↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Freace
26 ноября 2022
Aa Aa
#реал #фанфики

Забыла поделиться: недавно прочла Магистра дьявольского культа. Славная вещь, мне понравилось, но всю дорогу я не могла отделаться от ощущения, что читаю очень хороший фанфик. Теперь вот думаю, почему же оно у меня все-таки возникло.

Наверное, из-за однополых отношений. Все-таки интуитивно воспринимается, что это особая, уникальная функция фанфика — репрезентировать их и всерьёз поднимать эту тему в художественной литературе.

Кстати, сегодня научница в разговоре сказала «жанр фанфика» и я как-то сразу почти агрессивно вскинулась «это не жанр, это форма». Она попросила обосновать, и я сослалась на наличие внутренней категоризации — не самый убедительный аргумент, но первое, что пришло в голову.

Тоже интересное наблюдение, сама не ожидала от себя такой острой реакции.

А вы как думаете: фанфики — это жанр или форма?
26 ноября 2022
22 комментариев из 24
Камило Сьенфуэгос
Тоже справедливо. Но, по мне, как будто все-таки ближе к форме. Задаёт определённую рамку с точки зрения использования определённого набора средств (aka 'жанры и предупреждения'), присущего только фанфикам. У жанров такого нет, они скорее сюжетно отличаются друг от друга, языком и стилем.

Ещё можно назвать «над-формой», наверное: мол, есть fiction, есть non-fiction, а есть fan-fiction. Вид литературы? Наверняка кто-то категоризовал, надо покопаться в исследованиях на тему.
Freace
Для меня это все сложно.
Ща попробую показать.

Ну вот смотрите, на фанфиксе есть фандом - древнегреческая мифология. В нем есть произведения: вроде бы несомненно фанфики.
Но вот какое качественное различие между ними и какими-нибудь древнегреческими трагедиями? Одни и те же боги и герои. Одно - фанфик, а другое - нет.
Или возьмем "черную книгу арды", фанфик по толкину. Вроде бы все согласны, что это фанфик. И тут же возьмём буратино и волшебника изумрудного города, и айболита до кучи. Что, тоже фанфики?
Или скажем так: есть фильмы про стар трек. И есть куча фанфиков по ним, написанных сторонними авторами.
А есть фильмы по звездным войнам, и куча произведений по ним, написанных сторонними авторами. Но тут вообще происходит магия. Часть из этих сторонних произведений были сделаны и опубликованы по лицензии - и стали частью "расширенной вселенной звездных войн". Перестали ли они быть фанфиками? Может да, а может нет. По многим из них писали фанфики другие люди.
Или возьмем вообще фикбук.
Там есть большущий рпф-сегмент (фанфики про реальных людей, живых или мертвых).
И вот чем качественно отличается фанфик про корейский бойзбенд от Трёх мушкетеров, например?
Камило Сьенфуэгос
Ну вот сайты, на которых фанфики публикуются, тоже стоило бы внести в «определённые средства».

Потому что да, как мне кажется, суть фанфикшна в том, что среда и коммьюнити — его неотъемлемая часть. Как только убираешь их из уравнения, получается что-то другое уже. В случае с Буратино — адаптация, в случае ЗВ с лицензией — трансмедийным расширением и т. д.

Короче, фанфикшн обладает многими чертами «практики» — в социологическом смысле этого слова. Но при этом не перестаёт же быть литературой, правда? Так что у него явно должно быть какое-то место во всей этой структуре.
Или вот еще что.
Здесь, на фанфиксе есть куча людей, пишущих ориджи. В том числе сказки. Многие (в том числе некотороые из них самих) скажут, что они — фикрайтеры.
А один мой хороший знакомый как-то раз взял, да написал сказку. И напечатал за свой счет некоторым тиражом. И многие скажут, что он - писатель, пусть и начинающий.
А теперь мы запутаем все еще больше, и добавим, что и фикрайтеры некоторые свои ориджи печатают. А некоторые и фанфики. А кое-кто умудрялся их даже в книжных продавать.
Камило Сьенфуэгос
Но все перечисленные противоречия абсолютно справедливо подмечены, конечно.

RPF, кстати, вообще очень интересный феномен сам по себе. Любопытно было бы последовать, как оно работает. Я недавно классную статью прочла про фанфикшн как «воображаемую игру», там проводились интересные параллели с воображаемыми друзьями у детей и вообще фанфик рассматривался как реализация вот этого психологического фантазирования.
Камило Сьенфуэгос
И оно все-таки упирается в среду хД. Все эти примеры, вот прям все, связаны с платформой и коммьюнити. Ориджи печатаются тоже в основном для фикридеров. А если становятся популярными и начинают тиражироваться за пределами коммьюнити, то превращаются в книги...
В случае с Буратино — адаптация
А в случае с "последним кольценосцем" — фанфик, да?))
в случае ЗВ с лицензией — трансмедийный расширением
А без лицензии — опять фанфик, что ж ты будешь делать.
И по стар треку фанфик почему-то получился, а не трансмедийное расширение.

Имхо, с точки зрения литературы, разницы между фанфиком и не-фанфиком вообще нет.
С точки зрения юридических прав, лицензий есть.

Но почему-то когда фанат героев поттерианы переносит в другую страну/мир без магии, то это фанфик.
А если режиссер серджио леоне покадрово переснимает фильм акиры куросавы, заменяя японию на дикий запад, то никто почему-то про фанфикшн не вспоминает.
Freace
Камило Сьенфуэгос
И оно все-таки упирается в среду хД. Все эти примеры, вот прям все, связаны с платформой и коммьюнити. Ориджи печатаются тоже в основном для фикридеров. А если становятся популярными и начинают тиражироваться за пределами коммьюнити, то превращаются в книги...
Да.
Только вот к литературным критериям это мало отношения имеет. Поэтому (имхо), ни жанр, ни форма литературы. Потому что литература не делится на фанфики и не-фанфики
Камило Сьенфуэгос
Ну я же сказала. Среда! Коммьюнити!

А по поводу разницы: что насчёт собственной жанровой системы? Например, ангст и флафф — абсолютно уникальные штуки, они целиком и полностью рассчитаны на одну эмоцию. Либо все грустно, либо все сладко. И это не сюжетный троп, как в случае с какими-нибудь соулмейтами, в таких фанфиках может даже не быть сюжета и развития как таковых.
Камило Сьенфуэгос
Забавно, сейчас поняла, что мне стало сложно мыслить в литературных рамках вообще, я все время пытаюсь сбежать куда-то в область социологии. Наверное, это хорошо для моего диплома...

Но я все-таки не совсем согласна, так что ещё подумаю над аргументами для обоснования своей позиции)
И всё-таки я против выделения фанфиков вообще.
Даже по принципу комьюнити/тусовки.

Потому что единственное более-менее твердое определение фанфика — творчество фаната, основанное на другом художественном произведении.

Выше я показал, почему меня это определение не устраивает.

Но всё-таки допустим его. И держим в уме тусовочку.

Но теперь возьмем нескольких авторов:

Один пишет условно оридж не опираясь ни на что (так не бывает, но допустим). Пусть то будет лев толстой. Он не считает ни себя, ни своё произведение фанфиком. Тусовка не считает его произведение фанфиком.

Другой пишет условно фанфик, вдохновляясь чужой сказкой. Пусть то будет волков. Он себя фикрайдером не считал. Тусовка его фикрайдером не считает. "Волшебник изумрудного города" и все последующие книги фанфиками не считаются. Хотя по определению это фанфик.

Теперь берем третьего. Он пишет условно оридж и публикует его на сайте фанфиков. Себя он считает, допустим, фикрайдером. Ибо в тусовке. И тусовка его считает фикрайдером. Хотя произведения его - не фанфики.

Теперь представим себе девочку из 90-х, пишущую условно фанфик в тетрадку. Про тусовку она не знает, про фанфики не знает, себя фикрайтером не считает. При этом по определению ее работа — фанфик.

Берём пятого. Он пишет своё продолжение звездных войн, про детей люка, леи и хана. Издаёт его большое издательство. Что он про себя думает неизвестно, но тусовка его считает уважаемым писателем, хотя пишет он по определению фанфик.

И вот возьмем, наконец, Перумова. Пишет он условно фанфик, издаёт его большое издательство, считается он уважаемым писателем, а книга - все равно фанфик.

Что я хотел всем этим сказать? Да то, что ни основанность на других текстах, ни принадлежность к тусовке не дают нам серьезных оснований отнести то или иное произведение в фанфики или не фанфики. Всё есть текст, все есть фанфик и всё есть оридж.
Показать полностью
Я в официальной литературе не особо разбираюсь. Но фанфикшен отличается методологией, что ли. Когда для построения своего мира явно заимствуются детали другого мира.
Причём, для фанфикшена характерно, но не обязательно отсутствие указания первоисточника, потому что "и так всё очевидно".

В остальном же, фанфик может писаться как в различных жанрах, так и в различных формах. Так что не может относиться к ним.
Фанфик - производное произведение.
Почему Магистр воспринимается как фанфик при чтении? Хороший, но фанфик.
- Стандартный для китайских новелл про культиваторов сеттинг. То есть автору мир придумывать и продумывать с нуля не нужно, можно взять готовое и немного поменять местами под свои нужды
- Определенный набор штампов, который мы видели только в сетевой литературе.
- Ессно слэш, который к реальной гомо-теме мало отношения имеет.
- Несколько постельных сцен, которые не особенно нужны для развития сюжета и раскрытия персонажей, существующие для того, чтобы почесать кинки автору и читателям. (К сцене в бочке претензий нет, она важна сюжетно). "Большая литература" по идее не должна себе такого позволять.
Вот, кстати, можно рассматривать как поджанр сетературы, если выделить ее и описать закономерности. Но слишком размыты границы, кмк.
Integral
Вау, спасибо! Интересно, особенно про сеттинг. В китайских новеллах вообще не разбираюсь, кроме Магистра ничего не читала, так что не знала, что оно распространено именно в таком формате.
Freace
Почитайте еще "Благословение небожителей" от автора "Магистра" Мосян Тонсю, тоже может понравится)
Кстати, первый оридж Мосян Тонсю - "Система спаси-себя-сам для главного злодея" - стëб над одним из самых популярных в Китае жанров сетевой литературы - гаремником с героем-нагибатором.
Несмотря на неопытность автора и некоторые шероховатости в тексте, новелла нежно любима фанатами и вдохновляет фикрайтеров. Трэш, угар, содомия и совсем немного драмы))
Integral
Почему Магистр воспринимается как фанфик при чтении? Хороший, но фанфик.
- Стандартный для китайских новелл про культиваторов сеттинг. То есть автору мир придумывать и продумывать с нуля не нужно, можно взять готовое и немного поменять местами под свои нужды
- Определенный набор штампов, который мы видели только в сетевой литературе.
- Ессно слэш, который к реальной гомо-теме мало отношения имеет.
- Несколько постельных сцен, которые не особенно нужны для развития сюжета и раскрытия персонажей, существующие для того, чтобы почесать кинки автору и читателям. (К сцене в бочке претензий нет, она важна сюжетно). "Большая литература" по идее не должна себе такого позволять.
Практически все постолкиеновское фентези - фанфики на Властелин колец.
- Стандартный для фентези сеттинг. То есть автору мир придумывать и продумывать с нуля не нужно, можно взять готовое и немного поменять местами под свои нужды
- Определенный набор штампов, который мы видели только в фентези.
И т.д.
Имхо указывать на то что в сянься, о ужас используется сеттинг сянсьи(а именно фентези основанное на китайской культуре) глупо.
Ну и как выше писал, фанфик иное название производного произведения, то есть определяет юридический статус произведения как использующего защищенный авторским правом контент.
Показать полностью
Проклятый владыка времени
Так и многие представители постолкиеновского фэнтези тоже воспринимаются как фанфик.
Я не говорю, что китайские новеллы или современные ориджи в сеттинге условного фэнтези или средневековья являются фанфиками. Я тут скорее рассуждаю, почему же они ими воспринимаются. И почему некоторые писатели ориджиналов называют себя фикрайтерами.
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть