↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
ReidaLinn
29 февраля в 17:23
Aa Aa
Сегодня удивительный день. Я познакомился в ВК с одной моей читательницей, мы стали общаться – и внезапно оказалось, что у них с подругой (а теперь ее женой) с детства был - и даже сейчас есть! – свой паракосм, по их терминологии – Игра. Я столько лет надеялся встретить кого-нибудь _еще_, у кого тоже есть свой паракосм, что меня начало лихорадить от волнения.

Я написал друзьям – МС и Литте. Литта сначала не поняла, в чем соль. Она, конечно, за меня порадовалась (на то и нужны друзья), но возразила, что у многих в детстве есть свой вымышленный мир. Даже МС сказал – «Все хотя бы пытались делать это в детстве, я рисовал карты произвольной местности и писал на них придуманные топонимы скопированными из учебников и лингвистической литературы алфавитами иностранных и мертвых языков». И что «многие геймеры так живут, только в чужих мирах». Но дело в том, что паракосм – это совсем не то же самое, что просто вымышленный мир. Во-первых, это мир, который вымышлен, устроен и обжит его создателем с нуля, а не заимствован из книги, фильма или из игры. Так что толкиенисты, любители ДнД и все, кто при переписи населения называет себя джедаем, отпадают сразу.

Во-вторых, паракосм стабилен и устойчив. Человек развивает его много лет подряд, детализируя его историю и быт, придумывая новых персонажей, философию, литературу, быт… Это "миростроительство" на максималках, когда человек развивает одну и ту же вымышленную вселенную так же интенсивно, как проживает свою реальную жизнь, и паракосм становится реалиорой – внутренней, литературной, игровой реальностью, в которой автор паракосма существует наряду с обычной повседневной жизнью.
От обычных увлечений и фантазий эту вымышленную реальность отличает, устойчивость, постоянство и растущая «фактурность». Чем больше автор создает внутри этого мира, тем больше в нем «данностей», с которыми сам автор вынужден считаться. В некотором смысле, автор подчиняется законам паракосма точно так же, как любой из его персонажей. Он отказывается от роли демиурга ради роли летописца и нередко – соучастника (воображаемых) событий. Но, в отличие от всевозможной эзотерики и игр с тульпами, граница двух реальностей для автора не размывается, а преданность своему миру остается чисто поэтической, без мути, пафоса и в высшей степени сомнительных претензий, характерных для поклонников «магического реализма».

Паракосмом было Средиземье Толкиена и страна, в которую Клайв Льюис играл в детстве с братом Уорни (и которая впоследствии легла в основу «Хроник Нарнии»).
Свой паракосм был в детстве у сестер Бронте.
И, разумеется, очень известным (хотя и карикатурным) паракосмом является Швамбрания у Льва Кассиля (и его же более серьезная, но менее известная Синегория).

У меня тоже был – и есть – свой паракосм, который лег в основу цикла «Сталь и Золото». Когда-то я считал, что, когда я допишу свою «мессианскую трилогию», то больше никогда не стану ничего писать – зачем, если самая главная история уже записана? Но мне никто не верил, ни тогда еще живая мама, ни моя жена. Соня вообще подняла меня на смех и упорно продолжает до сих пор – чуть ли не каждый раз, когда я приношу ей почитать какую-нибудь новую главу, она напоминает мне, что в 2021-м я клятвенно уверял, что больше никогда не стану этим заниматься. И мне было бы гораздо проще отвечать на эти выпады, если бы я писал _только_ о новых персонажах (ну откуда я мог знать в 2021-м, что придумаю «Драконоборца» или «Жанну»?). Но проблема в том, что я нередко возвращаюсь к старым персонажам, в мир «Стали и Золота», и тут уж отговариваться нечем.

Паракосм есть паракосм. Роман может (и должен) вовремя закончиться, но паракосм всегда пластичен, безграничен и живет по собственным законам.

У меня есть много друзей среди тех, кто пишет книги (при моих собственных увлечениях это вполне естественно). Я много раз надеялся, что я столкнулся с паракосмом, когда видел любовно выписанный вымышленный мир у человека, который кроме этого /до этого ничего не писал. Но каждый раз это оказывалось не так. Многие авторы искренне любят свои книги и своих героев, но при этом это увлечение сопутствует работе над сюжетом, а потом сменяется каким-то новым увлечением, иногда вообще не связанным с литературой. Так что я давно уже отчаялся увидеть _настоящий_ паракосм. Кто бы мог подумать, что я встречусь с ним как раз тогда, когда я сам давно махнул рукой на эти поиски, устав от разговоров, которые кончались ничем – либо я обнаруживал, что человек создал какие-то зачатки паракосма в детстве, а потом его забросил, либо находил очередной авторский мир, который, несмотря на то, что автор был нежно к нему привязан, вовсе не был паракосмом.
29 февраля в 17:23
3 комментариев из 12
ar neamhni
Я, кстати, с вами согласен! Наличие у человека паракосма совершенно не означает, что он ничего не придумывает и не сочиняет _вне_ этого парокосма. Можно придумать сколько угодно сеттингов, сюжетов и фантастических допущений, просто паракосм всегда занимает в мыслях и в душе своего создателя особое место, и к нему он возвращается, как человек возвращается из путешествия домой
*задумчиво* Ну что-то подобное у меня было, но я никогда не мог уместить это целиком. Потому что я тупенький, а мысль распространяется в район не мультивселенных, а выше. И несколько персонажей, там действующих, есть... Вообще, если задуматься, то почти всё, кроме пары рассказов, в моём творчестве прямо или косвенно связано с чем-то другим. Что-то совсем старое с чем-то более новым тоже. Нарь - персонаж почти первого моего текста, появляется в том же фичке "Последствия", как бы соединяя новое и старое. Просто проходной персонаж - но. Атика соединяет мир Третьего Дома с миром "Последствий". Ключ (ну, это не персонаж, а предмет, но не суть важно) соединяет Третий Дом и "Иное". "Иное" естественным образом перетекает в "Систему" (это вроде бы два сеттинга, но один есть прошлое другого, а другой - прошлое одного, или к вопросу о странностях временных петель, особенно масштабных). Разве что мир старого-доброго "Предвестника" я никогда не соединял явно, но подразумевается, но неявно, в моей голове, он соединён через некое совместное действие Конрада и Атики.

Итоговую картину нельзя назвать одним миром или одной вселенной. Это... что-то вроде тонкой паутинки связей между множеством совсем разных вселенных, и хорошо, если просто вселенных, а не чего-то больше (Лес в "Ином" - это штука больше мультивселенной... а ещё - вообще другой структуры, нежели мультивселенные). Лес ("Иное"), Внешний Хаос (Третий Дом), окрестности Истинного Хаоса ("Нарь" и "Предвестник"), Поток ("Система") - эти... места, хотя это не совсем места (метапространства?) плавно или не очень, прямо или нет, но соприкасаются друг с другом, и в них находятся бесчисленные и бесчисленные миры, вселенные, мультивселенные и другие такие же штуки. Невозможно как-то... оподробнить этот... метасеттинг. Потому что он слишком велик. Буквально бесконечно велик и бесконечно же разнообразен. И я позволил ему касаться чужих сеттингов - любых версий и вариаций, потому что почему нет?

Если воспринимать это не технически, а с точки зрения личного, то я как бы позволил своей фантазии включать в себя всё, что заблагорассудится. И, разумеется, вношу и свой вклад в это "всё". То есть, многие люди, как я понял, формируют "свои миры" чем-то закрытым. Типа, вот мой мир, мне интересно развивать его, его историю, проживать его и её, быть внутри и не чуток снаружи - и так далее. Но мой раскрыт вовне, а не закрыт. Я не запрещаю персонажам путешествовать в чужие миры, я никогда (ещё с "Нари") не представлял себе, что мир, в котором происходит действие - единственный или самый важный. Нет. Вселенная Нари, впрочем, "хорошо замкнута", в смысле, если выйдешь наружу, то помрёшь, снаружи очень агрессивная внешняя среда, там себя нормально считанные существа ранга демиургов чувствуют. Однако это не помешало в ненаписанном, но подразумеваемом (и частично обдуманном мной) той же Нари уйти из своего... повествования и прийти в чужое. Из своего конгломерата вселенных - вовне, преодолеть барьер. А у других миров всё попроще, там не надо быть существом типа Нари, чтобы путешествовать из вселенной во вселенную.

...вынести в отдельный пост, что ли?
Показать полностью
Интересно
Мб попробовать создать такое
Хотя меня даже на тульпу не хватило...
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть