А чего тут храброго-то? Честно говоря, я в замешательстве. Да, он "самый русский" персонаж, чем-то на Дмитрия Карамазова похож, только с сильной примесью Ивана Карамазова. Да и сами подумайте:
1. Растёт в семье, где отец его обижает, а мать защищает отца.
2. Был изгоем в школе, над ним издевались и его обижали.
3. В попытке отомстить, связался с бандой преступников.
4. Оттолкнул от себя единственного человека, которого любил.
5. Слишком поздно понял, что пп.3-4 привели его к самопредательству.
6. После того, как любимая девушка погибает из-за него начинает самонаказание. (тут повлиял Дамблдор, иначе бы жизнь Снейпа кончилась тут же).
7. Ведет практически жизнь аскета, пытаясь искупить прошлое, подавляя без всякой жалости все свои чувства и вынужден еще и казаться хуже, чем он есть.
8. Трагически гибнет.
Сравните это, скажем, с Дмитрием Карамазовым:
1. Растёт в семье, где отец - похотливая сво, где мать его бросает. а потом погибает
2. Не может ужиться ни с кем в гимназии, ни потом позже в армии, ведет беспорядочную жизнь.
3. Постоянно не может выбрать между двумя женщинами и по сути своей ревностью и злобой отталкивает их от себя.
4. Пытается наказать отца за то, что отец над ним издевался, в процессе думает, что убил отца (хотя на деле невиновен).
5. Пытается наказать себя, устроив кутеж и застрелиться позже (как честный человек), но не может, т.к. внезапно ответили на его чувства.
6. Потом, арестованный за убийство отца на процессе снова желает пострадать уже за то, чего не совершал, и искупить вину перед окружающими людьми, ибо "жил, дикому зверю подобен".
7. Пишет брату Алексею, что "Бога на каторге встретит", получив обвинительный приговор.
8. Конец персонажа не прописан, скорее всего погибнет на каторге от драки или несчастного случая.
Просто центральные конфликты у них другие, а типажи похожи. У Снейпа в его жизненном сценарии Преследователь (согласно трансактному психоанализу) - это отец и Мародеры, Спаситель - Лили, Жертва - он сам. Главный конфликт вращается вокруг его отвержения в Хогвартсе. Побочный конфликт - он - Жертва, его Мать - Жертва+Спаситель, отец - Преследователь, в конечном итоге, он в этом конфликте стал Преследователем и вместе с отцом отверг мать. У Дмитрия Карамазова в его жизненном сценарии всё вращается вокруг отца. Его отец и он Жертва, а мать - Преследователь (бьет Федора Карамазова она, бросает сына тоже она), которая позже становится Жертвой (и умирает), Спаситель - его брат, Алексей. Далее, когда Дмитрий вырастает, он сам превращается в Преследователя, отец - в Жертву, Спасителем выступает как Алексей, так и Грушенька. Главный конфликт - отношения с Отцом.
Разница в том, что в сценарии Снейпа гибнет Спаситель (Лили), после чего Снейп хочет искупить вину и становится Спасителем (для Гарри). В сценарии Карамазова гибнет бывший Преследователь и нынешняя Жертва (отец), после чего Дмитрий осознает, что сам стал такой же сво, какой был отец и решает стать вечной Жертвой (чтобы искупить вину). У Снейпа и у Дмитрия Карамазова - трагические или хамартические сценарии (сценарии Неудачников, согласно трансактному психоанализу), они развиваются по шаблону - "несчастное детство" (где происходит выбор человеком его сценария или программного пути его жизни) - "бурная и несчастная юность" (в ходе которой и происходит Трагедия) -"Искупление" (третья часть, которую в случае Дмитрия нам практически не описывают) и наконец "трагическая смерть" (причем смерть в определенной "игровой" роли, Снейп должен умереть как Спаситель, а Дмитрий скорее всего умрёт как обычная Жертва, повторив путь матери).
P.S. Интересно, что если Достоевский в чем-то сценарно повторяет Дмитрия Карамазова (у него тоже есть детство, где скорее всего был сделан трагический выбор сценария), потом юность, затем "преступление", "искупление" и "трагическая смерть" (от болезни, но тем не менее), то у Роулинг как автора жизненный сценарий "Золушка" (как у Гарри), поэтому Снейп ей противен. Противен он Роулинг потому, что её жизненный сценарий противоречит сценарию Снейпа, она - Победитель (а не Неудачник). В то же время Достоевский Дмитрия явно любит.