(санскр. काम Kāma — «любовь», «чувственное влечение»)
Вахана — попугай.
Атрибут —
Эпитет — Ананга ("без частей (тела)"), Камадева.
В ведийскую эпоху Кама еще не носит того конкретного образа, в котором является позднее. В космогоническом философском гимне Ригведы Кама, то есть желание, проявившееся в первородном Едином, предшествовавшем видимому миру, является связью между бытием и небытием. Еще в ведийском периоде Кама иногда называется высшим из богов, первородным, отождествляется с богом Агни или восседает с Агни и Индрой на одной колеснице. В то же время в заклинательных гимнах Кама является иногда и как божество чувственной любви, каким он известен в легендах и поэтических произведениях классического периода индийской литературы.
По брахманическим легендам, Кама был сыном бога Вишну от Лакшми. По одному сказанию, он развился в сердце верховного бога Брахмы и вышел из него сначала в виде прекрасной девушки, в которую сам Брахма влюбился.
Обычное представление индийцев придает Каме вид прекрасного юноши, вооруженного луком и пятью стрелами, откуда и его эпитет пятистрельный. Лук Камы — из цветов, тетива — из пчел. Каждая стрела, попадая в сердца людей, вызывает различные последствия любовного чувства. Иногда Кама изображается окруженным нимфами (апсарами), из которых одна несет его знамя — рыбу на красном поле.
Легенды рассказывают, что однажды Кама покусился пустить стрелу в сердце бога Шивы, чтобы привлечь его к Парвати, но разгневанный бог превратил Каму в пепел. Впоследствии, смиловавшись над ним, он позволил его душе возродиться в теле Прадьюмна, сына Кришны от Рукмини.
Культ Камы тесно связан в Индии с культом бога Вишну и был широко распространен в средние века. Празднество Камы, совпадающее с празднеством весны (vasanta), составляет любимую тему драматической поэзии.
Узнать больше (ссылка на внешнюю энциклопедию)