вам приходит на ум, говоря об Ехо? Мне лично "сердце". Частотность зашкаливает. от "Сердца Мира", где Ехо и выстроен и до "наступить на сердце" (метафора, правда, старая и, возможно, французская... ещё у Б.Ю.Поплавского есть "днесь наступила жаркая весна / на сердце мне до нестерпимой боли", но распиарил-то её Макс Фрай). Главгерой получает второе сердце, когда первое останавливается. А потом носит в сердце меч, чтобы не быть "слишком живым". А в "Вороне на Мосту" ещё есть дивный эпизод, когда, чтобы один персонаж всё запомнил как следует и навсегда, другой держит его за сердце (!!), но всю боль берёт себе (!!!). И цветок из "Огненных страниц", который надо напоить кровью из сердца...
Короче, что-то там с этим сердцем не то. Точно.
Конечно, по официально заявленным авторам информации нет. Опять Стёпин? Может быть. Причину смерти я так и не нашла, но "внезапно" в концепцию сердечного приступа укладывается. Вот только Стёпин от соавторства отошёл, а тема осталась.

А что с географией?
Много странного. Родной и неприятный главгерою город не тянет ни на мегаполис типа Москвы, ни на южный город типа Одессы. То, что серое безобразие, от которого Макс сбежал в Ехо - точно не Вильнюс, в целом тоже понятно.
И? Откуда возникло описание города не мелкого, но и не очень крупного (где-то от 800 тыс. жителей до 2-3 миллионов), серенького, порядком раздолбанного, не слишком южного и довольно пасмурного?
Это мог бы быть Питер, но Питер крупнее. Да и Мартынчик со Стёпиным там не жили.
В России и СНГ тьма-тьмущая таких городов. От Европы до Урала, от Сибири до Дальнего востока. Однако те населённые пункты, где довелось провести детство и юность авторам - почему-то не похожи.
Станет ли кто-то для пары эпизодов придумывать город, в котором не был, вместо того, чтобы списать происходящее со своих воспоминаний? Не думаю.

В Ехо мягкий климат и герою это нравится. Особенно отсутствие морозов зимой.

Мартынчик вспоминает в интервью, что в детстве она очень любила часами бродить по лесу и вообще она "лесной человек". Однако герои в детстве больше гоняют по лугам и степям. Да и вообще лес в Ехо чаще всего источник неприятностей: то укрытие для восставших с того света разбойников, то последний приют спившихся эльфов, то преддверие болот.

Вот, кстати, болота. Их в историях про Ехо много и они опасны. Но как-то будничны. Мол, кругом есть такая ерунда.
Под Берлином особых болот нет. Лиманы Одессы - нифига не болота. К Балтийским странам авторы вроде претензии не имеют, потому и местные топи не должны их огорчать по идее. Но коварные топи в "Лабиринтах" и "Хрониках" буквально кругом. Стоят они в лесу, наступают внезапно, требуют бдительности и т.п. Связаны с темой нахождения / утраты взаимопонимания с другими людьми, что характерно.

Дивная деталь, что бессмертных вампиров какого-то там ордена Макс не стал убивать, а депортировал в Германию. Пить кровь из бюргеров. Гхм? Мартынчик про Германию только хорошее говорила, это про Россию - не всегда (политкорректно выражаясь). Так за что такая со вкусом подложенная свинья?

Отношения
Вот здесь вообще чудо чудное и диво дивное. Про пол автора. Расскажите мне, дорогие фикрайтеры, часто ли у вас так бывает, что герой одного с вами пола имеет несколько разных связей? Наверное, бывает.
А если противоположного? Рискну предположить, что он / она моногамны.
И это не только у вас. Ведьмак Сапковского живёт в вялотекущем "треугольнике", но вот Йеннифер, например, определяется с своих чувствах за одну книгу.
Даже Серсея у Джорджа Мартина помимо себя и детей любит Джейме. Роберта - презирает. Поэтому треугольника нет.
С другой стороны, даже Толкин порывается наметить тому же Арагорну треугольник. Не совсем, но заметно порывается...
В примерах попроще - та же Майерс с "Сумерками" - треугольник просто выпирает из центра кадра.
Джоан Роулинг, скажете вы. Гарри противоположного пола, но у него "треугольник" с Джинни и Гермионой. Не особенно. Одна концепция вытеснила другую, вот и всё. Метания Рона порицаются. А вот Гермионы вполне благосклонно принимаются. И Джинни со своими романами остаётся хорошей приличной девочкой... "Мачо" Джеймс становится образцово моногамен, "мачо" Сириус вообще показан без личной линии. А под конец нас добивают знаменитым "всегда".

Так что Макс Фрай? Главгерой мало того, что в треугольнике, так ещё и довольно странном. Меламори всегда присутствует на заднем плане, даже когда он с другой. И когда выдаётся возможность - они снова вместе. Но, конечно, тень Теххи навсегда поселяется в мире, созданном из снов Макса. Запутанно. Высокие отношения, конечно. Но как будто две равные-но-разные любви. Можно ли так написать о противоположном поле? Мне это кажется маловероятным.
При этом барышни - при заявленной свободе нравов - вроде как в случайных связях не отмечены. Аж до самых "Сновидений Ехо", где жене Корвы Блимма зачем-то придумали любовника.

Удивляет и настораживает, что девочки в Ехо - очень девочковые девочки. Нет "пацанок" по характеру. Да, они плетут интриги. Да, могут убить взглядом, встать на след, отравить... но всё время остаются в образе "леди". Мечами не машут, подножки не ставят, в рукопашную не сражаются...
Женщины такое пишут вообще? Даже у ЛеГуин, даже у Буджолд это есть. Хотя бы пара персонажей. А здесь женщины рук не марают. Даже если руководят всем.

Тёмное альтер-эго главгероя - маньяк, которого он убивает (ножом в сердце, ха-ха). И да, что бы там ни говорилось, а сам персонаж умеет обижаться на женщин (см. эпизод с бывшей девушкой Юлей, описанный подробно, достоверно и эмоционально). ОК, мужчина может ощущать в себе агрессию, но понимать, что решать вопросы надо цивилизованно, а не бритвой по горлу, ибо "мы же не звери". Но какова вероятность того, что женщина будет ассоциировать своё альтер-эго с маньяком? (нет, не надо мне приводить в пример наше местное фанфиковское недоразумение).

Короче, подводя краткий итог своему не-анализу, я бы поставила на то, что автор серии: мужчина, ровесник Мартынчик и Стёпина, родом из средней полосы, города среднего размера, с "заброшками", где есть морозная снежная зима и трамваи. Вокруг есть леса и болота.
Возможно, Средняя Азия не слишком далеко (восточный колорит в произведении).
Скорее всего, выше и/или крупнее заявленных авторов.
Скорее всего, еврейской национальности (указанные выше возможные проблемы со здоровьем для нас типичны).
Обидчивый, дорожащий обилием социальных связей (предприниматель?), любит любить читать (это не опечатка - иметь библиотеку для не него важнее, чем ей пользоваться), вспыльчивый, любит, чтобы всё было так, как задумано и никак иначе.
Ненавидит холод. Любит животных.

Всё это крайне общЁ и подходит каждому пятому жителю Еврейской автономной области, конечно =) Впрочем, вероятно, не каждый житель Еврейской автономной области может замотивировать другого побетить и погаммить его тексты, а потом выпустить книги и отдуваться за них в публичном пространстве.

Выводов не будет, это просто краткий список того, что несколько не совпадает в тексте и в авторах "по моему скромному мнению".
8 апреля 2021
20 комментариев из 76 (показать все)
flamarina

популярную лабуду вроде "Креативные и примитивные"
Что там? (Не читал, встречал упоминания/советы почитать)
Fluxius Secundus
Вам моё мнение или объективно?

Есть такой человек, которому не повезло с фамилией: Юрий Вагин.
С точки зрения философии, его теорию можно возвести к гедонистам.

Используя в качестве метафоры свёрнутую пружину, он говорит, что даже само слово "развиваться" означает потратить некий ограниченный потенциал ресурсов, а потом начать деградировать. Физически и умственно. Вот он как раз где-то в районе 25 лет и проводит границу.
Дальше можно заворачиваться в простынку, ибо организм якобы восстаёт против человека, а в мозге нарастает инертность и энтропия (тепловая смерть вселенной в отдельно взятом организме, короче).
И только у нескольких процентов населения этот процесс деградации не идёт и они сохраняют ум, работоспособность и здоровье до преклонного возраста.
Проблема типа в том, что деградация идёт не резко, а постепенно и человек сначала не замечает подвоха. И, конечно, во-первых государство тратит на него ресурсы (образование и медицина), а во-вторых он успевает начать плодиться и размножаться. И потому в мире нашем так много тупых людей, болезней и "в молодости он таким не был, а теперь что-то деградировал").

Короче, эдакое перенесение схемы действия хореи Хангтингтона на жизнь любого человека.

А, процесс - хоть чтобы не навернуться на сложности Вагин об этом не упоминает - видимо, генетический.
Ибо как-то повлиять на него нельзя. Или повезло, или не повезло. Тварь ли я дрожащая или могу выяснится только со временем )))

Я бы сказала, что это не слишком законспирированный вариант нацизма и теории золотого... даже не миллиарда, а где-то золотых ста миллионов.
Показать полностью
Любопытный "разбор с элементами анализа") Спасибо!
По географии. Что, если это Новосибирск? Город крупный, но очень молодой, почти без истории. Я там не бывал, но предположу, что серого в тамошнем городском пейзаже должно хватать. А зимой там весьма и весьма холодно. И монументальные Васюганские болота не так уж и далеко.
Правда, в Новосибирске есть крупная река (Обь). Похоже, что автор вырос на берегу большой равнинной реки или не очень?
WMR
Честно говоря, хз. Может и похоже.
В Новосибирске я жила два года (под Новосибирском большую часть времени, но и там бывала). Да, что-то общее есть. Крупненький, серенький, сибирский.

Ну просто дальше уже сложно конкретизировать. На Урале и в Сибири каждый второй город от 500 000 до миллиона жителей, на крупной/средней реке и эвакуационной застройки.
flamarina
Мне Новосибирск пришел в голову именно из-за Васюганья. Реальная хтонь огромного масштаба, где почти никто не живет, в отличие от хорошо известных, не слишком обширных и давно исхоженных местными жителями болотцев европейской части.
По сердцу. Сердечные болезни - штука смертельно опасная. Или автор человек не суеверный, накликать не боится, вот и пишет?
По сладкому. Сам я сладкое тоже люблю, правда не всякое. Но и мясо с рыбой не забываю)
WMR
Ну, может, считает, что если у героя всё будет хорошо и он это преодолеет (с сердцем), то и у автора всё хорошо будет.
Типа выразил, зафиксировал и забыл.
flamarina
Но вообще интересно получилось) И заставляет задуматься. Эдак ведь и мои работы проанализировать можно и наделать разных выводов о моей личности. Надеюсь только, что эти выводы не будут совсем уж негативны...
WMR
Слушайте, ну не преувеличивайте... Во-первых, я прочитала все "Лабиринты" и все "Хроники", а это очень много текста.
Во-вторых... ну чего человеку бояться? Он - это он. Кому-то не нравится мстительность, а кому-то всепрощение, кому-то мелочность, а кому-то рассеянность, кому-то излишняя мягкость, а кому-то нарочитая брутальность. Для кого-то это всё "позитив", а для кого-то "негатив". Мы просто разные.
Да, это отражается это в текстах. Да, не нравится кому-то. А кому-то нравится. И что? Мы это мы.
flamarina
Вот умеете Вы правильные слова найти. По крайней мере, для меня. Спасибо)
Расскажите мне, дорогие фикрайтеры, часто ли у вас так бывает, что герой одного с вами пола имеет несколько разных связей? Наверное, бывает.
А если противоположного? Рискну предположить, что он / она моногамны.
И это не только у вас.
Сложные полиаморные конструкции считаются?
Fluxius Secundus
Хех, это отдельная история ))
flamarina
Как раз всплыл в памяти пример такого рода - главная героиня цикла, состоящая параллельно в отношениях с авторской самовставкой (крутым и авторитетным персонажем, носящим то же имя, что и автор использует в псевдониме) и местным галактическим императором, и даже беременеющая от обоих разом.
Император этот, правда, появляется в тексте два раза и потом погибает, не узнав о беременности, а у самовставки есть еще одна девушка/жена. Которая тоже погибает, оставив дочь, но позже.
ну, если умирает, то можно )) Может, автор состоит в отношениях с замужней женщиной?
Может, автор состоит в отношениях с замужней женщиной?
Не знаю, не интересовался.

Речь, если вам или еще кому-то интересно, об этом цикле.
Fluxius Secundus
Ой, я не очень по литрпг охотник )) Но моя базовая версия была бы такая. Потому что уничтожить чужих наглых самцов - это же самое то, что надо автору (без шуток!)
flamarina
Это не литрпг, это аи/космоопера/криптоистория/шпионский боевик.
Fluxius Secundus
Так квесты же ))
flamarina
Книжка аж седьмого года, квесты тогда понимались не только в смысле РПГ.
В любом случае, трава немного не моя ))) Но спасибо за ссылку =)
flamarina
Это был не совет на чтение, а именно удовлетворение возможного любопытства.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть