↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Scaverius
3 сентября 2022
Aa Aa
#литература #лукьяненко #осенние_визиты #попытка_анализа_сюжета #возможны_спойлеры

Прочитал писателя-фантаста Сергея Лукьяненко "Осенние визиты". Не был знаком с данной книгой, не знаю, почему. Я читал почти все рассказы, которые у него есть, почти все циклы. Мда. Такой по-настоящему безысходной книги я давно не видел. Даже отрывки, например:

"Низко наклоняя голову, Илья выбежал из подъезда. Двадцатью метрами выше, скользя на залитом кровью полу, женщина пыталась подползти к окну – и успеть увидеть, чем кончилась погоня. Она старалась почти минуту, потому что была матерью. Но так и не успела – потому что была всего лишь человеком."

В общем, кратко если, как я понял, смысл такой. Через определенное количество времени на Землю приходят "Визитёры", которые на самом деле являются (скорее всего, Лукьяненко тут опять поиграл в Стругацких, так что точно мы не знаем) воплощением векторов определенных абстрактных чувств, образов и желаний человечества. Причем их всегда 6 и 1. Шесть Визитёров (далее я буду называть их векторами) каждый раз находят на Земле живых людей и становятся их полными двойниками (возникшими ниоткуда). Седьмой вектор не нуждается в носителе, он "самокристаллизуется", хотя убежден, что является человеком, им не является. То есть седьмой вектор - это по сути своеобразный эгрегор. Потом они вступают в битву, тот из них, кто победит в ней - будет править человечеством целую эпоху. Векторы эти такие:

1. Власть. Это вектор, который хочет построение справедливого государства с вождём во главе. В каждую эпоху он воплощается в каком-то политике. В нашу эпоху он воплощается в коррумпированном нерусском чиновнике средней руки, который избирается на должности убирая конкурентов.
2. Сила. Этот вектор по идее хочет "силой принести счастье", то есть "чтобы закончился бардак". Его носители - это всегда военные разных военных профессий. Сила несет в себе желание не повелевать, а скорее воплощать, делать. Поэтому данный вектор (вернее Визитёр) часто вступает в союз с Властью. В ХХ веке он воплощается в офицере украинской армии. Украинском военном из провинции, которому надоела собственная служба.
3. Знание. Этот вектор хочет просвещение человечества, доступности знания, насколько я понял. Он ценит разум, образование. Это самый мирный вектор. В ХХ веке он воплощается в старике-академике, который болен раком. Как он сам про себя говорит своему прототипу: "Ваше знание сейчас именно такое, думаешь я случайно воплотился в таком как ты?".
4. Творчество. Это неопределенный вектор. Он воплощает мечты человечества о несбыточном. Он воплощает себя в творцах, художниках, поэтах, писателях, людях искусства. По идее этот вектор во многом зависит от своего прототипа - о чем человек-прототип мечтает, в смысле каких-то фэнтезийных образов. нечетких видений - то ему и является. Кстати, здесь присутствует метакритика - прототипом вектора становится писатель, очень по своему характеру похожий на Лукьяненко.
5. Развитие. Это тоже неопределенный вектор. И он воплощает непосредственность, неопределенность. Он целиком зависит от прототипа. И прототипом его всегда являются дети - живые, непосредственные и еще не выросшие. Он - это грёза человечества о будущем. Если предыдущий прототип мечтает о вообще "неоосуществимом", то здесь имеются в виду именно грёзы. В ХХ веке - это ребёнок, пишущий стихи.
6. Свет/Добро. Вектор добра или Света - это обычно вектор того, что люди данной эпохи считают добром. Он пользуется методами убеждения и привлекает людей тем, что в нём видят святого или ангела. В ХХ веке он воплощается в двойнике женщины-врача, которая лечит умирающих больных и спасает их.
7. Тьма/Зло. Это не вектор, а эгрегор, воплощение всех самых дурных мыслей человечества. Это вектор - "свободы от любых запретов", так там и написано "Тьма - мы несем свободу от всего, есть лишь наши желания". В ХХ веке воплощается в теле наемного убийцы. У этого убийцы нет двойника-человека - он по сути сам по себе воплощенный вектор, то есть "носитель". Человеческий носитель нечеловеческой, страшной силы.

Дальше начинается "смертельная битва". По сути векторы говорят своим прототипам, что им надо поскорее убить конкурентов, т.к. Земле уже мало осталось (кроме седьмого, носителя, тот поначалу ничего не знает ни о чем, просто ему во снах является Тьма и диктует, что делать, в смысле диктует, кого надо убить). В ходе "битвы" гибнут и прототипы и визитёры-двойники. Причем альянсы, которые они образуют показательны. В общем, рисуется достаточно страшная картинка. Человечество представляет собой достаточно страшненькое сообщество, где знание медленно умирает, развитие - теряет надежду, тьма объединяется со светом (причем еще и сексом занимаются и свет произносит "наш с тобой ребенок будет править миром", явный намек на Антихриста), творчество - кончает с собой, власть убивают другие, а тьму и свет уничтожают сами люди, прототипы. В общем, человечество "некому спасти, кроме самих людей". Векторы, убитые друг другом, покончившие с собой или убитые людьми - уходят куда-то (если человечество не выживет, то они ушли навсегда). В конце романа шанс человечества и Земли на то, чтобы выжить ... ну скажем так, он небольшой. Как я понял, сама система визитёров, которых я обозвал векторами - это такая "система защиты человечества". Они выходят из его подсознания и воплощают его желания. А тут - желаний не осталось. Всё убито. Осталась смутная надежда на лучшее, цинизм и равнодушие. Естественно, Лукьяненко оставил в живых писателя (не двойника-визитёра, а прототип). Естественно. Если бы выжил только он - было бы еще красивее.

Зато стало ясно, откуда взял Эльтеррус свою "Элианскую империю" (цикл написан в 2000е). Там у него схожая идея, про носителей абстрактных сил (исполнение и интрига не такие красивые). Он Лукьяненко начитался просто. :) Но у Эльтерруса всё кончается хорошо (и Элианская империя - это не роман, а цикл из 6ти произведений). У Лукьяненко - нет. "Обыватели спасут мир" - это как-то наивно звучит (если такова была мысль). Скорее там подходит иное "мир уже не спасти". А если бы писал я, а не Лукьяненко, у меня бы:
а) в живых остался бы только писатель (ненадолго, см. ниже)
б) сначала знание убило бы развитие.
в) потом сила убила бы знание.
в) Власть объединилась бы с творчеством и они убили бы силу.
г) Свет и тьма объединились бы и убили творчество и власть.
д) Потом свет и тьма убили бы друг друга.
е) В том же порядке погибли бы и все человеческие прототипы "визитёров" (векторов), кроме прототипа творчества.
ж) В конце прототипа творчества (писателя) осудили бы на пожизненное как массового убийцу, т.к. все улики бы указали на него. Он умер бы в тюрьме вскоре после этого - не выдержало бы сердце.
з) В эпилоге мы увидели бы сотни и тысячи ядерных грибов через тридцать лет после смерти писателя.
Занавес.

Собственно, самое печальное из всего этого то, что Лукьяненко написал лучшее своё произведение (а это произведение объективно - лучшее) в 1996 году. И ничего более сильного не написал, исключая возможно лишь два маленьких рассказа "Поезд в тёплый край" (1993) и "Проводник отсюда" (1997). И если взять все эти три произведения, то они ясно говорят, что "нам кирдык". А по силе убедительности они намного превосходят всё другое творчество писателя. Вот и думайте. А я пошёл.

P.S. Немного повеселило, что в последний раз на Земле до описываемых в романе событий прототипом Власти был Сталин. И вектор Власти ему помогал. А Гитлеру помогал...вектор Творчества. Вот такие у человечества были "мечты о несбыточном" в сер. ХХ века. И такая "Власть". Визитёр Власть вслух произносит что-то вроде: "Если бы мой прототип пожил подольше, сейчас бы уже земные колонии на Марсе и Луне были бы, а красный флаг развевался бы над всей планетой". :)
3 сентября 2022
20 комментариев из 28
Кьювентри

На форуме любителей Лукьяненко мне встречался довольно убедительный анализ с попыткою доказать, что убит в финале был вовсе не посланник Развития, а прототип. Писатель ошибся, стреляя в мальчика. Не того выбрал.


Тогда вся эта история моментально превращается вообще в кошмар. Потому как, если помните, в самом произведении говорится, что Визитёр Развития уже благодаря Кириллу потерял и веру, и надежду и проч. А теперь у него на глазах еще и убили прототипа. Причем убил тот, кому Визитёр всё же доверял. А теперь у него нет ничего. Мамы - нет, дома как такового - тоже. И брата, каковым он воспринимал Кирилла - нет. Напоминаю, что Визитёр развития - это единственный, кто верит в "черные корабли", т.е. верит, что он вообще послан сюда чужими и в реинкарнацию не верит. То есть он - единственный среди Визитёров не чувствует связи с человечеством. У него единственного - нет прошлого и нет связи со своим Вектором. Развитие, забывшее о том, кто оно такое, так сказать.

Да даже если бы мне доказали, что написанное Лукьяненко правда и где-то существует этот Визитёр (сейчас), я бы продал жильё, уволился с работы, попробовал бы достать ствол и пошёл его убивать. Пока еще не поздно. Потому что то, что происходит сейчас на планете, как раз прекрасно ложится в месть Визитёра Развития человечеству за убитого Кирилла. А именно - прыжок через трудности. Кстати Визитёр может быть даже и прав. Возможно, если человечество переживёт ядерную войну, оно будет гуманнее и откроются новые возможности Развития. Только вот мне не хочется её переживать. Вот представьте сами - вы, посланник Развития, ваш прототип убит, остальные мертвы, мир перед вами. И при этом вы теперь видите будущее. И в этом будущем полететь к звёздам на черных игольчатых кораблях человечество сможет, только лишь если получит достаточный стимул. Если Земля станет частично непригодной для проживания. В общем, дело за малым. "Увести в сторону" (особенность Визитёра Развития) пару человек, отвести им глаза, пара интриг, пара ключевых политиков, разжечь пару малых конфликтов... И вот уже крупные страны готовы вцепиться друг другу в глотки. Дальше дело за малым, пройти через охрану шахты с ядерной ракетой, отвести им глаза, считать с сознания одного из обалдевших операторов код и ввести его. При этом забарикадировавшись на время в помещении, чтобы код нельзя было отменить. А дальше - дальше ракета полетит. В страну противника. Тот ответит парой ракет. Дальше то же самое надо повторить еще в двух местах. А дальше можно ничего не делать. Просто смотреть. Вернее не смотреть, а уйти подальше. Уехать из северного полушария. Нафиг. Куда-нибудь в Австралию или Новую Зеландию. И смотреть новости.

В общем, хорошая тема для фанфика, жаль правила Фанфикса не позволят такое (как я помню, нынешнюю политику описывать нельзя по правилам).
Показать полностью
Scaverius
И в этом будущем полететь к звёздам на черных игольчатых кораблях человечество сможет, только лишь если получит достаточный стимул. Если Земля станет частично непригодной для проживания.
В этом случае тем более никто никуда не полетит. "Стимулом" это будет лишь в оторванном от материальной экономике идеализме.
Возможно, если человечество переживёт ядерную войну, оно будет гуманнее и откроются новые возможности Развития.
Можно пояснить логику? Пережив первую мировую человечество стало гуманнее? Опять идеалисты думают что перевоспитать можно не только отдельного человека, а человечество в целом. Причем историческими примерами, а не действительно работающими прямо сейчас имеющимися условиями жизни.
Scaverius

Не понял юмора. :)
Это не юмор, это вопрос.
Если непонятно, растолкую: как объяснить человеку, не видящему наивности, почему оно наивно? Я вот не знаю как именно это сделать.
финикийский_торговец
Scaverius
В этом случае тем более никто никуда не полетит. "Стимулом" это будет лишь в оторванном от материальной экономике идеализме.

Это будет стимулом для учёных. И тем более для Визитёра-подростка, который логически мыслить нормааьно не умеет.
финикийский_торговец
Можно пояснить логику? Пережив первую мировую человечество стало гуманнее? Опять идеалисты думают что перевоспитать можно не только отдельного человека, а человечество в целом. Причем историческими примерами, а не действительно работающими прямо сейчас имеющимися условиями жизни.

Еще раз, это не моя логика, это логика героя Лукьяненко. который человечество ненавидит и к нему причастности не чувствует. Ему хочется "все здесь снести, чтобы построить новое". Вот и всё.
Scaverius
Это будет стимулом для учёных.
Каким таким образом? Какой такой стимул возникнет которого нет сейчас? А какой (деньги и ресурсы) исчезнет, кстати?
Это помимо того что ужасы ядерной войны (в плане превращения Земли в необитаемую радиоактивную пустыню) мягко говоря преувеличены.
Еще раз, это не моя логика, это логика героя Лукьяненко.
То есть малолетнего дебила. Но может он и поумнеть успеет?
Это помимо весьма оторванного от жизни описания устройства ядерной войны, данной где-то выше.
финикийский_торговец
Scaverius
Это помимо весьма оторванного от жизни описания устройства ядерной войны, данной где-то выше.

А почему явно оторванного от жизни? Вы думаете, что спровоцировать пуск ядерной ракеты, обладая сверхспособностями Визитёра невозможно? Да, понятно, что там всё сложнее, чем я описал, есть целый ряд независимых паролей, скорее всего. Но и это обходится Визитёром, он же не человек. Или вы думаете, что на пуск ядерной ракеты, другая сторона, уже готовая к ядерной войне будет "вести переговоры"?
Scaverius
На пуск одиночной - как ни странно да. Но сам сеттинг бредовый пропитан наивным идеализмом, в нём может быть всё что угодно, ага.
финикийский_торговец
Scaverius
На пуск одиночной - как ни странно да. Но сам сеттинг бредовый пропитан наивным идеализмом, в нём может быть всё что угодно, ага.

Вы не хотите всё же объяснить мне, в чем "наивный идеализм" сеттинга? А то я не понимаю, в чем он заключается. Это - фантастика. Она не обязана быть "твердой НФ". Фантастика - это по определению "идеализм". В смысле искусство - это "идеализм". Оно существует на материальных носителях, но только благодаря нематериальным вещам (абстракциям, идеям).
Scaverius
Фантастика - это по определению "идеализм".
Сам любитель поспорить на эту тему. Ввести можно абсолютно любое фантдопущение, достроив существующую картину мира чем-то ещё, что согласно проблеме индукции логической ошибкой не станет. Но речь о идеализме/материализме как философских категориях, и в них этот сеттинг - именно что наивный идеализм.

Строгая НФ - им, например, не является. В ней фантдопущения не только не противоречат существующей (научной) картине мира, но и не покушается на первичность материи, а не идей "Самих по себе"/"самих в себе".

В языке (и не только русском) есть проблема с терминологией. Например вы говорите о "нематериальных вещах (абстракциях, идеях)", в то время как ничего нематериально по определению материи существовать и не может. В то же время есть устоявшееся бытовое деление на некое материальное/нематериальное, причём всем как бы понятное.

Есть материализм/идеализм (и соответственно материальное и идеальное) как категории философии, есть же как обывательские (или гуманитарно-научные, хе-хе) категории деления материальных (в философском понимании) вещей на подкатегории.

При этом идеальность/материальность мира не верифицируема строго говоря, но рабочим допущением (и пока что оправдывающим себя на практике) является именно материализм.

Искусство вполне себе материально(ф.). Фантастика (как явление) как частный его случай - так же. В отношении математических (и иных формальных) абстракций слова "существует" имеют несколько иные значения, нежели в отношение реальных предметов. Их существование тем не менее - элемент нашего вполне материального рассуждения, наших представлений (как эпифеномена состояния коннектома), вполне себе опирающихся на физические процессы мышления.

Но как только кто-то всерьёз начнёт спор о том, что идеи могут не "существовать", а существовать сами по себе в отрыве от мыслящих существ или описываемых этими абстракциями реальных объектов, то он погружается в бездны средневековой схоластики. Иначе говоря в спор об универсалиях.
Вот в этот:
https://www.youtube.com/watch?v=JWFPC_z01ps
И вот это я в этой истории Лукьяненко и вижу.
Показать полностью
Извините, ТС, но это только Ваше личное видение произведения. Я, например, ничего такого не вижу, А что видел Лукьяненко, это вообще третий вопрос.
Габитус
Извините, ТС, но это только Ваше личное видение произведения. Я, например, ничего такого не вижу, А что видел Лукьяненко, это вообще третий вопрос.

А почему финикийский_торговец у вас ТС? ТС у нас я.
Scaverius
Очевидно же, что обращаются как раз к вам. Мой ник не упомянут же. ТС - это всегда топикстартер.
Во-первых, неизвестно, к кому обращалась Габитус. Обращения могут быть неопределёнными, они могут вообще перескакивать с человека на человека, к примеру, как в этом моём посте.

Во-вторых, материализм/идеализм — это вообще такое себе, у меня появилось смутное отвращение к холиварам на эту тему ещё в подростковом возрасте, когда до меня после окончательного переосмысления философско-детской книжки «Мир, в котором мы живём» вдруг дошло, что если «материя» — то, из чего состоит всё существующее, то это КАК БЫ ВООБЩЕ НИ О ЧЁМ. Некий безликий субстрат, апейрон, бескачественная бездна, флюид, хаос. Предполагаемая бескачественность в психическом смысле, отсутствие априорных саморефлексивных свойств как бы подстёгивают называть это «нечто» материей, а не идеей, да, но сама грань настолько тонкая, что всёрьёз вставать на дыбы и разводить холивары, когда кто-то начинает говорить о материальности или нематериальности чего-то — мне стало казаться с того мига глупым.

В-третьих, описанные у Лукьяненко механизмы актуализации Универсалий требуют онтологической первичности психического не больше, чем у Маркса: «Идея, овладев массами, становится материальной силой». Или как у фантастов Абрамовых, где нанотехнология инопланетных «розовых облаков» сканировала мозги героя, и он, оказавшийся на чужеродном пищепродуктовом предприятии, зажмурился, отчётливо представил себе жареное мясо на шампуре, представил его вид, представил запах... открыл глаза и увидел рядом шашлык. Короче, можно представить кучу материалистических механизмов.
Показать полностью
Scaverius
Габитус

А почему финикийский_торговец у вас ТС? ТС у нас я.
Так я к Вам обращалась.
Или как у фантастов Абрамовых, где нанотехнология инопланетных «розовых облаков» сканировала мозги героя, и он, оказавшийся на чужеродном пищепродуктовом предприятии, зажмурился, отчётливо представил себе жареное мясо на шампуре, представил его вид, представил запах... открыл глаза и увидел рядом шашлык. Короче, можно представить кучу материалистических механизмов.
Хочу такое!
Кьювентри
В-третьих, описанные у Лукьяненко механизмы актуализации Универсалий требуют онтологической первичности психического не больше, чем у Маркса: «Идея, овладев массами, становится материальной силой».
Именно в описанном им виде связь с материальной силой выглядит весьма неубедительной. Конечно, у автора такое видение, но мне оно кажется крайне наивным.
Габитус
Scaverius
Так я к Вам обращалась.

Мне показалось, значит. Просто непонятно, на что конкретно вы отвечали, на весь стартовый пост или что-то в ветке обсуждения.
финикийский_торговец

Но как только кто-то всерьёз начнёт спор о том, что идеи могут не "существовать", а существовать сами по себе в отрыве от мыслящих существ или описываемых этими абстракциями реальных объектов, то он погружается в бездны средневековой схоластики. Иначе говоря в спор об универсалиях.
Вот в этот:
https://www.youtube.com/watch?v=JWFPC_z01ps
И вот это я в этой истории Лукьяненко и вижу.

Не, это я просто решил до конца не спойлерить. А так на самом деле Визитёры - это не идеи. Даже для меня это были всего лишь "Векторы" - направления развития будущего человечества. Но никак не идеи. А теперь объясню, почему они не идеи. Можно всё это описать примерно так:

1. Существуют определенные люди и есть определенные Силы за пределами этой планеты. Сила выбирает человека и создается энерго-информационная матрица его сознания (с примесью Силы). Так возникает Вектор. Все Векторы материальны (у них есть тела) и зависимы от своих прототипов и воплощать в будущем человечества будут то, что несут в сознании их прототипы (кто-то больше зависим от своих двойников-людей, кто-то меньше). О природе самих Сил ничего не говорится. Только то .что шесть из них хотят людям добра, седьмая - зла. Седьмая сила никакого двойника человека не создаёт, она выбирает носителя и является ему во сне, либо же этот носитель сам возникает (осознавая себя человеком, но не человеком не являясь). До конца, что именно представляет собой Седьмая сила - непонятно.
2. В этом смысле Векторы воплощают не просто какие-то идеи, а идеи, отраженные в сознании конкретных носителей, а седьмая сила - так вообще идеи, отраженные в сознании всего человечества. Впрочем и другие Векторы отражают общие представления о Власти, Творчестве, Развитии, какие есть в данную эпоху у людей, но преломляют всё это через сознание своих реальных человеческих прототипов. И только седьмая Сила отражает это напрямую через сознание всего человечества, вернее даже через действия всего человечества, направленные по вектору "зла" (разрушения, хаоса).
3. Сами Векторы многократно воплощались ранее в энерго-информационных матрицах (двойниках людей). Но не все это помнят. Больше всех о своей природе знает Джотто, Вектор Творчества. Меньше всех знает о своей природе Вектор Развития, который даже себя называет просто Визитёр. Остальные как-то себя называют - Визирь, Визард и так далее (как-то меняют стандартное наименование).

Таким образом, единственным источником Векторов остаются сами люди. И Вектор, даже "победив", может лишь сильнее толкать людей туда, куда они уже и сами в принципе готовы идти (просто они будут идти быстрее туда, в это будущее). Единственное, где есть идеализм - это там, где есть Силы. Но о Силах мы ничего не узнаем из романа. По сути. Только об одной знаем (Тьма). А об остальных - ничего. Только то, что они хотят добра. Но своего, определенного добра.
Показать полностью
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть