Коллекции загружаются
Призвал меня анонимный автор почитать его Проказа колдуна, а я возьми и приди.
Прочел, подумал, что писать-то в обзоре? С одной стороны, сказка вроде неплохая вышла, позабавила. Правда, вот это поворота не случилось, куда сюжет сворачивает, еще за версту было понятно. Но в целом ничего так. Но то ли настроение у меня сегодня ругательное, то ли Марсу опять в доме Венера не дала, но почему-то хочется сосредоточиться не на том, что в этой сказке хорошо, а наоборот — найти соринки в глазах и давай этим бревном всем тыкать. Но дело это опасное. Я и так в черных списках 88% всех пользователей фанфикса, даже тех, кто и слово-то такое, как «блоголента», не слыхивал и постов моих скабезных не читывал. Остались несколько могикан — а ну как обиду нанесу ужасную, да попаду в ЧС? Что мне останется, такому красавцу и умнице критику, петь караоке: «Я обзорно́й, я обзорно́й, Поговорил бы кто со мной, Мои подружки — ботяшки Да ИИ-шки, (тьфу, какая гадость!)» Ну и так далее по контексту. Но свербит же в пятой точке донести свое сверхважное мнение... Да и пожалуй, донесу. Но для анонимного автора дисклеймер: все, что будет сказано, — это мнение сугубо электрика, ни в литературе, ни в целом в культуре и искусстве и прочих произведениях человеческой мысли и творческой деятельности не разбирающегося, так что этот обзор можно распечатать на мягкой бумажке, помять еще и использовать по назначению. Итак, жил-был темный колдун. Как сказано в самом начале, «прибыл издалека». Возможно, это был африканский колдун негроидной расы. Тогда все сходится — и издалека прибыл, и темный. Ведь у нас как на Руси — от Москвы до самых до окраин это не издалека, а вот чуть сразу за кордон — вот это уже заморская вещица, издалека привезена. Колдун, не взяв никакого ярлыка на княжение, не согласовав с царем-батюшкой, узурпировал власть в одной дальней-дальней деревушке. Да, негр. Почему нет? Нигде не сказано, что он не негр, да и Нетфликс с удовольствием возьмется за экранизацию. Уже на этом меня несколько, как сейчас говорят, сквикнуло — не по-русски это как-то, вот так землями разным черным колдунам разбрасываться. Даже сам старик Черномор предпочитал базироваться подальше от Руси Святой, Змей Горыныч тоже налетал, но это были временные десантно-диверсионные операции. Чтобы он постоянную базу захватывал — не припомню такого. А тут в Белокаменном Первопрестольном Резинопонаехавскграде съели сие вопиющее безобразие. Не верю. Далее. Сей черный колдун, пользуясь своими обширными знаниями в экономике, политике, социологии, урбанистике, геологии, гидрологии, логистике и опираясь на великое учение Маркса-Энгельса-Смита-Кейнса-Фридмана, из заштатной деревухи создал крупный промышленно-аграрный районный центр, вскоре получивший статус города. Но одолела колдуна нашего, темного негра российской формации, зарубежная болезнь под названием splin. Прокрастинация, по-нашему-то по россиюшиному. Захворал колдун, закручинился, голову свою черно-кучерявую повесил. Что лишний раз говорит о истинности версии, что колдун сей был негром. Не хватило ему в наших широтах ультрафиолета, бананы, финики и папайя плохо уродятся на наших глиноземах, хоть торфом подсыпай, хоть навоз разбрасывай. Вот и авитаминоз и депрессия постучались в магическую башку. Тут появилась тетка колдунская и говорит: надо одного чудака проучить. Дело государственной важности, целого купца сын! Тут мы понимаем, что купец тот был уровня федерального олигархата, иначе, если это сынок местного коммерса, ну что это за сюжет такой, так скоро до сына ларечника шавермы дойдем. Тетка, видимо, получив приличный аванс в инвалюте, уговаривает колдуна нашего поучаствовать во флешмобе «напугай нерда с телом студента Лесгафта и получи путевку во всероссийскую здравницу — Крым». Прикинув волшебную палочку к носу, наш Тумба Юмбаевич Болтяновский соглашается, затеяв свою, перпендикулярную тетушкиной, игру. Для начала он подряжает ворона-папарацци, чтобы тот установил скрытую камеру в районе дефилирования влюбленной парочки в составе Ивана, купеческого сына, и дочери заместителя темного колдуна по жилищно-коммунальным делам города Болтянска, Василисы, коя отличалась в лучшую сторону не только интеллектом, но и сексуально привлекательными формами и статью, по крайней мере, в общепринятом формате. Из разговора романтически настроенной пары колдун узнает, что Иван, сын успешного трейдера, задумал устроить смену власти в городе Болтянске посредством его недобровольной эвтаназии. Но что еще привлекло темного колдуна, что бы он не наслал порчу какую или вирус эболы на дерзкого Ивана? Я так думаю - вопросы евгеники. Уж очень ладная пара выходила из Ивана да Василисы - дети у них должны быть очень хорошие, а генофонд Болтянска улучшить никогда не вредно. Хотя так-то у них гены были не плохие кое в чем. Не даром же город назвали Болтянском... Далее колдун, используя врожденную тупость Ивана и превратно понимаемое им понятие «честность», переносит противостояние в плоскость азартных игр в казино. Казино якобы держат лисы в медвежьей берлоге. (!) Далее наш хитрый колдун начинает втирать Ивану такую откровенную дичь про белок, спящего в казино медведя, собственную лудоманию. У меня даже уши завернулись от такой лапши, а Ивану — хоть бы хны. Ладно, что-то я увлекся пересказом сказки, сами прочитайте, коли еще не припадали. Ой... Пока писал, весь злобно-критиканский пыл вышел. Поэтому буду краток: сказка излишне затянута, слишком много воды. Есть крупные логические дыры, не обоснованные сюжетом. Как, к примеру, самозахват деревушки. Было бы прикольней, если бы в начале было типа того: «Жил да был на Руси колдун. Явно темный колдун, ибо вечно они что-то там себе шепчут, руками машут, пространство-время искривляют да мороки на когнитивные процессы люда и нелюда наводят. Ясен пень - темнят. Пришел сей колдун в деревню Болтянку, показал жалованую грамоту от царя на деревню и прилегающую к ней округу и сел править, служить царю-батюшке. А служба сия заключалась в экономическо-социальном развитии региона, ибо казенные земли эти были перспективны, да без ухода должного — дотационны». Ну и вот, уже никакой Джинджер, помешанный на патриотизме, не фыркнул бы. Что там ишшо-то было..? А, в целом, язык. Ну, сказка-сказкой, но отчего же так сильно воротить словесами, что не существительное — так к нему два-три прилагательных! Мы и так убедились, что словарный запасец у автора — будь здоров, но и пожалеть же надо читателей, не у многих стек в башке позволяет сразу такие длинные цепочки обрабатывать. Еще что заметил: что это за скачки в прошедшее длительное время? Кто такому учил приёму? Такой приём нам не нужен, он только сбивает с толку, а толку-то от него и нет. Под старый эпос не получается — там надо весь текст перелопачивать, а вкраплениями, как в оливье кукурузные зерна — не очень. Что, не кладут в оливье кукурузных зерен? Вот и вы не скачите с прошедшего на длительное прошедшее время. Приведу пример: Ваня обернулся, и взору его предстал колдун, развалившийся в кресле с дорогой обивкой. Голову тот склонил набок, подложив под неё руку, и теперь исподлобья оценивал юношу равнодушным взглядом бесцветных глаз. В тексте еще такое можно встретить, все не упомнишь. Также на основе этого практически случайно взятого отрывка укажу еще на некоторые небольшие оплошности, которые не делают текст прекраснее:— В первый раз поводом послужила чума, с которой не в силах были совладать лучшие лекари города, — назидательно говорил он. — Во второй болото самовольно вышло из берегов и ни в какую не давало прохода купцам. Чем таким важным решили обеспокоить меня вы? В ходе этого обращения колдун рукой повёл на наместника. Тот сразу всё понял и скоренько убрался с колокольни. — А повод простой. Смерть твоя пришла, сила нечистая, — дерзко отвечал Ваня. — Я, Иван — купеческий сын, вызываю тебя на честный бой! — Да я бы с радостью, молодой человек, — сказал колдун и зевнул. — Но есть одна проблема. Я бою на мечах, так уж исторически сложилось, не обучен. — Как же это так, — в изумлении разинул он рот. — Ты же тёмный властелин! Вам по долгу службы положено! * Переходы в диалогах с «ты» на «вы». * Использование неформальных уменьшительных имен в авторском тексте. Это вносит искажение в восприятие, автор как бы вмешивается и навязывает свое субъективное отношение к персонажам. * Ненужные архаизмы и слова в более возвышенном поэтическом контексте в авторском тексте * Излишнее количество прилагательных и наречий. Они украшают текст, но всего нужно в меру. Соль тоже делает пищу вкуснее, но пересоленная она мало кого радует, исключая оленей. * Одноликость диалогов. Словно их произносит один и тот же человек, по очереди пытающийся изобразить разных персонажей. Где индивидуальность? Где разница в интеллекте и воспитании? Я уже не придираюсь к тому, что колдун нехарактерно для авторитетного правителя панибратски общается с Иваном. Автор, как видно, не имеет большого опыта в работе на руководящих должностях и не знает, что такое общение подчиненные воспринимают как слабость лидера. А этого не должно быть даже в теории. И то, что Иван не подчиненный колдуна — нисколько не аргумент. Колдун-то знает, что Иван — это потенциальный его сотрудник, и поэтому психологически рамки должен ставить уже сразу. Вот как этот отрывок должен был бы выглядеть, чтобы потрафить моему личному вкусу: Иван обернулся и увидел колдуна, развалившегося в шикарном кресле. Тот подпер голову рукой и оценивал юношу равнодушным взглядом бесцветных глаз. — В первый раз били в колокол, когда была чума, -- словно читая лекцию, произнес он. -- Лучшие лекари пали, пока справлялись с напастью. Во второй раз -- когда паводок затопил дороги и встали торговые караваны. Пришлось срочно проводить незапланированную мелиорацию. Я надеюсь, сейчас ты машешь боталом по серьезному поводу? Пока говорил, колдун сделал жест рукой и наместник поняв смысл, тут же испарился со звонницы. — Повод есть, и повод серьезный, - дерзко уставился на колдуна Иван. -- Смерть твоя пришла, сила нечистая! Я, Иван, купеческий сын, вызываю тебя на честный бой! — Я вызываемая на поединок сторона, значит, за мной выбор оружия, -- сказал колдун, нимало не смутившись. -- Выбираю сражение чарами на волшебных палочках! Авада-кедавра и вот это всё... -- Э-э-э, -- стушевался Иван. -- На зельях? Сварим по отраве, кто падет от глотка доброго яда — тот и проиграл. -- Не владею сей наукой... -- Иван промокнул вспотевший лоб рукавом. -- Может быть на мечах смахнемся? -- с надеждой спросил он. -- Да я бы с радостью, молодой человек, — сказал колдун и зевнул. — Но есть одна проблема. Колдуны за холодное оружие не берутся, это для нас профессиональный позор. Да и не знаток я кендо. — Как же это так, — Иван был изумлен до глубины души. — Вы же тёмный властелин! Вам по долгу службы положено! -- Меч? -- усмехнулся колдун. -- Если бы я действительно хотел освоить холодное оружие, я бы выбрал алебарду. Толку больше и урон выше. Длинный какой-то обзор получился. Ну так автор льет воду в сказке, что же мне оставать от него, что ли? В целом может сложиться впечатление, что мне сказка не понравилась. И оно будет не верным. Сказка понравилась, поэтому я и потратил на этот обзор целый час. Хорошо, что хоть на работе - так что я за него еще и деньги получу (надеюсь, мой работодатель этого никогда не прочтет, тьфу-тьфу-тьфу.) Так что автор, пиши еще, расти творчески, успехов и новых историй, я с удовольствием их почитаю! #внатуре_обозрел #печеньки_тёмной_стороны 29 ноября в 23:00
8 |