![]() |
Iгуанiвна рекомендует!
|
Добротное повествование со старыми книгами и странными существами, с загадкой и с долей иронии. Очень располагает расслабиться, будто в тени у ручья после долгой дороги... главное только - не попасться в чьи-то неизвестные цепкие руки)
10 октября 2018
2 |
![]() |
Maryn рекомендует!
|
Прекрасная, как летний полдень, и таинственная, словно сумерки, история, которая хоть и не откроет до конца все свои секреты, но, несомненно, очарует и увлечет своей красотой, атмосферностью, интригующим сюжетом и чудесным слогом автора. Очень рекомендую!
|
![]() |
WMR рекомендует!
|
Какую замечательную историю рассказал нам здесь Автор! Пропитанную чарующим запахом старых книг, пронизанную манящим шепотом неведомого. Нашлось тут место и остроумной стилизации, с которой был воссоздан язык старинных произведений, и тонкой психологичности, с которой был обрисован портрет главного героя.
Это действительно очень хороший рассказ. Рекомендую! |
![]() |
Belkinaавтор
|
П_Пашкевич
Показать полностью
Ага, у Шекспира эльфы - заимствование, но он дал им путевку в жизнь... то есть в большую литературу. :) Не он один: у Гете, кажется, тоже есть эльфы, у английских и немецких романтиков. И в русскую литературу само слово проникло задолго до Толкина и стало вполне общеупотребительным. Поэтому и авторы фэнтези им пользуются, не стесняясь. Энты, по словам самого Толкина, тоже были придуманы под влиянием Шекспира - "Пока Бирнамский лес не выйдет в бой на Дунсинанский холм..." Но тут, как и с хоббитами, он, наверное, вдохновлялся несколькими источниками. Когда у человека такие познания в истории и филологии, он, должно быть, и сам не всегда может сказать, откуда конкретно пришел тот или иной образ. :) А вот с Вием все как-то сложно. Вообще похожий персонаж вроде бы упоминается в русских и украинских сказках (хотя и под другим именем, но по описанию его можно узнать). И возможно, Гоголь прямо оттуда его и позаимствовал, украинцев он точно знал лучше, чем кельтов (с последними, подозреваю, вообще вряд ли был знаком). В научной литературе Вия вроде бы считают наследием скифов, но не знаю, насколько обоснованно, это зыбкая почва. И Балор при этом действительно очень на него похож! И правда, почему бы вам этим не воспользоваться? :) Получится очень забавная перекличка. Смертоносный взгляд сам по себе - дело обычное, но тут и детали совпадают! 1 |
![]() |
|
По поводу Вия: нашел вот здесь: http://www.domgogolya.ru/science/researches/1208/ (привожу конец статьи).
Показать полностью
Помимо иранских и балтийских, едва ли не самым поразительным открытием оказались кельтские параллели, впервые замеченные еще Н. Ф. Сумцовым.45 При этом можно считать надежно установленным, что Гоголь ничего об этих кельских сюжетах знать не мог.46 Вяч. Вс. Иванов показал кельтские аналогии к Вию по признаку деформации органа зрения, но не считал их общими с древнеиранскими. В саге островных кельтов «Битва при Мойтуре» говорится о великане Балоре по кличке «Дурной глаз», которому веко поднимали на поле боя четверо воинов колом, гладкой палкой, древками копий или особым крюком, и он истреблял вражеское войско своим смертоносным взглядом.47 У валлийских кельтов Балору соответствует великан Испаддаден Пенкавр, которому веки поднимали вилами. Совпадение орудия — вил — в древневаллийском тексте и в восточнославянских сказках и преданиях не может быть случайным, этим удостоверяется подлинность прототипа сказки.48 Приведенные аналогии дают в итоге кельто-славяно-балто-иранскую параллель. Это демон смерти (часто великан) с деформированным органом зрения и с магическим (смертоносным или всевидящим) взглядом, связанный с железом и с неким железным орудием (чаще всего вилами). Он отличается еще особой головой: она железная (у Вия), огромная, как котел или горшок, и скованная железными обручами (у литовского бога ветра), огромная, как сито (у смерти), отрубленная, но живая (у украинского Буньо), пробитая, но живая (у валлийского Испаддадена), деформирующаяся так, что глаз перемещается на затылок (у кельтского Балора), с двумя лицами (у древнепрусского идола бога ветра) либо же голов несколько (трех-, семи- или девятиголовые вайюги у осетин). У этого демона есть мифологические персонажи сходной «породы» в других индоевропейских традициях: древнегреческие киклопы и горгона Медуза, римский Гораций Коклес, германский Вотан, индийский Шива.49 Однако возводить родство этих персонажей к индоевропейскому уровню, как делал Абаев, вряд ли правомерно. Скорее следует согласиться с точкой зрения Василькова, что распространение мотива Вия, Вейаса, Вайу произошло благодаря соседству разных народов — предположительно между 2 в. до н.э. и 4-5 в. н.э., когда славян окружали с юга иранцы, на севере с ними соседствовали балты и на юго-западе примыкали кельты.50 1 |
![]() |
Belkinaавтор
|
П_Пашкевич
О, интересно, спасибо! Хотя трудно сделать вот так сходу определенный вывод, надо вникать в аргументацию. Но, по крайней мере, состояние дел в научном сообществе проясняется. :) 1 |
![]() |
Belkinaавтор
|
WMR
Цитата сообщения WMR от 27.07.2019 в 20:14 Кстати, а Ваши "существа из леса" во время своего житья в уральских подземельях не назывались ли случайно "чудью белоглазой"? )) Не назывались, потому что к тому времени уже стали в принципе неназываемыми, но да, параллель прослеживается. :) Малорослый автохтонный народец, который то ли вымер полностью, то ли остатки его хорошенько спрятались. И ацаны, и чудь... и другие. Укрылись в богатых подземных палатах, И след их сокровищ навеки исчез... В котлах его варили и пили всей семьей Малютки-медовары в пещерах под землей... Архетипический, так сказать, сюжет, многих авторов занимал. :) 1 |
![]() |
Belkinaавтор
|
П_Пашкевич
Да, и сиды конечно же! Поэтому мы и про них вспомнили в связи с рассказом, хотя кельтов тут нет. Но сам мотив... А у Толкина это, с одной стороны, эльфы, а с другой - хоббиты. Которых когда-то было много, а теперь то ли не осталось, то ли хорошо прячутся. Наверняка можно еще вспомнить примеры. Даже в позднейшем фольклоре уральских горных рабочих припоминаю такие сюжеты, былички про встречи с вот этими самыми... только сходу не найду, нет этих книг под рукой. Очень притягательный образ, на разных уровнях работает. 2 |
![]() |
|
Belkina
Хм... Интересно, а вот Хозяйка Медной Горы, Малахитница, Бабка Синюшка, они сами по себе или представительницы какого-то сокрытого народа? |
![]() |
Belkinaавтор
|
П_Пашкевич
Насколько я понимаю, вот они сами по себе. И в значительной степени литературные персонажи, хотя и на фольклорной основе. Как Вий... внезапно. :) Но и тут тянется тоненькая ниточка: Хозяйку иногда ассоциируют с девкой-Азовкой, а она в свою очередь связана со «старыми людьми» - финно-угорскими народами как раз, которые в народной молве обрастают загадочными чертами... Но все же это не совсем то. Хотя, опять же, надо смотреть источники. Я интересовалась темой, но давно уже, когда жила на Урале, много лет назад. С тех пор, наверное, литературы прибавилось, надо посмотреть. :) 1 |
![]() |
|
WMR
Показать полностью
>ХХ век особенно основательно перемешал у нас население... Это так. И не только перемешал, но и обескровил, опустошил сельское Нечерноземье - а именно там когда-то давным-давно и шла эта самая ассимиляция. Но все-таки некие карты существуют. Другое дело, что есть генетики, а есть люди, называющие себя таковыми, но работающие предельно некорректно, подгоняя результаты под свои хотелки. Однако же рискну поверить материалам из Википедии. А там есть, например, вот такое: По Y-хромосоме ("отцы"): В пределах русского генетического пула чётко выделяются две группы популяций. В северной группе («Мезень», «Пинега», «Красноборск» (Красноборский и Ленский районы)) обнаруживается близость с соседними финно-угорскими и балтскими популяциями. Южно-центральная группа, к которой относится подавляющее большинство русских популяций, входит в общий кластер с белорусами, украинцами и поляками По митохондриальным маркерам ("матери"): При сравнении митохондриального генофонда отдельных русских популяций с популяциями соседних народов было выделено 3 генетических кластера. В «восточноевропейский» кластер вошли южные и центральные русские, белорусы, украинцы, западнославянские и балтские народы. В «североевропейский» кластер вошли северные русские и западно-финские народы (финны, карелы, мордва). Тюркские и восточно-финские народы Восточной Европы (татары, чуваши, коми, марийцы) образовали отдельный «приуральский» кластер. В общем, рисуется картина большой роли ассимиляции финно-угров в формировании северных русских. Если эта картинка воспроизведется и в распространении элементов орнаментов и т. п. - это было бы крайне интересно. |
![]() |
|
П_Пашкевич
Вот, кстати, один любопытный сайт: http://генофонд.рф 1 |
![]() |
|
WMR
Ага, спасибо! Сайт, и правда, производит хорошее впечатление. И четко отмежевывается от одиозных фигур вроде Клёсова. |
![]() |
Belkinaавтор
|
П_Пашкевич
С "дивьими людьми" непонятно - спасибо эзотерикам, да, которые совсем замутили дело. Все ссылаются на одну и ту же цитату из Ончукова, который записывал на Урале сказки и былички. Но я как раз его уральские записи не читала, знаю только северные, а там ничего похожего не попадалось. А в тех сборниках, которые я читала, этот таинственный народ, кажется, никак не назывался. С другой стороны, само понятие вроде бы известно давно, хотя и определяется расплывчато, и обозначает в общем-то любых удивительных людей - странных, диких, необычных. А аналогия с эльфами - "дивным народом" - забавная. :) Мне почему-то в голову никогда не приходила... Впрочем, а как их еще назовешь? Чудо чудное, диво дивное. 1 |
![]() |
|
Belkina
Обидно будет, если это раз использованное словосочетание, а не реальный фольклорный образ. Но лучше горькая правда... |
![]() |
Belkinaавтор
|
П_Пашкевич
Вот не возьмусь утверждать с уверенностью. Сам по себе фольклорный образ существует, а вот насколько к нему привязано именно это название - трудно сказать. Хотя само это словосочетание в разных вариациях вроде бы встречается в источниках задолго до Ончукова, просто значение у него другое, более широкое. И сама тенденция называть мифических/полумифических людей (и разных человекоподобных фэйри) "дивными", видимо, в языке есть. :) 1 |