Коллекции загружаются
Ехала в место и видела молодого человека, от силы лет 20. Сидел читал что-то вроде псалтыря или молитвенника и перекрещивался после каждой молитвы. А потом переворачивал страницу и снова молился и осенял себя крестом. И так весь путь.
Если честно, то наблюдать за этим действием успокаивает и наталкивает на философские размышления. Я как раз ехала в раздумьях о концепции прощения. Почему "надо" прощать? И почему некоторым трудно прощать? Почему это такой сложный и многогранный концепт? С одной стороны, прощение идет часто в связке с обидой и болью; и логичнее и легче все же простить, чем ходить с грузом обиды. Но с другой стороны - эмоции нелогичны. И даже более чем иррациональны. Почему способность к прощению, причем когда не сидишь с бременем на душе годами, а когда относительно быстро проживаешь обиду и прощаешь - считается слабостью? Мне кажется, наоборот способность в краткие сроки трасформировать мышление и простить - это должно быть чертой сильных людей. Ведь это не так-то и просто. Кстати еще вопрос: а для кого прощение важно больше: для того, кто прощает или кто просит прощения? Это акт односторонний или обязательно с двумя участниками? #ночные_бредни типа #философия 21 ноября 2023
6 |
Chaucer
получается, что есть вопросы более важные, а есть менее. так это.. люди пристрастны - внезапно) а насчет "надо прощать" - тут я вообще не понял это в христианской традиции, и то в новозаветной, ибо до того было "око за око" и все такое поэтому, неясно - кому надо и зачем) и тогда давайте плясать от дефиниций, раз уж спрашиваете про концепцию прощения - что вы под прощением понимаете в данном смысле? я свое понимание описала чуть выше, к слову) |
Chaucer, размышления о логичности эмоций считаются за философию или нет?
Показать полностью
Далее идёт о вине, обиде, справедливости. Вина - или в юридическом дробь моральном смысле, или в смысле эмоций. Мы не юристы. Моральное, этическое опирается на метаэтическое, без метаэтики делать там нечего. Малому числу людей интересно говорить о метаэтике, ещё меньшее число компетентны в этом вопросе. Я некомпетентен, например. Что касается эмоций, то оно глубоко индивидуально для взрослого человека. Люди обижаются на разные вещи, винят в разных вещах, чувствуют вину за разное, подразумевают под "прощением" также разные штуки. В общем смысле - и не поговоришь особо, а значит, философия не выйдет. Про то, что считается или не считается слабостью - это не в философию, а в культурологию. Там будут ответы "почему". И, да, не всеми считается. В раннем христианстве с подставлением другой щеки - это признак силы. Многие зрелые люди считают, что прощать - это признак силы. Не только потому, что прощать тяжело, но и более прагматично: позволить прощать себе так, чтобы не загрызли остальные; позволить быть добрым, снисходительным - может только сильный. Сильному пофиг, чего там слабачки вокруг считают. Мне кажется, наоборот способность в краткие сроки трасформировать мышление и простить - это должно быть чертой сильных людей Здесь возникает вопрос "зачем?" Опять же, в этом нет особой философии, но возникает именно вопрос "зачем трансформировать, если можно не?" Мозг экономит ресурсы. Если можно не меняться - не меняется. Сильный, слабый - всё равно. Вопрос в том, выгодно ли прощать, хе-хе. Но я бы сказал так: невыгодно уже обижаться и винить. Это работало в малых коллективах первобытных людей, но сейчас работает только в сходных ситуациях.а для кого прощение важно больше Индивидуально же.Т.ч. не особо пофилософствуешь тут, ну. Не те вопросы, чтобы философствовать на их тему. 2 |
Flamelle
Предполагается, что вы прощаете потому что отомстить не можете. Слабак т.е. Ахахах, ровным счётом наоборот же работает-с. |
Матемаг
Лично я с обоими вариантами не согласна. |
Просто Ханя, мне кажется, или вы тут уже немного с претензией пришли? Вашу позицию я прочитала и уважаю ее.
Моя концепция отлична от христианской, и я ее озвучила выше. Но начало размышлений шло действительно по ассоциативному ряду от христианской и то как современные позиции о прощении отличаются. |
Flamelle, не вешать на людей ярлычки типа "сильный - слабый", "крутый - ничтожество", "умный - глупый" и т.д. - это тяжжжжжжко, так не каждый сможет, хех. А как только вешают, сразу с этим связываются шаблоны поведения, внешнего вида, мышления, etc.
|
Flamelle
Лично я с обоими вариантами не согласна. Это вообще не про силу или слабость, это про мировоззрение. А можно поподробнее? Как получается выйти из дихотомии сила/слабость? |
Chaucer
господь с вами, кажется |
*зануда-мод-он*
Господь с заглавной буквы! 1 |
Chaucer
Flamelle откуда она вообще изначально взялась.. А можно поподробнее? Как получается выйти из дихотомии сила/слабость? ну, то есть, если ваша концепция отлична от христианской новозаветной, такие категории не должны бы возникать - им неоткуда взяться как мне кажется, это вопрос сугубо прагматичный, как выше заметил Матемаг и от навязанной посторонними морали зависеть вообще не должен - вы (в общем смысле) же живете не для каких-то посторонних людей, и они за вас тоже не живут |
Chaucer
"Прощать/не прощать" базируется на видении мира каждым отдельным человеком с поправкой на возможности (можно/нельзя отомстить). Я не очень понимаю, как к этому приложить определения силы и слабости. Т.е. общее представление того, как это видят многие люди, у меня есть, но оно кажется мне максимально странным. Я знаю, но не понимаю. |
Что-то у меня ощущение, что фразу про слабаков приняли за мой собственный взгляд на вещи...
|
Просто Ханя, все таки я считаю, что вы тут с наездом. Вы прикопались к моей позиции, к которой вы достроили свои собственные домыслы. Покиньте пожалуйста чат.
|
Chaucer
Дискуссия не задалась) Концепция, впрочем, отыграна)) Ок, не буду никого расстраивать - отписываюсь от треда. Хорошего дня, энивей. |
Lothraxi
такая концепция прощения очень нужна, когда у нас люди не могут ирл получать свое правосудие Для власть имущих нужна. Оч удобная! Верь и терпи, ага. |
В общем смысле - и не поговоришь особо, а значит, философия не выйдет. Наверное, соглашусь. Тема вышла деликатная. |
"Прощение — между ними и Богом. А моё дело — организовать им встречу." (Ц) х/ф Man on fire
1 |