Коллекции загружаются
#моё #писательское #размышления
Прочитал-таки Успенского - "Поэтику композиции". Непростой текст, часто останавливался и перечитывал, книгу автор прям как следует отжал на предмет воды, оставив самый её минимум и максимум мысли. Многие вещи были для меня внове, приходилось... хм, останавливаться и привыкать к такой точке зрения, фоном осмыслять её, а потом возобновлять чтение. Несмотря на, казалось бы, очевидность этих вещей - нов скорее был взгляд, чем то, на что он брошен. Много полезного. Не везде и не всюду. Введение топовое, потому что его одного хватает, чтобы пересмотреть отношение к точкам зрения в художке вообще. Или, у кого нет, получить это представление, ага. Глава о фразеологической точке зрения скорее менее полезна, глава об идеологической - любопытна. Зато о пространственно-временной - очень, очень много нового и напрямую применимого, практического. Кто там у нас писал о настоящем грамматическом времени в тексте, Veronika Smirnova? Рекомендую зачесть всю "Поэтику композиции", но отдельно обратить внимание на временную точку зрения. Есть прям отдельный параграф, посвящённый выражению точки зрения глагольным временем. Очень познавательно... и освобождающе, пожалуй. Я привык к этому типа "ну здесь время одно и то же, пишу так..." Да, я научился и до этой книги менять время, например, для регуляции темпоритма. Научился использовать "настоящее констатирующее" или как оно там верно, научился внутри выбранного времени использовать относительное время и пр., но эт всё фигня. Как насчёт через фразу менять настоящее на прошедшее и обратно? А так можно делать. Ещё и не так можно делать, лол! Психологическая точка зрения - любопытно, но там ничего прям неожиданного, ну, чего нельзя было понять по предыдущим частям, не было. Примеры интересные, но они всюду интересные, ага. Дальнейшие замечания о сложной точки зрения, о прагматике точек зрения, о внутренней и внешней точке зрения, о переходах, рамках и фоне - также важно, помогло прям сходу понять кучу приёмов, которую я раньше тупо копировал оттуда-отсюда, кучу вещей, которые интуитивно делал, сейчас смогу делать осознанно... если захочу, разумеется:) В общем, очень познавательно и... именно что освобождающе. Осознание - освобождает. Как будто до этого я не видел целый пласт вещей, а теперь вижу. Ну и по мелочи теперь можно забить на кучу "типа правил" вроде "нужно как-то явно выражать смену точки зрения" (которую в среде фикрайтеров любят обзывать "фокалом"). Не нужно. Желательно это обозначить, но можно сделать максимально неявно. Просто as you, автор, wish, ага. ...с другой стороны, теперь мне кажется, что авторское дело не такое уж простое, хех. Типа я и до этого "подозревал", жонглируя сценами сюжета, персонажами, идеями, кучей стилевых штук, а теперь ещё и точками зрения буду осознанно жонглировать. Блин. Это я ещё Лотмана дропнул, он ещё сложнее, там таких штук может быть тонны, что... 8 января 2022
12 |
vendillion
Показать полностью
Емнип, я как-то пробовал Кинга, давно, но да. Не рекомендую. Как и вообще ЛЮБЫЕ книги о том "как писать книги", "сто лучших советов автору" и прочую хрень. Очень много личного в них одном первом случае и очень много специфичного, ненужного для литературы в целом, в другом. То есть, или автор книги ударяется в личное (ничего плохо, но начинающий писатель так может сломать себе всю организацию и процесс написания, такие тексты нужно читать писателю состоявшемуся), или ударяется в конкретные советы, наплевав, что конкретика зависит от контекста (то, что подходит для режиссёра, не подойдёт для сценариста игр, а что подойдёт для автора детективов, вряд ли подойдёт для автора эпического фэнтази и пр.; универсалии есть, но их откровенно мало; соответственно, такие книги ломают нафиг стиль начинающего писателя, ага). Мой совет: НЕ читать книги по писательству, если ты - начинающий. С осторожностью и включенной самокритикой читать, если ты состоявшийся автор. Только так. А это - не "теория писательства". Это филология. То есть, писатель может из неё много полезного извлечь, это правда. А может и счесть китайской грамотой, которая нафиг ему не нужна, ага. Хотя стиль запортить себе на этом сложнее, чем на опусах типа "советы автору от знатока" и им подобных. Конкретно "Поэтика композиции"... ну хз, ощущение, что до неё тоже дозреть надо. Можно пробовать уже не начинающему, а продвинутому, пусть ещё не состоявшемуся автору, пожалуй. Что посоветовать? Да ничего особенного, просто общую, скажем так, теорию литературы, то есть, тупо понимание элементов, из которых строится сюжет, знание, что автор может или может не вкладывать в текст идеи и т.п. То есть, литературоведческое углубление скорее не будет прям полезным-полезным на первых порах, но что-то обзорное - вполне. Знание о штампах и играх со штампами как таковое, мэй би, пригодится, но без фанатизма. Остальное набирается тупо багажом начитанного. То есть, ты знаешь, где будешь писать, жанр там, мэй би, аудитория, мэй би, антураж и пр. Берёшь и читаешь такие же книги. Ну и не только такие же, а вообще - много-много-много читаешь и подмечаешь приёмы, возможности, варианты, что за душу берёт, а что кажется скучным и неудачным... А потом пишешь, применяя и модифицируя под себя вычитанное. Это так работает. Читая хорошую литературу, ты учишься сразу на всех уровнях, от стилистики до идейного пласта, от сюжета до конструирования сеттинга ж! А по мере написания своих текстов, учишься понимать, как и что можно и нельзя применять на практике, начинаешь чувствовать ткань повествования, осознанно манипулировать стилем, вырабатывается писательская интуиция... а затем уже ты можешь, с учётом этого чувства, умения, интуиции, опыта пойти почитать, если прям ТАК хочется (не знаю, зачем, но допустим) всякие "как писать книги" и иже с ними. И вот ТОГДА ты сможешь критично, осознанно читать, примеряя на себя, отбрасывая фигню, явно личное, специфичное и вылавливая из всех этих "суперсоветов" что-нибудь полезное. Ну или можно просто пойти и зачесть тексты самого этого автора советов и оттуда выловить гораздо больше:) Хех. 1 |