↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Временно не работает,
как войти читайте здесь!
Elven Kingdoms
11 января в 23:26
Aa Aa
А чем концепция страданий в христианской культуре отличается от культуры Китая?
11 января в 23:26
6 комментариев
Не знаю. Наверное тем, что страдания китайца не индивидуальны, они всегда коллективны, он связан с предками, с родственниками и так далее. Плюс к этому страдания осмысляются либо через призму конфуцианской этики, либо через даосизм и чань-Буддизм (а последние две концепции близки. И если в конфуцианстве по сути существует представления, что страдания происходят от неправильного и недавльновидного поведения страдающего, то даосизм учит отстраняться сознанием от страданий, освобождаться от них в медитации и осознании того, что страдания это следствие деяний, а мудрый человек следует природе и мало взаимодействует с людьми. В буддизме же страдания - это следствие самого существования и лекарство от страданий одно - погашение перерождений через недеяние. Если недеяние в даосизме - это следование пути природы, мягкость, ненасилие, но твердое отстаивание идеала уединенного мудреца, ищущего неземных благ, то недеяние в чань (дзен) буддизме - это буквальное несовершение поступков, ведущих к добру или злу, аскетизм воли и разума. Как мы видим общее в этой концепции страданий - то, что страдание воспринимается не как внутренняя проблема, а как внешнее препятствие для души. Страдание не связано с виной, оно связано или с ошибкой или вообще с природой социальных отношений и бытия.
В христианстве страдания - это следствие грехопадения, падшести человечества. Они непосредственно связаны с личной, а не коллективной ответственностью и с личной виной человека. И личность человека способна преодолевать страдания идя путём искупления своих грехов, исправления своей жизни. И если исправление жизни в китайской культуре - это просто отстранение, устранение от рационально неправильных поступков и следование своему пути ("исправление имен"), то в христианстве - это внутреннее духовное перерождение (метанойя) человека ,внутренний духовный труд по недопущению в себя греховных мыслей и поступков. Грех понимается как зло, зараза, порча, а не просто рациональная ошибка или упущение. Выход из страдания в христианстве не требует от личности отказа от земной жизни (буддизм) не требует отказа от социальной активности, уединения (даосизм) или соблюдения ритуала и коллективных действий (конфуцианство). Выход из страдания требует непричинения вреда другим людям через осознания единства человечества и того, что страдание других отражается и на тебе. И что чем больше зла ты причиняешь другим, тем дальше ты от Бога и соответственно от источника жизни, любви, добра. Страдание понимается часто также как лекарство посланное Господом для исправления души человека, для того, чтобы он покаялся. В немонотеистической культуре Китая такое описание страдания как полезного лекарства от греха вообще немыслимо. Страдание там следствие судьбы, да, до некоторой степени человек влияет на судьбу правильными действиями, но в конечном итоге это часть обычного процесса жизни. Христианство же утверждает принципиальную двойственность страдания: страдание - это зло, его не должно быть в идеальном порядке Вселенной, оно возникло из грехопадения, но при этом страдание может быть "утилизировано" Всевышним для подания помощи человечеству. При этом Бог не хочет действовать через страдания, но действует. И апофеозом спасающего мир страдания - выступает образ Христа на кресте. Через величайщее страдание Бог-Сын спасает людей от зла, греха и смерти. При этом сам Он проходя через страдания, испытывает их добровольно, ведь он мог бы избавить себя от них своей силой. Но он хочет разделить опыт страдания с человеком. Вот этой встречи Создателя и человечества на грани страдания позора и смерти китайская культура не знает.
Показать полностью
Имхо, правомочнее сравнивать не христианскую культуру со всей культурой Китая, а с отдельными ее религиозно-философскими течениями.
Если кратко, в христианстве страдания предлагается перетерпеть, чтобы получить на небесах плюшки. И человек там рассматривается как изначально грешное существо, божий раб.

В даосизме страдания рассматриваются, как естественный порядок вещей.
Приведу цитату одного из основателей даосизма (в частности из трактата Дао Дэ Цзин)
«Ценить свое тело — то же самое, что ценить величайшие несчастья.»
То есть там предлагается смотреть на страдания, как на то, что неизбежно из-за самого существования и потребностей.

В буддизме страдания отрицают, как отрицают вообще все.
Приведу цитату из сутры сердца (которая со слов буддиста включает суть всех сутр)
«Нет страдания, причины страдания,

Прекращения страдания или благородного пути,

Освобождающего от страдания»
То есть там предлагается не придавать значения страданиям вообще.

Впрочем, это лишь мое восприятие, возможно, кто-то может истолковывать суть этих религиозно-философских течений иначе.
То есть там предлагается смотреть на страдания, как на то, что неизбежно из-за самого существования и потребностей.
О да!
Ну и, соответственно , согласно концепциям разнится подход к перенесению/устранению страданий.

Христианство предлагает терпеть ради царствия небесного. Главное — успеть раскаяться перед смертью.
Эпизод меж двух разбойников на крестах:
«Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли. Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.»

Буддизм предлагает страдания отрицать, и успокоиться тем, что ничего нет. Если не выходит, перечитать сутру о том, что ничего нет.
Сутра сердца:
«Слушайте великое дхарани,

Лучезарную непревзойденную мантру Праджняпарамиты,
Чьи слова успокаивают все страдания,

Слушайте и поверьте в ее истинность.»

Даосизм предлагает умеренность в потребностях.
Дао Дэ Цзин:
«Великие пристрастия неизбежно ведут к большим потерям, а неуемное накопление оборачивается огромной утратой. Знай меру — и не придется испытать стыд. Умей остановиться — и не столкнешься с опасностями. И сумеешь прожить долго.»

Возможно, я немного утрирую, но каждый волен понимать цитаты, как есть.
Показать полностью
Ндг
Мне идея прохождения испытаний интересна. Страдания как опыт, проживая который человек становится чище и добрее
Рассматривать страдания, как испытания для очищения души, скорее характерно для христианства, чем для каких-либо других религий. Там бог с завидной регулярностью испытывает людей на прочность (а еще чаще — на крепость их веры)
В буддизме страданий как бы и не существует , в даосизме они — просто неотъемлемая часть бытия. Хотя оба этих течения склонны называть истоком страданий — пристрастия и желания.
То есть, если в христианстве реально есть примеры тестов-испытаний духовности итп, то в буддизме и даосизме страдания — лишь следствие наличия у людей желаний.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть