↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Временно не работает,
как войти читайте здесь!
Ластро
17 мая 2021
Aa Aa
#вопрос
Допустим, есть условное маленькое славянское племя водяне, каждую осень они собирают общиной урожай, оценивают сколько собрали и на сколько людей хватит еды, после чего, если её мало, выбирают сколько людей "отдать реке".

Подразумевается, что племя живёт очень голодно и если этого не делать, то часть водян всё равно умрёт, а так они верят, что радичи отойдут хозяину реки в услужение.

Вопрос, это считается человеческими жертвоприношениями с учётом, что за жертв они ничего не просят?

П.С. Время ориентировочно 6-7 век. Альтернативное прошлое.
17 мая 2021
28 комментариев из 47
Три рубля
Я пою то что слышал от специалиста историка. Язычество штука непостоянная, имело место развитие идей : от валькирий богинь, которых всего дюжина, до такого.
к-тан Себастьян Перейра
Там еще и региональные различия были наверняка. А к этому можно добавить две вещи. Первая. Мало того, что стройной религиозной системы что у германцев, что, кстати говоря, и у славян наверняка не было, так многое было утрачено в ходе христианизации. Вот осталась дольше других германских стран языческой Исландия - и в итоге их версию германского язычества все и знают. А я ткнулся в язычество англосаксов - ну и? Кое-что записал Беда Достопочтенный, но поди разберись, что записал верно, а где напутал. А вообще там черт ногу сломит. В википедии просто всплывали грубые ошибки - мне потом их пришлось вычищать из своего макси. Хотел я Локи упомянуть - а оказалось непонятно, был ли он в пантеоне англосаксов хоть в каком-то виде и вообще не является ли он поздно появившимся сугубо скандинавским персонажем. И т.д., и т.п.
П_Пашкевич
С записями тоже не все так просто. Они записанны были спустя несколько веков и записанны христианами, что тоже накладывает отпечаток на восприятие.
к-тан Себастьян Перейра, а я вот не знаю источников, по которым можно человеческую женщину в валькирию переделать.
Если уж на то пошло, то скорее всего вообще вся эта ерунда с Вальхаллой, Фольквангом и другими посмертным чертогами — результат влияния христианства, а изначально в германской и в частности в скандинавской религии был только один вариант посмертия — Хель.
Три рубля
Всё, конечно, может быть, но что в этой "ерунде" христианского? Вывернутая шиворот-навыворот идея загробного воздаяния с совершенно другой системой ценностей в основе?
Вот осталась дольше других германских стран языческой Исландия - и в итоге их версию германского язычества все и знают.
Не дольше (шведы оставались язычниками дольше, если считать по правителям и по отдельным феноменам, а самое позднее сравнительно достоверное упоминание о скандинавском языческом культе, как мы с Три рубля уже выясняли, это вообще Новгород), а просто именно там записали Эдды.

Имхую, языческие мифы вообще записываются не там, где язычество упорно и накал борьбы с ним высок, а там, где крестились быстро и бескровно.

Всё, конечно, может быть, но что в этой "ерунде" христианского? Вывернутая шиворот-навыворот идея загробного воздаяния с совершенно другой системой ценностей в основе?
Все просто, у протоиндоевропейцев, скорее всего, было одно универсальное подземное царство за рекой/водой (Гьолль, Смородина, Стикс), мост через которую охраняется стражем. Потому что этот миф есть у всех, и еще и детальками совпадает.
А вот с аналогами Вальгаллы хуже, они есть не у всех, а у кого есть - разные.

С другой стороны, заимствование могло быть и не христианским, а, например, античным, из концепта Элизия. Благо, какой-то путь заимствования был, стырили же скандинавы руны у этрусков и их соседей по Северной Адриатике.
Показать полностью
Facensearo
За уточнение относительно шведов - спасибо.

А Смородина в такой интерпретации - кстати, не домыслы ли?
П_Пашкевич, может быть, именно это название не исконное (хотя я думаю, что это не так), но сам образ очень хорошо укладывается в общеиндоевропейскую канву.
Три рубля
Угу. Стикс. Может быть, и правда общеиндоевропейское наследие. А может, образ, перенесенный "реконструктором" в псевдославянскую мифологию прямиком, например, из древнегреческой. Странны "ягодные" названия. Я, конечно, в курсе, что "смородина" может быть быть просто "смердящей рекой" но в сочетании с "калиновым" мостом это уже странно. Хотя и тут может быть совпадение, факт.
Эвфемизмы для изначального табуированного названия, возможно.
Facensearo
Но почему ягодные? Вот вокруг медведя полно эвфемизмов у разных народов, но все они - осмысленные иносказания, отражающие какие-то признаки. А здесь?
Каламбур с многозначностью обоих названий. Там же не только река и Смородина/"смрадная", но и мост — Калинов/"калëный".
Facensearo
А вот тут без лингвиста не разберешься. У словообразования есть свои законы. Я не уверен, что от от "калить" можно образовать "калинов", а не какой-нибудь "калён", хотя и отрицать такую возможность не решусь.
П_Пашкевич, в «Марье Моревне», допустим, река безымянная, просто огненная.
А малина-калина-смородина — это такой фразеологический стереотип нашего языка, возможно, дело в этом.
Три рубля
Хм... А он есть, этот стереотип? У "Калинки", например, если верить Википедии, известен автор - Иван Ларионов.
Ну и кстати, названия-то реки у всех разные, и вроде к общей этимологии не возводятся. Это у стража есть общая этимология как минимум в греческом и индийском вариантах.

— Ты знаешь, как зовут моего пса?
— Цербер, — без запинки ответил я. — Но это все знают.
— Знаешь, что это означает?
Я открыл и закрыл рот. Покачал головой.
— Это от древнего слова «kerberos». Означает «пятнистый».
Я моргнул.
— Вы настоящий греческий бог. Вы владыка Подземного мира. И… назвали свою собаку Пятнышко?

> А он есть, этот стереотип?

Названия улиц в дачных товариществах :D
Три рубля
Вот это интересно. Осталось только перекинуть мост (Калинов :) ) от этих образов к реке Смородине. Я не берусь: не специалист настолько, что не отличу досужих домыслов от весомых аргументов.
Ну кстати огненность реки, скорее всего, библейское уже заимствование.
У всех остальных же просто река.
Facensearo, Пирифлегетон, Вайтарани (там не прямо из огня, а из всякой гадости, например кипящей щёлочи и пепла, но и река славян в некоторых записях из кипящей смолы). В зороастрийской эсхатологии огненная река тоже фигурирует.

У кельтов тоже бывает, но там эпизод вроде бы не связанный с загробным миром:
Дорогу им преградила широкая река. Чтобы проверить ее глубину, Герман опустил в воду древко копья, которое сразу же превратилось в прах, словно в реке тек огонь. На другом берегу стоял человек огромного роста, охранявший, как показалось разведчикам, стадо крупных быков. Он закричал им, чтобы они не беспокоили телят; после чего Диуран с Германом поспешили вернуться назад, и корабль отплыл.

Источник: http://svr-lit.ru/svr-lit/rolleston-mify-legendy-keltov/plavanie-majl-dujna.htm
Три рубля
Ну, у кельтов, бывает, путь к миру волшебного народа лежит через воду.
П_Пашкевич, я про образ огненной (или по крайней мере кипящей) реки.
Три рубля
Хм...
У ирландцев даже на контакты с античным миром не спишешь: их римляне не завоевывали.
П_Пашкевич
Три рубля
Хм...
У ирландцев даже на контакты с античным миром не спишешь: их римляне не завоевывали.
Но торговали довольно активно
Facensearo
Но все-таки мифология сильно особняком. А насчет торговали - можно подробности?
А насчет торговали - можно подробности?
https://en.wikipedia.org/wiki/Hiberno-Roman_relations
Facensearo
Спасибо!
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть