![]() #школа #вопрос
Уважаемые литераторы (или литературоведы литературу ведущие)! А вы учите детей писать сочинения? Или просто «вот тема, через час спрошу»? Просто стало любопытно, потому что, вспоминая школьные годы, понял, что учили всему, хоть как «не» с глаголами писать, хоть как от eˣ производную брать, но ничего насчёт сочинений, как будто это проще, чем закорючки в первом классе выводить. Точнее, нам говорили, что нужно составить «План». Но как его составлять оставалось загадкой. А затем, согласно Великому Плану писать, это уже запросто, это уже каждый сумеет. Но, поскольку я не умел составлять План, то сначала мучился с сочинением сочинения, а затем извлекал из него план, поскольку он всё равно должен был быть. Это как-то должно объясняться, или это естественная функция человека: писать сочинения с планом (сейчас ведь я умею, хотя никто после школы меня не учил)? Вы объясняете, как надо писать сочинения? Разбираете ли потом недочёты? Или главное запомнить нужные слова по теме, и чтобы орфография с пунктуацией не страдала? 20 февраля в 10:54
2 |
![]() |
|
nordwind
То есть вы вернулись к исходному: хороший ученик сам сообразит, как написать сочинение, а плохие нам не нужны. Но у меня всë же вопрос: на кой мне страдающий Раскольников, Базаров и вишнëвый сад, если я об этом не могу два слова связать? Ладно, я был плохим учеником и не знаю, как пролез через экзамен. Но почему тогда хороших учеников учат дробям и счëту на палочках. Разве это не естественно, умножать двух-трехзначные числа в уме и приводить дроби к общему знаменателю? Кто-то из греков додумался, чего нет то? Каждый плюëт на людей со своей колокольни. Пока у Айриш был самый разумный ответ: берëм и учим, руками, а не заумью. |
![]() |
|
Торговец твилечками
Показать полностью
Ну так ведь и учат, разве нет? Кто как может, и как позволяют обстоятельства. Результаты - вот они, уж какие есть. Где-то хорошие, где-то - плохие. Смотря по исходным данным. Раскольников, Базаров и вишневый сад... В 15 лет в любом случае мало кто сможет связать о них какие-то свои слова, да еще чтобы оценка при этом оказалась адекватной. Историческая и культурная дистанция слишком большая. Только с возрастом придет способность их самостоятельно и здраво оценить... или не придет, если человек на всю жизнь застрянет на уровне средней школы. К общему знаменателю их не приведешь, и формулы для их анализа не существует. Надо ли детям преподавать классику, рассчитанную на взрослых и зрелых людей, - это еще один отдельный вопрос. И тоже, похоже, неразрешимый: сторонники и противники уже столетия как не договорятся. А пока - люди делают что могут. В той же школе учителя работают о-очень разные. Есть подвижники. Есть такие, что их бы на пушечный выстрел не подпускать, - да не от нас с вами это зависит. В общем, тут кому как повезет: учителю - со способными учениками, ученикам - с учителем, который может и готов выкладываться на 200% - есть такие, но их уж никак не большинство. Ситуации у всех неодинаковые; так, чтобы все обстоятельства благоприятствовали, бывает нечасто. И если бы в этом вопросе можно было получить хороший, устойчивый результат малой кровью, в рамках учебного плана, сочинения не были бы такой неисчезающей из десятилетия в десятилетие головной болью для многих школьников. 1 |
![]() |
KNS Онлайн
|
головной болью Так сочинения в школе именно для головной боли и пишут. Молодой человек должен научиться перерабатывать мысли в голове в формальный письменный текст, соответствующий определенным требованиям, так, чтобы его понял другой человек. Сложность упражнения и состоит в том, чтобы одновременно учесть строгие требования по форме текста, но донести мысль без строгого алгоритма, что во взрослой жизни очень полезно (алгоритмов для общения очень много, всем не научишь, надо учиться доносить мысль без алгоритмов). При написании сочинения мозг работает "на всю катушку" и хорошо тренируется.1 |
![]() |
|
nordwind
Ну так ведь и учат, разве нет? Именно, что нет в большинстве случаев, как показало обсуждение.И если бы в этом вопросе можно было получить хороший, устойчивый результат малой кровью, в рамках учебного плана, сочинения не были бы такой неисчезающей из десятилетия в десятилетие головной болью для многих школьников. Так не делается же вообще ничего. Если за какую-либо проблему взяться, то можно её решить или не решить, а если не делать ничего, то точно ничего и не получится. Но некоторые делают что-то и какие-то результаты получают, лучше нулевых. Так почему не в программе эти методики?KNS Какой-нибудь раздел физики или математики не заставляют же воссоздавать с нуля, так почему здесь: сядь и пиши? Допустим: дроби, это когда числитель делится на знаменатель, а теперь пишем контрольную. Да, хорошая прокачка мозгов, но большинство не справится же. 1 |
![]() |
|
Торговец твилечками
Показать полностью
«Почему» — это отличный вопрос. «Не делается ничего», или делается слишком много / часто, или делается вообще не то, что нужно (и что именно нужно)… Часы на методику иногда размазывали по остальным темам, иногда выделяли отдельно — все равно любая из принятых систем с какой-то частью аудитории срабатывала, а с другой — нет. Это узкое место системы общего образования. Если бы нас, как детей из знатных дворянских семейств XIX века, обучали в индивидуальном порядке (а для этого нередко нанимали даже университетских профессоров), надо думать, индивидуальные результаты были бы лучше. Если исходить не из того, чего бы нам хотелось, а из фактов, то жалобы не на математику или физику, а именно на школьные сочинения слышатся столько, сколько существует сам этот жанр. Сменились уже десятки поколений, едва ли не все возможные политические системы, написаны тонны методичек, прошел целый ряд реформ образования — а эти стоны ни на одном этапе тише не становились. Школьная программа меняется постоянно — это типичный «тришкин кафтан»: в одном месте уберешь — в другом вылезает дыра (в настоящий момент на обучение написанию сочинения в 5-9 классах отводится 8 часов — в сумме). Мониторинг результатов тоже проводился. В отдельно взятых случаях какая-то стратегия срабатывала лучше, какая-то — хуже; но, несмотря на все эти метания, при любом учебном плане проблема в целом оставалась как есть. Из чего можно заключить, что она носит системный характер, не зависящий от частных реформ и призывов «учить лучше». Возможно, проще разобраться в вопросе, в чем была причина конфликта конкретно между вами и вашим учителем. Раз уж обида на столько лет запомнилась, то она должна быть нешуточной. Откуда взялись все эти «плохой ученик» и «хороший ученик»? Что там была за тема сочинения (если не секрет, конечно), и что вы написали, чтобы получить на выходе вот такую реакцию? Не владея этой информацией, могу предположить только самый простой вариант: часто бывает, что дети принимают близко к сердцу требование писать «свои мысли» и начинают действительно строчить все, что приходит им в голову. Результат понятно какой. Насколько я могу вспомнить свои собственные сочинения, я пересказывала как-нибудь покрасивее своими словами вычитанное… ну, даже не столько в учебнике — там больно уж всё казенно, сколько из предисловий к книгам и из всякой популярной литературы, типа книжек Долининой. Что касается «своих мыслей» по поводу прочитанного, то они у меня появились много-много позже. Ну не была я в 15 и даже в 25 лет готова их иметь. Эти книги писали люди гораздо старше и умнее меня, жившие к тому же совершенно в иную эпоху. Даже в первые годы преподавания я в основном только пересказывала чужие монографии. И очень постепенно чужой текст вытеснялся действительно своим. В разных странах подход к «школьной» литературе разный. И списки для обязательного чтения, и степень свободы, и целевые установки… И методики разные. В комментарии все не описать, да и не стоит: я лучше как-нибудь пост сделаю — возможно, кому-нибудь будет интересно. Но если совсем коротко: жалуются ли зарубежные школьники, которых обучают по другим моделям? Да. Так же, как и наши. 1 |
![]() |
Грызун Онлайн
|
nordwind
Показать полностью
Что касается «своих мыслей» по поводу прочитанного, то они у меня появились много-много позже. Ну не была я в 15 и даже в 25 лет готова их иметь. Эти книги писали люди гораздо старше и умнее меня, жившие к тому же совершенно в иную эпоху. Вспомнилось мое сочинение из 10-11 класса, которое осело в памяти из-за шалости с подчеркнуто логическим подходом.Тема "Что лучше: любить или быть любимым" Выбрала 4 варианта: и то и то, ни то ни то, первое, второе, для каждого варианта привела пример из литературы, где героям было хорошо и пример где не очень. Тут, с одной стороны нет каких-то особы глубокфилосовских (или глубоколитературоведческих) мыслей, с другой -- подход определенно мой и длинны текста мне хватило за глаза для зачета. Как будто изобразить что-то такое не должно быть очень сложно для школьника. Не писать трактат о месте любви в моей жизни, а скомпилировать то, как тему раскрывают разные классики, которых, собственно, мы и изучаем в курсе литературы энного класса. То есть у меня сложилось ощущение, что с одной стороны "Из классиков я наиболее согласен с НН" -- это действительно мысль отдельно взятого школьника. С другой -- формулирование такой мысли от шольника ничего особо не требует: ни опыта, ни изящества, ни тем более оригинальной системы воззрений и понимания эпохи автора. 1 |
![]() |
|
Торговец твилечками
В этом-то, формальном, смысле - и делается, и всегда делалось. Другой вопрос, как эти часы реально используются: это уже зависит от учителя, который прикидывает свои силы и возможности в рамках отведенного времени научить детишек чему-то, что им реально пригодится. Грызун А-а, вольная тема! С одной стороны, от многих проблем освобождает, однако иногда может оказаться очень коварной. Но вы хорошо вышли из положения. Мне так точно понравилось бы 😊 1 |