Подкидыш От Daylis Dervent Биоколледж | От Анна Наварр Слишком тихо | От Дианезька Дедуктив | От Lira Sirin Вороника на крыльце | От Грин |
7 лет на сайте
28 марта 2024 |
|
1000 рекомендаций
17 мая 2023 |
|
6 лет на сайте
28 марта 2023 |
|
5 лет на сайте
28 марта 2022 |
|
4 года на сайте
28 марта 2021 |
Lasse Maja
13 апреля 2021
Коллекции загружаются
Если составлять список книг, обязательных к прочтению для тех, кто в целом интересуется литературой или хочет "стать писателем", и для тех, кто жаждет проявить себя на поле боя художественной критики, то в него обязательно должна войти "Автор и герой в эстетическом творчестве" Михаила Бахтина. Это такой кладезь лайфхаков по созданию новых миров, интересных персонажей, художественному творчеству в целом и анализу художественного произведения, что лучше знать заранее, чем сначала лично погулять по этим граблям)) Автор довольно подробно описывает как не вляпаться в мэри-сью, почему перед ответственным автором не стоит проблема убийства персонажа и как выжить в большом творческом проекте. С примерами из истории искусства и эстетики.
Минусы: кажется, М. Бахтин принципиально вненаходим обыденной лексике, пусть даже и своей эпохи. Текст сравнительно небольшой, подробный, насыщенный и поэтичный, но это не нонфикшн, это научная литература. В том смысле, что читать без подготовки, без знания, хотя бы поверхностного, философской терминологии, кмк будет трудно. Но оно того стоит ::) #книги #читательское #писательское #критека #фанфикшн 8 Показать 10 комментариев |
Lasse Maja
7 ноября 2019
Коллекции загружаются
К вопросу об аналитике, статьях и обзорах)) Как-то раз мамуля спросила, с сомнение вертя в руках "Маятник Фуко" с моей прикроватной тумбочки:
- Что, хорошая книга? - Обалденная вообще! - взмахнув рукой с нескрываемым восторгом воскликнула я. - Начинаешь читать - и через пару страниц отключаешься намертво! *_* - Книги, вообще-то, немного НЕ ТАК оценивают. - с непередаваемым ехидством ответствовала она, возвращая "кирпич" Эко на тумбочку. Я не фанат т.н. рационального мышления, но всевозможные "размышления об оценке фанфиков" в частности и литературных текстов в целом на сайте в последнее время - это реально местами какая-то фантасмагория абсурда и пятьдесят оттенков деградации. А ведь вся проблема при анализе легко раскладывается на ряд очень простых вопросов. Чем отличается оценка текста/фильма/торта/чего угодно от примитивного нравится/не нравится? Оценка всегда выставляется по заранее известным критериям. Что такое критерий? Это внятно выразимая в общепонятной форме количественная характеристика достижения определенного, тоже заранее известного качественного состояния. Существует много критериев оценки художественного текста - примерно столько же, сколько можно выделить оценимых параметров этих самых текстов. Понятно, не каждый текст вообще должен любыми параметрами обладать, поэтому критерии оценки применимы не к каждому тексту. Например, оценивать мини-форматы с т.з. тщательности выписанных пейзажей/персонажей/технологий, в принципе, можно, но не нужно. Далее - подборка первых пришедших на ум параметров оценки художественного текста, для примера. 1.Соответствие жанру. Один из самых очевидных параметров. Т.е. под шапкой, обещающей читателю лыр, должен быть лыр и т.п. И очень не в пользу как текста, так и автора говорит неспособность правильно указать жанр. Ведь для этого не нужно даже мять полет ткскзть творческого гения, можно же сначала писать, потом указывать жанр какой получился. Так нет же.. Хуже всего с детективом и хоррором, кмк, но возможно, это мне так печально не везет. Критерий оценки: соответствие текста общепринятым параметрам казанного жанра. 2.Персонажи. Очень, я б даже сказав ОЧЕНЬ крепко на качество художественного текста влияет качество прописывания персонажей. Ни один самый чумовой сюжет не сработает без узнаваемых "в лицо" персонажей. Такова психология восприятия в среднем, мы даже в облаках и пене морской стремимся распознавать чьи-то лица/морды, хоть знакомые силуэты. Если персонажи прописаны слабо, плохо отличаются друг от друга, не обладают явно различимой манерой речи, характером, хорошо запоминающимися или "говорящими" именами, поведением - файл можно закрывать. Соответственно оценка выставляется по степени детализации и характерности персонажей. За 100 баллов, как эталон, я предложила бы "Поттериану" Дж.К. Роулинг)) 3.Ритм. Хороший ритм - залог успеха чего угодно. К сожалению, творцы художественных текстов редко это осознают. Может, потому что слова в голове идут сплошным непрерывным потоком, хз. В общем, сколь-нибудь длинный художественный текст, если автор не добивается того чтобы читатель "закипел", заскучал и т.п., должен быть ритмически организован. Может быть чередованием экшна и лирических отступлений. Может, день за днем, как дневник. Может, перепадами настроения: юмор-драма, страсть-апатия и т.п. Критерии для длинных текстов: постоянный, ровный ритм, постепенно ускоряющийся к финалу - "отлично", неровный ритм, отсутствие динамики ритма, подчеркивающей развязку и кульминацию - "хорошо", неровный ритм, с длинными кусками диалогов или однообразных описаний/размышлений - "трояк", отсутствие ритма - "неуд", длинный текст без ритмической организации, не разбитый на главы по смыслу - "полное днище". 4.Правописание. Орфография и грамматика в основном. Тут, кстати, немало фиалок, помнится мне, протестующих против всяких оценок их гениального творчества как неоценимого по умолчанию, но готовых за правописание клавиатуру обломать о собеседника. Думаю это как-то связано с тем, что в средней школе не особенно учат думать и формировать качественную оценку, зато на правописание натаскивают довольно жестко. Критерии оценки: точно как в контрольной по русскому. 5.Заклепки. Не обязательно именно заклепки как заклепки в значении маниакальной точности описания, но в целом истории, автор которых ни уха ни рыла не шарит в описываемой профессии/местности/увлечении оставляют неприятное, тягостное ощущение не только у профессионалов или людей лично побывавших; такие косяки неприятно напоминают эффекты, наблюдаемые при когнитивных расстройствах - а это одно из самых тягостных и долгоиграющий впечатлений, которое можно словить в общении с другими людьми. Из забавного в этом плане вспоминается замечательно атмосферный фик Два-два-один Браво Бейкер (Two Two One Bravo Baker), в котором персонажи не раз устраиваются на привал обнаженными в афганской глубинке. Те кто вживе бывал на природе хоть в постсоветской Средней Азии, я думаю, на этих сценах вместе со мной начинали машинально додумывать как эти раздолбаи лечат простуженные почки и прочие органы, вытрясают поутру скорпионов из различных мест... Критерии оценки: кол-во косяков по матчасти. 6.Логика. Перефразируя Толкиена, легко придумать зеленое солнце, сложнее - тот мир, в котором это будет логично. В любой игре о правилах договариваются "на берегу", а менять что-нибудь "на ходу" или умалчивать с самого начала - жульничество и чистой воды авторская недобросовестность. Это не значит, что в первых строках должен быть список условий этой AU, нет, некоторые факты просто тянут с собой другие как следствия, но все обозначенное на "старте" должно работать до самого финала. При оценке по этому критерию оценивается способность автора продумать и удерживать в сознании созданный мир. Эталон, наверное, то же самое "Средиземье". Критерий для оценки: кол-во внезапных роялей и прочих богов-из-машин. 7.Сюжет. Комплектный сюжет сам решает множество задач создания художественного текста, некомплектный создает неприятное впечатление увечного. Казалось бы, все понятно? Да, НО. Есть тексты-мутанты, созданные альтернативным талантом великих писателей, ну хз например того же Джойса, Орхана Памука, Лу Эрленда, Эльфриды Элинек. Чорт знает что где в плотном галюциногенном потоке сознания "Лучшей страны в мире", но ведь складывается же - полный комплект сюжета с экспозицией, острым конфликтом, развязкой и кульминацией. Мистека, чо там. Тем не менее, критерий оценки для текста крупнее виньетки: комплектность элементов сюжета. 8.Эффективность словоупотребления. Не то чтобы самая важная часть истории, зато как работает! %)) Не одна и не две истории остались в веках разобранными на цитаты благодаря одному только эффективному словоупотреблению. Хороший словарный запас автора, умение пользоваться метафорами, профессиональной терминологией и строить из этих слов гладкие, не перегруженные предложения - то с чего на самом деле начинается автор художественной литературы, а не с апупенной идеи. Этого-то добра везде до чертовой бабушки. Критерий для оценки: количество эффектных пассажей, ярких метафор, шуток, точных формулировок и запоминающихся выражений и т.п. 9.Атмосферность. Цель художественного текста - увести читателя в мир авторского замысла, стало быть, художественный текст должен передавать читателю атмосферу того места/ситуации/организации, в которой происходят события, и это может быть нечто совершенно не связанное с жанром как таковым или событиями сюжета. Это просто та "почва", за которую может зацепиться воображение чтоб читатель мог чувствовать себя вовлеченным по самое некуда. Так события детективного расследования, например, могут складываться на полярной станции, на жутком морозе, с потусторонними зарницами в черном небе и голодающими белыми медведями во тьме. Или в шумном Нью-Йорке, жарком, суетливом, полном пронырливых разноцветных таксистов, чумовых граффити, классового неравенства и всякой другой наркомании. Понятно, в общем, что. Критерий для оценки: количество ненавязчиво вписанных атмосферных деталек. 10. Законченность. Тут все ясно, если сюжетный конфликт разрешается, так или иначе, все получают что кому причитается - ок, история завершена. Иногда, кстати, вполне очевидным образом незаконченные работы имеют настолько внятно законченный характер, что даже не читая всего текста целиком понятно, что история реально додуманная и завершенная по сути своей, только, ска, недописанная. Кассиус Уоррингтон, например, Ересь. КЗ. Критерий для оценки: наличие логичного в той или иной мере финала, есть/нет. И т.д. Обязательно ли объективные и субъективные критерии оценки текста совпадают? Не обязательно, даже редко. Объективно "Преступление и наказание" - гениальный роман, но я в любой вечер трудового дня лучше порно-фичок от автора из подписки прочту, от реала отвлечься, моск отключить и т.п. Почему субъективные классификации чего-либо в духе нравится-очень нравится-нравится-очень-очень абсолютно бессмысленны? Потому что любая классификация - это инструмент, познания, коммуникации и т.д. Классификация, основанная на субъективной оценке - инструмент, который нельзя использовать. Потому что он ни к чему не подходит, даже к тому, для чего вы его создавали некоторое время назад (потому что субъективные переживания довольно сильно меняются с течением времени, изменением гормонального фона, жизненным опытом и т.д.). Для пущей наглядности: представьте себе, что создали прекрасный язык из звуков, которые вам исключительно нравятся. Только вас никто не понимает и вы сами не можете на нем говорить потому что сезон простуд. Стоит ли отказываться от критериев и оценок текста, раз они редко или почти всегда не совпадают с субъективными ощущениями? А стоит удалять глаза каждый раз, когда субъективно не устраивает то, что они вокруг видят? Применимы ли к фанфикшну критерии оценки художественного текста? Безусловно да. Если только фанфик не написан как текст технический. Если кто такое найдет - киньте ссыль)) Зачем вообще нужна объективная оценка фикла если можно просто выставить в поиске любимый кинк и дрочить до кровавых мозолей? Компетентные специалисты в разных областях изучения человека единодушно утверждают, что читать объективно хорошую литературу (также пить хороший алкоголь, а не боярышник, кушать качественную пищу вместо доширака и т.п.) крепко способствует долголетию, улучшению когнитивных способностей и улучшению качества жизни. Т.е. наверное от (еще одной!) пары порнофанфиков мозги сильнее не сквасятся, но и рисковать с деградацией тоже смысла не особенно много. Оценка фикла, в т.ч. незнакомых авторов как навык набивается буквально за несколько штук и совершенствуется с каждым следующим прочтенным фиком, а времени занимает - не больше, чем то, что тратится на чтение само по себе. В общем, игра стоит свеч, ящитаю ::) ЗЫ: "Маятник Фуко" мамуля таки прочитала, и согласилась, что книга очень хорошая - но печальная. Таки что есть - то есть... #фанфики #фанфикшн #критека #размышлизмы Свернуть сообщение - Показать полностью
20 Показать 20 комментариев из 24 |
Lasse Maja
24 января 2019
Коллекции загружаются
По следам срача)) С т.з. фидбека как способности поддерживать обратную связь с читателем авторов которых я читаю на фанфиксе можно подразделить примерно так:
- Тень автора. Когда-то, годы назад, автор опубликовал свои тексты здесь и последние лет пять не появлялся, или появляется с периодичностью раз в полгода с неизвестной целью. Отвечать на комментарии нужным не считает по любой причине. И это бОльшая часть того, что я обычно читаю. - Мимимивтор. Автор находится в том дивном состоянии сознаньица, в котором все должно быть красивенько, ну вы знаете х_х Зафрендит вас за лавки-чмавки-мимишечки, но стоит написать что-то в другом стиле - невозможно угадать, не поймет или обидится. Если обидится - мстить будет со всей злопамятностью отвергнутой любовницы. Угадать предпочтительный стиль мимимишности тоже сложно. Кто-то ждет чмавок, кто-то разговора "как у нас на раёне", всякое бывает. - Воспитанный автор. На самом деле он публиковался только для того чтобы получить медальку/чтобы прочла подружка из Сыктывкара/старинный приятель в Кишиневе/чтобы поржать с бетой/гаммой. Но вам он тоже ответит: "Спасибо, ваш каммент очень ценен для нас" - на ЛЮБОЙ ваш вопрос, ответ, комментарий и вообще очень аккуратно даст почувствовать как глубоко под слоем дерна видит вас всех, засоряющих эфир своими никому ненужными камментами х_х)) - Истеричка. ЗАЧЕМ БЫЛО ЧИТАТЬ, ЕСЛИ НЕ НРАВИТСЯ?!! ВЫ ПРОСТО НЕНАВИДИТЕ МЕНЯ, НЕНАВИДИТЕ, ВСЕ!!! Ну вы знаете этот фееричный тип)) Прочитал и не похвалил - считай обокрал. Сказал что-то не так - изнасиловал. Намекнул на ошибку - все равно что убил с особой жестокостью, труп расчленил и еще пару раз надругался. Понятия не имею, откуда этот детский сад вылезает, но лезет часто и всегда на один и тот же манер. - Трепетный гений. Автор вчера научился набирать текст аж двумя пальцами и правильно расставлять заглавные буквы, ПРЕОДОЛЕЛ стеснительность чтобы щедро поделиться плодами творческого гения с простыми смертными, а они, редиски, не понимают(( Так будьте вы прокляты, черви, копошащиеся в отбросах, *кровь* сопли гения на вашей совести! (с) Занавес. От типовой истерички иногда отличается полом, но чаще тем, что типовая истеричка, несмотря на ПМС, продолжает публиковаться, а трепетный гений может, обидевшись, завязать. - Гений нетрепетный)) Он уже осчастливил вас, убогих и бесталанных, бессмертным шыдевром, и теперь почивает на мысленных лаврах - благодарите, автор будет иметь в виду)) Или не будет. Разговаривать с вами автор точно не нанимался. - Автор, сделанный своей свитой. Автор вроде бы адекватный человек, которого окружает плотная корка преданных читателей, беты-гаммы-соавтора и т.д., которые в любой момент дня и ночи готовы послать вас в путешествие любой дальности за любой вопрос, цитату, замечание, вообще за что угодно отличное от восторженного писка. Некоторые поклонники продолжают писать гневные письма в личку спустя месяцы после злополучного каммента, многие мстительно вносят в скрыт и ЧС))) - Разборчивый автор. Отвечает в основном старинным френдам, новым читателям - через раз, под настроение, тем кто чем-то не угодил пишет либо "Спс", либо в духе "Вас тут только не хватало!" Некоторые таким образом палятся на конкурсах. - Оракул. Этот автор глаголет истину в последней инстанции о том кто с кем в каких позах спал в любом каноне, ТТХ любой аццкой машины, методы хиромантии, перспективы развития Вселенной на миллиард-другой лет вперед и непрерывно на связи с Высшим Разумом. Любой "WTF? О_о" в камментах порождает более или менее веселый и познавательный, потенциально бесконечный срач, потому что носитель истинного знания неспособен остановиться пока не вдолбит его в собеседника хоть мытьем, хоть катаньем. Оракул при этом, как правило, вежлив и контактен, просто немного в другой реальности. - АВТОРИТЕТный автор. Вот буквально пару-тройку лет назад был какой вменяемый человек и приятный собеседник, но вчера набрал вторую тысячу преданных френдов и что-то где-то перемкнуло. Хвалите в лицо и заочно, кидайте бабло автору на расчетные счета, копите и заказывайте подарочный фик в бархатном переплете, и вообще кому ̶ч̶е̶л̶о̶б̶и̶т̶н̶у̶ю̶ каммент, смерд, без поклона пишешь?? Спирвадобейся, червь. - Фикрайтер, который сделяль. Отличается только тем, что первое время по привычке требует от окружающих той же безусловной похвалы и поддержки независимо от результата, что чуть ранее от мамы. И горько обижается, не найдя в читателях ничего материнского. Иногда публично. Иногда это проходит. - Гиперактивный автор. Их, правда, немного, но они эээ я не знаю в чем они, но надеюсь, им комфортно х_х) Это выглядит так: пишете каммент, автор с энтузиазмом отвечает, завязывается диалог, но вот обеденный перерыв подошел к концу, закрываете окно, открываете вечером - а там уже простыня-две-три гневной отповеди за столь вопиющее пренебрежение драгоценным авторским вниманием. Вы читаете, подбираете челюсть, в следующий раз много думаете прежде чем что-то кому-то писать. - Интерактивный автор. Менее десятка из тех, кого я регулярно читаю и еще пятерых просто знаю и читаю от случая к случаю - это авторы, которые не только печалятся о мифическом большом фидбеке, но и способны вести этот диалог, т.е. реально осуществлять обратную связь с читателем: ответить на вопрос, прояснить что имел в виду вон тот третий перс в пятом ряду, чем черт не шутит, исправить очепятку, рассказать о творческих планах, посоветовать что-то от себя и не обидеться на совет и т.п. В общем, разговаривать со своим читателем. Есть еще единичные, но производящие впечатление реакции когда автор вдруг ни с того ни с сего заводит спор о португальском кинематографе или требует пересказать краткое содержание фика)) Отсутствие фидбека в этом паноптикуме, ящитаю, абсолютно нормальная ситуация и естественное положение вещей. Наоборот наличие многочисленных комментариев означает, с большой вероятностью, что автор (один из авторов?) или редкостный тролль, или огромной отзывчивости человек, создавший удивительно душевную атмосферу в комментариях, причем не только с личным фанклубом. Все остальные, сетующие на плохой фидбек, у кого нет ни сил, ни времени, ни желания вести диалог с многоликим читателем по-моему просто требуют поклонения *_* #фидбек #фанфикшн #всем_пох #критека)) Свернуть сообщение - Показать полностью
32 Показать 20 комментариев из 70 |