↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Feature in the Dust
5 июля 2021
Aa Aa
#хрюкотали_зелюки #клуб_читателей_конкурсов
*Раннее утро. Знакомая кофейня. Солнечный свет мягко освещает стопки всевозможных словарей и сборников крылатых фраз на столе; крошечный солнечный зайчик задорно перепрыгивает с одного зеленого абажура стоящей тут же настольной лампы на другой, отчего абажуры на миг вспыхивают загадочным зеленым свечением. Стеллажи тонут в прохладной утренней тени, поэтому надписи на транспарантах, растянутых над ними, едва различимы. На одном написано "Keep calm and translate", на другом - "Durum patientia vincit". За столом сидит Эраст Андреевич и, сверяясь с довольно пухлым словарем, делает пометки в блокноте.*

Доброго утра всем любителям заморских чудес.
Сегодня мы поговорим о том, что всех нас объединяет и разъединяет - о языках во всем их многообразии. А также о людях, которые умеют перекидывать мостики между языком произведения и языком читателя, чтобы читатель и текст смогли встретиться и полюбить друг друга.

Что желаете обсудить?

Вы можете присоединиться к беседе в любой момент с мнением о любой работе.

Все так же прошу участников обсуждения, если их это не затруднит, конечно же, ограничиться названием работы и не ставить ссылки на фанфики - если они не уверены, что их слова о работе понравятся автору - чтобы пост Клуба не подцеплялся к фанфикам во вкладке "Упоминания в блогах". Спасибо-пожалуйста.

Кроме того, смею напомнить, что здесь - зона, свободная от нецензурной лексики: ваше мнение никто не ограничивает, но давайте обойдемся без излишнего фраппирования собравшихся. ;)
А также спешу сообщить, что нарочитая безграмотность здесь считается фраппированием даже еще худшим, поэтому комментарии в стиле Мион будут удаляться.

Отдельно хотелось бы уточнить, что под "любым мнением" следует понимать мнение о работе, а не о личности автора или собеседника. ;)

Для удобства пролистывания, подробности по номинациям и скучная статистика ниже. В случае необходимости, всякие upd по ходу обсуждений будут появляться на этом месте.
Книга жалоб и предложений клуба здесь (и я настоятельно советую писать туда, если вы чем-то недовольны - помогите нам стать лучше и все такое ;)).
Поваренная книга клуба здесь.

Итоговая статистика выйдет отдельным постом с тегом Эраст_Андреевич_умничает

Итак перед нами 43 разных мостика:
1. Экспекто Патронум - 10 дженовых работ по ГП от 3 до 79 кБ. Самая большая работа номинации еще и единственный кроссовер конкурса - Путешествие с Чарли в поисках Америки Польши и настоящих славянских драконов. Интересно, с какого языка перевод?. Еще у нас тут семья Малфоев, семья Грейнджер, Снейп и Дамблдор, Дамблдор и Снейп, и очень много Гарри Поттера - 5 работ из 10 - со Снейпом, с Дамблдором, с ними обоими, с семьей и друзьями (даже один пре-снарри).
Общий объем номинации - 246 кБ.
У Гарри Поттера много традиций: раз в год он слушает историю своего прибытия в Паучий переулок, раз в год он пишет письмо своему сыну, раз в год сдает экзамен, но что-то идет не так... а не, такое у них с Роном вроде чаще происходило. ;)

2. Амортенция - 7 работ по ГП от 5 до 49 кБ. Три слэша (флинтвуд, драрри и Гелерт+Альбус в омегаверс-варианте), четыре гета (два снейджера, драмиона и Снейп+МакГонагалл в Диккенс-вариации).
Общий объем номинации - 131 кБ.

3. След Титана - 10 работ по большим фандомам от 3 до 152 кБ. Два гета (Энакин+Падме из Star Wars и Локи+Железный человек (но в женском варианте) из Марвел), три слэша (Леголас с Кили, Азирафаэль с Кроули и Брайан с Джастином из Queer as Folk), остальное - джен по фандомам My Little Pony (2 штуки), Вселенная Марвел (2 штуки) и Star Wars.
Общий объем номинации - 265 кБ.
Поняшки - фандом, который я знаю только по конкурсным фанфикам, довольно часто интересным, причем обычно - переводным. А тут по ним еще и целая мидяшка на 152 кБ. :)

4. Хруст французской булки - 5 гетных работ от 4 до 28 кБ по фандомам Великий Султан (обещаны изнасилования и прочий БДСМ), Война и мир (Соня и Долохов), Гордость и предубеждение (мисс Бингли и полковник Фицуильям), Мегамозг и Унесенные призраками (Тихиро и Хаку, конечно же ;) ).
Общий объем номинации - 61 кБ.
Перевод на русский фанфика по Войне и миру - круг замкнулся. ;)

5. Морской бриз - 3 дженовых работы от 5 до 27 кБ. Один оридж и фанфики по фандомам Один дома и Унесенные ветром.
Общий объем номинации - 42 кБ.

6. Физика или химия - 5 слэшных работ от 7 до 35 кБ по фандомам Вампирские хроники, Гримм, Дракула, Забытые Королевства, Солнечные противоположности.
Общий объем номинации - 76 кБ.
Прямо-таки повышенная концентрация вампиров и прочих темных сил из мрачных сказок в номинации.

7. Прогулка по Нью-Йорку - 2 фемных работы от 3 до 28 кБ по фандомам Забытые королевства и Камелот.
Общий объем номинации - 31 кБ.
А тут у нас две Прекрасных Дамы решили обойтись без Артура, его стола и его рыцарей ;)

8. Меч Короля Артура - 1 гетная работа в 13 кБ по Голодным играм.
Общий объем номинации - 13 кБ.
Судя по шапке - Чистая романтика между Китнисс и Хеймитчем - это сказ о том, как два прагматика пытались в романтику. ;))

Немножко скучной статистики:
самая маленькая номинация по количеству работ и объему - 2 работы на 31 кБ - Прогулка по Нью-Йорку
самая многочисленная и объемная номинация - 10 работ на 265 кБ - След Титана
самая большая работа - 152 кБ - мидяшка по поняшкам Лунанград в номинации След Титана
Самый популярный фандомы (кроме ГП) - 3 работы - Вселенная Марвел

Всего 43 работы: 12 гетов, 11 слэшей, 2 фема и 18 дженов. 1 кроссовер.
По размеру:
нано-мини (<=5) - 7
микро-мини (6-10) - 12
мини (11-20) - 11
макси-мини (21-50) - 10
миди - 3
5 июля 2021
20 комментариев из 4034 (показать все)
Симосэ Каяку
Раньше писали в основном либо "от всевидящего автора", либо от первого лица. А например, в китайских и японских ранобэ никто и сейчас не считает нужным придерживаться четкого "фокала". Но у нас почему-то он стал строгим литературным каноном, даже для фф
Вот кстати да. Мое мнение такое, что если читатель правильно все понимает и не путается чей взгляд сейчас подаётся, то все ок. Просто иногда и правда написано слишком сложно и за этим стоит не авторский замысел, а простое неумение правильно рассказать историю. Сама грешна. Но ругать за смену фокала хороший фик не стоит.
*оффтоп*
К слову о понимании читателя.
Последние новости с фронта (да, я тестирую на КФ первый гет):
Все отзывы: "Блин, автор, я не поняла ни слова, но это обалденно красиво и атмосферно, я влюбилась".
Я: ...
Симосэ Каяку

Вообще "фокал", насколько знаю, это прием, который пришел из относительно современной западной литературы. Раньше писали в основном либо "от всевидящего автора", либо от первого лица.
Не совсем - фокал это же вроде просто более узкое развитие идеи повествовательной точки зрения.
А повествовательные точки зрения и раньше были разными. В том числе вложенными, как в повести Белкина, например, или в Сказках Тысячи и одной ночи, в которых Шахерезада рассказывала историю, в которой некий торговец рассказывает историю, что когда он однажды отправился за товаром в другой город, то по дороге попал в пустой дом, в котором на очаге на сковороде жарились три рыбины и одна из них рассказала ему историю о том, что когда ....
Не совсем - фокал это же вроде просто более узкое развитие идеи повествовательной точки зрения.
Ох, с терминологией в этом плане тоже большие проблемы ;)
Я имею в виду тот "фокал", который обычно "скачет" (довольно частое обвинение). Еще его называют точкой зрения.
Ок, приведу пример.
"От всевидящего автора":
Вася когда-то учился вместе с Петей, но сейчас его не узнал.
"Фокал" Васи:
Вася вгляделся в лицо парня в красной куртке. Вряд ли они были знакомы, но тот кого-то смутно напоминал. Возможно, из школьной жизни.
Или еще более близкий фокал:
Вася вгляделся в лицо парня в красной куртке. Кого-то этот чувак ему напоминал. Может, учились вместе?
Симосэ Каяку
Так и я об этом - повествовательные точки зрения и раньше были разнообразными, не только с позиции всевидящего автора. И это не современный "прием", который пришел из западной литературы - это сам термин "фокал" пришел калькой с английского в наше любительское писательство не так давно, а термин "повествовательная точка зрения" у нас существовал гораздо раньше (просто никому из любителей не был интересен ;))
Feature in the Dust
Тут именно стилистика. Сейчас все чаще пишут, как у меня в третьем примере. В классической литературе такого не было. Для мыслей персонажа авторский текст не использовался, только прямая речь. Или повествование от первого лица.
Ну литература-то тоже как-то развивается (как и языки). То, что раньше считалось неприемлемым, сейчас вполне себе принимается. Правда, некоторые новшества мне кажутся чересчур. Пыталась зачесть какую-то широко разрекламированную young adult книжку, кажется, писательница ирландка, такие отзывы критиков, "новаторство, меткие описания, психология, цепляющие за душу персонажи" и вотэтовсе. Новаторство текста заключалось в том, что всю прямую речь оформили просто как обычные предложения - реплики персонажей с новой строки и все, больше никаких выделений, ни кавычек в оригинале, ни тире в переводе, ничего. На третьей странице таких диалогов у меня сломался мозг, хотя в целом если раза два перечитать, то становится понятно, кто что сказал.
Ну литература-то тоже как-то развивается (как и языки).
Развивается, но разными путями. Писать с близкого фокала - модная западная тенденция. А, к примеру, в китайских и японских ранобэ идут другим путем. Но почему-то у нас очень любят осуждать за "скачущий фокал". Как будто цельность фокала внутри главы или выделенного фрагмента - это единственный литературный канон, и по другому писать нельзя.
из конкурсного фика:

— ...Ты что делаешь, — бесцветно спросил Локи, не в силах даже на вопросительную интонацию.

Я: Автор, у вас тут перловка.
Мне: Вы не нашли оригинал. Надеюсь, вы хотя бы пытались...
Velloso
И вот пиши после этого про недостатки перевода :( Обычно такие перлы пишут неопытные переводчики, которые вообще плохо понимают, что такое художественный перевод. И парой замечаний их не обучишь, еще и в штыки встретят. Я раньше лезла, но теперь просто забила.
Velloso
из конкурсного фика:

— ...Ты что делаешь, — бесцветно спросил Локи, не в силах даже на вопросительную интонацию.

Я: Автор, у вас тут перловка.
Мне: Вы не нашли оригинал. Надеюсь, вы хотя бы пытались...
Не поняла, где тут ошибка?
Aliska-cool
Может это?
не в силах даже на вопросительную интонацию.
Симосэ Каяку
да, наверное, писать можно в принципе как угодно, главное чтобы читателю было понятно, что происходит в тексте. У меня тоже в одном эпизоде может проскочить смена фокала, но это происходит один раз за эпизод и обоснованно. Но когда идет текст от лица одного персонажа и внезапно вкручивают мысль другого, а потом опять возвращаются к первому - оно как-то... напрягает.
GrimReader
Aliska-cool
Может это?
Ааа)) голова не варит уже))) спасибо)))
Я мысленно прочитала «не имея силы даже на...»))
Aliska-cool
Эм, но вроде это очевидно. Нет?
не в силах что? М.б. неспособный. Но даже так фраза корявая.
лучше что-то типа:
у него не хватило сил даже на вопросительную интонацию.

upd:
Я мысленно прочитала «не имея силы даже на...»))
Вот, так это и работает. Читатели автоматом фиксят в голове, а потом пишут в комментах "чудесный перевод" )))
Симосэ Каяку
Aliska-cool
Эм, но вроде это очевидно. Нет?
не в силах что? М.б. неспособный. Но даже так фраза корявая.
лучше что-то типа:
у него не хватило сил даже на вопросительную интонацию.
Да, я поняла уже)) я сейчас 2,5 часа рассказывала про рекламный кабинет фейсбука (кто знает, поймёт) и мозг отказывает(((
Симосэ Каяку
Feature in the Dust
Тут именно стилистика. Сейчас все чаще пишут, как у меня в третьем примере. В классической литературе такого не было. Для мыслей персонажа авторский текст не использовался, только прямая речь. Или повествование от первого лица.
Я правильно поняла, вы имеете в виду что-то вроде
Есть и у Александрова множество летних воспоминаний, ярких, пестрых и благоуханных; вернее - их набрался целый чемодан, до того туго, туго набитый, что он вот-вот готов лопнуть, если Александров не поделится со старыми товарищами слишком грузным багажом...
И на прекрасном фоне золотого солнца, голубых небес, зеленых рощ и садов - всегда на первом плане, всегда на главном месте она; непостижимая, недосягаемая, несравненная, единственная, восхитительная, головокружительная - Юлия.
Но Юлия, это - только человеческое имя. Мало ли Юлий на свете. Вот даже есть в обиходе такой легонький стишок:

Хожу ли я, брожу ли я,
Все Юлия да Юлия.

Но чего стоят вялые и беспомощные стишки? И настоящее имя ее совсем не Юлия, а скорее Геба, Гера, Юнона, Церера или другое величественное имя из древней мифологии.

или

Уставшему, разбитому человеку спать нужно, и уж одиннадцать часов, а все спится и спится... Оригинально спится, я вам доложу! Сапоги мешают, пояс впился под ребра, ворот душит, и кошмар уселся лапками на груди.
Николка завалился головой навзничь, лицо побагровело, из горла свист...
Свист!.. Снег и паутина какая-то... Ну, кругом паутина, черт, ее дери!
Самое главное пробраться сквозь эту паутину, а то она, проклятая,
нарастает, нарастает и подбирается к самому лицу. И чего доброго, окутает так, что и не выберешься! Так и задохнешься. За сетью паутины чистейший снег, сколько угодно, целые равнины. Вот на этот снег нужно выбраться, и поскорее, потому что чей-то голос как будто где-то ахнул: "Никол!"
?
Показать полностью
Feature in the Dust
О, кстати, у Булгакова как раз то самое "фокал скачет" )))
Фрагмент перед процитрованным:
Хотел не спать, чтобы не пропустить звонка, Елене в стену постучал и
сказал:
- Ты спи, - я не буду спать.
И сейчас же после этого заснул как мертвый, одетым, на кровати. Елена
же не спала до рассвета и все слушала и слушала, не раздастся ли звонок.
Но не было никакого звонка, и старший брат Алексей пропал.
Если честно, во времена, когда я еще читала классику (кхе-кхе), вообще не знала понятие фокала и спала спокойно :)
Симосэ Каяку
Вот, не ошибки, а учение у классиков. Все, могу спать спокойно и больше не оправдываться)))
GrimReader
Симосэ Каяку
Вот, не ошибки, а учение у классиков. Все, могу спать спокойно и больше не оправдываться)))
Я как-то с "заместительными" из Достоевского приходила ;) Но по ходу не убедила никого :)
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть