↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Asteroid
27 октября 2022
Aa Aa
#gamedev #размышления #много_букв
Посмотрел стрим игры "Виктория 3", так как захотелось поиграть в управление страной, но как-то оно всё сильно недотягивает до представления о том, как должно быть.
Сначала о плюсах. В игре введены группы населения со своими стремлениями, благосостоянием и прочим, например: мелкие буржуа, селяне, промышленники, интеллигенция. Очень четко симулируется рынок. Всё красивенько.
Как бы, и всё.

Главной претензией к всем, вот ко всем без исключения экономическим играм у меня всегда выступает "ненастоящесть" денег - деньги берутся из ниоткуда, и исчезают в никуда. Особенно это смешно, если речь идёт о золоте - его же невозможно напечатать.
Но в таких играх всегда так: мы собираем (из ниоткуда) налог, затем тратим кучу денег на постройку мега сооружения, и... где эти деньги? А нигде. Они испарились, чтоб взамен появилось строение.
Но в реальности же не так. Область в которой идёт интенсивное движение денег начинает жить по другому. Там меняются цены (это к слову о симуляции рынка). Туда стекается население. Там растёт преступность. И коррупция, кстати. Но об этом чуть позже.
Можно сказать: "Ну и что, что деньги исчезают, ведь в целом процесс симулируется правдоподобно?" В том-то и дело, что между вот такой симуляцией и настоящей эмуляцией процесса есть одна принципиальная разница в результате: обьем денег в системе.
Обьем настоящего золота не может расти из ничего и исчезать в никуда. Это накладывает принципиальные ограничения на рост экономики. Как ты не занимайся прогрессорством, но если "крови" в экономике не хватает, то роста не будет, потому что ни у кого тупо нет денег ни на что.
Поэтому принципиально важны золотые рудники и положительное сальдо внешней торговли.

Вторая главная претензия - преступность во всех её формах. Её типа нету. Причём, благосостояние и доверие власти в игре есть. Их падение приводит к радикализации. И, насколько я понимаю, излишняя радикализация приведет к восстанию. И всё.
И тут, имхо, упускается принципиальная суть процессов. Государству всегда нужны полиция и тайная полиция. Первая уменьшает потери от преступности и коррупции. О второй чуть позже.
И тут ведь всё очень сильно завязано на ту самую экономику. Слишком мало полиции - несешь потери от преступности, слишком много полиции - несешь потери на зарплату.
И также всё это завязано на благосостояние и доверие власти. Если с этими параметрами всё хорошо, то можно меньше тратиться на полицию. Или же, ты можешь больше выжимать из народа, но тогда и больше трать на полицию.
Всё сводится к балансированию экономики.

Ещё круче всё, если речь идёт о правящем классе. В увиденном мной стриме царь отменил крепостное право, сократил армию, увеличил пошлины на экспорт, ввёл крестьян в правительство, увеличил подоходный налог, и... не словил апоплексический удар табакеркой по голове. )))
Правящий класс - это опора власти, и её же домоклов меч. Царь всегда балансирует между тем, чтобы принудить правящий класс к службе государству, и при этом не вызвать слишком большое недовольство. Нет, конечно можно пойти по пути нашей РИ и давать правящему классу всё больше привилегий и освобождать от обязанностей. Те будут очень довольны, и стоять горой за власть. Но экономика будет катиться в жопу.
А если развивать экономику и прижимать к ногтю правящий класс, то будут недовольные, и попытки переворота. А значит, нам нужна тайная полиция. И соответствующие траты на неё.
То есть, мы опять приходим к тому, что всё сводится к экономике и её балансу. Удивительно, правда? ))

Третья претензия - развитие. Всегда это прямо индуцированный игроком процесс: ты выбираешь, какую технологию развить, кликаешь мыщью по иконке, вуаля - через 3 года у тебя стопудово будет паровой двигатель. Или культура романтизма. Или изобретены профсоюзы. Причём, затраты на процесс всегда известны заранее. )))
Как оно должно бы быть по моему скромному мнению?
У страны есть шанс изобрести следующий элемент в дереве технологий. Этим занимаются всякие ученые любители в свободное время. Можно открыть институт (и при этом увеличить постоянные затраты), и тогда количество людей занимающихся наукой вырастет, что приведет к повышению шансов.
Но самое интересное начинается, когда другая страна открыла технологию раньше вас. Можно попытаться купить её, если есть хорошие отношения. Можно вложиться в промышленный шпионаж. Можно проспонсировать переизобретение у себя этой технологии, потому что на технологическом древе она уже открыта. И все эти процессы можно вести параллельно.
И конечно же, всё это стоит денег, и опять таки сводится к экономике.

И последнее - логистика. В игре её тупо нет. Но, блин, логистика же - это базовый элемент экономики. Как можно вообще назвать свою игру экономической стратегией по управлению страной, если нет логистики?

Это все основные претензии в подобным играм, из-за которых я не хочу в них играть.
Но есть ещё одно, скажем так, пожелание, или процесс, который хотелось бы чтобы учитывали разработчики. Это более полная связь между благосостоянием населения, радикализацией и контекстом ситуации в мире.
Нет, в игре связь между просто благосостоянием и радикализацией есть: когда благосостояние падает, растёт недовольство, и есть некий базовый уровень жизни, ниже которого стопроцентно начинается бунт. Но и всё.
Но вот есть же такая замечательная вещь, как уровень жизни соседа. Если там живут лучше, то это создает недовольство властью. И таким образом, повышая благосостояние своего народа, не только можно тратиться меньше на полицию, но и что очень важно - можно оказывать давление на соседние страны.
Наиболее яркий пример этому, конечно же СССР. Из-за него западные страны были вынуждены ввести такие неприятные вещи как: 8-часовой рабочий день, право голоса для женщин, пенсии (если не ошибаюсь) и ещё что-то там. Это в свою очередь вызвало недовольство у правящего класса. Что, в конечном итоге, в более бедных странах, которым было сложнее выдержать такое давление, помогло прийти к власти фашизму.
Вот такое "благосостояние относительно других стран" влияет на все классы. Те же аристократы РИ хотели жить не хуже, чем живут в Европе. И например, повышение пошлины на экспорт, приводящее к снижению доходов, вызовет усиленное недовольство, если их уровень жизни и так ниже.
Ну, или посмотрите на наш средний класс, постоянно недовольный тем, что у нас хуже, чем на Западе, и поэтому недовольный властью.
В общем, это очень важная механика давления на другие страны. Опять таки привязанная к экономике и её балансу.

О таких вещах как учет не просто группы населения, а разбивка его по возрасту для учета демографии и процентовки мировоззрений (более старые более консервтивны и т.д.), я просто молчу.

Ваши мысли?
27 октября 2022
19 комментариев
Уста Саурона
Нет, я не особо слежу за этим жанром игр. Так, поглядываю на самые распиаренные экземпляры, и всегда разочаровываюсь.
Тропико гляну.
Уста Саурона
А что в последних хуже?
Всё таки, картинка у современных поприятнее.
В цивилизации3 вроде была коррупция. Город мог терять больше половины добычи золота. Постройка суда уменьшала коррупцию.
Но это другая игра про другие вещи.
Логистика есть в сеттлерс и это жесть, вроде ещё была в анно.
Воровство технологий есть в 5 цивилизации точно. Оно сложное, не больше пары технологий за сессию выходит, но толк есть.
У парадоксов нужно подождать после релиза минимум год и пару десятков патчей, пока допилят.
MonkAlex
Коррупция была еще в Цив2, но демократия полностью от нее излечивала.
В Цив3 коррупция при демократии была нулевой в столице и повышалась по мере удаления от нее.
Кстати, в Цив3 было воздействие на соседей своим высоким уровнем жизни и прочей демократией. Приграничные города соседа могли уйти от него и присоединиться к тебе.
Дальше Цив3 я не играл.
watcher125 Онлайн
Виктор Некрам
MonkAlex
Коррупция была еще в Цив2, но демократия полностью от нее излечивала.
Прелесть какая! "Скромное обаяние буржуазиидемократии"
В Цив3 коррупция при демократии была нулевой в столице и повышалась по мере удаления от нее.
Ну да, "люди с хорошими лицами"(tm) не воруют, а чем дальше от университетских кампусов, тем выше процент тоталитарного быдла невежественных морлоков
Кстати, в Цив3 было воздействие на соседей своим высоким уровнем жизни и прочей демократией. Приграничные города соседа могли уйти от него и присоединиться к тебе.Дальше Цив3 я не играл.
ROTFL!
Сугубо мирным путем, ЧСХ. Все хотят причаститься демократии.
Вот, что такое умелая пропаганда, @#ть, а не этот ваш "Крымский мост".
Города переходили сами не очень охотно, надо было быть заметно лучше конкурентов. Но, можно было заплатить городу и... всё случалось намного проще =)
Уста Саурона
Подожди. Если ты не помнишь, тогда откуда заявления, что там реализовано всё, о чём я говорил в посте?
Уста Саурона
Посмотрел я тропико. Мало того, что это типичная стратегия (со всеми описанными в посте минусами), так она ещё и с уклоном в карикатуру.
хотите правдоподобную логистику - играйте в факторио

во всех остальных играх воспроизвести движение всего многообразия товаров и людей невозможно
nadeys
В факторто нет экономики же.
nadeys
То же самое можно сказать и про рынок. Но симулируют же.
Asteroid
nadeys
В факторто нет экономики же.
в факторио есть экономика

просто это чистая голая экономика, не обёрнутая в шелуху социальных отношений
nadeys
Это не экономика. Это план внутри предприятия.
Asteroid
"план" это просто название организационной формы

организационные формы бывают разные, но в их основе всегда лежат одни и те же производственные цепочки
MonkAlex
Логистика есть в сеттлерс и это жесть, вроде ещё была в анно.
Посмотрел анно, чет не очень. виктория лучше.
Вообще, ладно уж полную логистику. Хотя бы стоимость транспортировки между регионами страны сделали. У них там просто единый рынок внутри страны.
nadeys
Asteroid
"план" это просто название организационной формы
Эм, нет. Если есть люди, значит есть независимые агенты.
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть