Хорошо, что в начале есть предыстория. Во-первых, часто такое используется в тех легендах и мифах, их адаптациях, которые я читала. И сразу погружаешься в мир греческой античности. Во-вторых, вспоминаешь других персонажей и их жизненные пути-дороги. Получаешь представление, кто кем кому приходится и ясно видишь, как судьбы предыдущих поколений влияют на жизни своих родных, детей, потомков. Ощущаешь масштаб проклятий, чужого горя и гнева богов. Всю неотвратимость неумолимого рока, каким он представлялся в древнегреческой культуре. Насколько жуткий поступок совершил Тантал, потерявший голову от расположения богов. И пусть сам он наказан вечно страдать от жажды, голода и страха в царстве мрачного Аида, в мире живых последствия его поступка катятся и катятся черными волнами по линии времени. Может, наследственность, скажем мы сейчас. А еще тот мир, те условия для жизни окружающих, которые человек создает. Пережитый кошмар не мог не отразиться на Пелопе. А к тому же рос он, наблюдая вседозволенность, беспредел, наглость и коварство отца, чувствую. Какое там могло быть воспитание. Обстановку, которую создает человек своими делами, окружающую действительность, он заражает ею вынужденных жить рядом, зависящих от него, находящихся под его властью и передает по наследству. Жестокий мир ожесточает людей и вырваться из этого ада совсем непросто.
Показать полностью
А еще, оказывается, я то ли забыла, то ли не знала некоторые нюансы. Тесей -- один из любимых героев Эллады у меня. Я помню, что закат его славной жизни был печальным, по-человечески горьким. А про то, что он похитил Елену Прекрасную -- нет. И что Кастор с Полидевком её спасли. Кстати, если бы она была дочерью Зевса, то они бы спасали сестру (долг настоящего мужчины). У вас получается другая мотивация. Как и у Тесея. Здесь я вижу не возгордившегося и бунтующего против воли олимпийцев вдовца, у которого боги отняли Ариадну. А более жизненную, пробирающую версию. Когда некогда славный герой и правитель Афин, уже будучи глубоким старцем теряет голову от расцветающей прекрасной юнности. И чего в этом больше -- любви к Елене, страсти от красоты, которая пробудила уже угасающие чресла или тоски по себе молодому, сильному, благородному и привлекательному -- открытый вопрос. Как видите, много мыслей и эмоций вызвала ваша работа. Но перейдем к главным героям. Отлично передана во всей своей трагичности история Клитемнестры. Как постепенно была убита ее любовь. Сначала отчуждением, изменами. Ведь то, к чему пришла яркая сильная женщина, накапливалось годами. Столько терпела, пыталась быть мудрой, прощала. А смерть любимой старшей дочери и сама по себе более чем достаточный повод возненавидеть мужчину. Тут же она стала страшной точкой, после которой превращение завершилось и вырвалась разрушительная стихия. И у вас еще ярким штрихом обозначено, что не только по дочери убивается мать. Здесь осквернена память о любви, в которой она была зачата, и которую Агамемнон предал, растоптал, отдал во имя успешности похода. Будь здесь только горе матери, не стали бы раздражать ее остальные дети, а в их чертах видеться исключительно ненавистный муж. Чуть раньше по ходу повествования пришла мысль, что Ореста она потеряла, отправив от себя. Сначала, подавленная, застывшая в ожидании конца похода и только потом ослепленная страшной новостью. Живи он рядом, может было бы у него лучшее понимание матери, происходящего в отчем доме и причин ее поступков. Хотя не факт, что это изменило бы дальнейшие события и смерть Клитемнестры. В те-то времена. 2 |
Daylis Dervent
Вот про Федру я помнила )), просто когда пошла восполнять пробелы по поводу похищения Елены, то первое что мне выдал поиск, это Википедию (что закономерно)), и там бросилась в глаза такая формулировка: Елену, когда она была ребёнком, похитили овдовевшие Пирифой и Тесей. Друзья в своей гордыне зашли так далеко, что решили во что бы то ни стало сделать своими жёнами дочерей Зевса. И я как раз тоже подумала, практически слово в слово, что я скорее в отчаяние поверю. Я имела в виду, что Тесей вдовец, потерявший Федру, а до этого ведь Ариадну пришлось отдать, смерть отца пережить. Какая уж тут гордыня, напрашиваются совсем другие движущие силы. Поэтому мне ваша версия сразу показалась более близкой, симпатичной и обоснованнной. Про Кастора и Полидевка вы верно все говорите :) 2 |
Daylis Dervent
Показать полностью
Я про Ипполиту решила не упоминать, потому что очень много версий мифов про нее у различных авторов, включая такие, что она вообще погибает, когда Геракл добывает пояс в рамках девятого "подвига", то есть не случается ни встречи, ни любви с Тесеем. В других источниках женой Тесея становится ее сестра Антиопа. Надо будет почитать поэму Цветаевой :) Если брать ее и источники, где Ипполита влюбляется в Тесея, сражается с ним против сестер-амазонок, опять же различные версии ее гибели и гибели их сына Ипполита, оклеветанного отвергнутой им Федрой, то судьба Тесея начинает выглядеть еще более неоднозначной и сложной. А вот к Елене у меня всегда было скорее негативное отношение, ведь первый вариант, с которым я познакомилась в лет 5-6 где-то, демонстрировал, что вернувшись с Менелаем с Троянской войны она прожила с мужем благополучную жизнь в любви и т.д. Он простил ее после того, как она поддавшись страсти легкомысленно сбежала с Парисом. И было так больно, что из-за них сгинула вся моя любимая Троя, столько людей с обеих сторон, а у скольких были поломаны судьбы. И были среди них достойные и невиновные, дети невинные. Для всех, кого Менелай потащил на войну, все закончилось хуже. В лучшем случае пришлось преодолеть долгие испытания, скитаться, как, например, Одиссей, который нескоро сумел вернуться в Итаку и воссоединиться с семьей. ( Это как пример, потому что к Одиссею у меня неоднозначное отношение, и его скитания для меня хоть какое-то искупления горя, которое он причинил стольким людям своей хитроумностью, пусть даже его можно понять и изначально он всячески пытался не идти на эту войну и его вынудили довольно жестоким образом). И тут они, Менелай и Елена, зачинщики, которые все заварили, оказываются практически единственными, кто после живет себе припеваючи... Короче, крепко у меня это засело и влияло всегда на отношение к Елене. Но у вас, когда читала, задумалась и смягчилась по отношению к ней. Да и вряд ли все так безоблачно было у нее с таким вот Менелаем. 2 |
Daylis Dervent
Ох да, это пожалуй, один из самых запоминающихся моментов древнегреческого эпоса: как богини "сотворили" Троянскую войну. Одну не позвали на пир. Что в общем-то объяснимо -- понятно во что он мог превратиться стараниями богини раздора. Та обиделась и продемонстрировала, что реализоваться ей отсутствие приглашения не помешает )) А потом Гера с Афиной и Афродитой решили расставить все точки над i, кто же самая прекраснейшая. Парис оказался в безвыходной ситуации, когда как минимум двух богинь сделаешь своими злейшими врагами. Молодой мужчина, выбирая между тремя типажами: женщина-жена-мать, женщина-ученый-воительница и женщина-любовница-страсть, характерным образом отдал предпочтение последней. Этот конкурс красоты завершился уничтожением целого города-державы и множеством погибших с обеих сторон. 2 |
Вот хотела еще и Эгисфа обсудить. В том, что он соблазнил Клитемнестру есть и доля мести или я ошибаюсь?
1 |
Daylis Dervent
Показать полностью
Огромное спасибо за интересный подробный ответ! ♡ У меня еще была мысль, не было ли это реакцией на те слова, которые Клитемнестра выкрикивала в отчаянии, убиваясь по дочери. Эгисф их слышал, и описание его выражения лица навело меня на мысли, что он и Клитемнестре как бы мстит, за такое к нему отношение. То есть ему больно, и он решает добиться, чтобы она стала его. Но прочитав ваш ответ, несколько иначе взглянула на Эгисфа. Что до Агамемнона, то это тоже персонаж, которого как только не преподносили. Греки понятно, как и почему. У Куна он мной воспринимался как вполне себе достойный полководец. Хотя момент с Ифигенией, конечно, потряс, когда я в детстве впервые прочитала, но там она воскрешена Артемидой и облагодетельствована, так что создавалось впечатление, что для нее все обернулось очень даже хорошо. Это потом уже понимаешь, что любви, семьи, детей, свободы у нее не было, она всю себя посвятила служению Артемиде. Так вот, когда я читала у Куна про смерть Агамемнона, то Клитемнестра у меня вызывала осуждение. Изменила мужу и убила вместе с любовником. Потом уже стало меняться отношение, а в вашем фанфике я ей сочувствую. В том же фантастическом сериале Вавилон 5, один из военных кораблей Земного Содружества, на котором начинал главный герой и который играет яркую роль в сюжете, носит название "Агамемнон". То есть явно, что образ Агамемнона тут будет как великого воина и полководца, царя. А вот в середине 2000-х в ряде фильмом, которые выходили один за другим, включая всем известную Трою (2004), Агамемнон изображается как циничный и жестокий тиран. Так в Трое (2004) он хватается за похищение Елены лишь как за удобный предлог, повод. А на деле, о чем Агамемнон весьма цинично сообщает брату, одергивает его довольно грубо, его цель -- захват земель, разграбление Трои, обогащение и власть. В других фильмах он еще и насилует Елену чуть ли не на глазах у брата, когда захватывает Трою. И вообще производит впечатление натурального чудовища. В общем, любую историю можно рассказать совершенно различными способами. Помню, мне со стороны греков наиболее симпатичен был Аякс Теламонид. Но его жизненный путь закончился трагически. Еще раз вам спасибо! Желаю вам рассказать все свои задумки, истории так как вы их видите! Это несомненно будет полезно. 1 |