↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Проклятие невежества (гет)



Автор:
Рейтинг:
PG-13
Жанр:
Сказка, AU, Кроссовер, Сайдстори
Размер:
Мини | 25 199 знаков
Статус:
Закончен
Предупреждения:
AU, Читать без знания канона можно, ООС
 
Проверено на грамотность
Никто не знает, почему погибла Атлантида... А если и знает, то правду не скажет.
QRCode
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑

Тени слов

Солнце золотило пальмы и кипарисы, фруктовые сады и мощёные дороги, играло бликами на воде каналов.

Тьма отступала, словно вода при отливе, оставляя в канавках тенистых улиц и лужицах укромных скверов застигнутых утром ночных гуляк.

Но эти двое… — да-да, вот эти: что сидят во дворике перед небольшой прибрежной таверной, — особенно бросались в глаза. Уж больно резко отличались они от прочей публики: на столике перед ними были разложены не вино, лепёшки и фрукты, а большие листы, покрытые чертежами, а спорили они так громко и вдохновенно, что из кроны рожкового дерева на другой стороне канала на мгновение высунулась недовольная беличья мордочка, повела ушами и возмущённо фыркнула.

Собеседники казались очень разными. Один имел внешность резкую и почти отталкивающую: глубоко посаженные глаза, кустистые брови, длинноватый нос и плотно сжатый рот делали его старше своих лет. Но голос его был окрашен какой-то почти детской мечтательностью.

Другой же был приятный, вальяжный господин, с обходительными округлыми жестами, тёмными сияющими глазами и небольшой бородкой, окаймлявшей пухлые губы. Они были до странного яркими, эти губы, а крепкие белые зубы, видневшиеся за ними, казались слишком острыми, создавая тревожное впечатление, жадное и чувственное.

Дочь трактирщика распахнула окно на втором этаже — и вместе с морским воздухом в коридор ворвались отголоски разговора:

— Нет, Арес, даже смотреть не хочу…

— Но послушай, Гефест, дружище…

— Ты уже подвёл меня однажды… не желаю, чтобы моё изобретение… использовали подобным…

Порывистый ветер уносил слова и целые кусочки фраз, и они порхали в воздухе, как лепестки пепла, пока, наконец, не улетали куда-то в море.

«Если бы он дул в другую сторону, я могла бы наловить разлетевшиеся разговоры и посадить в аквариум, — думала девушка. — Я бы кормила их философскими книгами и математическими теоремами, чтобы они росли длинными, умными, сложными и важными, а потом слушала бы их речи и гладила по блестящей шёрстке, пока они не начали бы светиться от удовольствия». Девушку звали Аглаей, и она была младшей из трёх дочерей Океана(1).

Она замерла, прижавшись виском к ставне и пытаясь прислушаться:

— …создавал, чтобы помочь людям. Чтобы свет не гас, сырые дрова легко разжигались (2) и…

— Но Гефест! — обиженно выпятил нижнюю губу Арес. — Пойми: такие вещи лучше продаются…

— Я занимаюсь этим не за деньги, — сердито помотал головой Гефест. — Я хочу создать другой мир. Нынешний слишком… одинаковый, медлительный, дикий. Будто мы недалеко ушли от животных. Нельзя стоять на месте, это противно духу и уму. Будущее за прогрессом.

Аглая вздохнула и закусила губу. Какой он замечательный, право же! Она подумала бы: «Я могу его полюбить», — но знала, что такие слова — вслух или про себя — сразу призывают её госпожу, принцессу морских островов Афродиту. А потому заперла вертлявую мысль в самый дальний и тёмный угол головы. Аглая стояла в стороне от окна, скрытая шторой, но ей было отлично видно всё, что происходило на площади…

Вот Арес всплеснул руками и картинно прикрыл ладонью глаза:

— Дружище, ну почему ты так неприспособлен к жизни? Тебе ведь нужно оборудование для экспериментов, верно? А чтобы власть имущие были тебе рады и закрывали глаза, когда на стадий (3) вокруг твоей лаборатории каждый куст вдруг становился синим или начинал играть музыку, а птицы на деревьях — гавкать?

— Да, но…

— Так вот, Гефест, для этого надо дружить с деньгами, с властью… а значит — делать то, что они любят. Скажем, предметы роскоши. Или оружие. Дай им немного — но получи больше. Получи возможность. Открыть нечто новое. Сделать всех счастливыми. Построить новый мир.

Гефест нахмурился. На лице его отразилась борьба, видно было, что ему не хочется принимать эти слова, что они ему не нравятся. Но у него никогда не получалось так ловко находить слова, как это выходило у Ареса. Поэтому он только вздохнул и махнул рукой…

— Ладно. Ты меня убедил. Но я всё равно не хочу видеть, как ты используешь мои изобретения во зло. Зачем надо, чтобы я смотрел твои расчёты?

Арес скорчил озабоченную гримаску. «А вот его я не люблю», — подумала Аглая и тихо охнула, зажав рот рукой. Но поздно — золотисто-розовые искорки порскнули прочь, точно стайка рыбок, и скрылись из виду: отправились разыскивать свою хозяйку.

— Да потому, что это твоя теория, Гефест! — Арес не терял времени, мигом расстелив на столе свои выкладки и развернув их в сторону своего визави. — Только ты можешь проверить, всё ли там правильно. Я учусь, учусь и тружусь каждый день, но… будем честны, — он вперил в Гефеста свой пристальный и лучистый взгляд, прямо-таки источавший искренность и прекраснодушие, — мне до тебя далеко. Я всего лишь твоя тень.


* * *


Аглая видела, как они пожали друг другу руки и разошлись в разные стороны. Гефест вскоре пропал из виду, а это значило, что вскоре он будет здесь, если, конечно, не заглянет на кухню на первом этаже, где уже хозяйничала старшая сестра Аглаи, Евфросина.

На лестнице послышались тяжёлые шаги с пришаркиванием — и Аглая поспешно отошла от окна и порывисто обернулась, едва не сбив постояльца с ног.

— Ах, это вы! — Гефест неловко поддержал её под локоть, но сейчас же убрал руку. — Знаете, я загадал, что если первой увижу вас, а не ваших сестёр, то у меня всё получится.

Аглая буквально расцвела от этих слов.

— У вас и так бы всё получилось, я уверена! А что именно вы загадали? Если не секрет.

Она лукаво прищурилась, и Гефест чуть потупил взгляд, принявшись разглядывать свои крупные ладони, все в мозолях и мелких шрамах.

— Да так… — наконец, промолвил он, — думаю, я знаю способ, как сделать всех счастливыми. Чтобы никому больше не надо было тяжело трудиться… если они, конечно, сами не хотят.

Аглая мигом нахмурилась. Да что там — она расплакаться была готова от этих слов.

— Вы мне не верите? — с тревогой спросил Гефест.

— Да нет… — тяжело вздохнула она. — Как раз верю. Но это значит… это значит… Вы вообще знаете, что это за место?

— Атлантида, страна, где небо встречается с землёй. Так сказывают… — он недоумённо повёл плечами и тяжко опёрся на трость. — А что?

Тени, до того свернувшиеся калачиками по углам и подрёмывавшие в ожидании сумерек, навострили уши и вытянулись, пытаясь подобраться поближе. Аглая заметила это и недовольно топнула ногой. Тени испуганно скукожились, и коридор залил нестерпимый свет.

— Не сейчас, — помотала головой она. — Вы не спали всю ночь и, должно быть, очень устали. Да и стоять вам, наверно, тяжело, — она сочувственно проследила взглядом, как крепко, обеими руками, он сейчас вцепился в свою трость. — Знаете что? Сегодня особый день: над нами будет пировать сам Гелиос. Приходите в полдень к солнечным часам на площади. И когда все тени исчезнут, я вам расскажу, идёт?

Она ободряюще похлопала его по руке и упорхнула — раньше, чем он успел сказать «да» или «нет». «Удивительная девушка, — подумал Гефест. — Как будто у неё внутри какой-то сложный механизм с тысячей шестерёнок и рычажков — никогда не знаешь, что за что зацепится». Он покачал головой и отправился в свою комнату — спать.


1) Есть и такая версия происхождения Харит :) Младшая Харита, Аглая, символизирует славу и почёт, даже тщеславие.

Вернуться к тексту


2) Возможно, он имеет в виду «греческий огонь», легендарный горючий состав, который не гас в воде.

Вернуться к тексту


3) Греческая мера длины.

Вернуться к тексту


Глава опубликована: 17.03.2024

Солнечные часы

Аглая ждала его, нервничая и кусая губы. Но вот, передвигаясь своей пришаркивающей хромой походкой, появился Гефест. За пять минут до полудня и — один, как они и договаривались. Он хотел было заговорить с ней, но Аглая только поднесла палец к губам, расстелила большой-пребольшой платок на земле и знаками показала ему лечь.

— Ложиться? Но зачем?

— Не спрашивайте, ах, не спрашивайте! — она даже всплеснула руками. — Вы же знаете оптику и много других наук и ремёсел, так догадайтесь сами! Я вам сейчас помогу.

Он и хотел бы отказаться от помощи, но без Аглаи лечь прямо на землю ему было сложно — после одного неудачного эксперимента Гефест хромал, а колени его сгибались совсем плохо. Но вот они расположились на раскалённых солнцем камнях площади. Колесница Гелиоса пылала прямо над их головами. Тени исчезли, в страхе разбежавшись от её жара. И Аглая начала свою историю:

— Атлантида — особая земля. Здесь любая сказка становится реальностью, а реальность — всего лишь сказка. Здесь можно за день встретить всех богов и героев, а за ночь — всех чудовищ. А можно перепутать день с ночью — и всё-таки оказаться правым. Знаете ли вы, кто верховный бог Атлантиды?

— Не думал об этом… Но разве не Зевс, как везде?

— Раньше так и было, — вздохнула Аглая. Но потом… кто-то говорит, что между богами вышел спор, кто-то — что Зевс просто устал… но случилось так, что однажды он бросил слово, а слово бога — нерушимая клятва, что готов уступить корону тому, кто докажет, что может быть царём. А доказать он должен тем, что сумеет управиться с Атлантидой.

Ничего подобного Гефест никогда прежде не слышал, но он вообще не интересовался политикой: её ведь не надо было ковать или полировать, она не преломляла лучи и не давала летать над морем, её нельзя было разобрать и собрать заново… А главное — политика была ужасно ветрена и изменчива. Если ты плавишь медь, она всегда размягчается при одной и той же температуре, а каждая примесь меняет её ковкость, блеск или прочность. Меняет одинаково, что сегодня, что тысячу лет назад. Но политика никогда не давала одного и того же результата. Порой она вообще его не давала или вдруг преподносила сюрприз, когда никто ничего с ней не делал. Потому политикой всегда интересовался Арес. И вот сейчас Гефест пытался уследить за мыслью Аглаи, но никак не мог понять, к чему она ведёт.

— Так кто стал верховным богом?

— Никто.

— Что, совсем? — пришёл в ужас Гефест. — Но почему? И… как же вы живёте?

— Вот так и живём, — улыбнулась она. — Поэтому-то мифы и сказки совсем у нас распоясались, тени подслушивают разговоры, а слова порхают стайками, а то и устраивают настоящие брачные игры. Вчера, скажем, я видела такую странную пару: «адронный коллайдер». Наше слово — такое большое, сильное, хорошо откормленное — лежало на берегу ручья, а второе — я его не узнала, оно какой-то чужой породы, видимо, путешественники занесли — так и липло к нему (1). Представляете, какие у них будут дети? Наверное, и предметов для этих слов ещё не придумано…

— Так почему никто так и не стал вашим богом? — напомнил ей Гефест.

Голова у него и так уже шла кругом от жары и всех этих чудес.

— Ах, это главное! Потому что Зевс решил, что миром нельзя править без… — Аглая на мгновение запнулась, пытаясь подобрать слова и никого не вызвать, — без романтической привязанности. К миру, к жизни, ко всему. Вот он и послал свою дочь Афродиту сюда, в Атлантиду. И приказал скрываться, чтобы только тот, кто действительно знает, что такое… чем-то дорожить и интересоваться — мог её найти. Таково первое испытание и первая причина. А вторая… — и из-за этого я за вас тревожусь — здесь все ужасно любят власть. И не хотят, чтобы она досталась кому-то другому. Строят из себя «маленьких людей», чтобы никто даже не подумал, что они хотят стать царями, а на самом деле только и мечтают, как бы всех подчинить. Вот, скажем, мой отец…

— Он владеет целой таверной, разве это мало? — Гефест по-прежнему не понимал, к чему она клонит, но почти не перебивал: у неё был такой чудесный голосок, и она сказала, что у него всё получится…

Аглая рассмеялась:

— Таверна — мелочь, знали бы вы, сколько от неё убытков! Отец вечно ругается с постояльцами, а постояльцы вечно не платят. А он делает вид, что очень удручён, но ничего не предпринимает. Знаете почему?

Гефест только молча помотал головой.

— Потому что на самом деле он работает на таможне! Он же Океан, мимо него ни один корабль не прошмыгнёт! Он часто говорил, что остров по праву его, что он здесь и так царь и бог. Чуть с Посейдоном не поругался — тот вместе с отцом работает, только уже не в таможне, а в пограничной охране. Да только Афродиту им обоим не сыскать никогда: из моря она вышла, но больше в него никогда не зайдёт… Так вот: вы! — прервала Аглая сама себя. — Вы, вы, вы — самое важное! Вы не боитесь говорить, что хотите построить новый мир. Это опасно. Молчите. Иначе все решат, будто вы стремитесь стать царём. Ох, как вам будет плохо, милый Гефест…

От облегчения он даже рассмеялся:

— Только и всего? Да что они могут мне сделать? Я человек пришлый, к власти не стремлюсь… А впрочем… Почему нет? Я ведь и вправду хочу научить этот мир прогрессу, мои изобретения могут принести огромную пользу. Вдруг у меня получится? Вдруг, я отыщу Афродиту? Я ведь умею любить!

И стоило ему произнести слово «любить», как его речь превратилась в розово-золотые искры и улетела куда-то прочь.

Аглая, увидев это, только вздохнула. Вот так всегда. Сначала она не удержалась, а теперь и он сам. Скоро её госпожа будет здесь. И тогда сердце Гефеста будет разбито. Только Аглая знала, как ненадёжна привязанность Афродиты и как холодна её немилость.

«А ещё я хотела бы его для себя, — подумала Аглая. — Его голос слишком тих, а ведь он говорит о том, что есть этот мир, и каким он может стать. Я бы сделала так, чтобы к его словам прислушивались. Чтобы Мастерство ценили и преклонялись перед ним».

Но полдень уже минул, у предметов появились тени, и в их присутствии Аглая не решалась говорить открыто. Как мало отведено для жизни без притворства и разговоров на чистоту! Всего-то два дня в год по десятку минут за раз (2). Но кое-что она бы сказала в любом случае, даже если бы её слушали все тени мира:

— Будьте осторожны, милый Гефест. Будьте верны себе — и у вас всё получится. Но не доверяйте Аресу. Он хорош в словах, а в наших краях слова часто могущественнее дел.

Она помогала Гефесту подняться и не заметила, как несколько теней — от куста креозота, от магнолии и от старой скамейки — вдруг изменили форму, побледнели и исчезли, словно куда-то ушли.


1) «Адрон» — греческое слово, означает «мощный, сильный, тучный». «Коллайдер» — восходит к латинскому «липнуть», «соединяться»

Вернуться к тексту


2) Точка абсолютного полудня — когда исчезают тени — двигается между тропиком рака и тропиком козерога. Места, где такое явление возможно, как правило, остаются без тени дважды в год.

Вернуться к тексту


Глава опубликована: 17.03.2024

Язык любви

Весь вечер после этого Гефест бродил в розовых садах. Он был как пьяный — от мечты о неизведанном. «Она — сама любовь, сама красота. И, конечно, она не только прекрасна, но и милосердна, — думал он, — ведь красота рождается из математической гармонии частей, а злоба нерациональна и ассиметрична. Конечно, ей понравится моя идея: ведь она сошла в этот мир, чтобы помочь ему стать лучше. Чтобы найти того единственного, что достоин им управлять. А значит, она ещё и мудра».

Так он и размышлял, когда ноздрей его достигло вдруг благоухание, по сравнению с которым розы пахли просто мокрым сеном. Он обернулся — и замер, поражённый.

Между рядами кустов шла женщина. Волосы её были золотыми, как солнце, а одежды — белыми и полупрозрачными, как лепестки роз, что росли вокруг. И сердце замирало от такой красоты.

Она была всё ближе, ближе… её очарование стало почти нестерпимым, как боль. И язык Гефеста вдруг присох к нёбу. Он столько хотел сказать, но не смог вымолвить ни слова, издать ни звука. Он лишь пал ниц перед ней, как жертвенный бык на празднике в честь Посейдона. А она мельком скользнула по нему недоумённым взглядом — и ушла прочь.

Афродита была очень разочарована.


* * *


Чуть позже, когда тени сгустились настолько, что полностью поглотили свет, и только лепестки роз призрачно белели среди густого мрака, а Гефест всё ещё сидел в розовом саду, уронив голову на руки и горько раскаиваясь в своём косноязычии, его нашёл Арес.

— Гефест, дружище, ты ли это? Что приключилось? Кто посмел тебя обидеть?

Его голос звучал обнадёживающе и уверенно, а на последних словах окрасился праведным гневом. Гефест отнял руки от лица.

— Скажи, Арес… ты ведь знаешь, чего хотят другие? Самые разные?

— Ну да. А что?

— А… — Гефест замялся, не зная, как сказать. — Такие… особые другие. Загадочные. Красивые.

Арес расхохотался:

— А, понял! Ты говоришь о женщинах?

Гефест только кивнул.

— В сущности, всё просто. Сначала…


* * *


Улочки Атлантиды вились лабиринтом, утыканным балконами, портиками, лестницами и скверами, как пень — опятами. Но Гефест точно знал, куда идти: стоило представить себе Афродиту — и как будто сразу становилось понятно, каким переулком она могла пройти, каких цветов коснуться и в какую арку свернуть. Можно сказать, Гефеста вела любовь.

Арес же на память не полагался. Вызвавшись сопровождать «лучшего друга», он незаметно ставил на стенах пометки, чтобы суметь потом вернуться. Но Гефест ничего не замечал — он был слишком занят, отыскивая свою суженую.

К груди он прижимал подарок — диадему из пойманных солнечных лучей. Так он хотел выразить, что Афродита — венец каждого дня и лучшее, что может быть под солнцем. Но вот и показался дом, где — как он чувствовал — она должна была жить. Арес отстал, спрятавшись в тени, а Гефест робко позвонил в колокольчик над дверью.

Его впустили. И он, ощущая себя ещё более неуклюжим и нелепым, чем обычно, прошёл в комнату, потупившись и вертя в руках коробочку.

Афродита остановила на нём взгляд своих прекрасные голубых глаз и слегка склонила голову набок:

— Ты… тот странный прохожий. Из розового сада. Верно? — в её глазах зажглись искорки смеха. — Скажешь что-нибудь на этот раз? Или ты немой?

— Я… — он сделал колоссальное усилие, чтобы собраться с мыслями. Даже ворочать тяжёлым молотом было легче. — Я не немой. Просто… от вашей красоты любые слова кажутся грубыми и ненужными.

Она чуть подалась вперёд, то ли заинтересованная, то ли просто любопытствующая. И Гефест, ободрённый, продолжил:

— Я не большой мастер слов. Я больше люблю делать. Мастерить что-нибудь. Создавать. Придумывать…

Она, казалось, снова заскучала — и он оборвал свою речь. Просто протянул ей коробочку:

— Вот. Это я умею лучше.

Афродита вытащила венец — и тот засиял в её руках, отбрасывая солнечные зайчики на стены и потолок. Она замерла на мгновение, зачарованная.

— Я мог бы заново пересоздать целый мир…

— Но зачем? — лениво приподняла она бровь. — Кто сказал вам, что мне это необходимо? Или… Может быть… Кто-то из городских был слишком болтлив? — она нахмурилась и в её голосе зажурчала сталь. — Может, вы стремитесь не ко мне, а… к власти?

Гефест яростно замотал головой. Он и вправду думал об Афродите, как о сложной задаче. Но лишь до тех пор, пока не увидел её своими глазами.

— Но разве самый прекрасный бриллиант не нуждается в самой достойной оправе? — тихо пробормотал он, но она его услышала.

Подошла, взяла его ладони в свои, покрутила, разглядывая так и сяк: будто решая, сумеет ли о выполнить обещанное. И, наконец, ласково поцеловала Гефеста в лоб.

— Наконец-то я нашла того, кто выдержал первое испытание, — прошептала она. — Покажи же, на что ты способен.

И Гефест, обрадованный, со всех ног («будто и не было хромоты!») бросился из дома Афродиты — чтобы создать для неё новое чудо. И только Арес, стоявший в тени за колонной недалеко от окна, а потому всё слышавший, — только Арес беззвучно давился смехом. «Ну, я старался! — думал про себя он. — Но быть таким наивным бараном — значит, добровольно подставляться под удары судьбы. Это же надо — убежать прочь, когда женщина зовёт тебя к себе


* * *


Несколько недель к ряду Гефест присылал Афродите то одну, то другую чудную вещицу. А один раз занедужил. Невероятная случайность, что накануне вечером он пил вино в компании Ареса.

И уж конечно, Арес вызвался доставить Афродите очередной подарок из чисто дружеских побуждений.

Во всяком случае, если бы его кто-то спросил, он бы так и ответил. Он крался по узким улочкам — от отметки до отметки, от крестика до крестика — пока не добрался до дома Афродиты. Иначе он нипочём бы не нашёл его, ведь любви в его сердце было не больше, чем в пригоршне речных камней.

Но он знал нужные слова, а слова в Атлантиде — влиятельнее поступков. И когда Афродита спросила его о Гефесте, Арес лишь рассмеялся:

— Он — моя тень, госпожа. Моя тень и моя воля. Я говорил ему, а он лишь исполнял. Я — идея, что стоит за каждым его поступком, я слово, что прежде всего. Если хочешь, испытай меня — и я скажу тебе каждую речь, что говорил тебе он, но скажу и много других, что ему неведомы!

И Афродита, конечно же, поверила ему.

И сочеталась с ним браком.

И назвала его царём Атлантиды.

Глава опубликована: 17.03.2024

Конец мира

Долго ли облетают листья? Долго ли растут деревья? Долго ли заживает сердце?

Дольше чем жизнь, но быстрее чем миг.

Ведь всё проходит.

И Гефест забыл бы легкомыслие Афродиты. Забыл его, но не поругание своего таланта.

Как часто он вспоминал слова Аглаи: «У тебя всё получится, если ты не изменишь себе». И другие: «Аресу — не доверяй».

Гефест изменил себе — когда делал вместо своих любимых механизмов жалкие побрякушки, когда перестал изобретать новое и хотел лишь, чтобы мгновение замерло…

«Я был наказан, — думал он. — Но и они будут наказаны».

А время шло.

И когда Афродита спросила Ареса, когда же он собирается доказать, что достоин быть не просто верховным богом Атлантиды, но и мира, тот ответил ей:

— Любимая! Владеть достоин тот, кто сам берёт всё, что ему положено. Я завоюю весь мир. Но не для себя, а потому что ты достойна быть царицей не какого-то там острова, а всей ойкумены. Ты — единственная правда. Если кто-то чтит иных богов или любит иные обычаи, если кто-то не знает тебя — он блуждает во мраке. Но я принесу свет. Твой свет.

А время шло.

Арес прибрал к рукам все чертежи Гефеста, все формулы, все изобретения — и с их помощью покорил все земли по ту сторону Геркулесовых столпов. И на знамёнах его была красота и свобода нравов. А кто пойдёт против красоты и свободы?

Разве что тот, кто знает, как равнодушна она бывает, как жестока и фальшива. Кто знает, что ей по душе лишь роскошь, а сострадание — неведомо. Кто знает, что она умеет судить лишь по одёжке. И по словам.

А время шло.

И однажды Афродита заскучала. Обняла Ареса и промурлыкала ему на ухо:

— Что же ты теперь медлишь? Неужели не видишь, что в Афинах ахейцы нас презирают? Или твоё мужество истощилось? Или я больше не вдохновляю тебя на свершения?

Арес нахмурился, но ничего не сказал. Уже давно он повелел заточить Гефеста в темницу, и каждый день грозил ему страшными карами, если тот что-нибудь не придумает. Какое-нибудь новое оружие, что поразит проклятых ахейцев и заставит их считаться с великолепной Атлантидой. Но Гефест каждый день отвечал только одно:

«Лучше казни».

— Дорогая, — наконец, произнёс Арес. — Это всё из-за моей строптивой тени.

— Всего-то? — удивилась она. — А ну, стража! Привести Гефеста сюда. Хотя нет: выведите его на площадь для казней!

«Я знаю, как с ним разговаривать», — шепнула она Аресу. Тот лишь нахмурился сильнее.


* * *


И вот Гефест пришёл.

Афродита встала перед ним, более прекрасная и грозная, чем когда-либо. У многих людей в толпе перехватывало дыхание от восхищения. Кто-то даже падал в обморок.

Рядом с ней Гефест казался особенно хромым и некрасивым, достойным разве что насмешки. И в толпе многие улыбались.

— Тень! — воскликнула она. — Как ты посмел не исполнять приказы твоего хозяина?

— И что же он хочет? — промолвил Гефест и выпрямился в полный рост.

Неужели его голос стал звонче и больше не дрожит, когда он с ней говорит? Или просто показалось?

— Самое разрушительное оружие, способное покарать за спесь и невежество, — холодно отчеканила Афродита.

Гефест чуть склонил голову, словно соглашаясь:

— Я никогда не мог тебе отказать. Да будет по-твоему.

Она вскинула подбородок, довольная произведённым эффектом.

— И когда ты приступишь к делу?

— О… — улыбнулся Гефест. — Мне нет нужды приступать. Твой муж уже создал это оружие. И когда его применят, великое царство будет повержено навеки, получив сполна и за спесь, и за невежество.

Она склонила голову набок:

— Ты говоришь правду?

— А разве я умею лгать, госпожа?

Вдруг он возвысил голос. Так, чтобы его слышал каждый человек на площади:

— В одном из моих чертежей есть ошибка. Роковой просчёт. Если сделать оружие по этим чертежам, оно погубит не других, а вас самих. Но ваш царь, безусловно, сможет найти ошибку… Если, конечно, он главный автор, а я лишь «его тень».

И с этими словами Гефест развернулся и пошёл прочь.

Стражники хотели его задержать — но он знал, как устроены их доспехи, — и они осыпались с них, как листья осенью.

В него летели стрелы, но он проектировал эти арбалеты, а потому болты прямо в полёте вдруг отклонялись в сторону.

Арес кинулся на него с мечом, но и меч этот выковал Гефест, а потому тот рассыпался, не сумев причинить вреда своему создателю.

В душу Афродиты впервые закралось сомнение: а что если она и впрямь выбрала фальшивку вместо подлинной силы? И тогда, собрав всё своё очарование, всю мощь своего голоса, всю красоту своего взгляда, всю чарующую прелесть улыбки, она произнесла лишь одно слово:

— Останься!

И цветы пробились сквозь камни. И пали на колени храбрые воины. И каждая тварь лесная или полевая поспешила ей навстречу.

Только Гефест продолжал идти. Пока не дошёл до края толпы.

Там он протянул руку Аглае — и она приняла её.

И они отправились прочь из Атлантиды, чтобы больше никогда там не появляться.


* * *


А что же сгубило Атлантиду?

Кто-то говорит — ахейцы.

Кто-то — что Атлантида утонула.

(будто бы Океан решил отомстить за то, что не стал царём, — да и открыл все шлюзы и разрушил дамбы… но это ведь лишь слухи, верно?)

Но те, что знают больше, говорят, что погубили её спесь и невежество.

Глава опубликована: 17.03.2024
КОНЕЦ
Фанфик является частью серии - убедитесь, что остальные части вы тоже читали

Конкурсное. Не ГП

Фики с конкурсов по любым фандомам, кроме Гарри Поттера
Ключ (гет)
Снежок (гет)
Нити (джен)
A(maze) (гет)
Игра (гет)
Отключить рекламу

20 комментариев из 25
Анонимный автор
Levana
Спасибо за рекомендацию.
Вы – мой единственный фанат, похоже ;)

А меж тем я прочитала бОльшую часть работ и вернулась как раз к тем, что больше других запомнились и полюбились)
flamarinaавтор
Levana
То есть вы один из тех упорных людей, которые активно читают второй тур, пока простые смертные ещё дочитывают первый?
Уважаю!
Анонимный автор
Levana
То есть вы один из тех упорных людей, которые активно читают второй тур, пока простые смертные ещё дочитывают первый?
Уважаю!

Я коварно не читала первый тур просто) Как-то у меня так сложилось: больше всего внимания 2му туру. Сейчас ГП выложат, пойду в 1й. Я скорее мультифандомщик, чем гпшник. А в ГП потом почитаю что успею на любимые темы.
flamarinaавтор
Levana
Автор бы вас лайкнул. Но пока не может :(
Анонимный автор
Levana
Автор бы вас лайкнул. Но пока не может :(

Понимаю вас) У самой рука порой тянется, где не надо.

Ничего, финиш не за горами, скоро все узнается)
#фидбэк_лиги_фанфикса
Какая завораживающая история! Настоящая сказка-притча. Красивая, легкая, с юмором и глубоким смыслом. И очень в духе Шварца, на мой взгляд. Язык просто потрясающий. Хочется смаковать каждое слово. А персонажи - живые люди, читаешь и прямо перед глазами их видишь. Как будто это не фанфик, а спектакль.
Мое почтение автору. Это было очень хорошо. Имхо, именно ради таких работ стоит затевать конкурсы.
flamarinaавтор
Stasya R
Спасибо за высокую оценку.

Шварц и Андерсен – великие сказочники и мастера притчи, чей талант приоткрыл дверь в сказку взрослым и сохранил ее в сердце каждого от всех ветров.
Если удалось передать атмосферу Шварцевской драматургии, значит, всё удалось и случилось :)
#фидбэк_лиги_фанфикса
Ой, какой здесь чудесный слог... Какая целостная история, так бы и читала... Люблю притчи и сказки со смыслом.
Об истинном и о фальшивом, о том, чем измеряется любовь - словами или поступками, и измеряется ли вообще. О том, чей голос звучит громче: творца или торгаша. О том, где истинная красота: на лице или в сердце. Как же это хорошо, прямо тепло на душе от вашего текста. Все эти чудесные сказочные элементы про тени - это так по-андерсеновски. Вам удалось передать его непревзойденную манеру повествования. Герои - Гефест и Аглая - такие трогательные, Аглая мудра, но голос мудрости всегда тише голоса сердца. Изящная притча, рассказавшая что же на самом деле погубило Атлантиду. Но вообще говоря, спесь и невежество погубили не только Атлантиду.
Очень добрая и мудрая сказка, спасибо автор, вы меня согрели. Могу пожелать только удачи на конкурсе!
flamarinaавтор
Diamaru
Не только Атлантиду, конечно :)
Иначе сказки не становились бы притчами...

Мне очень тепло от ваших слов. Автор счастлив приблизиться к гению Андерсена хотя бы отчасти. И очень рад, что дорогие ему герои полюбились читателю.
Особенно тому, кто так чутко подытожил все мои мысли :)

Удача мне понадобится, как никогда, спасибо!
#фидбэк_лиги_фанфикса

Добрый вечер! Я заболела буквально в тот же день, когда обещала вам прийти, но сегодня в голове относительно ясно, так что попробую снова.
Так начинался мой отзыв три дня назад :) И дальше "попробовать" мысль развить я так и не смогла, потому что сложнее всего написать отзыв на историю, которая понравилась настолько, что тут уже либо трактат на десять страниц пиши, либо короткое "спасибо".
Но попытка номер три!
Внимание: будет много сумбура и спутанных мыслей, потому что мне все еще куда проще сказать: "Спасибо!")
Начну с того, что вы мастер заполнять шапку. Я даже не смогу сказать точно, что именно нас всех в ней так зацепило, но наша команда в первый же день чуть не передралась за право взять на комментарий эту работу. Мне уступили, надеюсь, вы не в обиде :)
Сразу передаю вам привет от сокомандника: он прочитал "Проклятие невежества", и оно очень ему понравилось. Думаю, когда время перестанет поджимать, все мы еще раз пройдемся по полюбившимся историям и скажем что-нибудь хорошее всем. По крайней мере, мне хотелось бы в это верить.
Фандом "Тени" на фанфиксе просила создать именно я, очень уж я люблю пьесы Шварца, так что открывала вашу историю с каким-то почти детским трепетом: моя любимая нулевка!
Правда, меня терзало смутное подозрение, что сейчас смешаются в кучу кони, люди, потому что "Тень", миф про Афродиту, Гефеста и Ареса и Атлантида - коктейль подозрительный.
Но дальше я открыла текст, и вы уже могли мешать все, что захотите, я была готова простить вам все.
Тьма отступала, словно вода при отливе, оставляя в канавках тенистых улиц и лужицах укромных скверов застигнутых утром ночных гуляк.
Потому что канавки улиц и лужицы скверов сработали лучше приворота. У вас такая история, что первым делом обращаешь внимание даже не на то, что написано, а на то, как написано.
Яркие образы. Легкий слог. Обворожительный юмор.
Вы говорите, что в Атлантиде слова обладали великой силой. В вашей истории в словах тоже есть эта сила - потому что тени, скользящие по улицам города, и правда живые.
Что же касается содержания... Я вот сейчас понимаю, как миф про Афродиту, Гефеста и Ареса красиво накладывается на "Тень", и удивляюсь, что сначала была готова вам не поверить. Потому что это ведь просто гениально.
Вы, конечно, расставили героев на заготовленной Шварцем доске.
Гефест - Христиан-Теодор. Арес - Теодор-Христиан. Афродита - Принцесса. Аглая - Аннунциата.
Но это только акценты, какие-то основные черты. Наивный романтизм и цинизм, любовь сочувствующая и любовь жадная. А в остальном - ваши герои другие. И Атлантида не та. В той стране сказки были реальностью, здесь реальность - слова. Ведь они похожи - слова и сказки. И все-таки не одно и то же.
У ваших героев другие мотивы, Атлантида по-другому волшебна, все другое. Но я все пыталась поймать вас на пересказе. Читала и думала: "Но подождите... Ведь это у Шварца - было?"
Но я помню сюжет "Тени" и точно знаю, что не было.
И вот это удивительно. Как, ведя историю совершенно другими путями, другими тропинками, смешивая другие смыслы, вырисовывая другие характеры - вы при этом воссоздали "Тень" Шварца. Не событиями - но самой сказкой.
"Любите, а не воюйте". Я все думаю, какой же чудесный миф выбрали. Ведь во всех его версиях он - о любви. Некрасивый хромой бог, в чьих руках железо поет и превращается в настоящие чудеса. Гефест - мастер. Гефест любит красоту и создает ее - и тянется к тому, чего не имеет сам. Богиня красоты, богиня любви - а что может быть в жизни прекраснее любви? Союз Афродиты и Гефеста в древнегреческих мифах был союзом красоты и мастерства. Такой союз вовсе не обязательно счастливый, и в мифах, в которых этот союз все-таки состоялся, мне всегда было очень жаль Гефеста.
Потому что Афродита в мифах... была способна на любовь. Но не воспринимала любовь отдельно от красоты и не понимала, как от любви можно отказаться. Поэтому и то, что она у вас очаровывается Аресом, вхарактерно (и вканонно, в мифах так и было). И то, что она не сомневается в последнем средстве - и перед ней склоняются даже животные. Что ей могут отказать - для нее просто немыслимо.
Афродита - воплощение красоты и любви одновременно. Для нее это - одно и то же.
Но ведь Гефест-то как раз, единственный уродливый бог, к красоте тянется - но красота и любовь для него лишь желанный союз, а не одно целое...
Вы выбрали ту версию мифа, которую я, признаться честно, уже и забыть успела - где союз состоялся между Гефестом и Аглаей, служанкой Афродиты, одной из трех граций. И она ведь тоже символ красоты. Так что их союз тоже союз красоты и мастерства.
А красота и мастерство - это созидание.
Любовь Гефеста к красоте и правда творит чудеса, скручивает железо в кружево.
А там, где железо поет о любви, нет места войне.
Кстати говоря, если еще точнее - пожалуй, вы за основу взяли именно ту версию, где Гефест женился на Аглае после того, как Афродита изменила ему с Аресом...
Арес у вас здесь циничный, яркий. Как и в "Тени" Шварца, он "ярче" хозяина. Он хитрый, изворотливый, искушенный, обаятельный. И ведь он у вас Арес-бог-войны не только потому, что мечтает о военных походах, военной славе и больше всего жаждет того оружия, что способно уничтожить и стереть что угодно. Он у вас ведь правда бог войны и в отношении к женщине. Вот этот цинизм, это смелое, но низменное "я беру то, что хочу". Что бравые вояки, что молодые офицеры во всяких романах, что зверствующая в разоренных деревнях солдатня - Арес воплощает их всех.
Сильный момент, когда Гефест, окрыленный Афродитой, спешит сковать новое чудо, а Арес смеется над ним: убегать, когда женщина сама зовет к себе!
Сильный потому, что я сама в этом месте усмехнулась, поймала себя на этом же цинизме - и поняла, что Аресу правда раздолье было в Атлантиде, населенной людьми - которым все же куда ближе и понятнее низменное и яркое.
Сильный потому, что я сама себя испугалась.
Сильный потому, что очень настоящая получилась черта, за которой тень отделяется от человека. У вас Гефест ведь с Аресом дружны. Две противоположности, помогающие друг другу советом и делом.
Но Арес - воплощение людей силы. Такие говорят на языке силы - и крест на дружбе ставится тогда, когда они признают в друге не чудака со своими странностями, а слабого. В этот момент Гефест теряет его уважение. А тех, кого не уважают, Аресам не грех и растоптать.
Показать полностью
(продолжение)

Но ведь если пойти еще дальше и вернуться к тому, что, пока Гефест с Аресом были на одной стороне, им обоим было легче...
Любопытный парадокс. В начале вашей истории именно Гефест говорит, что хочет изменить мир. Говорит про прогресс. Я тогда еще удивилась: прогресс ведь, как известно, штука жестокая. Одной мечты недостаточно - нужна готовность идти на жертвы и сделки с совестью.
Но ведь так и получается. Гефест - мечтатель и творец. Арес же готов предоставить ему средство для достижения желаемого - Арес делец, он знает, как вести дела, как договариваться с властью, как продавать подороже и получать больше возможностей для исполнения цели. Гефест - думает. Арес - исполняет. И оба они не совсем довольны друг другом, подходом друг друга к жизни, но именно в этой комбинации они добиваются своего.
И смена хозяина и тени в вашей истории - это ведь смена мыслителя и исполнителя.
И в чем самая ирония..
Не способен разве Гефест - исполнять? Кузнец, мастер. Способен. Но ему противны методы, без которых, насколько бы талантлив ты ни был, высоко не подняться. А снизу одному мастеру мир не изменить.
Не способен разве Арес - мыслить? Способен. Он хитрее, приспособленнее к жизни, лучше знает, как в мире вертеться. Но в нем нет этой искры любви к своему делу и к мечте. Нет того, что позволило бы оторваться от земли, подняться и что-то изменить. И желания изменять - нет.
Гефест-исполнитель - мастер, обреченный на безвестность.
Арес-мыслитель - амбиции без мечты.
Атлантиде, конечно же, нужен был царь. Но Гефест и Арес отдельно друг от друга неполноценны. Гефесту быть царем не хватит жесткости хватки и - на самом-то деле - желания. Он не знает, как устроен мир. Аресу не хватит любви - потому что Арес не знает, зачем мир менять.
Концовка просто прекрасная. Очень шварцовская. Потому что Атлантида - страна, в которой слова сильнее и реальнее поступков. И, может быть, именно поэтому в году есть лишь два десятка минут, когда разговоры не могут быть подслушаны тенями - которые все равно что живые слова, потому что вы, дорогой автор, словами сделали их живыми.
И именно поэтому хозяин тени в Атлантиде, как было и в "Тени", слабее тени. Тень - это слово. А в Атлантиде слово - это сила.
И именно поэтому Атлантиду все-таки губит поступок.
Тень ничто без хозяина, слово - ничто без дела, а потрясание железом - всего лишь тщеславие, пустое бахвальство, пустые мертвые слова, смешные мертвые слова - пока нет умения их воплотить.
Я уже выше писала, что пока Гефест с Аресом оставались друзьями, все у них ладилось.
Гефест сам по себе не яркий и звезд с неба не достанет - не потому что не сможет, но потому что не захочет.
Но Арес же без Гефеста... не то чтобы не существует вовсе. Но он жалок.
Амбиции без умения. Высокомерие без знания. Жажда славы без таланта. Красота слова без любви. Спесь и невежество. Наверное, именно это и есть истинная бездарность.
Как бездарны осыпающиеся, как листья, доспехи. Как бездарны выпускающие стрелы мимо арбалеты.
Как бездарны - в руках тех, кто не любит, не умеет, не знает. Кто не скручивал сам железные листы и не вырезал наконечники.
Гефест - знает. И доспехи, и арбалеты. Гефест любит - как создатель. В его руках они могли бы быть силой, но он-то как раз и не хочет их применять.
И как же красиво и иронично! Изменить мир все-таки Гефест и Арес могли только вместе. И они ведь его меняют: стирают Атлантиду с карты.
Атлантиду погубили спесь и невежество...
Знаете, остался в этой истории один момент, который мне не совсем понятен. Ведь имя Аглаи, специально даже вынесенное в сноски, переводится в том числе и как "спесь". Случайно ли?
Неведомы зверюшки прекрасны. "Адронный коллайдер" должна выделить особо. На его описание я задумчиво пялилась секунд десять, наверное. "Адронный коллайдер" - в Атлантиде? Тучное существо? Липкое существо? Ну, то есть тучное и липкое слова? Потом я все-таки перешла по сноскам. И же на них пялилась секунд десять, потому что... ну... это же гениально! Латынь и греческий, два слова-существа (которые выглядят именно так, как им сказано), вместе образующие то чудовище, которое в Атлантиде как раз быть не должно ни при каком раскладе. Безобразие! И правда, жираф и антилопа...
За сноски, к слову, отдельное спасибо. Я сноски люблю, у вас они все смысловые, важные - и они вписаны в текст! То есть переходя по сноске, ты видишь не отрывок из энциклопедии, а еще один кусочек повествования. Обожаю.
Спасибо вам за это волшебство, дорогой автор.
За сказку о любви к женщине, к своему делу и к жизни, мастерстве и мечте, созидании и разрушении. О словах и поступках. О сказках и правде. О знании без силы и силе без знания.
Знаете, я не люблю притчи в чистом виде. В них слишком видно желание научить и наставить.
Я не люблю чистые сказки, в которых магия - не средство, а смысл.
Я люблю хорошие сказки - те, которые все-таки притчи.
Поэтому Андерсен (а ведь именно он автор оригинальной "Тени") и Шварц для меня самые настоящие мастера и волшебники.
И ваша сказка - хорошая. А еще - настоящий спектакль в прозе.
Спасибо вам.
Как с самого начала и хотела сказать - спасибо.
Показать полностью
flamarinaавтор
Viara species
Спасибо :) :) :)

Нет, серьёзно: а что ещё сказать на такой фантастический... нет, не отзыв – а диалог с моей скромной сказкой?

Вадим Шеффнер говаривал, что настоящая фантастика всегда не о космических кораблях и пришельцах, а о людях. О том, что в них есть человеческого, а не фантастического. И это человеческое, освобождаясь от оков документальности, раскрывается ярче, чем в реализме.
А если нет, то и писать не стоит...

Поэтому если сказка не притча, то она и не сказка, а так – перечисление "эффектов хромакея".
Ну, я так считаю, по крайней мере ;)

Сохранить атмосферу Андерсена и Шварца было моей мечтой. А не испортить такой оригинал – почти невыполнимо...
Но автор рискнул. Сначала сочинил, а уже позже, когда нажал кнопку "отправить", – задумался на что замахнулся. И если вы говорите, что получилось, значит... значит, получилось!

P.S. кто-то в угадайке думает, что автор – вы. Что тоже очень лестно :)
#фидбэк_лиги_фанфикса

Пока читала, была полна разных эмоций и разных мыслей. Изначально это был восторг от образов и необычности трактовок действительной реальности, которая не какая-то фэнтезийная, а как бы всё-таки наша с вами.
Потом прониклась сюжетом: стало интересно, что же такое всё-таки случится с Гефестом, ведь определённо точно что-то должно будет пойти не так. Потом заплутала в теориях и предположениях относительно заложенной в текст философии: что же всё-таки хочет сказать автор? В какой-то момент мысль даже скатилась к банальному, мол, так вот же: война во имя любви, благими намерениями и т.д. - прописные истины, не раз описанные в литературе.
В конце понравилась сцена с Гефестом, где он уходил, а на него не действовало ни одно оружие, ведь он его создатель.
И заход на то, что Арес не сможет разобраться с ошибкой в чертежах - тоже хороший, достойный смыслов.
А вот конец, на мой взгляд, всё-таки слит безбожно( Ну... какое невежество?, когда здесь смыслов многим, многим больше. Конец меня расстроил. Он как бы открытый, но открытый конец, на мой взгляд, притче не подходит. А "невежество" - не вывод. На мой взгляд, опять же.
Автору спасибо, как минимум первые три части мне понравились очень.
Показать полностью
flamarinaавтор
cor
Как и всё остальное – это лишь слухи. Ибо никто не знает, что случилось с Атлантидой на самом деле :)

Но это и не важно, потому что настоящий финал – это уход Гефеста. После этого... какая разница?

Ну... какое невежество?

"Невежество выражается в стремлениях и действиях человека, не знающего или игнорирующего суть, что, как правило, приводит к утрате первоначального, подлинного смысла его стремлений. Стремления и действия, так или иначе направленные на поиск и изучение сути, не являются невежеством"

Подмена сути "подделкой", дела – видимостью, идеи – "тенью". Утрата смысла.
В этой истории очень много полезных советов. О том, что настоящая любовь не может быть создана искусственно, о том, что к советам надо прислушиваться. И не делать вид, что ты умен и талантлив, если ты не таков - рано или поздно сядешь в лужу. Арес не только сам сел, но и весь свой мир туда же окунул. А тот, кто следует мудрым советам, живет долго и счастливо. Хорошая сказка-притча - не скажу, что совсем добрая, потому что Атлантиду и всех ее жителей очень жаль.
flamarinaавтор
Мурkа
"Сесть в лужу"... какой точный и жестокий каламбур. Практически журналистский.

Гефест сделал, что смог: во всеуслышание предупредил жителей, стоя на центральной площади.
Жаль их, конечно, очень жаль... но вот так сложилось.
Я просто хочу сказать вам "спасибо" лично ❤️
кто-то в угадайке думает, что автор – вы. Что тоже очень лестно :)
Мне - правда очень лестно.
flamarinaавтор
Viara species
Пожалуйста =)
Лично.
У нас в команде был целый конкурс, кому писать фидбэк на вашу работу :)). Многие хотели, решили доверить это дело Viara species 💐
Но это не значит, что я не оставлю вам свой личный фидбэк. Я очень люблю Гефеста, и всегда сильно сопереживала его боли от измены Афродиты. Его судьбе сброшенного ребенком с Олимпа, хромота ведь дело рук Геры. Афродита всегда казалось эдакой... блондинкой в современном понимании. А вы вот просто все раны мои детские залечили. Спасибо вам за Гефеста и за Аглаю. И что он проявил себя не только как великий гений, оказался способен разглядеть не только внешнюю красоту и призрачную мечту, но и сделает счастливой замечательную достойную женщину.
А вот этот момент, когда с Гефестом ничего не могут сделать люди Ареса, потому что пользуются его изобретениями -- вообще эпик! Перечитываю в который раз -- просто душа поет. Спасибо вам огромное!❤️‍🔥💐💐💐
flamarinaавтор
Zemi
С оружием это даже нечаянно получилось. Я не планировала, "само сочинилось".

Гефест тоже всегда был моим любимым героем, и мне безумно хотелось, чтобы у него всё сложилось хорошо. По справедливости.
Поэтому я была рада узнать тот вариант легенды, где он женился на Аглае...
А дальше... дальше это всё Шварц =)
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх