↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Scaverius Онлайн
19 марта 2023
Aa Aa
#фэнтези #фантхистори #Cапковский #сага_о_рейневане #отзыв

Прочитал Сагу о Рейневане Сапковского (она же "Гуситские войны", это три романа "Башня шутов", "Божьи воины", "Свет вечный"). Ожидал чего-то очень классного, по аналогии с "Ведьмаком", где характеры живые, где сопереживаешь и сочувствуешь героям, где есть внятный сюжет. Далее сразу скажу - возможны спойлеры. Поэтому постараюсь себя ограничить и пойду по пунктам:

1. Главный герой. Главный герой у нас - это помесь Лютика, Шани, доктора Фауста и Дон Кихота. Кто не читал Ведьмака напоминаю, там был такой поэт-менестрель, который вечно заводил интрижки и шатался по борделям, Шани - это студентка-медик, с которой у Геральта (ведьмака) была интрижка. Кто такие Фауст и Дон Кихот - все помнят, один вызывал демона ради всеобщего блага, второй - благородный и наивный рыцарь без страха и упрёка. Так вот, всё это собрали и получаем Рейнмара фон Беляу (Рейневана), который у нас медик, дворянин, ученик чародея, бабник, еретик (гусит) и немножко приключенец. В том самом смысле, в каком поётся в одной песне "В пещере и в деревне, в десятках разных мест, Маньякам-приключенцам всегда найдется квест". То есть мотает его нехило по разным весям и краям. При этом он часто попадает в переделки и чудесным образом выпутывается из них. Много раз. Тут у меня было такое дежа вю, как будто я "Досье Дрездена" читаю. Там Гарри Дрезден, чародей, в каждой книге по нескольку раз оказывается на пороге смерти и каждый раз выживает. Приём такой. Рейневан "выживает в безвыходняке" реже, чем Дрезден, но всё же. В общем, читаешь и не сочувствуешь герою. По крайней мере всю первую книгу ему сложно сочувствовать. Он - такой "профан" типичный, мотается, ему вечно говорят "это не делай, туда не ходи", а он делает и потом еле уносит ноги. При этом он гораздо менее обаятелен, чем тот же ведьмак. У Геральта хотя бы была его загадочность и его борьба с чудовищами, когда он людей спасал. Рейневан постоянно подставляет окружающих по чистой глупости. Чем-то он напоминает "лишнего человека" в русской литературно-классической традиции, только поглупевшего раза в три-четыре. Ну и да, читать в "Ведьмаке" про то, как Лютик ходит по борделям весело, учитывая то, что нам не описывают результаты этих походов воочию. Наблюдать за тем, как Рейневан бегает от ревнивого мужа, жену которого он со страстью (и в подробностях) поимел. не столь весело. Тем более, что она оказалась стервой и погибла по глупости. У меня при прочтении всех трёх книг возникал один вопрос - почему герой еще жив? По всем законам литературы он должен был бы либо а) получить тяжелые увечья и стать калекой, б) сдохнуть где-то в первой книге (там он чаще рисковал), в) окончательно стать циником и превратиться в антигероя, г) героически умереть. Но ни а). ни б), ни в), ни г) - там нет. Вот Геральт был совершенно зря отправлен в небытие автором саги (хотя он вроде как потом рассказ написал, как там все живы, но мы-то понимаем, что описано в конце саги). А Рейневан даже не "умер и воскрес". Он вообще подвергался опасностям, ранам и заточению, но выжил. Выжил и стал обычным человеком. Ни к чему "высокому", он не пришёл. Все его идеалы оказались ложны, но никакого урока из этого он не вынес. В общем такая концовка "Лукьяненко-стайл".
2. Историческая эпоха. Ну да, с поправкой на то, что там фэнтези и действуют сверхъестественные силы, эпоха (XV в., Восточная и Центральная Европа) описана хорошо. Я даже специально полазил по энциклопедиям и по всяческим википедиям, т.к. я вообще-то спец по ХХ веку, а не по средневековью и успел многое подзабыть. Но автору веришь. Католики и гуситы "стоят друг друга". Режут и жгут за милую душу. Тут не поспоришь. Причем гуситы потом отличились даже больше католиков (что тоже достоверно). Исторические разногласия между немецким и польским рыцарством, атмосфера подозрительности и шпионажа, слухи о конце света, много тайных обществ - это для позднего средневековья вполне норма. Инквизиция только мелькает, что порадовало. Обычно любят изображать инквизицию как вездесущую страшную силу. Но нет. Тут это просто унылый бюрократическо-полицейский аппарат (коей она и была в реальности). Страшную силу автор предусмотрительно "запихал" в рамки фэнтезийного элемента.
3. Фэнтезийный элемент Хоть убей меня - не могу понять к какому селу и к городу он тут. Зачем он тут вообще нужен. Да, кое-когда он работает, чтобы показать почему люди верили в магию и колдовство, кое-когда он нужен автору, чтобы обосновать его концепцию "Великая Белая Тройственная", сиречь пантеистическое преклонение перед "Великой Матерью" первобытных культов, которое есть у современных нео-оккультистов (виккане) и у постмодернистских агностиков. К какому из этих разрядов относить Сапковского я не знаю. В своей публицистике он писал о "культе Тройственной" в придыханием, как адепт. Но так вообще склонен над религиозностью скорее издеваться. В общем, фэнтези тут практически нет. Тут есть мистика, причем мистика оккультная - чародейство, колдовство, пророчества, вызов демона и проч. И это не мешает героям, занимающимся всем этим считать себя христианами. То есть парадокс в том, что тот же Рейневан успешно колдует, а потом говорит, что он ученик Яна Гуса и Уиклифа и хочет спасти человечество от католиков. Тут либо-либо. Либо ты колдун и магик, известный в оккультных кругах, либо ты верный гусит. То и другое несовместимо. Собственно, сам Сапковский это понимает. Описывая шабаш ведьм и проч. подобные штуки, он от лица "нечисти" произносит, что "Рим должен пасть", "христианство должно пасть", "Библия книга полная нелепых суеверий" и проч. Поэтому метания Рейневана от католиков к гуситам (а потом мысли о монастыре) имели бы смысл, если бы он действительно верил в Христа. Но вот Христа у Сапковского нигде нет, веры в Христа нет. Разве что мельком. Есть вера в насилие, вера в кровь, вера в деньги, вера во власть, вера в "великую миссию", в "великую Чехию", а в Христа там никто не верует. Вообще. Что в общем-то для ХV в. достаточно не характерно. Если вспомнить того же Мюнцера потом, в веке XVI. Религиозных людей там нет. Религия есть, Церковь есть, а веры - нет. Разве что вера в земное. Вера в "великую любовь" или в "освободительный поход". Но это не вера в сверхъестественное. Что логично, т.к. там где сверхъестественное вписано в повседневность - вера исчезает. И это огромный минус саги. Возможно Сапковский хотел сделать что-то вроде Толкина. Но вот у Толкина во "Властелине Колец" религии нет. А вера - есть. Как говорится, "о Элберет Гилтониэль". Вот это и есть антиисторизм в данном случае. Но и фэнтези по сути нет, потому что мистика описана как мистика. В неё веришь. Это - наш мир, прошлое нашего мира. И в эту мистику верят главный герой, верит почти безоговорочно (и мы получаем доказательства, что это мистика). Иронии и насмешки над ней обычно ироничный Сапковский не позволяет.
4. Мораль Вы думали в "Ведьмаке" герои циники и ни во что не верят и "серый мир" или даже "темное фэнтези"? Нет. Вот тут "темное фэнтези", вот тут еще хуже, чем в Ведьмаке. Мы вообще не видим нормальных людей. Их практически нет. Какое-то сборище колдунов, шлюх, шпионов и шпионок, епископов и их слуг, занимающихся черной магией, убийц, насильников, грабителей. В общем, паноптикум уродов и злодеев. И главный герой не лучше. Главный герой, чтобы спасти свою шкуру, чуть демона в наш мир не вызвал. Я уж не говорю его одержимость идеями мести, абсолютной беспринципностью в вопросах веры и проч. Да, автор по максимуму пытается "обелить" героя. Но не получается. "Рейневан следовал за войском гуситов, но в сожжениях и убийствах не участвовал". Ну да, он всё это одобрял, он был гуситом, подчинялся их лидерам, но "не участвовал". Я бы понял, если бы с его жаждой справедливости, Рейневан ушёл бы от гуситов после первых признаков резни и кровопусканий. Но нет. Ради мести он расчетливо был готов ко всему. Я же говорю, Лютик. Как там Геральт говорил "ты циник, свинтус, бабник и лжец". Так вот Рейневан - как Лютик в определении Геральта. Только вместо "циник" надо поставить "лицемер". Прозревает и то частично он к концу саги. В общем, моральных там нет. Гуситы вроде как описаны как более моральные личности (в смысле целей), но в смысле средств они описаны как абсолютно аморальные. Простолюдины - это либо статисты, либо безумная толпа. Рыцари и дворяне - это просто разбойные шайки. Епископы - просто сумки с деньгами с жадностью и жаждой власти. Не, я всё понимаю, позднее средневековье, аномия, всё такое. Но даже так тут малость перебор. По сути единственные нормальные персонажи - это Ютта-Николетта (но она любовь главного героя) и Самсон Медок (но что он такое - непонятно, в общем, не от мира сего).
5. Итог. В итоге что мы имеем - специфический юмор (тут он часто не к месту вообще), неровное повествование (то перерывы в сюжете, то скачет галопом), "слабый" герой, хороший исторический колорит, хорошо прописанные средневековые интриги и тайные общества, абсолютно аморальные персонажи, обилие их и совершенно странная, нетипичная развязка.

Как хотите, а лично я разочарован. Я ждал большего. Некоторые знакомые уверяли, что это - вершина творчества Сапковского, что в этих романах он проявил себя полнее и лучше. Может с точки зрения исторического антуража - да. А с точки зрения ценностей? Морали? В "Ведьмаке" была идея "вечного возвращения" что ли. Что человечество в будущем попадет в иной мир, другой. Там не будет фэнтези, но будет некая надежда на лучшее. И вообще в "Ведьмаке" позитивный более настрой был. Главный злодей стал более человечен, герои главные погибли человеческой смертью или получили пропуск в лучший мир. В общем ,все получили во многом по заслугам. А здесь что? Получил ли Рейневан по заслугам? Нет. Вот если бы его после всех его преступлений сожгли или распяли - получил бы. Или если бы он раскаялся и покаялся в содеянном зле. Отказался ли Рейневан от чернокнижия (прекрасно при этом видя, к чему это приводит на примере Стенолаза и иже с ним)? Нет. Магия как она описана в Ведьмаке - это законы природы. Магия в "саге о Рейневане" - это отвратная, страшная и уродливая вещь. Этой магией травят, убивают, насылают нетопырей, она используется на шабашах и проч. и проч. Да, ей еще и лечат, но там она только помогает, там она не основной ингредиент. Это - магия Гоголя и его рассказов. Магия вурдалаков, нетопырей и утопленниц. В общем, если нет ни морали, ни нормального отношения к религии и вере (см. выше), ни нормального сюжета и стиля, что нам осталось, как читателям? Немного. Умение Сапковского как писателя, его мастерство рассказчика и - исторический колорит. И всё. И вывода никакого нет. Обидно. Даже рассказы Сапковского, такие как "Maladie", "Музыканты", "Золотой полдень" - в разы лучше. Но это моё имхо. Кому-то такое "зашло". Может перевод подкачал. Но не думаю.
19 марта 2023
16 комментариев
А мне по описанию зашло.
Правда, читать фэнтези я не буду, но я люблю такое. Ибо люди бляди (с) и ненавижу блядь людей (с)
Умение Сапковского как писателя, его мастерство рассказчика

Это же главное. Мне лично в хрен не уперлось кому-то сопереживать.

Как будто Раскольникову сопереживать надо.
Интересно) Спасибо за подробный обзор! Сама бы я эти книги, может, никогда не открыла, а теперь - имею представление)
Видимо, Сапковский, как и многие современные люди, споткнулся как раз о тот порог, который называется историзмом, и над преодолением которого историческая наука уже без малого сто лет борется. Историческая психология, история ментальности и т.д. Потому что можно вычитать и вставить в повествование кучу мелких и крупных фактов, изучить государственные институты, моду, питание, вооружение и архитектуру, но "дух времени" уловить гораздо сложнее. Вот Сапковский и споткнулся о религиозное чувство: не смог представить, как это - по-настоящему верить. Те, кто пишет и снимает кино о Средневековье, часто на этом скалываются...
Мне не зашло. Осилила первую книгу и половину второй, дальше просто не захотелось читать. Раздражало отсутствие сюжета (вместо сюжета там - просто следование потоку событий), невнятность характеров и то, что автор засыпает читателя множеством исторических деталей, как будто наскоро вычитанных в какой-нибудь исторической книжке, не выстраивая их и не создавая единой ткани. Он замахнулся на широкое полотно, но по-моему, не справился. Когда я поняла, что не могу вспомнить, кто там есть кто, забросила.
Scaverius Онлайн
мисс Элинор
Да, нет, он просто возможно ошибся с эпохой. Если суммировать, что мне не понравилось здесь так это вот что:
1. "Амбивалентный" герой. Герои в произведениях бывают "сильные" и "слабые". Слабые - это обычные люди - это Фродо ("Властелин колец"), это Сэм Тарли ("Игра престолов"), это Лютик ("Ведьмак") и проч. Слабые не наделены особой силой, у них нет магических способностей, владения оружием и проч. Они не свершают события. События манипулируют ими, ведут их за собой. "С ними случается" нечто, а не "они нечто совершают". С другой стороны есть герои сильные - Арагорн ("Властелин колец"), Геральт ("Ведьмак") и проч. Эти герои наделены особой силой, умелы, удачливы. Они двигают сюжет собой, сюжет идёт за ними. Перед нами попытка уйти от того и другого. Получить "нечто среднее". Рейневан не сильный и не слабый герой. Не сильный, т.к. сюжет ему не подчиняется. Он "случается" с Рейневаном. Рейневан реагирует на события, не управляет ими. Но он и не "слабый". Он - учебник чародея, медик, а позже еще и фехтовальшик и воин. Он сотни раз оказывается в переделках и выживает. Амбивалентность эта еще к тому же и слабо прописана, так что герою сложно переживать. То есть сюжет еще и важнее героя.
2. Аморальный/лицемерный мир. Мир, в котором фанатики грезят о деньгах и золоте, где епископы занимаются черной магией и так далее. Вы спросите, а что такого? А то такого, что он психологически недостоверен. Лицемерен мир на переломе эпох. Лицемерен мир ХVI - XVII в., где распадался феодализм и расцветала аномия. Лицемерен мир кон. ХIX в. fin de siecle - предчувствие кровавой бани ХХ века. А представьте теперь, что вы пишете роман о Второй мировой. Про нацистов и коммунистов. Про восточный фронт. И ни один герой романа не верит в нацизм или коммунизм. Все верят только в бабло и власть. Вопрос - а чего они выёживаются тогда, чего кровь проливают? Есть эпохи "нормальные", т.е. "Идеальные", когда люди верят в ценности и идеалы и ими живут. А есть эпохи аморальные/лицемерные, когда в идеалы никто не верит. Так вот Сапковский взял самый конец еще "нормальной" феодальности и переписал его под период "смены эпох". Гуситы были еще "нормальным" феодальным движением за независимость Чехии против Рима. Они были честными фанатиками в массе своей. Многие католические рыцари, противостоящие им, тоже были честными фанатиками. Даже в эпоху аномии, в ХVI в. глава Ливонского ордена, чувствуя, что Иоанн IV (Грозный) победил в войне его Орден, пишет письмо "владыкам католического мира" - "придите и защитите меня от этого схизматика и не дайте на поругание католическую веру". То есть подчеркиваю - "заберите у меня эти замки, земли, всё вам отдаю, только победите мне врага". И это - эпоха аномии. Если в эпоху аномии есть такие люди (а они есть), то тогда чего нам делать с "нормальной" эпохой? Куда он и все делись? Это как из мира "Ведьмака" убрать Иеннифер, Трисс Меригольд, Нэннэке, Калантэ, Геральта, Цириллу, Фабио Сахса, Вимме Вивальди, Тиссаю де Врие, Лидию ван Бредевоорт и оставить только Вильгефорца, Риенса, Мырмана, Артауда Терранову, Филиппу Эйльхарт, Тубланка Мишеле, Дийкстру, скота'элей, погромщиков, банду Крыс... Ну и оставить еще Лютика, только сильно поглупевшего и с замашками рыцаря Эйка из Денесле + Ярпена Зигрина, только более циничного и одинокого + пусть будет еще какой-то персонаж скажем из другого мира, Галахад или Персиваль, только слегка больной на голову. И всё.
3. Религия и вера. Магия.. Опустим явную нелюбовь Сапковского к христианству, когда зверства гуситов и католиков оправдываются банальным "они еретики, так Бог велел" без дальнейших объяснений. Пусть. В конце концов примерно так мыслили тогда. Опустим то, что христианство в романах ненавидят чародеи, создатели тайных обществ, евреи и существа "старшей крови" (магическая "нечисть"). Это - достоверно. Вопрос в другом, а с какого перепуга мистический пантеизм такое возвышенное учение? Что возвышенного в поклонении "Великой Матери" по Сапковскому? Это культ природы + посюстороннесть, то есть обычное язычество. То же самое язычество Сапковский в Ведьмаке описывал двояко, были жрецы, больные на голову (минус), и была Нэннеке (плюс). Тут же мы не видим подобного отношения к христианству. Христиане все- сторонники геноцида, убийцы, либо непросвещенные, глупые люди. А чародеи - люди умные, просвещенные, но абсолютно аморальные. Получается, что мы должны выбирать между "сторонниками насилия" и "сторонниками лицемерия", при этом лицемерие и аморальность последних автор целиком оправдывает насилием первых, но насилие первых не оправдывается лицемерием и аморальностью последних! Как там говорят интерсекциональные феминистки "стрелочка угнетения не поворачивается"! В итоге в конце герои оказывается всё же и не с теми, и не с другими. Зачем тогда это всё выстраивать? Ради чего? Ради "я устал, хочу в монастырь"? А сразу после блуда с чужой неверной женой в монастырь - не судьба?
Магия - магия совершенно окрашена в черное. Не, магия лечит, указывает путь, всё такое. Но в основноа калечит и убивает, вызывает демонов и уносит на шабаш. И еще, магия человеку тут не подчиняется. Это сила древнее людей, нечеловеческая и к нему безжалостная. При таком раскладе либо умные люди в мире "гуситских войн" вообще не должны колдовать (а колдовать должны либо фанатики, либо люди с придурью), либо они должны поголовно быть аморальны. Ни то, ни другое никак не подходит. Да, на мой взгляд они аморальны, но это не педалируется. И да, гг понимает, что "с магией чего-тось не так", но что не так - не понимает. Хотя де-факто именно магия является на 80-90% зачинщиком всех личных неудач и скорбей гг. Но магия - служит "Великой Белой Тройственной" и Сапковский уделяет магии много времени и рисует картину мира через неё. Страшную картину, где в нашем мире живут магические "старшие расы", для которых люди - это или пища или подопытные кролики для магических экспериментов. Где главный герой с друзьями, в ходе обычной шутки в стиле Остапа Бендера призывает в наш мир не пойми что. То есть магия еще и непредсказуема.
4. Cюжет и стиль - ладно, ты тут понаговорил чего-то выше, но сюжет хотя бы динамичный, скажете вы. Не, ни фига подобного. Не динамичный. Вполне себе то сюжет скачет галопом, а то нас погружают в рассуждения персонажей совершенно посторонних или выведенных "для хохмы". Что-то вроде "Кентерберийских рассказов" или "Гаргантюа и Пантагрюэля" получается. С одной стороны. А с другой это всё же "квест" в стиле Дон Кихота или средневековых рыцарских романов. Всё же квест. И вот этот юмор против квеста или квест против юмора еще перемежается объяснениями о природе магии. И тут эти объяснения занудны и мало что объясняют, они скучны, и автор им сам явно не верит. Вопрос - зачем? Почему юмор, который в Ведьмаке сюжет сопровождает, тут местами сам становится дырами в сюжете? Почему стиль такой неровный - то приключенческий рыцарский роман, а то оккультные размышления, а то у нас тут можно сказать юмор. И всё это за счет динамики сюжета.
5 Любовь - я не спец по любовным линиям, но всё же. Помните в "Ведьмаке" была любовь между Геральтом и Иеннифер? А тут в "Саге о Рейневане" что у нас? У нас вроде есть такая же любовь. Но а) любовь ни от чего не спасает и не защищает б) это любовью гг жертвует то ради безопасности, то ради идеалов. Да и объекты влюбленности не особо вдохновляют. Женщины гг либо а) стервы и шлюхи (таков первый объект любви) либо б) пассивные персонажи, которым "хорошо с любимым и без него тоже". Вспомним опять-таки отношения Геральта и Иеннифер, они друг друга мучили и отношения были нездоровыми, но двусторонними! А тут они односторонние во многом. И только под конец на короткое время повествования вроде как двусторонние. Но именно что вроде как. И это я еще молчу про постельные сцены. Куда подевалась деликатность, недосказанность. Да тут банальный глум идёт пополам со странной идеализацией объекта любви. Да, я понимаю, Сапковский играет в "любовь к прекрасной даме" и Рейневан увлекался рыцарскими романами. Да, но не до степени идиотизма же. Во время полового акта шептать на разных языках эпитеты и поговорки, когда надо банально заткнуться или когда люди изъясняются междометиями... в общем, автор явно глумится над героем.. Зачем?
В общем представьте, что главный герой у нас Лютик, а в качестве объекта любви у нас Чилия, жена солтыса Зоммерхальдера (1й объект любви) и, скажем Шани, как второй объект любви. Причем Шани и Лютик во время полового акта переходят на медицинскую латынь. А с Чилией Лютик цитирует во время полового акта свои баллады, причем задом наперёд.

Мдас... Я до сих пор просто в шоке. В шоке от того, что гениальный на мой взгляд автор, писал здесь как автор обычный, посредственный.
Показать полностью
Scaverius Онлайн
Ольга Эдельберта
Мне не зашло. Осилила первую книгу и половину второй, дальше просто не захотелось читать. Раздражало отсутствие сюжета (вместо сюжета там - просто следование потоку событий), невнятность характеров и то, что автор засыпает читателя множеством исторических деталей, как будто наскоро вычитанных в какой-нибудь исторической книжке, не выстраивая их и не создавая единой ткани. Он замахнулся на широкое полотно, но по-моему, не справился. Когда я поняла, что не могу вспомнить, кто там есть кто, забросила.

Вот-вот. Я бросить хотел на первой книге. На второй в принципе освоился. Продрался через нестыковки. Но сюжет очень неровный и действительно похож на поток событий. Тем более удивительно, что эти работы хвалят.
Что-то не понял, пересобрался я ету сагу читать иои нет, но ща обзор спасибо. Подробный, яркий, понятный
Лень спорить, но просто эти книги не для этого читателя. Всего лишь.
И да, у Сапковского это вершина творчества. Идеальная. В отличии от разрекламированного Ведьмака, слитого уже третьей книги.
Scaverius Онлайн
Deskolador
Лень спорить, но просто эти книги не для этого читателя. Всего лишь.
И да, у Сапковского это вершина творчества. Идеальная. В отличии от разрекламированного Ведьмака, слитого уже третьей книги.

Ну да, я не фанат смеси Кентерберийских рассказов и Дон-Кихота. Там автор еще и со стилем переборщил. Это именно стилизация под средневековье, такой авантюрный средневековый рыцарско-магический роман. Только туда еще и постмодернизм воткнули. В Ведьмаке, кстати, ничего не было слито в третьей книге. Там просто героев главных стало больше 2х постепенно.
Кстати, вспомнил - читаешь те же интриги в Ведьмаке, совещания магов, совещания королей - чувство как будто это взрослые люди беседуют. Читаешь то же самое в "саге о гуситах" - пацаны какие-то общаются, офигевшие от жажды власти и денег настолько, что дальше собственного носа не видят. Ну тут есть только еще один шанс - что перевод плохой. К сожалению, я по польски ни бельмеса, а то бы почитал в оригинале.

Один сюжетный ход о том, что католики прекрасно знают о существовании метаморфа-чернокнижника и о том, что он вытворяет, причем я так понял, знает по сути и папский престол (его представители), но никакого формального расследования никто не проводит. В Ведьмаке тот самый епископ Конрад бы Грелленорта просто сам попытался бы слить, сын там не сын, не важно, ради собственной безопасности. А в Силезию нагрянули бы следователи папской инквизиции. А то - тут вижу, тут не вижу. Тут у нас бегает по всей Европе Рейневан, задрипанный ученик чародея, и весь христианский мир за ним бегает, его анафематствуют, его "подвиги" описывают. А тут у нас целые университеты магических искусств и никому они не интересны и никто их не преследует. И маг-убийца, который режет еретиков, правда, но с таким перебором, что людишки могут подумать - конец света настал. И всё это на фоне тех же преследуемых евреев (преследования которых описаны смачно). То есть целые народы мы преследуем, еретиков мы жжём. А про магию мы не сном ни духом, гоняемся за шушерой какой-то (вроде Рейневана).
Да, еще у нас есть "старшие народы" и прочая магонечисть. Которые бегают по Европе и которых никто не видел, ну разве что на шабашах. Люди в средневековье совсем нюх потеряли? Они что, иные расы от сверхъестественного не отличают? Или что, все, кто с ними встречался - умирал, некому было рассказать? Нет. И это мы видим Рейневан встретился. И не умер. И Ютта встретилась. В Гарри Поттере хоть придумали, что есть специальный закон и спецотряды магов, стирающих память, а тут чего? Списали их на происки дьявола и успокоились?
В общем, в мире Ведьмака живут умные и хитрые, часто циничные люди. А в мире "Рейневана" живут тупые фанатики, жадные и сластолюбивые веруны и злобные гады. А ну и еще лицемеры. Геральт вон как мучился по поводу "тридамского ультиматума". Меньшее зло, большее зло... Где это здесь всё? Какое нафиг меньшее зло, тут в кровище все замазаны доверху, чуть ли не хлебают её. И при этом "ах, у меня великие идеалы". Тьфу. Вообще единственный положительный персонаж саги о Рейневане - это старый священник. Который, когда его гуситы поставили на колени и сказали "Отрекайся, мерзкий папист", в слезах поднял голову к небу и сказал: "Боже! Боже... это же вера отцов моих, как я отрекусь от Тебя?" И его "убили милосердно". Даже гуситов проняло. Просто череп раскроили, не стали живьём жечь. Так вот этот персонаж честно жил и честно умер. Но он там эпизодом. Вот если бы он их веру принял, я бы дальше перестал вообще читать. Читал вообще ради концовки. Было интересно, будет ли какой-то финал. Но нет. Финала не было.
Показать полностью
Scaverius, спасибо за такой развёрнутый комментарий) Только я и Ведьмака-то не читала...
Судя по всему, у Сапковского в голове ужасная каша, и она вдобавок пригорела) Про веру и эпоху - да, соглашусь. И вообще, в любые времена, люди не бывают одинаковыми - даже одинаково циничными и жестокими. Ну, и отсутствие динамики в характерах персонажей - это, конечно, явный писательский просчёт. Если все остались такими, какими были в начале - зачем вообще было всё это писать? Развлечения ради? Ну, может быть. Каковы бы не были мировоззрение автора и морально-этическая сторона вопроса, но уж это-то должно в произведении присутствовать)
Ну, и если у Сапковского своя, личная нелюбовь к христианству, но при этом тяга писать про эпоху, где христианская религия играет ключевую роль... это тяжко. Помню, именно по этой причине я не смогла читать "Лезвие бритвы" Ефремова - это же не роман, а агитка какая-то.
Я перечитала ваши впечатления и думаю: возможно, эти его странные герои, подробные постельные сцены, подчёркнутый цинизм и беспринципность - это попытка подстроиться под некую целевую аудиторию? Мне это напомнило одного преподавателя, который свои лекции пересыпал всякими вольными шутками - "чтобы эти глупые студенты слушали, молодёжь же без этого не может". (А потом обижался, что его вообще никто не слушает...) Может, Сапковский думал угодить всем, захватить все жанры, чтобы и приключения, и философия, и любовный роман, и чуток истории, и чуток магии, а в итоге вышла... каша.
Ну, и нельзя исключать того, что Сапковский именно таким видит мир... бедняга(
Показать полностью
Ольга Эдельберта
Мне не зашло. Осилила первую книгу и половину второй, дальше просто не захотелось читать. Раздражало отсутствие сюжета (вместо сюжета там - просто следование потоку событий), невнятность характеров и то, что автор засыпает читателя множеством исторических деталей, как будто наскоро вычитанных в какой-нибудь исторической книжке, не выстраивая их и не создавая единой ткани. Он замахнулся на широкое полотно, но по-моему, не справился. Когда я поняла, что не могу вспомнить, кто там есть кто, забросила.
Совершенно те же ощущения. И, если в "Ведьмаке" я помню почти все, хоть и читала 20 лет назад, то здесь ничего в голове не осталось. И, я не люблю смешение жанров. История с мистикой как-то не заходят вместе.
Scaverius Онлайн
мисс Элинор
Помню, именно по этой причине я не смогла читать "Лезвие бритвы" Ефремова - это же не роман, а агитка какая-то.

"Лезвие бритвы" не особо вроде касается темы христианства. Хотя заскоки Ефремова всем известны, право на уход из жизни и право на сексуальную свободу, которые христианство отрицает.


Ну, и если у Сапковского своя, личная нелюбовь к христианству, но при этом тяга писать про эпоху, где христианская религия играет ключевую роль... это тяжко.

Да там не нелюбовь к христианству, там именно непонимание, что ли. Про язычество (простое) он писал нормально. А про христианство "зачем оно нужно", он не понимает. Марксист бы написал какие гуситы молодцы, они за равенство и братство. Сапковский что-то такое в адрес гуситов говорит, но слабо. В основном - все "плохие". Христианство есть, но на мир не влияет как-то по своему.


Может, Сапковский думал угодить всем, захватить все жанры, чтобы и приключения, и философия, и любовный роман, и чуток истории, и чуток магии, а в итоге вышла... каша.
Ну, и нельзя исключать того, что Сапковский именно таким видит мир... бедняга(

Нет, он таким видит премодерн. Средневековье как эпоху.
Показать полностью
Scaverius, у Ефремова в "Лезвии бритвы", может, не сильно много про христианство, но такой напор и навязчивость... этим он мне напомнил тогда сектантов, стучащихся в дверь с брошюрками. В "Таис Афинской" про древние религии было написано красиво и интересно, уместно как-то, к тому же в конце он приводит своих героинь почти к христианскому мировоззрению - любовь, служение людям... а в других книгах уже всё не то.

Scaverius

Да там не нелюбовь к христианству, там именно непонимание, что ли. Про язычество (простое) он писал нормально. А про христианство "зачем оно нужно", он не понимает. Марксист бы написал какие гуситы молодцы, они за равенство и братство. Сапковский что-то такое в адрес гуситов говорит, но слабо. В основном - все "плохие". Христианство есть, но на мир не влияет как-то по своему.


Нет, он таким видит премодерн. Средневековье как эпоху.

Вот это и есть отсутствие историзма, да и здравого смысла, если уж на то пошло. Не так уж и просто пройти по этой тонкой грани и создать характеры, которые, с одной стороны - дети своей эпохи, а с другой - такие же, как мы, люди из плоти и крови.

Кстати, в одном "ляпе", описанном выше, можно увидеть логику. Инквизиция бегает за главным героем, но закрывает глаза на магические университеты и прочие крупные вещи - не только потому, что автору надо устроить герою приключения и подчеркнуть, как он крут, но и потому, что для инквизиции это безопаснее)) Безопасней охотиться за мелкой сошкой, чем бороться с крупными организациями - они же сдачи могут дать)))
Показать полностью
Scaverius
Один сюжетный ход о том, что католики прекрасно знают о существовании метаморфа-чернокнижника и о том, что он вытворяет, причем я так понял, знает по сути и папский престол (его представители).
А вы часом не пропустили, что папский престол именно в этом составе как раз благодаря Биркарту и существует? Это он лично грохнул еврея-чернокнижника, который антипапу крышевал.
А в Силезию нагрянули бы следователи папской инквизиции.
Вот сейчас вы Гжеся Гейнче и попика Божичко (ЕМНИП) сильно обидели. Бездельничали они, типа.
Благодарность папского престола - она такая.
мисс Элинор
Безопасней охотиться за мелкой сошкой, чем бороться с крупными организациями - они же сдачи могут дать)))
А еще они не подонки - они кадры, которые потом (под чутким и мудрым руководством Церкви) загонят под шконку Статута все остальное магическое сообщество. Все эти Грелленорты, Ван Хельсинги и Гессе, которых в России знают как Гессеров :)
Scaverius Онлайн
чум_АК

А вы часом не пропустили, что папский престол именно в этом составе как раз благодаря Биркарту и существует? Это он лично грохнул еврея-чернокнижника, который антипапу крышевал.

В таком случае, почему он еще жив. Если он мог грохнуть один такого персонажа, так он тем более опасен. Именно по лору книг идя, наградой за такое должна быть именно смерть.


Вот сейчас вы Гжеся Гейнче и попика Божичко (ЕМНИП) сильно обидели. Бездельничали они, типа. Благодарность папского престола - она такая.

Если посмотреть на то, как они пытались зачем-то копать под епископа (на почве личной неприязни) и гонялись за Рейневаном (как и остальные), то можно сказать да, щтаны протирали по большей части. Епископ с Грелленортом достигли очень многого. Чего эти достигли? Даже Рейневана качественно запугать не смогли. Некая де Фонсека там шарахнула одного по голове.


А еще они не подонки - они кадры, которые потом (под чутким и мудрым руководством Церкви) загонят под шконку Статута все остальное магическое сообщество. Все эти Грелленорты, Ван Хельсинги и Гессе, которых в России знают как Гессеров :)

Грелленорт преследовал прежде всего собственные цели. В конечном итоге плевать ему было на церковь, как и епископу.
Показать полностью
Scaverius
В таком случае, почему он еще жив.
- кто объяснит донатящим гуситов их неправоту?
- кто напрямую мимо пильщиков направит денежные потоки на борьбу с еретиками?
- кто разберется с чешской агентурой, где маги - каждый третий?
- кто главаря магических литовских сепаров пустит на воротник?
- кто всякую мелкую волшебную недюдь будет держать в границах социально приемлемой популяции?
Пашко Рымбаба что ли?

Грелленорт преследовал прежде всего собственные цели. В конечном итоге плевать ему было на церковь, как и епископу.
Дык это и есть искусство политика, когда каждый тянет одеяло на себя, а равнодействующая тяги многих направляется куда надо. Политику.
А пана Конрада вы уж совсем-совсем обидели: для него церковь - любимый источник и инструмент власти. Как Хог для Дамбигада.
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть