Коллекции загружаются
#История_религий #христианство #размышления #попытки_классификации.
Если обратится к истории христианства можно четко увидеть несколько периодов. Для каждого из них характерен свой собственный вызов христианскому учению, свои собственные особенности, свои собственные закономерности. 1. Харизматическо-апокалиптическое христианство или Доникейский период (33 г.н.э. - 325 г. н.э.). От даты воскресения (для атеистов - смерти) Основателя до первого Вселенского Собора. Мы видим, что это время характеризуется следующими важными особенностями: а) Верой христиан в близкий второй приход Мессии. б) Обилием мистических элементов в проповеди (харизма проповедников) в) Борьбой христианства за идентичность (противостояние христиан попыткам выдать их за очередное философское языческое учение или моральное движение к общему благу) г) Высокой жерттвенностью (пассионарностью) и достаточно высокоморальным уровнем жизни д) Социальным равенством (вплоть до равенства имуществ). Постепенно этот период в истории христианства начинает угасать, когда христианство из гонимой религии превращается в разрешенную (313 г.н.э. Миланский эдикт) и тут же вохникают первые споры о природе Иисуса Христа (арианский спор, ариане настаивали, что Христос не Бог, а Логос - особое творение Бога). Спустя три века угасают ожидания скорого прихода Христа и терпят крах ригористические околохристианские учения, пытавшиеся ограничить доступ людей к христианству (донатисты - по моральным соображениям, гностики - по богословским). Христианство в конце этого этапа становится универсальной религией, расширяет своё влияние на всю империю. Проповедь мучеников и гонения только ускоряют принятие христианства обездоленными, гонимыми, рабами и поневоле склоняют аристократов и интеллигенцию Империи тоже к принятию христианства (т.к. сами знатные язычники к тому моменту уже успели забыть, что такое мученичество во имя религиозных традиций и мученичество христиан их поразило и заставило задумать о том, правильно ли они веруют). Одновременно с распространением христианства на все классы и слои общества социальное равенство внутри Церкви становится уделом только монахов. Монашество - это тоже явление, появляющееся в кон. III в. и знаменующее собой социальное поражение христианства - монахи считали, что общество так и не стало христианским и перенесли "общежительное житие" внутрь узких стен монастырей. Со временем монашество институционализировалось и перестало играть ту социальную роль, которую имело первоначально. Движение, которое вдохновлялось идеями и мистичесими и социальными стало чисто мистическим. 2. Догматическое христианство или эпоха Вселенских соборов. (325 г.н.э. - 1054 гг. н.э.) - это этап в истории христианства от Первого Вселенского собора до Великой Схизмы (раскола христианства на римо-католичество и Православие). Это время характеризуется следующими событиями: 1. Широкое распространение споров о природе Бога и человека. Если раньше, в Доникейский период, еретические движения имели причину во внешних влияниях извне (Каббала, гностицизм, орфизм, неоплатонизм, герметизм) то еретические движения этого периода бросали вызов ортодоксальной позиции. опираясь на Св. Писание, а не на учения авториттетных философов или авторитетных клириков. Это была внутренняя критика, исходящая из самого ядра христианского учения, а не попытка как раньше подменить это ядро другим, языческим или оккультным ядром. 2. Становление христианства господствующей религией. Христианство начинает активно влиять на политику и становится господствующей религией. Язычество сначала не дискриминируется, но потом уже прямо преследуется. Происходит переход христианской Церкви на позиции сотрудничества с государственной властью. 3. Достаточно широкая распространенность "еретических гонений". Причем в этот период, вопреки мнению обывателей, не только еретиков гонит ортодоксальные ревнители веры, но и еретики гонят ортодоксальных ревнителей. Впервые происходят убийства одними христианами других на почве религиозных разногласий (что ранее было немыслимо). 4. Вселенские Соборы вводят в жизнь христианской общины новый элемент "неуправляемой демократии", когда епископы разделяются между собой за Соборами следуют лжесоборы, а императоры отходят от ортодоксального учения. Попытка утвердить истину соборно приводит к более точному определению догм веры, но к тому, что идёт борьба между богословскими школами за право её определять. 5. Возрастает роль догматики. Догматические различия и проблемы становятся для мирян подчастую более важны, чем христианская жизнь. Догматика пронизывает собой общественные вопросы, политику, искусство, саму жизнь. Один из христианских епископов с негодованием говорил, что "каждая торговка на базаре спорит о единосущии или подобосущии Сына Отцу". 6. Возрастает роль монашества. К концу этого периода монашество станет не только мистической и харизматической частью Церкви, убежищем изгоняемой из мирской жизни религиозной харизмы, но и голосом "церковного народа" или "низов" Данный период заканчивается расколом единого христианского мира. Интересно, что к расколу привели попытки западной церкви продолжить христологический спор (уточнение формулы отношения Сына к Духу или филиокве). Вообще расколы - это типичная примета данной эпохи. Уже до этого от византиской империи откололись противники Халкидонского собора, например. Но только "римский раскол" имел своеобразную политическую подоплеку - римская католическая церковь объявила о суверенном праве для папы решать судьбу других патриархатов не в спорных частных мнениях отдельных клириков (как это было до этого), но в общих догматических вопросах. Папа выше Собора или что тогда было вернее - римский Поместный Собор выше Вселенского - вот что по сути утверждали на западе. 3. Эпоха огосударствленного христианства (1054-1666/67-е годы) . Данная эпоха началась Великой Схизмой, а закончилась эпохой Реформации на Западе и старообрядческим расколом на в России. Основными её чертами были: 1. Резкое ослабление догматического и морального аспектов христианства, рост обрядовости и ритуализма. 2. Возрождение ранних ересей (гностицизм) и языческих тайных учений (герметизм, каббала, алхимия и пр., то есть архаизация христианства (сильное распространение суеверий, веры в ведьм, колдовство и проч.) 3. Открытое противоречие с социальной доктриной раннего христианства. Общество христиан стало иерархичным и социальное неравным и неравноправным и уже никто - ни миряне, ни монахи не выступают против этого "богоустановленного порядка". Есть отдельные "вспышки" попыток фундаментализации и "возвращения к устоям" (св. Франциск Ассиский и вообще францисканство у католиков, заволжские старцы-нестяжатели у православных). 4. Возникновение новых необычных форм ортодоксальной харизматической религиозности внутри западного и восточного христианства (флагеллянты на Западе, юродивые и старчество на Востоке). 5. Сильное влияние монашеского благочестия на мирскую жизнь. По сути каноны Церкви становятся полностью монашескими канонами и дух монашества становится господствующим в Церкви. Нормы монашеской морали переносятся на всех христиан. 6. Изуверство (в основном на Западе, но и здесь). Гонения на еретиков и преследования ведьм приобретают массовый и односторонний характер, еретики и ведьмы становятся государственными преступниками и соответственно элемент наказания преобладает над попытками возвращения людей к вере. Инквизиция, сожжения на кострах, гонения на "жидовствующих" на Руси и пр. 7. Постепенное отделение верхушки Церкви от проблем простого народа и её обмирщение. Следствием всех этих явлений становится резкий протест массы населения. При этом он проявляет формы "взялся косу косить, давай и себя по ногам", то есть формы отказа от "всего лишнего", опрощения христианства, отказа от "мудрования". Бунт против церковной иерархии принимает форму христианского фундаментализма (призыва вернуться в апостольские времена) и негативизма (отрицания религиозных традиций). На этой волне возникает протестантизм - широкая группа религиозных движений, отколовшихся от католичества. Протестанты отрицают или ограничивают роль Церкви и Соборов, монашество, почитание икон и святых, На Руси старообрядцы-беспоповцы отказываются от Таинств, почитания "никонианских святых", обрядов, вводят новые учения и так далее. 4. Эпоха моралистического христианства (1666-е - 1991 гг.) Отчасти она продолжается и сейчас, но уже в меньшей степени. Эту эпоху можно поделить на два периода - до ХХ века и ХХ век. Но в принципе можно рассматривать её и в единстве. Каковы её основные положения: 1. Большее распространение пиетичесих и морально-ригористических тендеций. Люди больше ценят субъективное переживание и мистический субъективный опыт, а также строгое следование веруюшими морали... своего времени. См. массовое распростраранение следующих вилов признаний в протестантских движениях второй и третьей волны - "Я был неверующим, но Христос спас меня, теперь я бросил пить, курить, принимать наркотики и трахаться с кем попало". 2. Интеллектуализация веры и церковной жизни. Я имею в виду проникновение в церковную среду и к христианам учений извне из нехристианского мира. В первые эпохи своей истории христианство учило мир чему-то новому. Теперь новому мир учат секулярные ученые, деисты и атеисты, а христиане учатся. 3. Широкое распространение безверия, атеизма, оккультизма и неоязычества (характерно уже для ХIX в., в ХХ веке стало еще шире). Христианство вынуждено отвечать на вызовы от лица монотеизма и даже религиозной веры в целом. 4. Тенденция к превращению христианства в консервативную идеологию. До моралистического периода христиане политически могли быть кем угодно. Были среди них и апокалмптики мечтавшие о равенстве всех (сейчас бы мы сказали "левые") и строгие ревнители иерархических устоев (сейчас бы мы сказали "левые"). Зато в ХIX-ХХI в. всё изменилось. Если ты за свободу, социальное равенство между людьми - то или иди-ка ты, дружок к атеистам, там тебе бесу самое место или давай-ка бросай свои бредни о равенстве всех. Если же ты монархист и консерватор, значит ты "правильный католик" или "правильный православный" (если речь о протестантах в США, то надо быть "правильным республиканцем"). У нас кстати недавний пример был, священник в публичной беседе в соцсети умудрился сказать что-то хорошее про Ленина (не социалист тот священник и вообще не левый, просто сказал о Ульянове как о человеке хорошее). И что же вы думаете? Был написан донос (написал член Единой России у которого предки были кулаками) и священник на год был отстранен от служения, а потом вообще оставил сан. Я еще раз подчеркну, он что-то вякнул абстрактно-хорошее (я то видео смотрел). Он не призвал всех людей поклоняться Ленину или отрекаться от Христа. На США судят пастора евангелической церкви за то, что он в храме приютил бездомных бомжей. Старейшины общины (т.е. его работодатели) подали на него в светский суд за "прискорбный отход от устоев" и "нарушение принципа частной собственности". Слишком милосерден оказался. 5. Непонимание феномена святости. Святость понимается как "большая моральность и праведность" и только так. Отсюда например, весьма странное отношение к святости царя Николая II вплоть до попыток запрета фильма про его бывшую любовницу Матильду Кшесинскую. Тогда этим людям надо запретить православное житие Моисея Мурина (до святости он был убийца-душегуб) или Марии Египетской (она была блудницей и находила удовольствие в своём грехе). Описание греха святых без подробностей, но входит в жития. Моралистам нашим этого не понять, конечно же. 6. Еще большая архаизация среди даже грамотных верующих (отказ от прививок и гигиенты, от теории эволюции, плоскоземелье, телегония и пр.) 7. Принцип недобровольности в вере. То есть если ранее говорили "невольник - не богомольник", то теперь считается благочестивым рассмотреть вопрос, а "как бы нам что-то воспретить назло атеистам и безбожницам или назло блудникам и грешникам" И это не только у нас, это мировая тенденция. Но надо отдать должное, то что идет на смену этому периоду (и прямо вытекает из него) - это "аморальное христианство" или "христианство дома терпимости" - т.е. еще хуже. Об этом я писать не буду, но увы, это будущее. Настоящих христиан будет очень мало. И это наступит очень скоро и опять же везде (уже наступает). Вот такие мысли. Если кого-то это шокирует, то извините. говорю как есть. 19 декабря в 20:21
4 |
Jinger Beer
Показать полностью
И вот на самом интересном статья прерывается. Деградация будет продолжаться, но она начинается в основном "оттуда". С Запада. "Толерантное христианство" отчасти уже тут, но у нас его очень мало. Вообще католичество и Православие ему кое-как сопротивляются, Православие чуть больше, католичество чуть меньше, но сопротивляются. Вот его основные черты: 1. Приоритет плохо понимаемой научности. Под "плохо понимаемой" имеется в виду, что берется не научный метод как таковой, а мнения отдельных ученых. Особенно смешно, когда это применяется к методам чтения священных текстов, то есть к библеистике. патрологии и т.п. 2. Отказ от традиции. Идея "постоянно обновляемого Откровения". То есть вот завтра местный "пророк", нажравщись галлюциногенов, чего-то сказанул перед общиной - это и есть откровение от Бога. Или если какой-то умный богослов сказал - и вот он уже новый святой. 3. Антропоцентризм и субъективизм в богословии. Важен только человеческий опыт и чувства человека. "Я так чувствую". И всё. Рациональные аргументы вторичны и не нужны. 4. "Непринципиальный" пацифизм. В том смысле, что "все войны несправедливы, но некоторые несправедливые войны более несправедливы, чем остальные". 5. Государствомахия и обществомахия (махия - в данном случае "бороться с"). Утверждение, что если огосударствление церкви было плохо, то из этого надо сделать вывод, что государство христианству в истории одни гадости делало. Вообще призыв "не вмешиваться в политику никак" и "христианство есть частное дело каждого" и "мы не должны ничего и никого осуждать". 6. Терпимость к греху. Сначала утверждается, что надо быть терпимымы к грешнику (традиционное суждение", потом что надо быть терпимыми к проповеди греха, потом что к самому греху, а потом "ну вы посмотрите, люди-то счастливы! может это и не грех?" 7. Умаление святости. Святость или приравнивают к обычному состоянию человека ("если Христос тебя спас на кресте, то ты уже спасён, а значит уже свят как апостолы и сам Христос)" или утверждается, что "святые тоже люди они совершали ошибки" (традиционное суждение), и поэтому якобы "слушать их особо не надо и понимать их будем как захотим" 8. Грехи плоти не важны. Их можно терпеть, к ним надо быть более терпимым чем к гневу, насилию. Вот бить мать кулаком - это страшный грех. А вот однополый секс - это ничего, грех простительный. А вот блуд до брака или онанизм - это вообще фигня и полезно для здоровья. Ну и доходит уже до венчания в храмах геев и может дойти до венчания родственников (при условии, что они не будут иметь детей). И уж тем более надо пожалеть и принять трансгендеров, они тоже люди, "просто родились не в том теле". 9. Евангелие процветания. О том, что можно и нужно просить у Бога богатства и наживы. И что вообще Бог создал эту жизнь для того .чтобы вы насладились всем и всё попробовали. Поэтому "просите и дано будет вам". Что? Вы еще бедный или нищий? Вы - грешник, вы плохо просили. 10. Дурной экуменизм. Все христиане должны быть "едины в главном" и "отбросить различия". Главное "мир, процветание и безопасность". Тут даже забываются слова апостольского послания "Когда будут говорить мир и безопасность, тогда внезапно постигнет их пагуба... и не избегнут" (1-ое Фес., 5:3) В общем, это по сути уже религия антихриста. Манифест этого персонажа неожиданно дан в речи сатаны из фильма "Адвокат дьявола" (играет там дьявола Аль Пачино). Он называет Бога "отсутствующим землевладельцем" (absentee landlord) и утверждает, что "Бог любит наблюдать.... он космический шутник" (prankster). По сути христианство пытаются переформатировать так, чтобы оно не мешало новому мировому порядку, а постояло в сторонке, изредка поливая елеем одобрения творящиеся несправедливости. 2 |
Marlagram
На мой взгляд, немножко слишком конспективно. Например, вопрос войны, конкуренции и взаимообмена с исламом не раскрыт. А ведь христианство как антитеза идее исламской теократии в рамках сохранения государственной религии... Ислам достаточно мало повлиял поначалу на Византию. У Византии были свои причины идти по пути огосударствления и без всякого ислама. Это первое. Эпоха воинствующих орденов, а так же ключевой и больной на протяжении всей истории христианства вопрос о ростовщичестве и банковском деле в целом... Ростовщичество - это вопрос частный. Первичным вопросом было "а будут ли в нашей общине богатые и бедные" и уже от этого всё остальное пошло. А что касается воинствующих орденов, то я их не касался, т.к. это скорее с политикой связано, чем с религией. Вот сейчас у римской церкви нет паладинов и вооруженных монахов - нет и что она как-то сильно изменилась от этого? Да нет. Изменил её 2-й Ватиканский собор. А это всё .... |
Scaverius
Ислам и христианство, особенно когда в результате исламских завоеваний разрубили ранее единую средиземноморскую миросистему - на мой взгляд вообще один из ключевых моментов истории. Традиционно под влиянием климатических колебаний единая со времён катастрофы Бронзового века средиземноморская система перераспределяла центры активности вокруг моря, сохраняя связность. И вот вся эта тема концов света, особенно в годы минимумов у западного христианства... Влияние Реконкисты, многовековой войны с исламскими пиратами в западном средиземноморье, само формирование государственности и взаимоотношений с религией у франков... Ну а банки... Ростовничество... Невозможно представить христианское общество западной и центральной Европы без симбионтов-иноверцев. Иудаизм, да. Где-то когда-то их конечно изгоняли, чем отдельно гордились и строили вокруг философские взгляды. И создавали обходные механизмы, квази-чужаков которым можно, а потом и механизм передачи/откупа сбора церковной десятины... И тут нельзя закрывать глаза на мирской базис церковной системы. |