↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Временно не работает,
как войти читайте здесь!
Картинки ссылками
До даты

Все новые сообщения

#кино #клуб_киноразбора #Cквозь_снег #Snowpiercer #скрытый_смысл_фильма #пересказ_сюжета #спойлеры

Добрый вечер! Сегодня на разборе у нас фильм южнокорейского режиссера Пон Чжун Хо "Сквозь снег" (2013), производства республики Южная Корея. Дословно Snowpiercer можно перевести как "Пронзающий снег", "Пронзающий снег насквозь".

Краткий пересказ сюжета

В 2014 году учёные запустили процесс, призванный остановить глобальное потепление на Земле, распылив в атмосфере химикат CW-7, но процесс вышел из-под контроля, и в итоге наступил Ледниковый период. Спустя семнадцать лет мир скован льдом и снегом, и всё это время по кругосветной железной дороге без остановки мчится длинный экспресс, запущенный в дни катастрофы железнодорожным магнатом Уилфордом. На этом поезде нашли убежище около двух или трёх тысяч людей. В поезде пассажиры поделены на социальные страты: ближе к локомотиву едут бывшие сильные мира или те, кому когда-то повезло. Они хорошо обеспечены, у них хорошая еда, обслуживание и развлечения, в хвостовых же вагонах едут бедняки, которые питаются лишь протеиновыми пластинами, производимыми из насекомых.

Время от времени в поезде происходили восстания, но всякий раз их топили в крови солдаты Уилфорда и члены поездной бригады. Однако бедняки не сдаются. Старик Гиллиам и молодой мужчина Кёртис, анализируя поведение и разговоры работников поездной бригады, приходят к выводу, что солдаты растратили свои боеприпасы в ходе подавления предыдущих восстаний и ходят с незаряженным оружием. Вскоре происходит событие, ставшее причиной очередного восстания: из первых вагонов приходит помощница начальника поезда и забирает с собой нескольких маленьких детей. Отец одного из них, пытаясь помешать, запускает помощнице в голову своим ботинком. За это солдаты хватают мужчину и вытаскивают его руку в специальное отверстие наружу поезда. Рука превращается в подобие сосульки, и её демонстративно разбивают молотом. При следующей раздаче еды Кёртис провоцирует одного из солдат выстрелить в себя, даже нажимает за него на спусковой крючок, но выстрела не следует, так как карабин не заряжен, и это даёт сигнал к началу бунта.

Глава восстания Кёртис получает информацию от неизвестного доброжелателя через красные записки в железных капсулах, спрятанных в еде. В одной из записок содержится имя специалиста по безопасности Намгун Мин Су, которого держат в тюрьме и который может открыть любую дверь поезда. Под руководством Кёртиса бунтовщики идут в сторону локомотива, чтобы освободить Намгун Мин Су и захватить Двигатель. Добравшись до тюремного отсека, они освобождают корейца-наркомана Намгун Мин Су (Сон Кан Хо) и его дочь Йону. Намгун помогает бунтовщикам открывать двери в следующие вагоны в обмен на кронол — шарообразную взрывчатую массу типа пластилина, которая ещё и действует как наркотик.

Изначально восстание идёт с успехом, бунтовщикам даже удаётся взять в плен одну из важных начальниц на поезде Мейсон. Однако после школьного вагона удача отворачивается от них. Оказывается, что на поезде по-прежнему есть огнестрельное оружие. Посланные Уилфордом полицейские, вооружённые автоматами, пробиваются в хвостовой отсек, а Кёртис решает продолжать движение вперёд. До головы локомотива добираются лишь трое: Кёртис, Намгун Мин Су и его дочь.

Намгун Мин Су предлагает Кёртису не открывать дверь в частный отсек Уилфорда, а взорвать с помощью кронола дверь, ведущую на улицу. Он объясняет Кёртису, что холод постепенно отступает. Так как поезд ходит по кругу, он раз в год проезжает мимо места падения пассажирского самолёта. Намгун всегда следил за ним и замечал, что снега на обломках становится всё меньше. Он вместе с дочерью хочет выпрыгнуть из поезда, поэтому собирал кронол, чтобы сделать из него взрывчатку.

В это время дверь в локомотив открывается, и перед Кёртисом предстаёт вооружённая помощница Уилфорда, которая приглашает Кёртиса поужинать с главой поезда. Тот рассказывает Кёртису о том, как на самом деле устроена жизнь в поезде. Оказывается, все восстания на поезде были спланированы им и Гиллиамом, который был его другом — им нужно было, чтобы бедняки и богачи поезда иногда убивали друг друга, чтобы избежать перенаселения поезда и сохранить исходный баланс. Красные записки Кёртису также посылал сам Уилфорд, изначально казавшийся тайным доброжелателем.

Кёртис оказался первым из всех бунтовщиков, кому удалось добраться до головного вагона. Уилфорд предлагает Кёртису стать партнёром в руководстве поездом после гибели Гиллиама (а в перспективе — и своим будущим преемником). Кёртис фактически поддаётся на уговоры Уилфорда, понимая скудность перспектив, в это время Намгун с дочерью приделывают бомбу на боковую дверь, и Йона бежит к Кёртису за последней спичкой, чтобы поджечь бомбу. Кёртис отказывается отдать ей спичку, подавленный открывшейся правдой и внезапным предложением, и та, пользуясь своим даром ясновидения, открывает ему глаза на то, что в главных устройствах поезда сидят маленькие дети, чем выводит его из оцепенения, а Уилфорд пытается объяснить, что некоторые детали поезда уже слишком изношены, так что работу механизмов приходится выполнять детям. Кёртис не даёт ему договорить и, отправив его в нокаут, вытаскивает из моторного отсека Тимми — сына Тани, уведённого перед бунтом. Затем он отдаёт последнюю спичку Йоне, которая в итоге и поджигает бомбу.

Из-за технической неполадки двери в отсеках не закрываются, и Намгун с Кёртисом прикрывают своими телами Йону с Тимми от взрыва. Поезд в этот момент следует через горы, прогремевший взрыв вызывает мощную лавину, которая, обрушившись на состав, сбрасывает его с путей. Йона и Тимми выбираются из локомотива и недалеко от места крушения видят идущего через горы белого медведя, что свидетельствует о существовании жизни за пределами поезда.

Скрытый смысл фильма

Вариант №1 (метасюжетный). "Вставай, проклятьем заклеймённый...!"

В первой интерпретации фильм представляет собой не антиутопию, а развернутую метафору, описывающую современный мир. Поезд - это мир (кстати, в самом фильме это неоднократно утверждается, например - химикат CW, может быть вполне расшифрован как аббревиатура "Сlosed World - "Закрытый мир"), а люди, живущие в нём - это разные социальные классы. В рамках фильма разворачивается социальная трагедия. Революция угнетенных оказывается спланированной и осуществлённой угнетателями, "всё предопределено" как говорит Уилфорд Кёртису. Задачи восстаний и революций в мире победившего капитализма - это сокращение популяции населения, пока бедняки убивают защитников порядка, а те убивают бедняков, мир избегает перенаселения. Одновременно контролирующие нарратив Уилфорд и Гиллиан внушают подрастающему поколению богачей, что революции и восстания - это часть хаоса и безумия. Мир за пределами поезда - это метафора будущего. А будущего там буквально нет. Люди, вышедшие из поезда описываются Уилфордом и его пропагандистами как полные безумцы, страдающие манией самоубийства маньяки, ведь холод убивает. Конец фильма пессимистичен, революционеры мечтают захватить "священный двигатель", то есть встать самим во главе поезда и только случайное вмешательство повстанцев "безумцев" приводит к разрушению поезда и переходу людей в будущее. Это будущее описывается как мир скудости, неудобств, холода и хаоса, в котором есть жизнь, но почти всё человечество погибло. Вывод фильма неутешителен, чтобы "разрушить двигатель" или капитализм нужно, чтобы человечество истребило себя и тогда немногие безумцы (не революционеры и не защитники порядка) построяет новый мир. Метафора кронола, наркотика, расширяющего сознание - это метафора времени. Не зря нюхающие кронол способны видеть будущее. Мир спасут не желающие его изменить в рамках существующего порядка и не те, кто покорно ждут милостей от капиталистов, а безумцы и сумасшедшие, которые случайно отыщут тропу к страшному будущему.

Вариант №2. (метасюжетно-сюжетный) Неумолимая поступь прогресса или назад к природе.

Второй вариант является отчасти подвариантом первого. В нём правда поезд является не метафорой мира, а метафорой мира машин, индустриального прогресса, который постоянно движется вперёд, но на самом деле идёт по кругу. И властители и угнетенные зависят от прогресса, который пожирает детей как Молох. Само имя "Уилфорд" намекает нам на зашифрованное внутри слова "Will" ("воля") и "Ford" (фамилия основателя компании, изобретшей конвеерное производство), то есть буквально "воля Форда". Революционеры со своими "красными письмами" или "красными посланиями" являются послушными марионетками капитализма именно потому, что хотят сохранить индустриальную машину на радость ей. Но машина всё равно будет питаться жизнями детей. Единственный выход - возвращение к природному хаосу, возвращение обратно из мира машин и механизмов к миру природы, отказ от благ цивилизации, анархо-примитивизм, где люди будут свободными и равными. Именно это благо несут провидцы-луддиты, нанюхавшиеся наркотиков, потому что как ни парадоксально, но именно наркотики и человеческие иллюзии и мечты - это единственное, что осталось в техномире похожего на мир природы, это то единственное, что может вывести человечества из замкнутого круга поклонения "богу машин" или двигателю машинной цивилизации.
Подвариантом этой интерпретации я бы назвал сюжетный вариант, в котором поезд - это и есть на самом деле жуткая антиутопия "техножрецов" и "техномира". Уилфорд лишь считает, что управляет "священным двигателем", на самом деле "священный двигатель" управляет Уилфордом, т.к. мы видим, что один из охранников - это киборг, на которого не действуют пули. Реальный Уилфорд давно мёртв, а тот, кто говорит с Кёртисом в конце и кто отправлял письма, не Уилфорд, а лишь живая говорящая маска Искусственного Интеллекта или Священного Двигателя. Искусственный Интеллект, правящий обесчеловеченным миром, где люди вынуждены пожирать себя, чтобы выжить, мог бы легко обеспечить человечество всем необходимым, но не хочет этого. Ему скучно и он развлекается, натравливая людей друг на друга. Поэтому в фильме и звучит постоянным лейтмотивом "всё предопределено", т.к. машинный разум Священного Двигателя не человечен, не может оперировать неопределенностями.
Итак, в этой интерпретации либо весь мир обречен на порабощение Искусственным Интеллектом, враждебным человечеству, либо мы уже рабы машин, т.к. построили бесчеловечную машинную цивилизацию, а выход один - возвращение к природе и хаосу безмашинного существования.

Вариант №3 (метасюжетный) "Бесчеловечность кармы или Великое Колесо Сансары".

Этот вариант вообще представляет собой плод достаточно суровых и долгих размышлений. На него меня навели следующие вещи - наличие в фильме "пророков" (Гиллиан, Йона), поклонение людей "Священному Двигателю", круговое вращение поезда, предопределенность социальных ролей и позиций и странная фраза о том, что "мост Екатерины - это переход из мира живых в мир мертвых", которую произносит один из персонажей (кстати, напрочь, забыл кто это, но возможно Уилфорд). Итак, поезд в данной интерпретации - это колесо Сансары, колесо перерождений. Он вечно идёт по кругу и не может остановиться, как колесо. Уилфорд - это трансцедентный Бог-Абсолют данного мира Сансары, проявление великого Брахмана, причем он одновременно и Брама- созидающий аспект Брахмана и Вишну - сохраняющий/управляющий миром аспект Брахмана. Роль Шивы или разрушающего аспекта Брахмана играет Гиллиан. Над Абсолютом стоит всемогущая карма - закон причин и следствий, которая воплощена в Священном Двигателе. Карма бесчеловечна и неумолимо пожирает людей и даже дети становятся частью её механизма. "Всё предопределено" - говорит нам Уилфорд. И всё действительно предопределенр, но есть способ, позволяющий выйти из колеса и уничтожить его. При этом кто-то захочет покинуть поезд, а кто-то нет. Надо выйти и навсегда застыть в мире белого безмолвия, прекратить своё существование в мире сансары и слиться к Абсолютом (или миром вне поезда). Напоминаю, что чистое сознание Брахмана в брахманизме находится вне его аспектов, аспекты же существуют в мире сна, иллюзии. Разбив иллюзию, герои фильма попадают в неумолимое и сжигающее их белое пространство, где нет жизни и индивидуальности. Они встречают только медведя, который смотрит на них, видимо этот медведь и есть то, как они воспримут смерть, пришедшую за ними. Но эта смерть даёт надежду, т.к. в брахманизме смерть в виде выхода из сансары - это высшее благо и слияние с Абсолютом - это высшая награда. В общем, Намгун и Йона - это йоги-освободители, поклоняющиеся Шиве (Гиллиану) и приближающие конец кали-юги, последней эпохи великого Сна Брахмана. Шива-Гиллиан в конце погибает, что и символизирует конец мира иллюзий.

Вариант №4 (метасюжетный) Люди в поисках своей судьбы. Психология человека

В этом варианте поезд - это просто метафора жизни и судьбы человека в меняющемся мире. Каждый в мире выбирает свой путь. Намгун и Йона - хотят уйти за пределы мира, исчезнуть и погибнуть, т.к. их не устраивает творящееся в мире зло. Кёртис хочет победить зло и страдание в мире, но неумолимо гибнет. Гибнет и Уилфорд, который мечтает заковать весь мир в предопределенные законы. Кто-то, как дети в фильме - работает внутри "двигателя" этого мира, как обыватель крутится как белка в колесе, кто-то голодает, кто-то сидит в тюрьме, а кто-то роскошествует. Это всё судьбы и пути людей, отражающие их характеры. В данной интерпретации из поезда нет выхода, только смерть всего человечества. Жить останутся медведи и другие животные, а человек в своей жажде победить судьбу только истребит сам себя. Фильм в данной интерпретации - это печальное напоминание о пороках человека ,которые всех нас могут погубить, если мы не начнём договариваться друг с другом.

Как-то так.
Свернуть сообщение
-
Показать полностью
Показать 4 комментария

ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть