Aa | Aa |
Коллекции загружаются
#вопрос
Допустим, есть условное маленькое славянское племя водяне, каждую осень они собирают общиной урожай, оценивают сколько собрали и на сколько людей хватит еды, после чего, если её мало, выбирают сколько людей "отдать реке". Подразумевается, что племя живёт очень голодно и если этого не делать, то часть водян всё равно умрёт, а так они верят, что радичи отойдут хозяину реки в услужение. Вопрос, это считается человеческими жертвоприношениями с учётом, что за жертв они ничего не просят? П.С. Время ориентировочно 6-7 век. Альтернативное прошлое. 17 мая 2021
1 |
Facensearo
За уточнение относительно шведов - спасибо. А Смородина в такой интерпретации - кстати, не домыслы ли? |
П_Пашкевич, может быть, именно это название не исконное (хотя я думаю, что это не так), но сам образ очень хорошо укладывается в общеиндоевропейскую канву.
1 |
Три рубля
Угу. Стикс. Может быть, и правда общеиндоевропейское наследие. А может, образ, перенесенный "реконструктором" в псевдославянскую мифологию прямиком, например, из древнегреческой. Странны "ягодные" названия. Я, конечно, в курсе, что "смородина" может быть быть просто "смердящей рекой" но в сочетании с "калиновым" мостом это уже странно. Хотя и тут может быть совпадение, факт. |
Эвфемизмы для изначального табуированного названия, возможно.
1 |
Facensearo
Но почему ягодные? Вот вокруг медведя полно эвфемизмов у разных народов, но все они - осмысленные иносказания, отражающие какие-то признаки. А здесь? |
Каламбур с многозначностью обоих названий. Там же не только река и Смородина/"смрадная", но и мост — Калинов/"калëный".
|
Facensearo
А вот тут без лингвиста не разберешься. У словообразования есть свои законы. Я не уверен, что от от "калить" можно образовать "калинов", а не какой-нибудь "калён", хотя и отрицать такую возможность не решусь. |
П_Пашкевич, в «Марье Моревне», допустим, река безымянная, просто огненная.
А малина-калина-смородина — это такой фразеологический стереотип нашего языка, возможно, дело в этом. |
Три рубля
Хм... А он есть, этот стереотип? У "Калинки", например, если верить Википедии, известен автор - Иван Ларионов. |
Три рубля
Вот это интересно. Осталось только перекинуть мост (Калинов :) ) от этих образов к реке Смородине. Я не берусь: не специалист настолько, что не отличу досужих домыслов от весомых аргументов. |
Ну кстати огненность реки, скорее всего, библейское уже заимствование.
У всех остальных же просто река. |
Facensearo, Пирифлегетон, Вайтарани (там не прямо из огня, а из всякой гадости, например кипящей щёлочи и пепла, но и река славян в некоторых записях из кипящей смолы). В зороастрийской эсхатологии огненная река тоже фигурирует.
У кельтов тоже бывает, но там эпизод вроде бы не связанный с загробным миром: Дорогу им преградила широкая река. Чтобы проверить ее глубину, Герман опустил в воду древко копья, которое сразу же превратилось в прах, словно в реке тек огонь. На другом берегу стоял человек огромного роста, охранявший, как показалось разведчикам, стадо крупных быков. Он закричал им, чтобы они не беспокоили телят; после чего Диуран с Германом поспешили вернуться назад, и корабль отплыл. Источник: http://svr-lit.ru/svr-lit/rolleston-mify-legendy-keltov/plavanie-majl-dujna.htm |
Три рубля
Ну, у кельтов, бывает, путь к миру волшебного народа лежит через воду. |
П_Пашкевич, я про образ огненной (или по крайней мере кипящей) реки.
1 |
Три рубля
Хм... У ирландцев даже на контакты с античным миром не спишешь: их римляне не завоевывали. |
П_Пашкевич
Три рубля Но торговали довольно активноХм... У ирландцев даже на контакты с античным миром не спишешь: их римляне не завоевывали. |
Facensearo
Но все-таки мифология сильно особняком. А насчет торговали - можно подробности? |
А насчет торговали - можно подробности? https://en.wikipedia.org/wiki/Hiberno-Roman_relations1 |
Facensearo
Спасибо! |