↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Матемаг
23 июня 2022
Aa Aa
#моё #размышления #читательское

Есть, насколько я вижу, три подхода к жанровой классификации фэнтази:
а) Тупо статистические объединяем всё массовое со схожими (внешними!) признаками, на одно из таких объединений вешаем ярлык "фэнтази". Так же делаем и с остальными жанрами. Плюсы подхода: всегда всем понятно, почти не надо думать. Минусы: по сути, у нас не жанры, а тэги, т.е. самые используемые тэги мы называем жанрами. Это... ну... такое. Например, так же можно объявить жанром всё, что повествуется от первого лица. Ну а чё? Признак же есть? Есть. Книг много? Много. Круто, погнали называть и это жанром. Тут добавляется исторический подход, который запрещает называть жанрами A, B, C, D и ещё F, ну вы поняли. С такими костылями это даже работает, но, ясен пень, костыльно.

б) В кучке выше (объединение по внешним признакам) ищем общее по внутренним признакам. Что характерно, оно находится, но не везде. Самое "охватываемое" из этого общего объявляем признаками жанра, всё, что выпадает - "ну оно внешне фэнтази, но на самом деле НФ или детектив вообще". Подход очень занимательный, в чём-то контактирующий с понятием архетипичности, в чём-то с системным анализом. Вполне себе работает, но многие тексты, которые чуваки из первого подхода метят как фэнтази, второй фэнтази не считает вовсе. Соответственно, возникает диссонанс. Ничего ужасного в этом нет: в первом определении тоже есть диссонанс от костыльности подхода:)

в) Используем определение жанра как устойчивого комплекса как минимум 2, а лучше 3 элементов/связей/систем из числа следующих пластов: сюжет, персонажи, сеттинг, идейное содержание, атмосфера. Находим, что фэнтази из пункта (а), в общем-то, включает только сеттинг, поэтому и заявляем, что это тип сеттинга. Игнорируем общие признаки больших групп книг внутри фэнтази, потому что, ну, можем:) Плюсы: отсутствует диссонанс по называнию, как в (б), и диссонанс по способу определения, как в (а). Минусы: все привыкли называть фэнтази жанром, возникает... диссонанс. Хе-хе.

Я - сторонник третьего подхода.

Если идти дальше, то третий подход для классификации углубляется в способы построения и работы сеттинга, в разницу между "большим" сеттингом мира текста - "малым" сеттингом значимых сюжетных событий текста и т.д. падаем в скучное миростроение и сеттингомоделирование, фу.
Второй подход уходит дальше в связи текстов, смысл, идейное наполнение, философское осмысление, взаимосвязи и взаимоотсылки, анализирует связки 2 элементов из описанных в (в) пунктов, выделяя общие закономерности... и иногда натягивая сову на глобус.
Первый подход классифицирует костыли и анализирует статистические связи между тегами, плавно переходя в какую-то адову филологическую статистику, из-за чего теряет ореол простоты и популярности.

Третий подход позволяет разделять НФ на жёсткое и мягкое.
Второй подход позволяет отделять постмодернисткую бодягу от сказки или фэнтази.
Первый подход позволяет анализировать и выбирать ЦА для книг, создавать "псевдожанры" типа "властный пластелин" в ЛР.

В принципе, все три подхода рабочие, правда, второй и третий норм работают и в первом приближении, а первый хорошо начинает работать во втором - когда уже подключаем статистику. Я придерживаюсь третьего просто из-за чёткого определения, что такое жанр, для себя, но это уже мои собственные тараканы.
23 июня 2022
9 комментариев
Все три подхода по сути - тэги. )))
Пиздец ты зануда
Asteroid, по сути, любую классификацию можно назвать "тегами", даже более того, любое именование. Но понятие символа, названия, имени всё-таки старше понятия тега, причём НАМНОГО, поэтому надо иначе: по сути, любые теги - это системы имён. Но вот не классификации, потому что хорошая классификация требует больше, чем просто система имён. Необходима внутренняя структура, логика, а не просто ткнуть в. Все три способа - это три разных варианта выделять логику внутри некоторой предметной области (в нашем случае - художественных текстов). У нас есть группировки двух порядков. Первый порядок - это внешние признаки, т.е. каждый текст есть совокупность некоторых свойств типа "обитают драконы", "крутой герой", "боевик", "много страдашек" и пр. Второй порядок - это как тексты группируются по этим свойствам. Если у нас группировка внутри некоторого множества свойств особо частая, то это называем "жанром" по первому варианту. Второй вариант требует соотнесения внешних признаков друг с другом, выделения общности не просто по отдельных признакам, а по их группам, т.е. по вторичным признакам, порой даже выделения дополнительных, "внутренних", т.е. не очевидных первоначально признаков, чтобы объяснить внешние. Третий вариант тоже анализирует внешние признаки, но иначе - меж собой, а не внутри текста и/или внутри группировки второго порядка (которая по частоте). В итоге получает иные результаты, позволяя анализировать группы признаков соотносительно группам текстов. Если я всё верно понимаю, хех.
Показать полностью
Так, я вроде бы вылез из состояния зомби, и могу вести диалог. )

Матемаг
Большое такое замечание к твоему посту: https://fanfics.me/message566137

Продолжая мысль: второй и третий подход нужны только когда из уже существующего множества надо выделить новое подмножество.

Теперь дальше.
Но понятие символа, названия, имени всё-таки старше понятия тега, причём НАМНОГО, поэтому надо иначе: по сути, любые теги - это системы имён.
Согласен. просто теги сейчас на слуху и я обзываю всё ими. )))

Но вот не классификации, потому что хорошая классификация требует больше, чем просто система имён. Необходима внутренняя структура, логика, а не просто ткнуть в.
Но жанр - это не классификация. Жанр - это винтик в механизме коммуникации, ярлык, сообщающий читателю суть текста.

Первый и третий способы - по сути одно и то же. Просто третий способ более дотошный. А потребность более дотошно подходить к набору признаков возникает опять-таки только тогда, когда простой подход уже не работает.

Ну а вообще, поскольку обозначение жанров - это эволюционирующий процесс. То существует не только развитие, но и проблема накопленного багажа ярлыков тянущегося из прошлого. Оттого и такой больной вопрос с обозначением фэнтези. ))
Показать полностью
Asteroid, а вот я ещё в состоянии полузомби. Сначала из-за болезни, потом из-за работы в жару:( Поэтому диалог так себе веду, извини.

Большое такое замечание к твоему посту: https://fanfics.me/message566137
Не вижу смысла продолжать далее. Ты там просто используешь те же самые теги. Мне лично не кажется хорошей идеей использовать "жанр" в значении "тег" вообще не углубляясь ни на йоту далее (то есть, в статистический анализ). Жанр - это понятие литературоведения, а не что-то соглашательское. Литературоведенье претендует на научность (я не могу судить, насколько хорошо претендует, но явно на уровне психологии как минимум, с той разницей, что литературоведенье - это наука неэкспериментальная - как история, например, в отличие от психологии, которая вполне себе экспериментальна). Ты с самого начала выкидываешь жанр из научности. У нас слишком разные подходы, чтобы найти что-то общее. Ты ищешь удобство для читателей - я ищу закономерности как аналитик. Естественно, что и метод, и результат будут разные. О чём нам говорить? Не о чём. Только взять да посраться на тему "чей подход лучше". Я тогда использую что-то типа "ах как ты смеешь опошлять термин "жанр"!", на что ты обоснованно ответишь, мол, "есть двести филологических школ, и каждая по-своему подходит к жанру, так может, он уже давно опошлён?" - ну и так далее, и тому подобное. Бессмысленное занятие, ага.

жанр - это не классификация. Жанр - это винтик в механизме коммуникации, ярлык, сообщающий читателю суть текста
См. выше. Срач думаю начинать здесь с фразы вроде "то, о чём ты говоришь, не жанр, а тег!" или типа такой, ага. Но не буду. Мне лень.

обозначение жанров - это эволюционирующий процесс
*тегов:) А так всё верно. Обозначение жанров - это должен быть научный процесс строгой классификации. Как учёные же, мы выделяем либо общие структуры внутри текстов (по сути, типы синтагм), или общие структуры между текстами (своего рода общий контекст, общий фон, в определённом смысле даже, - течение, поток полилога, в котором сообщениями и субъектами являются сами тексты, перекликающиеся друг с другом, ссылающиеся друг на друга, формирующие некие общие... знаковые системы). Первое - это как раз второй способ из моего поста, второе - третий. Чтобы превратить теговый подход к жанру в полноценно научный, мы должны перейти к статистическому анализу, вероятно, совмещённому со знаковым анализом. Я не специалист-филолог, но здесь мы как бы начинаем работать не с удобством и консенсусом (как это делаешь ты), а с популярностью. Популярность, конечно, коррелирует с консенсусом, но консенсуса, так-то, может и не быть. И с этим тоже можно работать. Может не быть и сообщества (собственно, я не уверен, что сейчас вообще существует сообщество читателей как именно сообщество - я уж не говорю об обществе; читатели разрознены, собираются в малые группы, реже средние, но не более того).
Показать полностью
Хм, у меня почему-то странное чувство, что здесь был дальнейший наш спор, но он куда-то загадочно исчез.
Asteroid, я ничего не удаляю. За редчайшим исключением.
Матемаг
Ну это странно. Уже второй раз за неделю у меня такое происходит.
Asteroid, я там ответил спустя 12 дней. Вероятно, тебе было влом вспоминать, о чём речь. Вот и сейчас, например, у меня висят два треда, в которых я мог бы ответить и они были норм, но мне влом вспоминать, формулировать, etc, потому что устал после рабочей недели и вообще надо думать, как решать 3/4/5-угольник в сюжете "Иного", а не хернёй страдать.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть