Scaverius
8 мая 2023
Коллекции загружаются
#обзоры_дилетанта #русская классика #Пушкин #Евгений_Онегин #поэма_о_лишнем_человеке
Итак, сегодня я представлю обзор на произведение Александра Сергеевича Пушкина, а конкретнее на его поэма "Евгений Онегин". Вообще Пушкин создал четыре на мой взгляд гениальных произведения. Гений не всегда создаёт гениальное, иногда это просто талантливое, иногда "очень талантливое". Но эти четыре гениальных произведения я разберу. Первым я взял его поэму "Евгений Онегин", позже будет "Капитанская дочка", далее "Борис Годунов" и наконец "Сказка о золотом петушке". В общем, гений Пушкина был так разнообразен, что он создал одно гениальное повествование о лишнем человеке и о потерянном поколении ("Евгений Онегин"), одно о взрослении человека и о русском бунте ("Капитанская дочка"), одно об отношении царя к народу и народа к царю ("Борис Годунов")(, и одно произведение о людской гордыне и "игре престолов" ("Сказка о золотом петушке"). И всё это, заметим. в разных жанрах (поэма, повесть, трагедия и сказка-притча) Да, можно сюда еще добавить "Медного всадника", но там всё слишком на поверхности и слишком прозрачная метафора, аналогия между государством и всадником. Некоторые воспринимают "Медного всадника" как своеобразное послесловие к "Евгению Онегину". Если Грибоедов создает себе маску из Чацкого, чтобы выразить свои идеи, то Пушкин создаёт своего злого двойника в Онегине, те черты, которые он в себе возненавидел, отверг и отбросил ("Я это потому пишу,\\Что уж давно я не грешу."). Перед нами поэма, но как она опять похожа поначалу на едкую и острую сатиру. В лице Онегина ("о неге", "нежащийся", "нежный") перед нами предстаёт повеса и донжуан. Еще ничто не предвещает его превращения в лишнего человека. Пока что он человек пустой, умеющий не быть, а казаться. Для света Онегин "умён и очень мил", но в реальности: "Имел он счастливый талант Без принужденья в разговоре Коснуться до всего слегка, С ученым видом знатока Хранить молчанье в важном споре" (А.С.Пушкин "Евгений Онегин") Здесь та же тема с людьми-манекенами, но теперь наш взгляд не скользит по ним инвективой Чацкого, а автор помещает нас внутри такого человека-манекена, котому нравится обольщать других из скуки и ради похоти. но Онегин - это абсолютный нарцисс, упоённый собой, не ведающий настоящей любви. Постепенно Онегин замыкается в себе, знакомясь... с автором. Да-да, Онегин знакомится с автором (это есть в поэме) и от этого он перестаёт вращаться в свете. Ему всё скучно и тошно. Пушкин замечает полуиронически: "Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей;" Но это ключ к эволюции Онегина. Он начал уставать от собственной пустоты, он начал задыхаться в ней, его гордыня стала расти. В этот момент в его жизни появляется Ленский. Ленский - это Чацкий, но с более романтичной и возвышенной душой. Ленский - это облагороженный лишний человек, не лишний другим, но скорее чуждый им, не вступающий в антагонизм с другими, но гибнущий от них (Чацкий слишком горд и самодоволен, чтобы погибнуть). Поэтому Пушкин делает его жертвой. Потом перед нами появляется еще одна героиня - Татьяна и её семья. Мы видим, что семья Татьяны отличается от мертвых "пустых" людей света. Во-первых, эта семья набожна, во-вторых, мать Татьяны сама пережила увлечение романтизмом и вышла замуж не по любви, то есть развивалась душевно и нашла покой в размеренной, сельской жизни. Столкновение героев, объяснение Татьяны, ответ Онегина, всё это логично. Онегин, который уже несколько отошёл от бессмысленной жизни донжуана и ищет нового смысла в жизни, тем не менее не готов принять признание Татьяны. Онегин кажется искренним. Ему самому тошно и скучно от всего и он, обманывавший себя столько раз, а также считающий себя умудренным человеком, выше остальных, отвергает её любовь. Так может показаться читателю, если невнимательно прочитать то, что сам автор пишет об этом ниже: "Я только в скобках замечаю, Что нет презренной клеветы, На чердаке вралем рожденной И светской чернью ободренной, Что нет нелепицы такой, Ни эпиграммы площадной, Которой бы ваш друг с улыбкой, В кругу порядочных людей, Без всякой злобы и затей, Не повторил стократ ошибкой; А впрочем, он за вас горой: Он вас так любит... как родной!" (Пушкин "Евгений Онегин") Далее идёт сцена в которой Татьяна видит сон, где Онегин предстаёт перед ней как князь ада. Отсюда мы понимаем, что презрение и затаенная насмешка - вот что было у Онегина в душе, когда он читал "отповедь" героине. Онегин всё еще мыслит себя царём Вселенной, он всё еще тот же нарцисс. Это показывает и случай с Ленским. Апогеем становится момент, когда Онегин убивает Ленского на дуэли. В этот момент пустой человек перерождается в злодея. Онегин понимает, что ему нет места среди людей. Неправы те, кто считает, что первым душевные муки преступника в литературе изобразил Достоевский. Нет, их описал Пушкин. "Им овладело беспокойство, Охота к перемене мест (Весьма мучительное свойство, Немногих добровольный крест). Оставил он свое селенье, Лесов и нив уединенье, Где окровавленная тень Ему являлась каждый день," В этот момент, момент убийства друга Онегин и превращается окончательно в "лишнего" человека - он возвращается в свет уже сломленным. Он бежит и бессознательно ищет искупления. Встречает Татьяну и влюбляется в неё. И Татьяна его отвергает. Он остается один - без друзей, без семьи, без увлечений. Перед ним - только широко разверстая могила. Кстати, в этом смысле сюжет "Преступления и наказания" чем-то внешне повторяет "Евгения Онегина" (в смысле романтической линии). Вот только там герои не объясняются друг другу до преступления Раскольникова и там Соня его не отвергает, а спасает, а да и сам Раскольников осознаёт свою вину. Итак, о чём эта поэма, почему она гениальна? Да потому, что в ней как всегда есть несколько "планов" сюжета, несколько повествований. Прямое повествование, поверхностный сюжет говорит нам о том, что вот был пустой человек, обманывал и обольщал людей, убил своего друга и сам был обманут и обольщен собой. Как говорится - "злодей наказан, награда нашла героя". Второй сюжет более сложный. Это - судьба лишнего человека, но ставшего лишним не из-за того, что он противопоставил себя другим (как Чацкий) или бросал обществу вызов (как будет делать Печорин у Лермонтова), а потому, что он разрушил себя самого. Разрушил пустой жизнью, разрушил собственной гордыней, неверием в других людей. Онегин в Ленском убивает по сути самую суть молодости. Ленский - это тот, кем Онегин мог бы стать. Ленский - это явный будущий декабрист, поклонник Канта и романтик. В Ленском угадывается даже молодой Достоевский (не Гоголь). И Онегин убивает своего друга, при этом не желая ему смерти, по глупой привычке. И потом он жаждет искупления в любви, но не находит взаимности. Она - не для убийцы. Третья сюжетная линия самая сложная. Она про любовь людей "в мире света". Пушкин подчеркивает, что любовь - это редкая птица в мире аристократов-дворян. Он дает два образа - фальшивый романтизм "светской любви", которая есть не что иное как просто животная похоть и мертвящий обычай "деревенской нелюбви", которая есть просто купля-продажа людей родственниками "чтобы повыгоднее". Личность не участвует в семье и браке, Таинство брака, данное свыше, может лишь смягчить отсутствие любви, но дать любовь людям не может. Мы это видим на примере родителей Татьяны, они не любили, но покорились привычке ("замена счастию она") опростились и стали обычными помещиками, заполнили всю жизнь бытом и верой. Неплохая замена, кстати. Онегин её лишен совершенно. Европейская мода выветрила в нём корни и убила веру (если она вообще там была), а пустая и праздная жизнь лишила его морали. В итоге, поэма предстаёт как повесть о трёх жертвах поддельной любви. Онегин - это жертва "любви-похоти", стращной, уродливой, развращающей души "фальшивой страсти". Она страшна тем ,что если бы Онегин просто, пардон "сношался" на оргиях-вечеринках как молодой современный подросток из развитой страны, то греха было бы нём меньше. Но он внушал "любовь" другим, постоянно совершал символическое надругательство над образом истинной любви. Другой жертвой перед нами выступает Ленский. Ленский - это жертва "возвышенно-романтической любви", которая приводит его к дуэли из-за пустяка и к преждевременной гибели. Ленский - это "невольник чести", именно в образе Ленского Пушкин предсказал собственную гибель. Интересно, видел ли автор пустоту на этом пути или соблазнялся Ленским до конца. Но это ведь тоже не любовь, это "идеальный образ", "семя" любви, из которого может появится вообще всё, что угодно. И третий вид - это "купля-продажа", "у нас товар у вас купец", русский народный древний обычай "я другому отдана, и буду век ему верна". Татьяна понимает любовь как моральный долг, как её мать. В этом смысле она стала Ленским в конце поэмы. Она осуществляет загробную месть Онегину и произносит приговор. По сути дела её устами говорит и Россия, страна. "Ты мне не нужен, такой, какой ты есть, пустой человек - поди вон, стань лишним". Трагедия Онегина в том, что он стал лишним по собственной воле, но и пути к искуплению не видны. Он мог бы преобразиться в любви к Татьяне, скажете вы. Но это ведь снова стать соблазнителем и обольстителем, впасть в первую ловушку. Разрушить брак и семью, пусть и формальную. Татьяна это видит, Онегин же - нет. Вот так Пушкин выносит приговор целому поколению аристократов "вы убили любовь и народный дух говорит вам - подите прочь", прогоняет их как Татьяна - Евгения Онегина. Сатира, злая сатира на пустую, лишенную смысла и цели жизнь светской аристократии, именно аристократии, а не интеллигенции, её, интеллигенции, ещё как таковой нет в полном смысле этого слова. Это приговор, который будет исполнен русской историей потом. А над Пушкиным его исполнит Э. Дантес. Ведь Пушкин тоже вел пустую, развратную жизнь в своё время. Впрочем, умер поэт полностью примеренный с Богом и людьми и только царь Николай I Павлович гневался на поэта после смертии за нарушенное слово (Пушкин ему дал слово дворянина не вступать в дуэли, прежде не оповестив царя). Так что можно сказать, что Пушкин тут предвидел и участь русских аристократов и предсказал свою смерть. "Высший пилотаж", куда же больше, скажете вы. А вот не скажите, можно и больше. Можно предсказать исторический путь развития всего мира на столетие вперёд (когда дойдём до Достоевского я попытаюсь этот тезис обосновать". Вот как-то так. Свернуть сообщение - Показать полностью
14 Показать 4 комментария |