Хорошая девочка Лида От Pio XIII Белые лилии и резная шпилька | От Наиля Баннаева |
5 рекомендаций
5 декабря 2024 |
|
4 года на сайте
18 февраля 2024 |
|
15 произведений
8 декабря 2023 |
|
10 000 просмотров
9 мая 2023 |
|
3 года на сайте
18 февраля 2023 |
Scaverius
17 июня 2020
Коллекции загружаются
#политота #идеология #политический_анализ #ликбез #классический_либерализм #много_букв
Да, это снова я с анализом идеологии. Начало тут - https://fanfics.me/message457325 (поэтому в тексте будут номера без названий, названия раньше указал). Сегодня мы применим изложенные там критерии к такой идеологии как классический либерализм. Оговорюсь, что отличаю эту идеологию от консервативного либерализма (хотя он возник одновременно и даже чуть раньше классического). Начать я решил с либеральных идеологий. Для них всех будет характерны одни и те же идеи-ценности, похожие понятия и отношение к обществу, государству и личности. Итак: 1.. Идеями ценностями для классического либерализма являются Свобода и Частная Собственность. В разных комбинациях эти идеи-ценности будут существовать в рамках любого либерального течения. 2.. Идеи - понятия классического либерализма - это естественное состояние, естественные права, общественный договор, разделение властей, правовое государство и проч. Центральные понятия -это - естественное состояние (состояние человека до объединения в общество и государство) и общественный договор (то, что по мысли классических либералов соединило людей в общество). 3.. Основатели либерализма были философы английского, французского и немецкого Просвещения - Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, И. Кант. Практически все они разделяли философские идеалы Просвещения - рационализм, свободомыслие, отграничение светской сферы общества от церковной, призыв к общественным реформам. Как таковой единой философии у классического либерализма не было, скорее они стояли где-то между критической философией, рационализмом и эмпиризмом. 4.. Теория классического либерализма опиралась на наивные представления о врожденной природе человека (они были лишены историч. подтверждения). Метод его - это в основном рациональный метод абстрактного изучения (от общего к частному). Критерием истины был а в основном сама теория, которая выстраивалась от аксиом к рациональным выводам через логику. С другой стороны либерализм опирался на научные теории в экономике, которые были основаны на наблюдении за практикой торговой жизни буржуазии. 5. Степень когерентности - высокая, корневая идеология. Классич. либерализму не предшествовала напрямую ни другая идеология, ни их комбинация (только правовые теории договора и то с натяжкой). 6.. Историко-культурной базой либерализма является рост городов в рамках феодализма и появление "буржуа" или свободного зажиточного горожанина как массового культурного типа, "среднего слоя", другой основой - революционные антимонархические движения в Англии, Франции, США, третьей - Реформация, обосновавшая необходимость отделения государства от общества. Социальной базой либерализма была буржуазия как "молодой класс", также интеллигенция и новая бюрократия республиканских (конституционно-монархических) государств. 7.. Личность в либерализме - это суверенный индивид, наделенный негативной свободой от уз корпоративных привязанностей и связанный законом и подчинением общественному договору. Личность по мнению либерала рациональна, самодостаточна и стремится по природе к общему благу, хотя "страсти" и мешают ей. Личность обладает с рождения врожденными (естественными) правами - на жизнь, свободу, частную собственность, мир и безопасность и защиту своих прав. Поэтому подчиняется она обществу только следуя разуму. Идеал личности - это счастливый и свободный от деспотии тиранов и феодалов индивид. При этом личность моральна (мораль не отрицалась и даже подчеркивалась). 8.. Общество в кл. либерализме - это социальная реальность, которая порождает личность. Условия существования, общественное мнение - все это выражается в том, что личность tabula rasa ("чистая доска"), на которой пишет общество. Поэтому, чтобы общество стало справедливым, нужны реформы (или революции). Классические либералы ограничивали изменение личности "изнутри" общественным договором. Над личностью они ставили законы общества, мораль долга и государство. Общество (и государство) образуется в результате договора разумных людей, осознавших естественные права и отказавшихся от их части ради безопасности и защиты. 9.. Государство в либерализме - это "ночной дозорный" (night watchman), призванный защищать собственность "имущих граждан" от разбоя и воров. Либералы признавали государство с разделением властей - в этом смысле им подходила как конституционная монархия, так и республика (большая часть склонялись к республике). Власть понималась как правовое организующее начало общества, установленное законом (власть не законная не имеет силы, деспот не смеет претендовать на силу закона). 10 Собственность - в приоритете частная, экономика - только рыночная. Большинство классических либералов считали, что собственность возникла благодаря труду индивида (трудовая теория Дж. Локка). Рыночная экономика по мнению либералов - это инструмент баланса между спросом населения и предложением капитала. В либеральной экономической теории акцент был всегда смещен с производства товара на особенности его распределения на рынке товаров. Государственная собственность либералами признавалась, но она должна подчинятся закону и исключать злоупотребления со стороны частных лиц (ну и функционировать в рамках рыночной экономики). 11.. К религии кл. либерализм относился как к частному делу личности. Либерал мог исповедовать какую угодно религию (в рамках в основном веры в Бога или агностицизма, иное считалось дикостью). При этом либерализм четко отделял общество от религиозной сферы и большинство либералов были против конфессий, которые претендовали на вмешательство в социальность (например, католичество, да и ортодоксальное Православие, чего уж там). Антиклерикализм либерализма как учения ощущался как связь с философами-деистами, такими как Вольтер ("раздавите гадину") и проч. 12. К истории либералы относились как к источнику моральных поучений,в основном "какими быть не надо", т.к. они отрицали феодализм и вместе с ним "темное средневековье", которое рисовалось как скопище суеверий, ужасов и господства тиранов и клерикалов. Извлекать из истории научные выводы - кл. либерализм от этого был далек, его интересы были в настоящем, где происходил его видимый триумф. Идеалом будущего устройства для либералов был конфедеративный союз свободных республик (И. Кант), которые должны следить за тем, чтобы в соседних государствах не было тиранов, а если тираны появляются - это повод для того, чтобы вторгнуться в государство и свергнуть тирана (пока он не начал войну с тобой). В общем, Европа должна была стать либеральной, свободной от пут корпоративно-сословных ограничений, богатой, счастливой и желательно, республиканской. Итог: классический либерализм существовал и развивался в ХIX в., но в ХХ веке две мировые войны и кризис капитализма 1929 года положили конец его существованию. Дальше уже наступила эпоха социального либерализма и неолиберализма - учений-эпигонов. Ну вот так, как-то (если кратко). А вы что думаете? Свернуть сообщение - Показать полностью
1 |