↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Филоложка Онлайн
5 июня 2022
Aa Aa
Задумалась тут что-то.
Мне со школой очень повезло. Я это и в процессе учёбы понимала, а уж в универе и после осознала стопроцентно.
Все основные предметы давали качественно, учителя были по-настоящему квалифицированные. На истории в старших классах нас так натаскали на запись лекций, что я в универ пришла уже бойцом с набитой рукой.
Но сильнее всего, несомненно, повезло с литературой. Во-первых, их было две, у нас в старших классах зарубежка шла отдельным предметом. Да, раз в неделю и с не самым требовательным учителем, но всё равно очень пригодилось потом. А основную, русскую литературу, у меня с 5 класса вела одна и та же учительница, Л.И., она же с 6 класса нас и на классное руководство взяла, горемычных (мы год пробыли никому не нужным сборищем офигевших пятиклассников до этого, потому что любимая учительница из-за состояния здоровья покинула школу).
Так вот, Л.И. именно такой учитель литературы, которого я бы от души пожелала всякому, кто хочет на филфак. Она не заигрывала с классом, всегда была строгой там, где надо. И при этом учила нас думать, а не тащить из учебника готовое мнение. Мы конспектировали Белинского и Добролюбова, но рассуждая на уроках, могли не согласиться ни с кем из них. У нас были семинары, работа по группам, свободные обсуждения. И, как я сейчас понимаю, довольно значительное количество сочинений. И лучше было налепить в нём десяток собственных ошибок, чем скатать его с готового сборника, за такое прилетало в разы сильней. Я провела сотни часов своей жизни, формулируя свое мнение о героях и сюжетах литературных произведений, объясняя поступки и мотивацию героев, и это было сложно, но кайфово. Не было ни одного сочинения, в котором я бы кривила душой, подтаскивая цитаты под удобное мнение. Не было урока, на котором кто-то высказался бы о персонаже так, чтобы я была не согласна, а я бы не подняла руку, чтоб возразить. Мы не боялись, никто, даже троечники.
Понимаете, я закончила школу, уверенная, что именно так и должно быть и именно так везде литературу и преподают. О том, что кого-то где-то из класса выгоняют за альтернативное официальному мнение о Чацком или рвут тетрадку с сочинением, если там осуждается Мелехов, я уже только потом наслушалась от однокурсниц.
Когда я пришла на филфак, для меня абсолютно естественными были семинары, на которых можно вступать в диалоги, рассуждать, даже спорить с преподавателем, на ходу искать ответы на вопросы и не приходить к единому мнению. И я сначала не понимала, почему из нашей группы в 17 человек разговариваем на семинарах в основном только мы с тремя другими девчонками. Потом поняла: нам просто со школами повезло, нас так научили. Остальные девочки смотрели на нас, листали тетрадки и не понимали, что происходит. Они привыкли, что есть понятный вопрос и есть готовый правильный - единственно правильный! - ответ, который ты дома вызубрил. И потребовалось немало времени, чтобы моих однокурсниц попустило и они начали тоже кайфовать от процесса.
Я всегда считала и считаю, что правильное преподавание литературы в школе - это большая удача, а неправильное действительно может отбить у человека желание читать на всю жизнь. Как и желание самостоятельно мыслить.

#всем_пох #школа
5 июня 2022
14 комментариев
У меня примерно так же было. Плюс отдельный курс по анализу художественного текста и один час литературного творчества в неделю. :)
My Chemical Victim
А мне двойки ставили за невыученные биографии авторов. У нас перед произведением была справка об авторе на две-три страницы, и её надо было зазубрить, вот прям не в общих чертах, не основные моменты, а от и до, вплоть до номера комнаты Пушкина в лицее. Зачем? Надо. Объясняли ли связь этого и текста произведения дальше? Нет. В итоге от слова «литература» меня пару лет потом потряхивало. Я и на филфак изначально не стал поступать ещё и из-за этих флешбэков.

Не, я типа не спорю, что особенности жизни авторов знать важно, потому что часто иначе раскрываются произведения. Только одиннадцатилетний ребёнок слегка это не связывает.
Филоложка Онлайн
My Chemical Victim
Кошмар какой, бр-р-р. Согласна, это точно интерес любому ребенку отобьет.
Филоложка Онлайн
kira11
Вааау. Какой-то специальный литературный лицей?)
My Chemical Victim
И читательский дневник. Постоянно был у меня в красной ручке, потому что а) я много читал, а из этого выходило два вывода училки:
1. Я вру и не читал;
2. Рассказы, даже их толстенные сборники, народные сказки, мифы и прочая «некнижная» литература не считается. Ты прочитал «Айвенго»? Молодец. Ты прочитал тысячестраничный сборник рассказов Брэдбери? Пффф, фигня какая. Отиуда тебе надо было прочитать пять рассказов летом, то, что ты увлёкся, твои проблемы. Современная литература, фэнтези, фантастика и вообще молодые авторы — это несерьёзно и не считается тоже. Трилогия Горькавого, трилогия Страуда, Пулман, Кей? Читаешь ерунду, а программу чтения на лето в пятьдесят пунктов до конца так и не прошёл!

А, ещё там был определённый порядок: справа писалось содержание книги, слева была «справочная» информация о книге: автор, название, герои, жанр, основная тема, основная мысль — и не дай бог тебе написать столбец «Осн. м.» ДО столбца «Осн. т.»

Короче, к своему репетитору по лит-ре в восьмом классе я пришёл с чистой ненавистью к литературе и опытом прогуливания уроков лит-ры в новой школе. А потом оказалось, что это интересно.
Филоложка Онлайн
My Chemical Victim
Ой, я помню попытку читательского дневника в начальной школе. Читать можно было что угодно, но требовалось написать краткий пересказ прочитанного. Я несколько дней мучилась в деревне летом, пока наконец старшая троюродная сестра не взяла тетрадку посмотреть, над чем я так страдаю. Долго смеялась и пыталась мне объяснить, что краткий пересказ - это не когда я своими словами полностью пересказываю главу за главой, включая диалоги героев.
My Chemical Victim
Филоложка
А я в кратком пересказе постоянно уходил в аннотирование. Мне охренительно не нравился ТУПОЙ ПЕРЕСКАЗ. В итоге у меня было что-то среднее между «Это книга о болезни» и «...и не ясно, что ждёт в антиутопичном мире чумы, да и что это за чума: уж не коричневая ли?»
My Chemical Victim

я много читал, а из этого выходило два вывода училки:
1. Я вру и не читал;

Вот да! Как же это раздражало. Мне не верили, что я могу столько прочитать, а значит - выдумываю и вру.
А когда я вписала появившиеся на тот момент книги ГП, она их вообще зачеркнула с заметкой, что это, мол, не литература.
Так вот откуда твое умение писать потрясающие обзоры!). А мы на литературе должны были наизусть заучивать даты - годы жизни авторов, годы выпуска основных его произведений... И попробуй перепутай... Я, кстати, до сих пор понятия не имею, в какие годы они жили и когда что писали!!!
My Chemical Victim
Софочка
Ахах, у вас хоть какой-то еретический новомодный ГП, а от замечания преподши, что О. Генри, конечно, неплох, но только для общего ознакомления и это вообще не серьёзная литература, НЕ ТО, ЧТО НАШЕ, РУССКОЕ, Портер в гробу завертелся со скоростью света.

Тётке лет тридцать пять было.
Филоложка
Вааау. Какой-то специальный литературный лицей?)
Гуманитарный класс в общеобразовательной школе (бонусом у нас была очень облегченная программа по физике, химии и биологи, в 10 классе можно было вообще не ходить, но в 11 сказали - мол, все равно надо для аттестатов). Потом школа стала гимназией, но сильно после меня. А учителя классные были изначально. :)
До этой школы была другая школа, в которой с 7 по 9 класс нам преподавали литературу и историю по авторским программам. Первый урок литературы начался с того, что нам рассказали про литературный процесс, классицизм, сентиментализм там и все такое прочее. После отдельных не связанных между собой текстов в предыдущих классах это было откровение свыше. Я с первого урока влюбилась в предмет. Помню, рылась на библиотечных полках в поисках разных пьес Мольера. Проходили только Мещанина во дворянстве, но я прилично прочитала сверх.
А историю на преподавали по опорным конспектам. У меня после них на всю жизнь осталась очень специфическая манера конспектировать - гораздо ближе к схеме, чем к тексту.
Читательский дневник у меня тоже был. Только не по форме и никто, кроме меня самой, его не читал.
Все в том же седьмом классе я просто взяла тетрадку и стала туда переписывать понравившиеся отрывки из прочитанного. И так примерно до конца института.
Три тетрадки по 96 листов. Все храню.
Я обожала, когда литературу связывали с историей и географией, из-за придуманных персонажей показывались отсылки к реальным событиям, людям, информационному фону того времени, разбирались мотивы персонажей и их образы. Ясное дело, в школе этим никто не занимался, поэтому уроки были весьма унылы.
Сочинения нам можно было писать в достаточно вольном ключе, так что поскольку создавала я их обычно на компьютере, они получались большие, длинные, с кучей деталей и привлеченных исторических фактов. Преподавателям вроде нравилось, особенно когда они перешли на электронный формат и могли не вчитываться в мои каракули.

В 10-11 литературы как таковой и не было, нас затачивали на егэ и бегом проскакивали основные темы по программе.
С тех пор я искренне терпеть не могу анализ стихов. Это были адовы муки, на контрольной выдавить из себя что-то умное по Бальмонту и символике его стихотворения про башню. Учитывая, что символистам и их собственно символике в учебнике посвящено страницы от силы четыре, надежды на теорию было мало.
Зато были смутные подозрения, что самостоятельная трактовка преподавательнице не понравится куда сильнее, чем нагло скатанная с первой же в гугле статьи.))

Подозрения оправдались, оценка вышла нормальная, но анализом стихов учительница меня слезно просила больше никогда не заниматься, или уже скатывать подчистую, не пытаясь в художественную адаптацию.
Показать полностью
А мы на литературе заучивали биографии авторов и писали однотипные сочинения
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть