wlana рекомендует!
|
|
Ай да автор, ай да молодец! Все же помнят сон Татьяны, да? Это он, точь-в-точь! Атмосферный, пугающий, полный отсылок – канон-каноничнейший. А потом – р-раз! – и воэтоповорот. AU, говорите? Да ничего подобного! Канон-каноничнейший, даже сам Онегин не возражает
— Ничего. Я это переживу. 19 ноября 2020
5 |
мисс Элинор рекомендует!
|
|
Очень яркий, необычный, запоминающийся текст. Знакомые со школьных лет образы Татьяниного балладного сна... и в конце неожиданный поворот!
Рекомендую! |
Я не думаю.
Я считаю, что дуэль (если это будет именно дуэль, а не что-то другое, что будет перекликаться с канонной дуэлью) будет с кем-то другим. Возможно, там и Онегин не будет прямым участником. |
Об общем в "Евгении Онегине" и "Демоне"
Показать полностью
Сначала цитата из «Комментариев» Лотмана. (Нумерация (1), (2),…) отрывков моя.) (1) XLVI, 1–7 — Кто жил и мыслил… Того раскаянье грызет. Строфа принадлежит к наиболее пессимистическим в творчестве П. Она связана с пересмотром в ходе идейного кризиса 1823 г. концепции Руссо об исконной доброте человека. П пришел к убеждению о связи торжества реакции и исконного эгоизма человеческой природы: (2) Стихи имеют прямое соответствие в черновой редакции "Демона":И горд и наг пришел Разврат, И перед <?> ним <?> сердца застыли, За власть <?> Отечество забыли, За злато продал брата брат. Рекли безумцы: нет Свободы, И им поверили народы. [И безразлично, в их речах] Добро и зло, все стало тенью Все было предано презренью, Как ветру предан дольный прах (II, I, 314). (3) Близость этих стихов к XLVI строфе показывает духовное сближение автора и Онегина, что подготавливало появление П в тексте романа уже не в качестве носителя авторской речи, а как непосредственного персонажа. Черновые варианты этих строф свидетельствуют о тесной близости их с «Демоном». Эти семь стихов по своему строю соответствуют началу онегинской строфы. Возможно, что они предназначались для характеристики Онегина:[И взор я бросил на] людей, Увидел их надменных, низких, [Жестоких] ветреных судей, Глупцов, всегда злодейству близких. Пред боязливой их толпой, [Жестокой], суетной, холодной, [Смешон] [глас] правды благо<родны>й, Напрасен опыт вековой (там же, с. 293). (4) Этот набросок не нашел себе места в "Евгении Онегине". Вслед за ним был написан «Демон» (Томашевский, I, с. 552–553). Сближеие Онегина и Демона дало основание комментаторам (см.: Бродский, 107–108) сблизить Онегина с якобы прототипом Демона А. Н. Раевским. <…>Мне было грустно, тяжко, больно, Но одолев меня в борьбе Он сочетал меня невольно Своей таинственной судьбе Я стал взирать его очами, С его печальными речами Мои слова звучали в лад… _____ Конец цитаты 2 |
Мне в процитированных Лотманом стихотворениях интересны те их части, которые Лотман опустил.
Показать полностью
Приведу их целиком: (курсивом - то, что было у Лотмана, жирным – строки, которые мне показались интересными) (1) XLVI Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей; Кто чувствовал, того тревожит Призра́к невозвратимых дней: Тому уж нет очарований. Того змия воспоминаний, Того раскаянье грызёт. Всё это часто придаёт Большую прелесть разговору. Сперва Онегина язык Меня смущал; но я привык К его язвительному спору, И к шутке с желчью пополам, И злости мрачных эпиграмм. (2): Зачем ты послан был и кто тебя послал? Чего, добра иль зла, ты верный был свершитель? Зачем потух, зачем блистал, Земли чудесный посетитель? Вещали книжники, тревожились цари, Толпа пред ними волновалась, Разоблаченные пустели алтари, Свободы буря подымалась. И вдруг нагрянула… Упали в прах и в кровь, Разбились ветхие скрижали, Явился муж судеб, рабы затихли вновь, Мечи да цепи зазвучали. И горд и наг пришел Разврат, И перед ним сердца застыли, За власть отечество забыли, За злато продал брата брат. Рекли безумцы: нет Свободы, И им поверили народы. И безразлично, в их речах, Добро и зло, всё стало тенью — Всё было предано презренью, Как ветру предан дольный прах (3): [Мое] беспечное незнанье Лукавый"?" демон возмутил, И он мое существованье С своим на век соединил. Я стал взирать [его глазами], Мне жизни дался бедный клад, С его неясными словами Моя душа звучала в лад. Взглянул на мир я взором [ясным] И изумился в тишине: Ужели он казался мне Столь величавым и прекрасным? Чего, мечтатель молодой, Ты в нем искал, к чему стремился, Кого восторженной душой Боготворить не устыдился? [И взор я бросил на] людей, Увидел их надменных, низких, [Жестоких] ветреных судей, Глупцов, всегда злодейству близких. Пред боязливой их толпой, [Жестокой], суетной, холодной, [Смешон] [глас] правды благо"родны"й, Напрасен опыт вековой. Вы правы, мудрые народы, К чему свободы воль"ный" клич! Стадам не нужен дар свободы, [Их должно резать или стричь], Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками "да бич". (4): Мне было грустно, тяжко, больно, Но одолев меня в борьбе Он сочетал меня невольно Своей таинственной судьбе Я стал взирать его очами, С его печальными речами Мои слова звучали в лад… (5): "Демон" (чистовой вариант) В те дни, когда мне были новы Все впечатленья бытия — И взоры дев, и шум дубровы, И ночью пенье соловья, — Когда возвышенные чувства, Свобода, слава и любовь И вдохновенные искусства Так сильно волновали кровь, — Часы надежд и наслаждений Тоской внезапной осеня, Тогда какой-то злобный гений Стал тайно навещать меня. Печальны были наши встречи: Его улыбка, чудный взгляд, Его язвительные речи Вливали в душу хладный яд. Неистощимой клеветою Он провиденье искушал; Он звал прекрасное мечтою; Он вдохновенье презирал; Не верил он любви, свободе; На жизнь насмешливо глядел — И ничего во всей природе Благословить он не хотел. |
Перехожу к параллелям:
Показать полностью
-1- «Евгений Онегин»: Сперва Онегина язык Меня смущал; но я привык К его язвительному спору, И к шутке с желчью пополам, И злости мрачных эпиграмм. (5) «Демон»: Его язвительные речи Вливали в душу хладный яд. -2- (2): Зачем ты послан был и кто тебя послал? Чего, добра иль зла, ты верный был свершитель? «Евгений Онегин»: Кто ты, мой ангел ли хранитель, Или коварный искуситель: Мои сомненья разреши. Быть может, это всё пустое, Обман неопытной души! Счастливой силою мечтанья Одушевлённые созданья, Любовник Юлии Вольмар, Малек-Адель и де Линар, И Вертер, мученик мятежный, И бесподобный Грандисон, Который нам наводит сон, — Все для мечтательницы нежной В единый образ облеклись, В одном Онегине слились. Британской музы небылицы Тревожат сон отроковицы, И стал теперь её кумир Или задумчивый Вампир, Или Мельмот, бродяга мрачный, Иль Вечный Жид, или Корсар, Или таинственный Сбогар. Лорд Байрон прихотью удачной Облёк в унылый романтизм И безнадёжный эгоизм. Чудак печальный и опасный, Созданье ада иль небес, Сей ангел, сей надменный бес, Что ж он? Чего, мечтатель молодой, Ты в нем искал, к чему стремился, Кого восторженной душой Боготворить не устыдился? -3- (5): В те дни, когда мне были новы Все впечатленья бытия — И взоры дев, и шум дубровы, И ночью пенье соловья, — Когда возвышенные чувства, Свобода, слава и любовь И вдохновенные искусства Так сильно волновали кровь, — Часы надежд и наслаждений Тоской внезапной осеня, Тогда какой-то злобный гений Стал тайно навещать меня. «Евгений Онегин»: Тоска любви Татьяну гонит, И в сад идёт она грустить, И вдруг недвижны очи клонит, И лень ей далее ступить. Приподнялася грудь, ланиты Мгновенным пламенем покрыты, Дыханье замерло́ в устах, И в слухе шум, и блеск в очах… Настанет ночь; луна обходит Дозором дальный свод небес, И соловей во мгле древес Напевы звучные заводит. Татьяна в тишине лесов Одна с опасной книгой бродит, Она в ней ищет и находит Свой тайный жар, свои мечты, Плоды сердечной полноты, Вздыхает -4- Эти два отрывка могли бы быть мыслями Татьяны: (3): [Мое] беспечное незнанье Лукавый"?" демон возмутил, И он мое существованье С своим на век соединил. Я стал взирать [его глазами], Мне жизни дался бедный клад, С его неясными словами Моя душа звучала в лад. (4): Мне было грустно, тяжко, больно, Но одолев меня в борьбе Он сочетал меня невольно Своей таинственной судьбе Я стал взирать его очами, С его печальными речами Мои слова звучали в лад… Часть сна Татьяна смотрит как раз глазами Онегина: Теперь, заране торжествуя, Он стал чертить в душе своей Карикатуры всех гостей. Из сна Татьяны: И что же видит?.. за столом Сидят чудовища кругом: Один в рогах с собачьей мордой, Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый, Там карла с хвостиком, а вот Полужуравль и полукот. Ещё страшней, ещё чуднее: Вот рак верхом на пауке, Вот череп на гусиной шее Вертится в красном колпаке, Вот мельница вприсядку пляшет И крыльями трещит и машет; -5- «Евгений Онегин»: Хотя мы знаем, что Евгений Издавна чтенье разлюбил, Однако ж несколько творений Он из опалы исключил: Певца Гяура и Жуана Да с ним ещё два-три романа, В которых отразился век И современный человек Изображён довольно верно С его безнравственной душой, Себялюбивой и сухой, Мечтанью преданной безмерно, С его озлобленным умом, Кипящим в действии пустом. Хранили многие страницы Отметку резкую ногтей; Глаза внимательной девицы Устремлены на них живей. Татьяна видит с трепетаньем, Какою мыслью, замечаньем Бывал Онегин поражён, В чём молча соглашался он. На их полях она встречает Черты его карандаша. Везде Онегина душа Себя невольно выражает То кратким словом, то крестом, То вопросительным крючком. В «Демоне» (5) есть строки, описывающие то, что Татьяна могла увидеть в пометках Онегина: Его язвительные речи Вливали в душу хладный яд. Неистощимой клеветою Он провиденье искушал; Он звал прекрасное мечтою; Он вдохновенье презирал; Не верил он любви, свободе; На жизнь насмешливо глядел — И ничего во всей природе Благословить он не хотел. -6- От придуманного образа Онегина к настоящему: (3): Взглянул на мир я взором [ясным] И изумился в тишине: Ужели он казался мне Столь величавым и прекрасным? Чего, мечтатель молодой, Ты в нем искал, к чему стремился, Кого восторженной душой Боготворить не устыдился? «Евгений Онегин»: И начинает понемногу Моя Татьяна понимать Теперь яснее – слава Богу — Того, по ком она вздыхать Осуждена судьбою властной: Чудак печальный и опасный, Созданье ада иль небес, Сей ангел, сей надменный бес, Что ж он? Ужели подражанье, Ничтожный призрак, иль еще Москвич в Гарольдовом плаще, Чужих причуд истолкованье, Слов модных полный лексикон?.. Уж не пародия ли он? 1 |
Наиля Баннаеваавтор
|
|
Viola mirabilis
Показать полностью
Как, вы серьезно думаете, что Татьяна вышла бы за ЕО, если б тот убил ее мужа? wlanaЯ не думаю. А я очень даже думаю))Я считаю, что дуэль (если это будет именно дуэль, а не что-то другое, что будет перекликаться с канонной дуэлью) будет с кем-то другим. Возможно, там и Онегин не будет прямым участником. Конечно, идея о том, что Онегин просто натравит кого-то на генерала для дуэли, очень логична. А чем можно так раздразнить медведя... ой, то есть генерала, чтобы довести его до дуэли? Разве что слухами о жене... И тогда после дуэли ее репутации конец. И тут приходит Онегин весь в белом. И с утешениями. А через год - с предложением руки и сердца. Очень, очень логично! Для человека. Но Онегин же демон!)) Ему и другое под силу - более прямой путь (темная сторона любит хвалиться легкостью своих путей) и более трудный в то же время. Лично ухлопать генерала, но так, чтобы все равно остаться в белом! Например, демонстративно отбросить пистолет, не выстрелив, и угодить им генералу в висок))) Утрирую, конечно, но... Можно найти изящный выход. А потом охмурить печальную вдову Татьяну, как в старое доброе время, но уже не останавливаясь на полдороге))) Поговорить о милой деревне, о минувшей юности и всяком таком... И о былой любви, что не угасла. 1 |
Наиля Баннаеваавтор
|
|
wlana
Я восхищена вашим усердием, терпением - и огромное вам спасибо! Мне это было очень интересно. Думаю, и не только мне. Параллели просматриваются явные. Раевский ли был на самом деле прототипом - специалистам виднее. Для меня главное, что у Онегина и впрямь на глазах отрастают крылья. Черные такие)) Но дамочкам они кажутся снежно-белыми, в самомм крайнем случае - серыми от тоски этого бренного мира... |
Viola ambigua Онлайн
|
|
Конечно, идея о том, что Онегин просто натравит кого-то на генерала для дуэли, очень логична. Это вы про Печорина говорите) А ЕО по всей России метался, чтоб отвлечься от убийства Ленского. Да и Татьяна его не дэмоном теперь считает. Москвич в Гарольдовом плаще, уж не пародия ли он, как с вашим сердцем и умом быть чувства мелкого рабом. Крч, мелко, Хоботов!Удачи в накуривании новых сюжетов, засим отписываюсь, не моя трава)) 2 |
Наиля Баннаеваавтор
|
|
Viola mirabilis
Это вы про Печорина говорите) А ЕО по всей России метался, чтоб отвлечься от убийства Ленского. Да и Татьяна его не дэмоном теперь считает. Москвич в Гарольдовом плаще, уж не пародия ли он, как с вашим сердцем и умом быть чувства мелкого рабом. Крч, мелко, Хоботов! Да ладно вам... Я никогда не пишу того, о чем заранее заявляю)) Да и продолжать собственные работы не люблю. Так что не опустится демон Онегин на ту ступень, что вас так пугает... Удачи в накуривании новых сюжетов, засим отписываюсь, не моя трава)) Если я и в третий раз подступлюсь к этому произведению, там будет что-то совсем-совсем иное. 1 |
Наиля Баннаеваавтор
|
|
Jana Mazai-Krasovskaya
Спасибо за отзыв) |