↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
flamarina
26 апреля 2023
Aa Aa
Экспресс-обзор от мимокрокодила: Истина в деталях
#лига_фанфикса

Сначала то, что понравилось, потом то, что ничего так, а дальше брюзжание на тему всего остального. Другие части скоро будут.
Итак:

Понравилось:

Душа помощника (фандом Люцифер)
Хороший язык, парадоксальная и современная тема – есть ли душа у... искусственных личностей, а если есть, то как бы это было.
Понятная и трогательная история, рассказанная отстранённо и благодаря этому ещё более реалистичная. Ведь что ад, что призма цифрового мира – и есть та брехтовская дистанция между зрителем и сценой, создаюшая новый угол переживания.
Читается без знания канона. Люцифер он везде люцифер, в принципе.

На полпути
Это было неожиданно. Действительно "вотэтоповорот", когда первое время читаешь как будто совсем о другом, а потом доходит...
Текст мелкий, так что больше без спойлеров не расскажешь, но прочтите. Это необычно.

Добротворцы (ориджинал)
Люблю магический реализм. Здесь он удался. Вроде обычная история обычных людей, какие происходят каждый день. Но всё немного иначе.
Это мог бы быть эпизод ранних "Дозоров", с их балансом хороших и плохих дел... однако, не совсем. Во-первых, мягче. Вполне можно поверить, что происходящее – не магия как таковая, а просто образное мироощущение человека. Именно поэтому здесь – магический реализм, а не городское фэнтези.
Во-вторых, здесь баланс задаётся выбором самого человека. Прекрасно творить только добро, и никакой закон вселенной не заставит поступить иначе. Но иногда... иногда есть такое объективно "злое" деяние, которое в то же время самая что ни на есть справедливость. И ты платишь за него "из своего кармана", потому что не можешь иначе.

Сказка для студента (ориджинал)
Это просто порядком забавно. Не люблю юмор и русреал, но здесь что-то сошлось такое колоритное и самоофигевающее, что мне понравилось. В отличие от других историй про домовых на этом конкурсе, эта меня зацепила.

Маяк (оридж)
Мне понравился мир и атмосфера. Действительно "альтернативный", но при этом почти похожий на наш.
Ненавязчивое вплетение магии и поверий, когда волшебных существ выдают какие-то детали, которые внимательный "местный" взгляд, а вместе с ним и читатель сразу замечает.
Ах да, лично мне ещё и посыл нравится. Что любовь на плаху благих намерений не отправляют. Здесь многие будут не согласны, наверное, но лично меня так задолбали все эти варианты а-ля "Тёмные начала", "Пираты Карибского Моря", четвёртый сезон "Доктора Кто" и даже наша прекрасная "Юнона и Авось", где судьба любви – стать жертвой. Самой яркой, важной и пронзительной, но безальтернативной. Дескать, иначе нельзя, иначе мир рухнет. А нужна ли крепость, в фундамент которой замурованы слёзы?

Съешь ещё этих мягких французских булок да выпей же ликёру (оридж)
Редко можно увидеть текст, в котором происходит нечто... не совсем законное. А ты всецело за.
Ох, не надо думать, что если человек интеллигентный и спокойный, то его можно обманывать и предавать. Ох, не надо.
Герой этой истории несколько потерялся в личной вседозволенности, за что и поплатился. Главное... насколько же реалистично показан его образ. Живёт себе, в ус не дует, всё его устраивает и даже нет ни нервов, ни вины, ни беспокойства, ни стремления загладить. "А чё такого?", как говорится. А вот что.

Тоже симпатично:

Маяк (оридж)
Плюс: интересная история в духе американской городской фантастики старой школы. Необычная постановка сюжета, яркие описания.
Минус: диалоги и описание главной героини отдают то ли картоном, то ли утрированным стёбом. Но если эту часть исправить, может и выйдет что-то очень хорошее.

Змеиный град
Плюс: жутковато история с флёром саспейна и безнадёжности, который читатель осознаёт, а герой – ещё нет, думая, что всё хорошо.
Минус: странность и непроработанность бытовых деталей, которая при этноколорите не очень хорошо смотрится. Но главный огромный минус этой истории – переписка с автором. Нет, вы не подумайте: автор не хам, всё прилично и интеллигентно. Только такое ощущение, что он то ли сам не понял, что написал, то ли всем комментаторам выдаёт версию, которая не противоречит их пониманию.
для меня всё ясно – барышня дракон, князь попал как кур в ощип, его самого зачаровали, его княжеству и соседям.... гхм, таз медный без ручек приснился. И воеводу его она зачаровала - либо чтобы убил, а если не выйдет, чтобы князь увидел, что тот предатель.
А дальше началось... а может она хорошая? А может князь ей понравился, а остальных она убивала, потому что они были грубыми? А может она поможет ему править (а-ля Василиса премудрая)?
И автор такой да, да, может быть... хотя у самого же написаны и картины сожженого города, и то, что князь до этого с соседями не ссорился, ибо родня, а сейчас на них войной пойдёт. Хороша Василиса...

Хочешь стать знаменитым (оридж)
Опять-таки удачная смесь бытового и - возможно - мистического. Открытый финал. Достоверный и живой Евгений (один из героев) с хорошо описанными эмоциями и деталями поведения. Это плюс.
Минус: на воссоздание атмосферы музыкального фестиваля вброшено ну очень много сил и деталей, описание рок-тусовки в какой-то момент превращается в бессобытийное занудство. Детализация с огромным разрывом превалирует над умением быстро отобразить атмосферу парой штрихов.

Происшествие в деревне Вильяж (фандом Красная шапочка).
Плюс: Нестандартная идея. В целом хорошо вписанный фандом.
Минус: разброс и шатание в языке, где витьеватости соседствуют с разговором шпаны, канцеляритом (чуть-чуть) и элементами пересказа. Слишком сумбурно, с дэдлайном за плечом. А ведь есть жанр французского криминального детектива. Который хорошо смонтировался бы с фандомом. Если бы текст был выдержан в нём, он бы легко побил всех одной левой. Но не случилось.

______________
А теперь нытьё.
Я уже давно (даже на дэдлайн-фесте, который казалось бы, не способствует вычитке) не видела такого количества сырых текстов.
Много пересказов. Как будто у автора был план, и, вместо того, чтобы по нему сочинять, автор просто выгрузил на читателя события и всё. Нате жуйте.
Много текстов в старомодной и чисто фикрайтерской (не писательской) манере, которая пытается в ощущения и грешит натужным настоящим временем, даже когда текст вроде бы в прошедшем.
Ну знаете вот это вот:
"Х смотрит на и Y и ощущает, как... (руки сжимаются в кулаки / сердце мучительно замирает / затылок покрывается испариной / тяжелеет внизу живота)".
Там герои всё время внешне спокойные / отстранённые / собранные, а потом орут, колотят вазы и всячески показывают, что они не фунт холодного ливера, а ведро с углями.
А ещё там очень важен момент:
"В другое время Х... (прошел бы мимо / не отреагировал/ сам так поступил), но сегодня что-то неуловимо изменилось, и..."

Я помню такие зарисовки ещё когда я пришла в фандом в 2013. И уже тогда они считались немного кустарными и старомодными. Они такие и есть. Самопал от которого разит самопалом. Вроде их пишут, чтобы передать чувства, но в результате получается не особо. Потому что характеристики персонажей стираются начисто. Все превращаются в порывистых дев и загадочных коварных незнакомцев. Какая-то академия вампиров.

Сразу хочу заметить: это НЕ ЗНАЧИТ, что всё, что я не отметила в первых двух частях – именно такого "качества".
Там есть и много другого.

Я не читала анимэ/мангу.
Читала, но не впечатлилась русреалом. Там опять много эмоционального шантажа детьми, смертями и болезнями. Я понимаю, что многое из этого авторы пишут искренне, для себя, как самоанализ и отработку психических травм. Но на конкурсах это всё равно выглядит как "выбери меня" с оттяжкой в "сами мы не местные... подайте кто сколько сможет". Вот и гадай, сидя в электричке, кому и правда плохо, а для кого это способ заработать...

Титанов я почти прочитала, скоро обозрю, но т.к. писать долго, а я с телефона, то не сегодня...
26 апреля 2023
16 комментариев
Истории, написанные для затыкания дыр (набора баллов) видны, часто это малосюжетные пересказательные драбблы, я думаю, авторы сами понимают, что писали не шедевры. Это издержки дедлайна.
Не срача ради, но не удержусь.
Сразу скажу, что моих текстов на 1 этапе лиги нет вообще.
Но вопрос мне интересен в принципе.

Много текстов в старомодной и чисто фикрайтерской (не писательской) манере, которая пытается в ощущения и грешит натужным настоящим временем, даже когда текст вроде бы в прошедшем.
Итак, что плохого в «чисто фикрайтерской», а не писательской манере? В этом как бы и весь смысл - мы пишем на сайте фанфиков, на конкурсе фанфиков, пишем ФАНФИКИ. Да, кто-то делает поистине литературные шедевры. И это здорово. А кто-то (вот я, например) пишет зарисовки: с настоящим временем, с рваным стилем, с попытками передать именно что атмосферу, ощущения. И... и что? Почему это плохо? Почему это старомодно? ну, кустарные, и что?
Хотелось бы писать не кустарно - мы бы написали уже роман и пошли деньги зарабатывать. А тут жанр другой.
Проблема ведь не в стиле. Проблема в прописанности персонажей, чувств, сюжета. Их можно прописать короткими предложениями в настоящем времени. А можно - не прописать в длинных в прошедшем. Иногда читаешь многабукв в ну чисто «писательском» стиле - а ни персонажей, ни сюжета интересного толком нет.
Показать полностью
Home Orchid
Господи, какой дэдлайн... год было известно, что будет конкурс. Осталось рассортировать заготовки по категориям (флафф, ангст, джен, гет и прочая) и впихнуть ключ.
Да и то... ну вот вы явно принесли крупненький и вычитанный текст (не называем имён!) - и не особо вам дэдлайн помешал, верно?

Софочка
Видите ли:
1) это имха. Моя. Меня огорчает, что спустя 10 лет в фандомах пишут то же самое. Как и слезодавилки. И флафф. И дети-и-животные. Имею право.
2) да, мы фикрайтеры. Мы можем как угодно чесать свои кинки просто потому, что хотим. Но конкурс (любой) – это как бы всё-таки соревнование. Предполагается, что на них отправляют нечто более качественное, и интересное не только автору и узкому кругу таких же фанатов-софандомников, но и читателям.
3) видите ли, когда оно действительно атмосферно, а герои хотя бы похожи на себя – это хороший фанфик. Мы же читаем фанфики ради героев, потому что любим ИМЕННО ИХ, а не случайных нехов. А когда это попытка в атмосферу, а персонажи деградируют до стереотипных ролей загадочных незнакомцев, девиц в беде, роковых женщин и мятущихся, но внешне спокойных байроноснейпов... где здесь вообще те самые герои? И тогда лучше уж почитать оридж, а не огорчать себя надеждой на узнавания...
4) и да, нытьё относится КО ВСЕМ ТРЁМ ЭТАПАМ по совокупности, так что, может и к вам. А может и нет.
Показать полностью
Софочка
Итак, что плохого в «чисто фикрайтерской», а не писательской манере?
Дело в форме и в том, будет ли читатель тратить лишние силы для расшифровки написанного. В писательстве есть свои правила, как в языке, и работают они так же. Никто не запрещает писать как хочется, даже с ашипками, но тогда может возникнуть искажение смысла и ваще непонимание.
flamarina
Кстати, спасибо за классный обзор. Не знаю как, но он меня вдохновляет на работу!
Меня огорчает, что спустя 10 лет в фандомах пишут то же самое. Как и слезодавилки. И флафф. И дети-и-животные. Имею право.
Простите. Не могу не.
"Я-то сам вырос. Но вот дети во дворе – они в той же самой песочнице играют и по тем же самым лесенкам лазают. А ведь это было скучно еще когда я в седьмой класс перешёл"
Одни вырастают из чего-то, но им на смену всегда приходят другие, которые ещё не наигрались/не наелись тем, что первых уже не торкает. имхо

Но конкурс (любой) – это как бы всё-таки соревнование. Предполагается, что на них отправляют нечто более качественное, и интересное не только автору и узкому кругу таких же фанатов-софандомников, но и читателям.
Теоретически – да. А практически –и конкретно на фанфиксе – конкурс в принципе единственный способ для ноунейма с малоизвестными канонами найти читателя. Так что не факт, что сюда именно для соревнования все пишут.
Cabernet Sauvignon
Мда? И много на этом конкурсе новичков, мм?

Видите ли, дети разных поколений делают разные ошибки. Это как мода: в 80-е был перманент и подкладные плечи, в 90-е – лосины и джинса, в 2000-е – клёш с заниженной талией, а сейчас – оверсайз.
И если я вдруг вижу лосины, начёс и тени типа "финал под глазом" проблема не просто в том, что это не очень красиво, но и в том, что это устарело. Как-то так.

Я – человек, который пришёл читать снейджеры и читал их даже на "Тайнах подземелий". Я читаю сонгфики, соулмейтство и кучу других "не фартовых" жанров, поэтому я не артхаузный критик, который требует от каждого быть вторым Ремарком.
Но есть вещи, которые слишком даже для меня, особенно в таком количестве.

И, кстати: современные детские городки (по крайней мере те, что я на ВДНХ вижу) – это безумно интересно. В моём детстве таких не было, а если бы и были...
Я думаю, если сделать такой же городок, но с ограничением веса 150 кг, а не 50 кг, и увеличенного размера, то от них взрослых будет не отодрать...
flamarina
Я думаю, если сделать такой же городок, но с ограничением веса 150 кг, а не 50 кг, и увеличенного размера, то от них взрослых будет не отодрать...
О, я видел в Новосибе канатный лабиринт похожий на полосу препятствий для скалолазов: там и лесенки, и мостки, и сети, и стенки - и всё на высоте 2,5 - 5 метров, но со страховкой.
У меня подруга будучи 1,5 метра ростом пошла на взрослую трассу, где было ограничение в росте 150+. Так она рассказывает, что на некоторых этапах не доставала до дощечек и проезжала на страховке, как монорельс.
flamarina, жанры текстов и лосины не одно и то же. Одеваются в то, в чем ходит большинство. А пишут - то, что откликается в душе - и чаще то, что читают сами. И тут говорить о моде имхо странно. Да. есть мейнстримовое. Но далеко не все любят именно его.

Мда? И много на этом конкурсе новичков, мм?
Так на фанфиксе чтобы оставаться ноунеймом, которого не читают - достаточно не писать по ГП. И будешь им и год спустя, и пять лет спустя.

И, кстати: современные детские городки (по крайней мере те, что я на ВДНХ вижу) – это безумно интересно. В моём детстве таких не было, а если бы и были...
Интересно. И круто. Но обычную песочницу/горку детям это не мешает любить. Особенно - если речь о том, что им самим нужно возвести городок, как на ВДНХ или - они могут просто тарзанку повесить и радостно качаться.
Так вот - не все станут или смогут построить тот суперинтересный городок
Не всегда губительное влияние оказывает именно дэдлайн. Личный пример: осенью задумал один текст (на конкурс уползаний), но реализовать не успел и отложил на один из конкурсов этого года. За прошедшие несколько месяцев текст обдумывался, писался, был несколько переформатирован (чтобы соответствовал тематике того другого конкурса), был дописан и опубликован. На конкурсе опубликован, хотя я и рассматривал вариант принести его ещё позже. Т.е. дэдлайн не давил. Но всё равно некоторые отмечали сырость текста. Так что не дэдлайнах дело, а в способностях.

Cabernet Sauvignon
Так на фанфиксе чтобы оставаться ноунеймом, которого не читают - достаточно не писать по ГП. И будешь им и год спустя, и пять лет спустя.
У меня вот из 53 текстов только 5 по ГП. Я ноунейм?

Так вот - не все станут или смогут построить тот суперинтересный городок
На мой взгляд, тут проблема не в смогут/не смогут, а в стараются/не стараются.
Ни один фикрайтер не существует в вакууме, он читает других авторов, тех, кто писал до него. Т.е. вполне реально было увидеть, что фанфикшн не стоит на месте ни в плане идей, ни в плане формы. Да, когда человек пишет для себя, он волен писать что угодно и как угодно. Но конкурс - это по определению не только для себя. ЛЮБОЙ КОНКУРС. Читателю на конкурсе должно быть интересно - или по форме, или по содержанию. Разве так уж сложно постараться ради читателя (и ради большего прокачивания собственных писательских возможностей) и сделать ему интересно?
Показать полностью
Cabernet Sauvignon
Вы путаете известность с качеством письма и опытом.
При чем здесь "ноунейм" или не "ноунейм"?
Просто в процессе любой деятельности (любой!) человек совершенствуется. И если он спустя семь лет прохода через редакторов, диалога с читателями и личного взросления по-прежнему пишет как йунный автор... пофиг, в каком это фандоме.

жанры текстов и лосины не одно и то же. Одеваются в то, в чем ходит большинство. А пишут - то, что откликается в душе - и чаще то, что читают сами.

Божечки, ну это софистика, причем несколько раз...
Во-первых, "мода" это не школьная форма. Её может и все носят, но именно потому, что всем это кажется крутым и красивым. Потому что нравится и "душа лежит". Не думаю, что кто-то способен носить розовые лосины и юбочки из люрекса потому что "так положено", а не потому что "это красиво" (ну, я не беру ночных бабочек, там это и правда униформа). А потом проходит время и с позиции дня сегодняшнего то, что тебе же самому нравилось, кажется смешным, абсурдным и чрезмерным.

Во-вторых, движения души... – они индивидуальны. На то она и душа.
А когда 20-30 разных авторов пишут настолько похоже, что их в угадайке не различишь, это всё же мода. Из первого пункта, а не "так положено".

В-третьих, когда читают и пишут, то тоже ориентируются на то, что читают и пишут другие. А на конкурсе, желая заинтересовать читателя – тем более.
Показать полностью
flamarina
Но если поставить вопрос по-другому?
Если столько людей пишет одно и то же, значит, они хотят это писать. Им это интересно. Им этого хочется.
А если столько людей это пишут, можно ли сказать, что это все устарело и надо по-другому?
Мне тоже не нравятся многие распространённые вещи, вроде тех же "собачку жалко".
Но кому-то, видимо, нравится, а я явно просто не ЦА авторов, пишущих об этом.
И тех, кому нравится, опять же, много.
Плохо ли это?
Viara species
Опять же, мой обзор, мои вкусы 🤷‍♀️
Сугубо имха, как она есть. Кто читает мои обзоры, знает, что я жестоко игнорирую даже котиков, такая я бяка =)
Так что фломастеры, они окаянные))

Однако хочу заметить две вещи именно в плане конкурсов (для себя-то мы все сами себе кинки):
1) как минимум на других конкурсах работы "псевдонастроенческого" типа получают 0-2 балла
2) и их очень мало.

Это и есть "улика" некоего понимания: "Белые розы" больше не в моде, даже если лично автору по кайфу отрываться под них на дискотеке.

Однако подчеркну: я отличаю псевдонастроенческие тексты от действительно круто переданных переживаний, которые тексту всегда в плюс.
Разница? Те, что передают переживания всерьёз, делают это метафорически и индивидуально.
Те, что псевдо- выглядят как последовательная констатация: она посмотрела на него, она подумала о его... фигуре, она покраснела, она задумалась о том, как он изменился - и так далее.
flamarina
Так стало понятнее, спасибо!
Ну а мимо котиков и я обычно прохожу :)
*шепотом*
А продолжение кина будет?
Viara species
Я постараюсь =)
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть