Коллекции загружаются
#кино #клуб_киноразбора #сказка_странствий #скрытый_смысл_фильма
Добрый день, вот и пришло время воскресенья, а значит - нового киноразбора. На этот раз у нас в фокусе фильм Александра Митты "Сказка странствий" (1982, СССР-ЧССР-ГДР). Не думал, что будет настолько интересно, что оказывается, у нас еще как умели снимать "детское фэнтези", хотя и слова-то такого никто в СССР не употреблял. Но само "детское фэнтези" - было. "Королевство кривых зеркал", например. Ну или вот "Сказка странствий". Сюжет "Сказки странствий" тривиален - двое сирот в заброшенном доме, девочка Марта и мальчика Май в канун то ли Рождества, то ли Нового года. Неожиданно из камина вылезает огромный такой Дед Мороз, открывает мешок, хватает мальчика и утаскивает. Марта выбегает на улицы города (а там идёт праздненство) и ищет Мая. Собственно весь фильм она ищет Мая. Дело в том, что у Мая есть особый "дар", он способен определять близость золота и ему при этом делается плохо - его колотит холод, ему выкручивает конечности. Поэтому они и живут в бедности и Марта боится, что о даре Мая узнают. После того, как Марта убегает из города, она теряет сознание. Её подбирает странствующий хирург, ученый Орландо. Кстати, все имена главных героев фильма - говорящие Май ("теплое сердце"), Марта ("хозяйка, госпожа"), Орландо ("родная земля"). Похитителей мальчика зовут Горгон ("страшный ужасный") и Брутус ("грубый, сильный"). Орландо и Марта на своём пути в поисках Мая сначала встречают "Теплые земли", где живут безумные обыватели а под ними лежит завязший в болоте дракон. Дракон даёт им всё - материал для домов, огонь для очагов и согревает своим телом землю, а они пируют и кайфуют, т.к. плоды и злаки растут там сами (земля очень плодородная). Кончается это печально, люди будят дракона и он сжигает их деревню (и поджигает сам себя). Далее Орландо и Марта посещают другую землю, где не любят чужаков. В трактире Орландо избивают, а потом по доносу Брутуса и Горгона берут под стражу. Трибунал, состоящий из равнодушных и враждебных судей, приговаривает Орландо к замуровыванию в темницу навечно. Марта пролезает в темницу вместе с ним. Потом они бегут из темницы на летающем приспособлении и попадают в "Веселые земли". Это земли, где царствует Чума. Чума показывается им в образе нищенки, просящей подаяния, но люди в городе от страха не разговаривают друг с другом и не подают нищенке, за что та карает их смертью. В итоге Чума нападает на Марту, Орландо в попытке её прогнать, заболевает и умирает. Потом проходит десять лет. Марта всё еще странствует, пока не приходит в богатое королевство, жители которого ненавидят своего принца. Принц молод, жесток и жаден до золота. А нищенок и бродяг он затравливает собаками или убивает на месте. Принц спускает на Марту собак, но в последний момент она узнаёт в нём своего брата - Мая, а он в ней сестру. Оказывается Принц правит государством, а в советниках у него бывшие воры-похитители. Именно они основали это королевство и правят на основе силы золота (они и Мая похитили, чтобы искать клады в земле). Марта на пиру в свою честь заявляет, что хотела бы увести брата из королевства и обвиняет брата в том, что он изменился "Что они с тобой сделали?". За это её берут под стражу солдаты по приказу Горгона, который утверждает "я воспитал его как своего сына, в нём будет жить моя душа, я его тебе не отдам". В итоге Май приходит в башню, куда заточают Марту и она пытается его прогнать, уверяя, что ей больше незачем жить, она не хочет бежать: "Орландо, изобретатель, ученый - отдал жизнь, чтобы жил такой как ты". Май в отчаянии заявляет, что теперь золото целиком ему подвластно, его не мучает болезнь как в детстве от вида золота и что он разрушит замок, "вскроет все их подвалы и тайные хранилища". Май применяет свою магию и разрушает замок - золото вышедшее из сундуков и подвалов обрушивается на стены и крышу замка. Все обитатели замка гибнут или бегут. Марта спасает Мая и он, пробуждаясь, утверждает, что пока ему снился сон в котором он видел большие синие крылья. Марта понимает, что душа Орландо живет в Мае и просит его нарисовать что он увидел. Он рисует ту самую летательную машину на которой они с Орландо спасались из тюрьмы. Марта улыбается, звучит праздничная музыка. Конец. Интерпретация №1 "Странствия одной души" На идею о том, что здесь перед нами представлен "театр одного актёра" меня навели характеры персонажей и их говорящие имена. Май - это наивность, невинность, детство и ... телесность. Несколько раз по отношению к нему было сказано, что "он тело" и что ".... душа будет жить в нём". Таким образом Май - это вместилище, это чувствилище. Это сердце и тело. Он тот, кто чувствует весь ужас мира. Он постоянно плачет и зовёт сестру. Первоначально я думал, что его сестра - это душа (см. "хозяйка, госпожа"), но постоянные её заявления "я не могу жить без Мая", в адрес Орландо "я без тебя не прожила бы", "а я без тебя прожил бы, но зачем", показывают, что Марта - это Воля. Именно Воля ведет Марту на поиски Мая и не даёт Орландо опускать руки и отчаиваться. Она отвергает все "искушения", на которые попадается Орландо. Орландо - родной Марте и Маю, делаются даже намёки, что это их отец. Орландо - это Разум. Он - ученый, хирург, изобретатель машин. И он же постоянно попадается на удочку, его завлекают различные обманы по пути. Кстати о них. Первоначально в рамках данной интерпретации я думал, что дракон символизирует жадность. Но потом я понял, что дракон символизирует Уробороса, мировое кольцо. Не зря он в конце опаляет собственный хвост. А значит, речь не о жадности, а о Лени. Это город лентяев, которые ничего не хотят делать, трудится и всё им достается даром. Пока дракон их не сжигает своим огнём. Дракон - это мир, окружающие, которых жители "Теплого края" отвергли. Они - ленивые обыватели, мечтающие всю жизнь прожить в бесконечном сне развлечений. выпивки и еды. Второе искушение - это обольщение Тщеславием. Город с кабаком - это город, где Орландо жаждет подольстится к богатым горожанам. После эпичной драки в кабаке с избиение бедных богатыми и богатых бедными, Орландо ждёт суд. Его судят за то, что один из судей - это тот, кого Орландо ударил и замуровывают в башне, что должно означать изоляцию разума в стенах собственной тщеславной гордыни. Последнее искушение - это Королева-Чума. Я прочитал это как то, что это искушение Эгоизмом и Равнодушием. Жители города даже перестали общаться друг с другом. Разум-Орландо не может победить Чуму. Он может лишь бежать. Эгоизм и Равнодушие - это гибель Разума и Орландо гибнет в этом огне. Спасается лишь Марта-Воля. Именно Марта-Воля находит своё Сердце-Мая, который целиком обольщен демонами Богатства (Брутус) и власти (Горгон). Не зря Брутус похищает мальчика, не даря ему подарок на Новый год, а самого запихивая в мешок. "В тебе будет жить моя душа" говорит Горгон, видя жестокость повзрослевшего Принца. В конце Марта освобождается с помощью "синих крыльев" символизирующих мечту. Орландо возродился внутри Мая, Разум и Сердце воссоединились с Волей. Человек собрался воедино. Интерпретация №2. "Странствия всего человечества". "Сказка Странствий" может быть рассмотрена как развернутая метафора всего человечества. Похищение Мая означает начало пути. Май - это конечная цель, "сердце" или "будущее". Марта - это символ человечества ("хозяйка, госпожа"), её ведет Орландо-Разум. Марта должна воссоединиться с Маем и тогда у человечества будет светлое будущее. Горгон и Брутус символизируют силы отчуждения человека от человека, угнетения и эксплуатации. Начало пути - это Дракон и Теплые Земли. В данной интерпретации Теплые Земли - это "золотой век", "первобытный рай". Но Дракон - Природа (вулканы, землятрясения) пробуждается и первобытные века гибнут в его пламени. Природа толкает людей на то, чтобы идти дальше по пути истории. А дальше нас переносят в средневековье, где царит инквизиция, дух суда и феодализм, где богатые угнетают бедных, где всё решает происхождение и так далее. Там Орландо-Разум подвергается суду мракобесов, обвиняющих его в ересях за то, что он посмел развивать науку. Но они сбегают и приходят в земли "Чумы". Чума - это поздний феодализм, распад, запустение и смерть. В городе чумных царит всеобщий страх. Эпидемии и природные катастрофы сопровождают гибель строя. Разум в борьбе с силами разложения "сжигает сам себя", чтобы возродится позже (намек на распространение суеверий). Обезумевшее человечество идёт дальше и приходит в королевство богатства, где царит власть денежного мешка, а нищих изгоняют или убивают. Это - символ капитализма. Именно здесь находится захваченный Май, потому что он символизирует будущее, именно сюда его приводят силы отчуждения и угнетения. Капитализм - это вершина всех угнетательских режимов, последнее отчуждение. Здесь брат (будущее) и сестра (настоящее) максимально разлучены. Но именно Май (сила будущего) побеждает капитализм "обнажая его природу", вскрывая суть его власти - с уничтожением денег и собственности рушится проклятый замок и Май рисует на его стенах летательный аппарат с синими крыльями - символ господства Разума и Науки над силами регресса и упадка. Вот такая "марксистская сказка". В принципе всё. В некоторых версиях обеих интерпретаций сам Орландо может дополнительно символизировать Науку. Май - Детство, а Марта - Любовь (или Милосердие). Следующий разбор через неделю, будем разбирать "Враг" (2013) Дени Вильнева, автор идеи Жозе Сарамаго. 10 ноября в 16:09
8 |
Veronika Smirnova
>"детское фэнтези" Разбор прекрасен! Но с какого перепою этот фильм детский?! Я бы на него поставила плашку 18+. Это чернушный артхаус из тех, что бьют в подсознание, ломая психику. Так он сделан как детский. И его детям в СССР показывали. И показано всё от лица Марты. Ну максимум это подростковый фильм. Стилистика там такая - детско-подростковая. |
Veronika Smirnova Онлайн
|
|
Scaverius
В СССР детям и не то показывали((( |
Саундтрек очень подходит к фильму, если бы не музыка - не было бы такого впечатления. Мне иногда кажется, что этот композитор продал душу дьяволу, потому что вся (или почти вся) музыка у него инфернальная. Откуда-то оттуда. На Сказке странствий он особенно оторвался Там много инфернального. Когда Марта впервые расстаётся с Маем, она выходит на улицу и там наблюдает праздник. Только там пляшут какие-то чучела или чудища. И на плачущую девочку, зовущую брата - всем плевать. Плевать каменщикам, которые замуровывают Марту вместе с осужденным преступником. Когда Марта хочет выйти из "деревни обывателей", то её пытаются поймать и убить. И так далее. В общем похищение ребёнка, какие-то странные пляски, потом дракон сжигающий деревни, тюрьма, суд, замуровывание заживо, полёт, королева-чума и чумной город, смерть Орландо (его труп тут же сжигают), скитания, город богачей, травящих людей собаками, разрушение замка и смерть большинства обитателей. Весь фильм - это непрерывный "фестиваль" ужаса. Из этого получилась бы хорошая хоррор-квестовая игра под названием "как ты хочешь умереть за Марту" или "десять способов подохнуть в сказке Странствий" : а) Замерзнуть от холода. б) Быть задушенной/зарезанной алебардами обывателями-стражниками Теплого края ("мы никого не отпускаем живыми, а то все захотят к нам") в) Сгореть заживо в огне дракона г) Быть насмерть затоптанной в кабаке. д) Умереть от голода замурованной в башне. е) Спрыгнуть с башни и разбиться (Орландо, добрая душа, предлагает это девочке) ж) Умереть от чумы и чтобы твой труп сожгли (так гибнет Орландо, а могла и Марта) з) Быть отравленной (Горгон намеревается это сделать) или быть убитой при попытке побега (опять Горгон, его план) и) Умереть от отчаяния и одиночества после смерти Мая (Май в конце лежит неживой, Марта его оживляет, делая искусственное дыхание) Все эти опции выше не я придумал. Они есть в фильме. Просто Марта их избежала. Или они оказались неактуальны или её спасли в последний момент. P.S. Поэтому у меня и появилось предположение, что здесь зашифрована мировая история, слишком много возможных смертей и ужаса. Прям как в реальности. Человечество удивительно умеет истреблять себе подобных, а природа так и вообще пачками людей всегда убивала. 2 |
ДобрыйФей
Митта вообще очень продуманный режиссер. Случайных совпадений у него нет. Так что обе ваши версии, скорее всего, соответствуют его видению фильма. Но сам фильм! Кошмар моего детства. Это снилось мне всю жизнь, с тех пор, как нас во втором классе сводили в кино, чтобы этот ужас посмотреть. Пришла пора пересматривать. Это явно какой-то знак судьбы, что вы решили сейчас его разобрать. Не, не знак судьбы, я всё по плану делаю. Мне тут добрые люди накидали фильмов со скрытым смыслом в одном посте, я и разбираю последовательно. Вы тоже можете заявки оставлять. А насчет ужаса, мне в детстве хватило адаптированных древнегреческих мифов. Даже адаптированные они были очень жестоки. Потом уже в кон.80х такие вещи как "Терминатор" и "Спрут" - это было нечто. "Спрут" - это вообще классический сериал про мафию. Она была показана как есть, во всей Европе его многие смотрели. Но объем насилия ещё в первом сезоне поражал моё детское воображение. 1 |
Scaverius
Хм, а для меня Спрут был забавной штукой... Где-то на уровне Рабыни Изауры. Чужая культура, свои особенности... Мафия для меня расцвела в Крестном Отце, и то в романтическом ключе. Но продолжайте, пожалуйста, это классно, переворачивать детские представления! 1 |
Габитус
+1! Я после просмотра этого "детского фэнтези" ночь не спала. Мне Чума с драконом мерещились. Но я сомневаюсь, чтобы Митта так усложнял. Какие-то пятидесятые смыслы? Почему пятидесятые. Губарева вспомните с его Абажем, Нушроком, Оля-Яло и так далее. Митта чуть посложнее будет, но идея похожая. Про душу да - вряд ли он так усложнял, а вот про человечество и его стремление к свободе от инквизиции, от власти суеверий и денежного мешка - вполне. |
Читала, что Чума - намек на ввод войск в Чехословакию.
Шнитке гений. |