↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |
«Я не могу. Я не могу», -
Так шепчет ветер в такт прибою.
На опустевшем берегу
Две тени: это мы с тобою.
Их ноги не оставят след,
Дыханье не замутит воздух.
От них идёт холодный свет,
И в их глазницах светят звёзды.
В далёкий солнечный денёк,
Когда смолою плачут сосны,
Двоих связал упрямый рок
За всё что «до» и всё что «после».
За то, что не умела ждать,
За то, что не сумел расстаться,
На шее — от петли печать,
И рыбы гложут злые пальцы.
«Прости меня, моя любовь».
«Ты поздно попросил прощенья.
Наступит срок — попросишь вновь,
У Смерти выпросив рожденье».
— Красиво, — он отхлебнул ещё глоток чая и задумался.
«Сказать правду или нет? А что если за недоверие хозяевам гостя принято выставлять за дверь?» Кстати и не очень красиво-то… местами переизбыток пафоса и нелепости, рифмы простоваты… и всё-таки не так просты, как в балладах и народных куплетах.
За окнами продолжала бушевать гроза, дробно и настойчиво стуча в ставни. Оказаться в такую погоду на улице было скверно. Да и вообще споры мало способствуют установлению контакта с местным населением… Он чуть поколебался. Окинул взглядом собеседницу. Сидевшая напротив старушка была величественной и высокомерной, несмотря на невысокий рост и хрупкое телосложение. И… хитроватой. Нет-нет, она выглядела и вела себя серьёзно. Но что-то в прищуре глаз, в рисунке морщинок, в движениях проворных пальцев выдавало эдакую плутовку, себе на уме. Такие любят подначивать чужаков: купится — дурак. Пройдёт тест — почти «свой». Значит, надо говорить, что думаешь.
— Красиво, но я ни за что не поверю, будто это народная песня.
Старушка слегка усмехнулась поверх чашки:
— Ещё когда бабушка моей бабушки была юной девушкой, она в купальскую ночь прыгала через костёр под эту музыку.
— А слова?
— А что слова? Пыль да прах, — она сварливо пожала плечами, отворачиваясь. Но потом всё-таки искоса снова взглянула на гостя и вздохнула: — Вы правы. Их придумал один путешественник, такой же, как вы: собиратель историй. Лет сто назад или чуть меньше. Прислал нашему органисту слова, мол: «дарю». А органист забросил их в ящик письменного стола. Ему показалось кощунством сочинять песни о том, что написано кровью…
Занятно. Значит, кровью. Похоже на начало хорошей истории… Но старушка сразу замолчала. Казалось, вообще напрочь забыла, что начала что-то рассказывать, и углубилась в какие-то свои мысли. Перебивать не хотелось, но надо было как-то её подтолкнуть.
— Так за этой песней стоит настоящая история?
Она встрепенулась. Затуманенный взгляд светло-зелёных, словно мутное бутылочное стекло, глаз остановился на нём с недоумением и досадой. Но всё же, помедлив, старушка произнесла:
— Да. Более «настоящая», чем стул, на котором вы сейчас сидите…
Её глаза заблестели, а Майк Фаррадей — доктор наук, декан факультета общей этнологии и в прошлом («…далёком прошлом») известный путешественник — незаметно нажал кнопку записи на диктофоне. Вот теперь он и правда предчувствовал хороший материал.
* * *
Майк и сам не знал, почему нелёгкая понесла его едва ли не на край света, где между горами и скалистым морским побережьем было зажато пять деревень. Населены они были каким-то специфическим народом, пришедшим, как считалось, то ли из Испании, то ли из Португалии и сохранившим осколки собственного языка и культуры. Пока сохранившим.
Конечно, для науки это был последний шанс описать легенды и обычаи местных жителей. Прекрасный шанс. Но доктор Фаррадей уже лет десять как посылал на такие задания других. Самому рыскать по горам и долам для декана вроде как несолидно, да и суставы за пребывание в походной сырости и ночёвки в машине «спасибо» не скажут. Однако стоило упомянуть в письме, пришедшем на кафедру, что у здешних аборигенов «странная структура магических верований» — и вот он, Майк. Как в старые добрые времена, выуживает информацию из детей и старушек.
То ли ему надоела бумажная возня, то ли так повлиял отпуск, отменённый в последний момент… Их первый совместный отпуск. Майк не мог понять, что он сделал не так. Честно говоря, он вообще не хотел об этом думать.
Что ж, зато его джип прошёл полную техническую проверку… Серьёзные дела закончились, бумаги могли подождать. А Майк мог позволить себе побег. И позволил.
Погода не скупилась на авансы до самого побережья: пронзительное голубое небо сияло ультрафиолетом, исступлённо пахли нагретые сосны, ровная серая дорога с бурундучьими полосами белой разметки послушно ложилась под колёса.
И только когда на горизонте показался океан, что-то изменилось. Резкие порывы ветра тронули кроны раз, другой — будто пробуя на ощупь струны гигантской арфы — а затем без всякого предупреждения полилась музыка дождя, стремительная и неистовая, как показательное выступление виртуоза. Нет, даже не дождя: шквала, грозы, стихии. Видимость упала. Фары сражались с косыми нитями водяного бисера, завесившими дорогу до самого горизонта. Впрочем, какой горизонт? Дорога змеилась между потемневшими стволами, быстро теряясь в хорошую погоду, а сейчас едва находясь вообще.
Фаррадей сбросил скорость и поехал медленнее. Шины и управление бы не подвели, но за других водителей он так ручаться не мог. Хорошо, что их не было. Совсем. Действительно, ну кто ещё ездит в такую погоду, кроме столичных сумасшедших вроде Майка?
Так, в полном одиночестве и тишине, а точнее под глухой шум дождя, он и подъехал к посёлку. Посёлок горел зелёной точкой на навигаторе, и только поэтому Майк не пропустил неприметный съезд на грунтовку. Ливень превращал день в ночь, но на самом деле было всего четыре часа пополудни. Глупо ждать следующего утра, да и слишком долго. Значит, попытаться постучаться к кому-нибудь с просьбой позволить переждать дождь. Обычно это хорошее начало: почти не было народов, которые не были бы знакомы с концепцией «гостеприимства в трудной ситуации»…
В ночи некоторые боятся незнакомцев, но в ненастье все друзья и все помощники. Единственный риск — что тебя просто не услышат. Поэтому Майк набрался наглости поставить джип под непонятного назначения навес: на четырёх столбах, с крышей, но совсем без стен («Для снопов? Вряд ли»). А потом надел дождевик, капюшон, укрыл полами непромокаемого плаща рюкзак — и побежал к ближайшему крыльцу. Капли дождя барабанили по голове и плечам, отскакивая и порождая тучи брызг. Несмотря на глубоко надвинутый капюшон, Майк «умылся» дождём, едва успев пробежать пару шагов.
Воздух был таким мокрым и свежим, что им было трудно дышать, но буйство грозы отзывалось во всём теле какой-то шальной радостью, первобытным праздником хаоса. Почти взлетев на крыльцо, Майк что есть силы — видимо, подражая дождю — застучал кулаком тяжёлую на вид дубовую дверь.
— Хозяева! Есть кто дома? Я заблудился!
Радостный тон его голоса совсем не вязался с тем, что он говорил, но Майк отчего-то ощущал себя почти опьянённым и немного запыхавшимся. Он замолчал и прислушался. Ничего. Но только он занёс кулак во второй раз, как над самым его ухом раздался спокойный и громкий голос:
— Совершенно не обязательно так кричать, молодой человек. Я не глухая. Отойдите от двери, она открывается наружу.
Он посторонился, слегка озадаченный. «Наверное, где-то вверху есть домофон с камерой». Дверь медленно открылась, являя взгляду кусочек тёмной прихожей с прямоугольником яркого света в конце — и невысокий силуэт в шали. Пожилая дама. Видимо, достаточно пожилая, чтобы без запинки говорить разменявшему пятый десяток Майку «молодой человек».
— Я… — повторил он, — заблудился. Из-за дождя. Не знаете, здесь поблизости есть какой-нибудь отель или гостевые комнаты?
Из темноты тихо хмыкнули:
— Вы бы ещё «санаторий» или «гольф-клуб» спросили. Нет, сюда никто не приезжает. Гостевых комнат нет. Впрочем, если вы не играете на контрабасе и у вас завалялась пачка хорошего чая, можете переждать дождь у меня.
Майк рассыпался в благодарностях и заверил, что чай у него есть, а контрабас он даже в оркестре не видел. В темноте рассмеялись и пригласили его внутрь.
Сноровистая старушка в миг нашла место и дождевику, и болотным сапогам, и рюкзаку Майка, а потом позвала пить чай.
«Кажется, я ещё не растратил навыков», — мысленно похвалил себя Фаррадей, шагая вслед завёрнутому в шаль силуэту.
Через полчаса они уже разговаривали почти как старые знакомые, а спустя ещё десять минут она спела ему ту самую балладу, которую он храбро отказался признавать народной. Певческий голос у старушки, кстати, был красивый и словно бы моложе её на несколько поколений: чистый, глубокий и красивый, возможно, когда-то профессионально поставленный. Но говорила она, хоть громко и чётко, но чуть надтреснуто, и как будто с каким-то неуловимым акцентом, возможно, оставшимся от исконного наречия местных.
Майк нажал на кнопку записи как раз вовремя: чуть-чуть помолчав и поглубже запахнувшись в вышитую шёлковую шаль, старушка неспешно начала:
— У края посёлка стояла кузня…
Анонимный автор
А, теперь понятно)) |
WMR
Показать полностью
Большое спасибо, уважаемый читатель! За голос, но особенно за вопросы. Люблю поговорить! Тем более, что вопросы вдумчивые. Начну с самого простого: откуда рассказчица знала о случившемся у сосны? "...и только лес был тому свидетелем"Лес - обиталище духов. Они смотрят за людьми всегда. Особенно за теми, кого считают "своими". Так что духи всё знают. Они и Майка по лесной дороге не пустили бы, если бы не захотели... заморочили бы на манер лешего и заставили заблудиться. Как он будет делать доклад о "местной легенде" (пусть и ловко сфальсифицированный), если один из её героев точно является реальной личностью, причем известной в некоторых кругах? Как любой доклад :) :) в публичных сообщениях, на конференциях и в статьях сырые данные в полном объёме никогда не приводятся.Проводятся фрагменты, аналитический аппарат и выводы. Майку же не история важна, а структура местных верований. О них он и будет делать доклад: о явлении одержимости духами, связи духов с творчеством, влиянии на органы чувств и поведение. Он даже сделает выводы относительно роли воды в этих верованиях – как метафоры души и коллективной памяти: "вода не забывает", роса и переход душ в мир иной, море... Но, делая выкладки, этот умный и образованный человек почему-то совсем не заметит, что вода привела его в тот дом (дождь) и вода же выманила обратно и уничтожила следы (потоп в корпусе). Показалось, что Фаррадею всё не просто так рассказали Не показалось ;)Сравните способности Майка и Фенны со способностями героев "легенды". А теперь посмотрите на последние строчки баллады. Этот народ верит в переселение душ. И не зря. p.s. Не просто так! :) В честь физика и химика Фаррадея. Т.к. он открыл и описал электромагнитную индукцию и явление диамагнетизма. Как метафора происходящего мне это близко ;) Фамилия девушки, разумеется, переведена (как "Фокс" у ирландцев). Но так – у всех представителей этого народа фамилии "птичьи". 4 |
Анонимный автор
Показать полностью
Спасибо за пояснения! Со своей стороны могу сказать, что очень люблю обсудить моменты прочитанного. Вообще, тут всё здорово продуманно :) этот умный и образованный человек почему-то совсем не заметит, что вода привела его в тот дом (дождь) и вода же выманила обратно и уничтожила следы (потоп в корпусе). Этот момент меня, кстати, немного напрягает. Получается, что "вода" (духи) определенным образом манипулируют Майком. Специально сводят его с этой историей и с Фенной. Понятно, что для подобных сущностей это в каком-то смысле свойственно. Вопрос в том, как поведет себя Майк, когда ему всё откроется. Лично я вот не жалую, когда за меня что-то решают. Могу психануть, развернуться на 180 градусов, махнуть хвостом и уйти в закат)Сравните способности Майка и Фенны со способностями героев "легенды". На это я также обратил внимание. Выходит, у нас тут запараллеленость героев "легенды" с Майком и Фенной. Надеюсь, у двух последних всё сложится не столь трагически...В честь физика и химика Фаррадея. Так и думал) Если ничего не путаю, реальному Фарадею ещё и принадлежит заслуга введения самого понятия физического поля как единого пространства, заполненного силовыми линиями. Замечательная идея, которую вполне можно экстраполировать и за пределы науки физики.Т.к. он открыл и описал электромагнитную индукцию и явление диамагнетизма. Как метафора происходящего мне это близко ;) 1 |
WMR
Да, он, фактически, занимает здесь противоположную позицию. Мотается по миру, вместо создания собственных работ анализирует чужие, в отношениях пытается сделать как лучше, за что порой бывает на проигравшей стороне... Разве что озабоченность материальным достоянием у него сохранилась и даже чуть преумножилась. Не мог ;) Но письмо действительно пришло. Подписанное неизвестными именем и фамилией, якобы собирателем фольклора. Но органист узнал почерк: сам кузнец незадолго до смерти написал такую своеобразную "исповедь". Когда письмо дошло, его уже в живых не было. Органист догадался, что имелось в виду. Всю жизнь он не знал, то ли предать это огласке, то ли оставить историю в покое: у обоих в посёлке осталась родня, а мёртвых не вернёшь. Стоит ли удивляться, что Майк именно "собиратель фольклора"? 3 |
WMR
Я считаю, что стихи начинаем писать мы, сознательно – а дописывает за нас некое чувство "как будет правильно", "к чему все идет". Стремление к цельности, рождающее прозрения. Автор тоже желает герою не повторить прежних ошибок или справиться с ними иначе. И автору кажется, что Майку это удастся. Впрочем, ему теперь семью кормить не надо Скажем так, у него было больше времени и возможностей, чтобы решить этот вопрос :)Особенно в сравнении с юношей лет 17-20. Большое спасибо за интересный разговор! 3 |
Пока идет этот конкурс, хочу от души поблагодарить Magla и WMR – вы невероятные!
За теплые и точные слова, за интерес, проявленный к БОЛЬШОМУ и странному тексту... И за рекламу – когда никто не решился бы :) Дело безнадежное, но тем более благородное. Огромное спасибо! 2 |
Анонимный автор
Ни о чем не жалею)) Ваш текст того стоит. |
1 |
Очень интересная и стилистически волшебно написанная работа. Прочитала на одном дыхании. С большим нетерпением жду окончания конкурса, чтобы прочесть и другие ваши работы.
1 |
1 |
flamarina
И правильно) Так интереснее. 1 |
Magla
Ну, знаете вроде: "я вижу, кто-то решил меня угадать. Уважаемый читатель, прошу вас, не снимайте свою версию!" )))))) 1 |
flamarina
Красиво)) Но да, я бы что-то заподозрила)) 1 |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |