Коллекции загружаются
Как менялся образ фэнтезийных существ в культуре?
1. "Гномы, вы малюсенький народ!" Начнём, пожалуй, с гномов. Мы привыкли воспринимать их как карликов - кладоискателей, которые обладают низким ростом и длинными бородами, носят колпак на голове. Примером тому служат, конечно же, мультфильмы - диснеевская "Белоснежка" и "Гномео и Джульетта". В рамках игр Warcraft и Warhammer, с развитием жанра стимпанк, образ Гнома начал переосмысливаться ещё и в качестве носителей технического прогресса, создателей паровых машин, сложных механизмов и огнестрельного оружия. Некоторые из них жутко воинственные и до сих пор носят с собой топор, секиру и даже молот. Однако, в древности никаких гномов не было. Это слово впервые появилось лишь в XVI веке в трактате швейцарского теолога и алхимика Парацельса под названием "Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах и других духах" (лат. "Ex Libro de Nymphis, Sylvanis, Pygmaeis, Salamandris et Gigantibus"). Латинский термин "gnomus" происходил от слова "genomos", что в переводе означает «подземный житель». Согласно учению Парацельса, Гномы олицетворяют собой элементалей земной стихии ростом в две пяди (около 40 см), которые крайне неохотно вступают в контакты с людьми и обитают исключительно в подземном мире, где оберегают сокровища и рудники от посторонних глаз. Также гномы способны двигаться сквозь земную твердь с такой же лёгкостью, как люди перемещаются в пространстве. В Скандинавском эпосе вместо Гномов фигурировали цверги (zwerge)- существа, которые появились в Эпоху Сотворения мира из червей, пожирающих тело первобога - инеистого великана Имира, убитого Асами (то есть - богами) и ставшего причиной возникновения вселенной: "из мяса — сушу, из крови — воды, из костей — горы, из зубов — скалы, из волос — лес, из мозга — облака, из черепа — небесный свод". Была у Цвергов одна маленькая слабость - под действием солнечных лучей они превращались в камень. Также эти существа прославились, как искусные кузнецы. В Англии же похожие существа назывались дворфами (dwarf), а в народных сказках Германии, переработанных Братьями Гримм - тоже Цвергами (Zwerg), но все эти слова переводились исключительно как "карлик". Так, в тех же сказках Братьев Гримм гномы-карлики предстают то положительными персонажами помогающими людям (как в сказке "Белоснежка"), то сугубо отрицательными, неблагодарными и готовыми напакостить ("Румпельштильцхен", "Беляночка и Розочка"). В первом случае в сказке была отражена легенда о том, что в Германии Карлики были представителями угнетенного коренного населения, которое хотело улучшить свои гены, похищая детей. А во втором - образ карлика-гнома переосмысливался уже в качестве жадного горного духа, обитающего в горах или в шахте. Согласно шахтёрским легендам 16-го века, горные духи облачались либо в рясу монаха, либо в шахтерскую рабочую одежду того времени с капюшоном и кожаным прикладом. А посему и гномы-карлики в сказках тоже стали носить рабочий халат (Kittel) и привычную остроконечную шляпу. Но роднило немецких карликов с гномами Парацельса только одно - охрана сокровищ. Также Братья Гримм добавили и свою изюминку персонажу - сделали бороду волшебной, как у Старика Хоттабыча - чем чаще Беляночка и Розочка её обрезали, тем чаще карлик терял свою колдовскую силу. В XX веке писатели фэнтезисты Джон Толкин и Клайв Льюис лишили Гномов той мистики и могущества, которыми их наделяли немцы, теперь они — лишь одни из множества видов жителей волшебных миров (Средиземья и Нарнии, соответственно). Гномы Дж. Толкина были не только богаты и скрытны, но ещё и воинственны. По сравнению с карликами вселенной Гримм, гномы Толкина довольно рослые: от 1 до 1,5 метра. Именно Джон Толкин сильно повлиял на архетип гномов в массовом сознании, а ролевая система игры Dungeons & Dragons закрепила его окончательно. Также стоит сказать, что слово "карлик" по отношению к гномам вскоре вышло из обихода, цверги стали синонимом, а вот дворфы/дварфы умудрились выделиться и остаться самостоятельной фэнтезийной расой. Гномы же утратили свою изначальную связь с подземным миром и даже сокровищами и в рамках игры Warcraft показаны искусными инженерами, мастерящими вертолёты и дирижабли. 2. Русалки - "обольстительницы, манящие на скалы песнями и жаждущие бессмертной души" В современном мире русалка воспринимается как живущая в море женщина с рыбьим хвостом и чарующим голосом. Но вот в древности у этого существа было другое название, да и речных и морских божеств было предостаточно. Всё началось с Сирен, упомянутых ещё Гомером в "Одиссее" (при этом автор не указал ни имён, ни описания их внешности) и их развития в культуре Древнего Рима. Сирены трактовались как птицы с женской головой или женщины с птичьим торсом, которые унаследовали от отца, речного бога Ахелоя - злобный нрав, а от матери (одной из 9 Муз) - божественный голос. Были Сирены спутницами Персефоны, дочери богини Деметры, а когда ту похитил бог Аид, были превращены в птиц то ли в наказание, что не уследили, то ли чтобы помочь отыскать девушку. Впоследствии Сирены были изгнаны на остров, где манили корабли на скалы и топили их, а моряков пожирали. Причём число Сирен колебалось от двух до трёх - одна пела, а две другие играли на музыкальных инструментах - арфе и кифаре. Лишь двум кораблям - Одиссея и Аргонавтов - было суждено проплыть мимо острова Сирен целыми и невредимыми, что и послужило причиной гибели коварных чародеек. Да и пением Сирен раньше был вовсе не мелодичный вой, как принято считать, а некие сакральные знания, которыми они обладали подобно той же Цирцее/Кирке, и тем самым и сводили людей с ума. Они были своего рода прорицательницами, как тот же титан Прометей. Ведомо им было и будущее, и прошлое, о чём Сирены в оригинале у Гомера пели Одиссею: "Мы знаем все муки, которые когда-то терпели греки и троянцы на раскинувшейся равнине Трои, когда того пожелали боги, все, что происходит на плодородной земле". В этом ключе Сирены были схожи со Сфинксом, с которой беседовал царь Фив - Эдип. После своей бесславной гибели Сирены стали ассоциироваться со смертью и с подземным миром. За глаза их называли "Музами Аида". Но как Сирены связаны с русалками, спросите вы? А тут дело всё в изображении существ на вазах и мозайке. Впервые образ Сирены как женщины-рыбы датируется серединой IX века, именно такой она была изображена в Бернском "Физиологе". А затем Сирена как женщина с рыбьим хвостом была описана в трактате "Liber Monstrorum de diversisgeneribus" VII –середина VIII вв. нашей эры. Сирены тогда были известны как «морские девушки» (marinae pullae). С тех пор Сирен стали изображать с рыбьим хвостом повсеместно. В европейском фольклоре Сирены получили новое наименование - mermaid, Морская Дева, которая постепенно вытеснила собой других водных мифических существ. Окончательно превратив Сирен - птиц в Морских Дев, фольклористы VIII века полностью лишили их экстрасенсорных способностей, дали им в руки зеркало и гребень, которым те расчёсывали волосы на досуге. А вот привычка топить корабли осталась. В результате чего сложился в Германии "свой" миф о красавице Лорелее, обладающей золотыми локонами и заставляющей моряков разбиваться о скалы в Рейне. В Норвегии и Дании образ Морской Девы несколько переосмысливается - вместо того, чтобы петь морякам или мелодично выть, она вызывает бурю одним своим появлением. Ну, а потом господство христианства в мире внесло свои коррективы в формирование образа. И Сирены, и Морские Девы отныне трактовались исключительно как нечисть, сродни суккубам, символ опасного искушения (в эпоху Средневековья и вплоть до XIX века). Всё изменилось, когда в 1566 году алхимик Парацельс опубликовал свой знаменитый трактат. Философ всего лишь пытался доказать миру, что описанные им элементали и мифические существа вовсе не приносят вред человечеству, а гармонируют с природой, созданной Богом. Трактат Парацельса был своего рода революцией в мире религии, где всем существам древней мифологии вход в Рай попросту заказан. Алхимик изложил новую идею о том, что водный элементаль (или водяной дух), названный "ундиной", может не просто вступить в брак с человеком (а не лишать его жизни и заниматься откровенным каннибализмом), но и вдобавок ко всему обрести бессмертную душу через любовь к нему! Это утверждение нашло своё отражение в литературе того времени - так, героини повести Фридриха де Ла Мотта Фуке "Undine" и сказки Ганса Христиана Андерсена "Den lille havfrue" - Ундина и Русалочка - занимались исключительно этим вопросом. При этом, стоит заметить, Ундина оставалась в произведении элементалем воды, а не водной нимфой, как её изображали позднее, да и успела получить душу, но закончилось всё шекспировским финалом - Ундина утопила жениха в слезах и сама умерла с горя. А вот Русалочке душа была нужна не для того, чтобы просто продлить себе жизнь, а чтобы совершить эдакую эволюцию и христианский подвиг - приблизиться к Богу и блаженствовать в Раю/Царствии Божием. Но поскольку посредством суицида (бросившись с корабля в море) она туда попасть не смогла, ей в финале явились Дочери Воздуха и предложили другой способ исполнить заветную и голубую мечту - 300 лет творить добрые дела и зависеть напрямую от хорошего поведения детей, тогда как плохое заставляет лить слёзы дождём и добавляет лишние дни к и без того изнурительному испытанию. В современном мире мотив обретения бессмертия души канул в Лету, а вот сюжетная канва андерсеновской истории, сводимой к банальной земной любви главной героини к Принцу, осталась. Аналогом датского и немецкого сюжета можно считать пьесу Леси Украинки "Лесная Песнь", где в крестьянского юношу влюбляется славянская Мавка, также терпит поражение и превращается в итоге...нет, не в пену морскую на гребне волн, а в вербное дерево. В русском языке не нашлось специального слова, аналога европейскому фольклору, и Морских Дев стали именовать "русалками". Хотя, изначально это были призраки девушек, которые умерли насильственной или преждевременной смертью - из-за убийства или самоубийства перед свадьбой методом утопления. Также считалось, что русалкой может стать и умерший некрещёный младенец на Русалью неделю. Русалка населяет не только озера и реки, но и обитает на полях и даже в лесу, что роднит её с греческими нимфами и дриадами. При этом она - враг человечества, безжалостно топит мужчин, да и к женщинам не благосклонна. Видов славянских русалок очень много, но особенно отличилась Мавка/Навка - когда красавица поворачивалась спиной, то можно было увидеть её внутренние органы, торчащие наружу. 3. Драконы - повелители хаоса, хранители сокровищ с дыханием пламени или древние божества? Мы привыкли воспринимать драконов как исключительно крылатых ящериц, которые дышат огнём, похищают Принцесс и сжигают дотла города. Но такими ли они были в ранние годы своего появления на страницах книг? А вот и нет. В древности, когда ещё даже жанр фэнтези никому не был известен, Драконы предстали в совсем ином обличии. Это были гигантские чудовища, похожие на змеев, но без крыльев. Дело в том, что древние люди испытывали страх перед рептилиями из-за их грозного вида и смертоносного яда. В мифологии змеи были гигантские и чаще всего символизировали зло и хаос. Большей известностью пользовались в древней литературе Морские Змеи. Возник и такой популярный мотив, как ХАОСКАМПФ, где морское чудовище представляло собой силы хаоса (не в смысле беспорядка, а бесформенной материи, из которой до Сотворения была создана Вселенная), а культурный герой или бог-творец - порядок и вступал с ним в смертный бой. В качестве примера можно вспомнить Лотана - змея с семью головами из ханаанской мифологии и его собрата Таннина, которых победил Баал, бог бурь. Также к этому сюжету относятся битва Мардука и Тиамат, Зевса и Тифона из греческой мифологии. В Библии есть морской дракон Левиафан, служивший как символом хаоса и зла, так и метафорой врага израильтян (Вавилона), и его по сюжету убивает Бог Яхве. Стоит сказать, что термины "змей" и "дракон" в мифологии взаимозаменяемы и имеют схожие характеристики, относятся к одному и тому же мифическому зверю. Совсем иное отношение к рептилиям сложилось в Древнем Китае. Здесь дракон изображен не просто змееподобным и бескрылым, но и даже четвероногим. В Китае дракон называется "Лонг" или "Лунг/Лун" и изначально был показан как ездовое животное бога, а затем стал символом императорской власти. Первым таким известным драконом стал Инлун - крылатое божество дождя. Затем его сменил Хуанлунь (Желтый дракон). А вот Чжулун (Дракон-Факел) сломал эту систему, став солнечным драконом и небесным божеством, которое сотворило мир своим телом. Отсылка к драконам в качестве божеств и создателей вселенной имеется в 5 части игры "Герои Меча и Магии". В германской литературе драконы уже выступают как стражи сокровищ, вытеснив собой Гномов. Так, ещё в эпосе "Цикл Вёльсунгов" персонаж по имени Фафнир был именно карликом/гномом, но из-за волшебного кольца превратился в дракона (пока ещё бескрылого). И хоть его впоследствии убивает герой Сигурд, сам символ дракона в качестве хранителя клада становится излюбленной темой писателей того времени. Наибольшее влияние на образ дракона оказала древнеанглийская эпическая поэма "Беовульф". Она впервые показала читателям дракона как огнедышащее создание, сжигающее всё и вся, да ещё и способное летать. До этого момента все драконы в мифологии обладали исключительно ядовитым дыханием, что было связано с реальными змеями. Именно этот образ в своё время популяризировал Джон Толкин, и тем самым сделал дракона самым узнаваемым персонажем книг и игр жанра фэнтези. 4. Эльфы - крылатые пикси или рослые стреловержцы? Представить себе жанр фэнтези без участия эльфов сейчас просто невозможно. Практически во всех играх этого жанра неизменными остаются их стройные тела, большие и острые уши, древняя культура, феноменальное долголетие, мастерское управление луком и магией и особая связь с природой. Впервые эльфы появились в германском фольклоре и мифологии, но были не такими, какими мы их знаем сейчас. Слово "эльф" изначально означало «белое существо» или "сияющий", то есть эльфы воспринимались тогда как нечто божественное, не похожее на людей. В Скандинавском эпосе фигурируют Альвы - два вида эльфов: Dökkálfar/доккальфары («Темные эльфы») и Ljósálfar/лёсальфары ( «Светлые эльфы»). Если первые обитают под землёй, подобно гномам, и имеют тёмный цвет лица ("чернее смолы"), то вторые живут в Альфхейме (Álfheimr - «Земля эльфов » или «Страна эльфов») и обликом своим прекраснее и ярче самого Солнца. Впоследствии к ним добавились ещё и чёрные эльфы (Svartálfar/свартальфары). Правит альвами бог-кузнец Велунд/Вейланд. Здесь эльфы рассматриваются как раса полубогов мужского пола, наиболее близко стоящая к Асам - скандинавским богам. В эпосе «Прорицание вёльвы» по именам упоминаются некоторые персонажи, близкие по значению имён к альвам/эльфам: Альв, Виндальв и Гандальв. Последний вскоре трансформировался в знаменитого волшебника из "Властелина колец". С принятием христианства в Скандинавии альвы трансформировались в злых демонических духов, способных насылать болезни и похищать людей. По другой версии легенды альвами стали Ангелы, оставшиеся нейтральными во время восстания Сатаны-Люцифера против Бога Яхве. А вот образ Сидов (Sídhe) из кельтской мифологии - детей богини Дану - наиболее близок к описанию современных эльфов - они обитают внутри холмов, стройны и прекрасны лицом, владеют навыками стрельбы из лука, и наконечники стрел пропитаны ядом. Одно прикосновение может свести человека с ума. А затем в фольклоре эльфы стали ассоциироваться с Феями и Гномами, уменьшились в росте и получили крылья как у насекомых. И подтверждают мои слова пьеса Уильяма Шекспира "Сон в летнюю ночь" и сказка Андерсена про Дюймовочку. Но всё изменилось, когда Джон Толкин переработал известные эпосы во "Властелине колец". Он вернул эльфам их неземную красоту, бессмертие, стройный вид и высокий рост, позаимствовал у Сидов владение луком, изобрел языки - синдорин и квенья. А компьютерные игры наделили эльфов разными расами: Морские эльфы ( Алу-Тель'Куэссир ), Крылатые Эльфы ( Арил-Тель'Куэссир ), Дроу или Темные эльфы ( Ссри-Тел'Куэссир ), Лунные эльфы ( Teu-Tel'Quessir ), Лесные эльфы, Высокорождённые, Ночные Эльфы и Эльфы Крови, соответственно. 17 сентября 2023
3 |
А волшебники как менялись? Мне интересно где и когда появился образ бородатого старичка в фиолетовой или серой мантии и остроконечной шляпе или колпаке.
1 |
Doom in the city
А волшебники как менялись? Мне интересно где и когда появился образ бородатого старичка в фиолетовой или серой мантии и остроконечной шляпе или колпаке. Сейчас всё найду и опубликую. Хотя, там тоже были разновидности, а потом сложился архетипный образ.1 |
Девица Джейд
Мне очень нравится язык, которым ваши статьи (можно же их так назвать?) написаны. Хоть я и не всегда глубоко в теме того, о чем идет речь, и могу пропускать фактические ошибки, читать все равно одно удовольствие. Приятно слышать.1 |
У скандинавов были дверги. Цверги — это у континентальных германцев (-:
1 |
Змей Горыныч огнедышащий и иногда (хоть и редко) крылатый. Не думаю, что это связано с «Беовульфом» (-:
|
Три рубля
Змей Горыныч огнедышащий и иногда (хоть и редко) крылатый. Не думаю, что это связано с «Беовульфом» (-: A c чем??? |
дверги. Цверги Чем отличаются??? |
Три рубля
Змей Горыныч огнедышащий и иногда (хоть и редко) крылатый. Не думаю, что это связано с «Беовульфом» (-: Змей Горыныч больше был аналогом Цербера, чем драконом. |
breumus98, классический драконий симптом похищения принцесс и прочих особ женского пола присущ ему даже более, чем европейским драконам (-: Над златом, правда, чахнет редко, но тоже бывает.
1 |
Три рубля
breumus98, классический драконий симптом похищения принцесс и прочих особ женского пола, присущ ему даже более, чем европейским драконам (-: Над златом, правда, чахнет редко, но тоже бывает. Ну, похищениями больше Кощей занимался. |