↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Комментарий к сообщению


5 октября 2023
Матемаг
по причинам однозначно реконструируются следствия. Обратное неверно, одно и то же следствие может быть вызвано разными причинами.
На уровне элементарных частиц тоже? Ну, то есть если одна частица толкнула другую, передав ей импульс, а та полетела дальше, то по записи киноплёнки с этим событием можно будет легко понять, в какую сторону крутить плёнку?
Чуваки, которые пилят квантовую энтропию, прям не согласятся с тобой, что на микроуровне якобы нет отличий.
Здесь наши сведения расходятся. Проклятье научпопа, может быть, не следует так всему верить. Но я ориентируюсь ещё на старый научпоп, те книжки, которые доводилось лет двадцать назад брать в районной библиотеке, частично советского выпуска. Линде, Новиков, Хокинг — не помню, кто там ещё был. Где-то там как раз и педалировалась активно идея, что в микромире нельзя отличить причину от следствия. Получается, это не так?

Почему? Что делает переход причины в следствие однозначным, а выведение причины из следствия — нет? Кстати, квантовая случайность вроде бы должна делать это противоположным, да и по жизни мы «вычисляем прошлое по будущему» гораздо легче, чем «будущее по прошлому», на этом основана память и работа следов. Если же дело обстоит так, как ты говоришь, причина отличается от следствия тем, что следствие выводится из неё стопроцентно, а причина из следствия — нет, то неопределённым было бы как раз прошлое, а не будущее.
Принцип причинности - это штука эмпирическая, которая закладывает соответствие между параметром "время" (локальная реализация строго периодических процессов) и порядком между элементами мира. Элементы группируются как причины и следствия в соответствии с возрастанием времени.
Здесь мне всё понятно до слова «эмпирическая». Почему что-то вообще должно быть упорядоченным?
На самом деле, чтобы были причины и следствия, время не обязательно, время - это очень сильное ограничение, касающееся именно нашего мира/вселенной/реальности. Если допустить временные петли, мы по-прежнему сможем работать с причинами и следствиями в их первоначальном значении - значении определения причинами следствий.
Связь первого предложения со вторым не очень понятна, мир временных петель — в нём время очень даже существует. Ну и с первым предложением неясно приблизительно всё. Что значит «мир без времени»? Надо определить, что такое «время», чтобы вводить такое понятие. А попадавшиеся мне определения либо какие-то служебно-технические (параметр, который падает у ракеты при приближении к скорости света. Как тебе такое, Илон Маск?), либо субъективно-психологические.

Вторые мне, как ни странно, нравятся больше. Они какие-то ну, менее подвохоопасные. При использовании определений первого типа как бы выше риск возникновения ситуации, когда тебе захочется сказать «стоп, но тут речь совсем уже не о времени». А время в субъективно-психологическом смысле — оно всегда время.
Грубо говоря, имеем пустой объём и расширяющуюся в него материю. С самого старта, насколько мы знаем, это было так - начиная со всех этих инфляций вселенной и прочих моделей больших взрывов. Асимметрия стартовых условий обеспечивает возможность оценить, где были причины, а где - следствия.
Да, но каким именно образом? Как на макроуровне это приводит к тому, что на камне, летящем через космос, следы накапливаются только «из прошлого в будущее», а не наоборот? Замечу, что первоначально мы не знали ничего о Большом Взрыве, а о Конце Вселенной точно не знаем до сих пор. Но тем не менее вычисляем каким-то образом отличие причин от следствий. Точнее, наша память сама работает нужным образом. Как и почему это происходит, почему «бух в начале» заставляет всё работать именно так?

Если тебя смущают выражения вроде «заставляет» и «приводит к тому, что» — меня лично они как раз таки смущают, поскольку навязывают опять идею доминирования прошлого над будущим, меж тем как идея эта вполне может быть неверна и мы как раз это обсуждаем? — можно заменить их словосочетанием «логически оборачивается тем, что».
И здесь мы СНОВА сталкиваемся с ростом объёма - с ростом числа "независимых миров", если это можно так назвать. Ожидать, что при этом возникнет энтропия (при расширении материи по пространству вариантов любого типа), - логично.
Опять же, сначала нужно узнать, как энтропия приводит к замечательному явлению времени. Без этого доказательство, что увеличение количества миров тождественно энтропии, будет бесполезным.
Понятие "вероятность" не работает для таких задач. Просто забудь. Максимум можно пользоваться "возможностью". Не вероятностью. Увы.
Почему? Пример приведу не совсем корректный, но мне как раз недавно встретилось в одном видеоролике на YouTube навязшее в зубах утверждение апологетов агностицизма, что автора книги нельзя обнаружить внутри самой книги. Поэтому, дескать, Бога не может быть внутри Вселенной, он недоказуем, и всё, точка, вопрос закрыт.
Подумалось: «А отчего это? Даже если не думать о том, что пример с книгой специально подогнан под невозможность стать её частью (строитель дома, например, свободно может войти в дом, может замуровать себя в нём и оставить там кучу своих следов), персонажи современной постмодернистской книги вполне могли бы проанализировать события своей жизни на предмет соответствия законам жанра. И подсчитать, насколько вероятно, что случайно возникшая, никем не написанная книга (или последовательность событий вообще) будет повиноваться таким законам».
А там прям есть чего разгадывать? Именно в такой формулировке - вроде нет, всё очевидно.
Да, если принять твоё утверждение о том, что причина от следствия отличается однозначностью второго. Но у меня ещё нет уверенности.

Вообще на первое место величайшей загадки физики и философии мне поначалу хотелось поставить сам вопрос существования причинности. Хрен с ним, с отличием причины от следствия, но почему события вообще сгущаются рядом во времени в коацерватные капли? Почему «похмелья» и «выпивоны» вообще соседствуют?

Но тут с грехом пополам объяснением всё-таки может служить антропный принцип пополам с «принципом плодородия»: может быть, вообще существует всё возможное. Может быть, прав Дэвид Льюис, и существование в принципе не отличается от несуществования. Есть все реальности с самыми разными базовыми законами. Но разум скорее найдёт себя в реальности, где причинность закономерно есть, чем где её нет или где небольшое облачко псевдопричинности существует чисто случайно.
ПОИСК
ФАНФИКОВ













Закрыть
Закрыть
Закрыть