Viola ambigua рекомендует!
|
|
Дерзну сказать, что это фанфик абсолютно достойный Булгакова. На этом рекомендацию можно было бы и закончить) Он погружает в атмосферу Стамбула 20-х годов, где неприкаянные русские беженцы пытаются понять, что делать с обломками своих разбитых жизней. Но одинокие потерянные люди могут прислониться друг к другу и помочь прогнать страшные тени прошлого.
24 января 2021
7 |
palen рекомендует!
|
|
Если вам скажут, что фики - это фу и бе и вообще не литература, возьмите этот фик и покажите. Это написано с уважением к героям, с искренним вниманием к истории, рассказанной Булгаковым и с желанием (как мне показалось) подарить героям и нам надежду.
|
клевчук рекомендует!
|
|
Обреченные платить по чужим счетам,
Мы чужие здесь, мы чужие там. Обреченные платить по счетам своим, Мы от смертной тени во тьму бежим. Нет спасения нам и надежды нет, лишь горит впереди беспощадный свет... |
Daylis Dervent
Спасибо! Чудесная у вас вышла глава. Но какая же дура все-таки эта Серафима. Вечно ей няньки нужны, даже сама себя понять не может, еще и мелет всякую чушь. нашла о ком вспоминать и о чем говорить. И врать не умеет, и правду боится сказать. Эх.. Герои у вас получаются замечательно живые, и такие настоящие, прямо дышат. Спасибо огромное. Господи, но бывают же такие дамы на свете...Хорошо, что Хлудов то кажется намного умнее. 1 |
Daylis Derventавтор
|
|
шамсена
Показать полностью
Daylis Dervent Спасибо Вам большое)) Но Вы знаете, Серафима не дура, она женщина очень добропорядочная и верная. Она и мужу изменять никогда не собиралась, хотя брак ее и разочаровал. И влюбившись в Голубкова (представляете их путешествие из Петербурга в Крым по разрушенной, воюющей стране, опасности, которые им грозили, и все трудности этого пути - все это очень сближает), она не может так легко это отбросить.Спасибо! Чудесная у вас вышла глава. Но какая же дура все-таки эта Серафима. Вечно ей няньки нужны, даже сама себя понять не может, еще и мелет всякую чушь. нашла о ком вспоминать и о чем говорить. И врать не умеет, и правду боится сказать. Эх.. Герои у вас получаются замечательно живые, и такие настоящие, прямо дышат. Спасибо огромное. Господи, но бывают же такие дамы на свете...Хорошо, что Хлудов то кажется намного умнее. А если бы отбросила - возможно, и Хлудов отнесся бы к ней иначе, может, счел бы ее легкомысленной женщиной. Он ведь тоже себя виноватым чувствует, потому что Голубков ему друг. С другой стороны, то, что Серафиму и Хлудова друг к другу тянет - это сильнее их обоих. А еще у Хлудова свои заморочки, он ведь вообще на себе крест поставил, вот вернется Голубков, он ему Серафиму сдаст с рук на руки - и можно ехать в Россию, на верную смерть, либо никуда не ехать, прямо тут и застрелиться. Мне этот финал кажется несправедливым, конечно, потому и фанфик пишется) 2 |
Daylis Dervent
Показать полностью
Мне этот финал кажется несправедливым, конечно, потому и фанфик пишется) Мне тоже! Ещё с детства! Так что целиком и полностью вас поддерживаю! Но Вы знаете, Серафима не дура, она женщина очень добропорядочная и верная. Извините, может быть я такая испорченная и как выражается ваша Серафима "порочная", но мне кажется, эти два понятия никак не связаны. Можно быть добропорядочной и ужасной дурой, можно быть умной и не верной. Это разные измерения, так сказать. Просто ваша Серафима удивительно глуха к себе. Иначе как смогла она так долго жить вместе с Корзухиным, да еще надеяться на что-то? А женщина, как мне кажется, по природе своей, должна быть чуткой. К себе, к окружающим, видеть суть, основу, не обращая внимания на всю эту внешнюю мишуру. Серафима же живет в плену каких-то понятий, что скажет общество, как это выглядит со стороны. Вот даже после сумасшедшей близости она вдруг взглянула со стороны, чужими глазами и стало ей стыдно. Вот в этом она дура. Ну как можно так - не чувствовать? Самой сути жизни, плетения энергии, правильности происходящего? У идеальной женщины должна быть интуиция. А ваша Серафима - всего лишь запутавшийся и несчастный, беспомощный ребенок.2 |
Daylis Derventавтор
|
|
Извините, может быть я такая испорченная и как выражается ваша Серафима "порочная", но мне кажется, эти два понятия никак не связаны. Скорее, просто разный взгляд на эти вещи - то, что сейчас, и то, как на это смотрели сто и более лет назад)А ваша Серафима - всего лишь запутавшийся и несчастный, беспомощный ребенок. Вы знаете, она на меня такое впечатление сразу и произвела - когда я фильм посмотрела, и потом, когда пьесу прочитала. Да, пожалуй, она в чем-то ребенок. Но повзрослеть ей было негде. Как мне кажется, она очень молодой вышла замуж за Корзухина, который наверняка умел производить хорошее впечатление (в пьесе авторская ремарка его описывает как мужчину представительного, солидного, красивого). Да, в браке она была несчастлива, но взбунтоваться и уйти она не могла, вот и мирилась. Еще мне кажется, что у Серафимы должны быть развиты материнские чувства - собственно, потому она и влюбилась в Голубкова, который очень беспомощный и бестолковый. Особенно это видно в пьесе - в фильме все-таки Баталов его облагородил, скажем так. А в пьесе очень видна его потерянность и слабость. Она ведь и говорит о нем, как о ребенке, который потерялся и заблудился. С другой стороны, Хлудов гораздо более заслуживает сострадания, чем Голубков. И Серафима его жалеет, но в каноне Голубков возвращается и Серафима уезжает с ним. Однако к Роману Валериановичу она все же проникается сочувствием, а может, и чем-то бОльшим. И кто знает, если бы дать им еще какое-то время - может, все было бы по-другому?) 2 |
Daylis Derventавтор
|
|
Кстати, сон Серафимы, который в конце главы - это у меня бывает периодически такой кошмар, и он повторяется, в разном антураже. Что-то, чего я не вижу и не знаю, как оно выглядит - но оно очень-очень страшное и притаилось где-то рядом. Даже интересно, что это может значить.
1 |
Daylis Dervent
который очень беспомощный и бестолковый. как будто она сама какая-то другая. Нелепая, и без вот этой мудрости женской, материнской. Птенец какой-то... |
шамсена
Показать полностью
Daylis Dervent Человек, которому не дано было выбирать между независимостью и патриархальной жизнью, и не может считаться взрослым. В те годы даже суфражисткой стать можно было только при очень благоприятных предпосылках. Да, некоторые дворянки становились слушательницами различных женских курсов, но это позволялось далеко не всем. Почему именно Серафима должна была попасть в число тех микроскопических процентов женщин, которые в то время ухитрялись взять судьбу в свои руки? Мне тоже! Ещё с детства! Так что целиком и полностью вас поддерживаю! Извините, может быть я такая испорченная и как выражается ваша Серафима "порочная", но мне кажется, эти два понятия никак не связаны. Можно быть добропорядочной и ужасной дурой, можно быть умной и не верной. Это разные измерения, так сказать. Просто ваша Серафима удивительно глуха к себе. Иначе как смогла она так долго жить вместе с Корзухиным, да еще надеяться на что-то? А женщина, как мне кажется, по природе своей, должна быть чуткой. К себе, к окружающим, видеть суть, основу, не обращая внимания на всю эту внешнюю мишуру. Серафима же живет в плену каких-то понятий, что скажет общество, как это выглядит со стороны. Вот даже после сумасшедшей близости она вдруг взглянула со стороны, чужими глазами и стало ей стыдно. Вот в этом она дура. Ну как можно так - не чувствовать? Самой сути жизни, плетения энергии, правильности происходящего? У идеальной женщины должна быть интуиция. А ваша Серафима - всего лишь запутавшийся и несчастный, беспомощный ребенок. Далее, оставить мужа было, конечно, возможно; но это запросто означало бы исключение из приличного общества — т.е., полную социальную изоляцию. Она, конечно, могла посмотреть на мужа, сказать, что он ничтожный человечишко и мерзкий деляга без сердца и совести, уехать в глушь и стать учительницей в сельской школе — но мало кто отваживался на такие шаги в действительности. И да, выбирать она могла только из числа женихов, или сразу идти в монастырь. Выбирать профессию (да и вообще, иметь таковую) было нельзя. Решать свою судьбу самостоятельно — тоже нельзя. Думать и то нельзя (ну, можно, но по-тихому, и чтобы ненароком не стать умнее мужа). "Порядочность" и внешняя привлекательность были её единственным средством гарантировать себе нормальное будущее. И то, как показала жизнь, не помогло. 3 |
Не обязана женщина быть мудрой. Как не обязана родиться красивой. Как мужчина не обязан быть Аполлоном и Пифагором в одном флаконе.
2 |
Daylis Derventавтор
|
|
шамсена
Daylis Dervent Ну, бывают и такие женщины, да) И бывают мужчины, которые по своему складу тяготеют к ним, потому что очень любят покровительствовать и контролировать. То, что называется в классификации - женщина-дочь и мужчина-отец. Хотя в чистом виде психологические типажи встречаются редко, обычно человек совмещает в себе разные черты. как будто она сама какая-то другая. Нелепая, и без вот этой мудрости женской, материнской. Птенец какой-то... Серафима же, как мне кажется, конечно, хрупкая и в чем-то слабая и беспомощная, но она может быть сильной, именно по-женски, то есть верной и терпеливой, заботливой и нежной. Но ей нужен рядом сильный мужчина. 2 |
Daylis Derventавтор
|
|
Клэр Кошмаржик
ППКС :) Она, конечно, могла посмотреть на мужа, сказать, что он ничтожный человечишко и мерзкий деляга без сердца и совести, А давал ли он ей в те времена повод так думать - что он ничтожество без сердца и совести? Он занимался своим бизнесом, который приносил ему доход, в том числе и жену обеспечивал. И внешние приличия, наверное, соблюдал. Она могла даже думать, что муж у нее, в общем-то, хороший, только ей неизвестно чего надо. А может быть, это с ней что-то не так.2 |
Daylis Dervent
А сон вот как раз очень интересный, именно в контексте этой незрелости Серафимы, это может так ее внутренняя сущность к ней стучаться, и она ее боится, и в тоже время понимает, что слияние их неизбежно. Так же часто бывает, что мы сами от себя бегаем и сами себя боимся. А со снами так тоже часто случается, что то, что за нами гоняется на самом деле что-то очень важное, а вовсе не плохое. У Юнга есть про сны, и классический пример про дракона, который гонялся за мальчиком, снова и снова снился, а потом когда мальчик понял, что от дракона не надо бегать, это был какой-то особый дар или провидение)) Точнее к сожалению не помню. Но у Юнга очень интересно про сны все расписано. И иногда неожиданно с обычной точки зрения. 1 |
Daylis Dervent
Клэр Кошмаржик *Иронично* Но она _обязана_ была быть мудрой и уловить всеми своими мудрыми ведическими женскими антеннами, что он на самом деле предатель и трусливая шкура))ППКС :) А давал ли он ей в те времена повод так думать - что он ничтожество без сердца и совести? Он занимался своим бизнесом, который приносил ему доход, в том числе и жену обеспечивал. И внешние приличия, наверное, соблюдал. Она могла даже думать, что муж у нее, в общем-то, хороший, только ей неизвестно чего надо. А может быть, это с ней что-то не так. 2 |
Daylis Derventавтор
|
|
шамсена
Daylis Dervent Никогда об этом в таком ключе не задумывалась, но мне кажется, это все-таки что-то другое. Хотя да, Юнг про сны интересно пишет. Серафиме же кошмарный сон снится просто потому, что она заболела.А сон вот как раз очень интересный, именно в контексте этой незрелости Серафимы, это может так ее внутренняя сущность к ней стучаться, и она ее боится, и в тоже время понимает, что слияние их неизбежно. Так же часто бывает, что мы сами от себя бегаем и сами себя боимся. А со снами так тоже часто случается, что то, что за нами гоняется на самом деле что-то очень важное, а вовсе не плохое. У Юнга есть про сны, и классический пример про дракона, который гонялся за мальчиком, снова и снова снился, а потом когда мальчик понял, что от дракона не надо бегать, это был какой-то особый дар или провидение)) Точнее к сожалению не помню. Но у Юнга очень интересно про сны все расписано. И иногда неожиданно с обычной точки зрения. 2 |
Daylis Derventавтор
|
|
Клэр Кошмаржик
Daylis Dervent Да сплошь и рядом в жизни бывает, что человек, которого вроде давно и хорошо знаешь, вдруг такое выкинет, что хоть стой, хоть падай.*Иронично* Но она _обязана_ была быть мудрой и уловить всеми своими мудрыми ведическими женскими антеннами, что он на самом деле предатель и трусливая шкура)) 2 |
Daylis Dervent
Ага. Да все по-своему чудят, чего уж там... 2 |
Не обязана женщина быть мудрой да, мудрой не обязана. Но вот чуткой - да, обязана, это ее сущность. Так мне кажется... |
Daylis Derventавтор
|
|
шамсена
да, мудрой не обязана. Но вот чуткой - да, обязана, это ее сущность. Так мне кажется... Так это тоже смотря у кого какой характер. Может быть, чуткость как раз связана с хрупкостью, с душевной тонкостью. Но видеть недостатки - это другое, и мне кажется, если человек сам чист и порядочен, то он других (особенно близких людей) не может даже заподозрить в непорядочности (пока прямо с этим не столкнется).3 |
Daylis Dervent
Показать полностью
да нет, я не об этом. Я имела ввиду - интуицию. Мне кажется, женщина должна чувствовать. Многие вещи, которые и словами то описать не может, и сформулировать мало кому под силу. Чувствовать людей, ситуации, места, события. Это вот как например, моя мама всегда знает что со мной. И стоит чему-то случится - она тут же звонит. И не важно как далеко друг от друга мы находимся. И не важно, что я ей о трудностях обычно постфактум рассказываю, что бы не волновать. Вот такая особая зоркость, что ли. Серафима же не только в другим, она к себе самой глухая совершенно. Это кошмар какой-то. Она может и болеет потому так часто, что себя не слышит и ломает все время. В угоду каким-то химерам. и нет, дорогая Клэр Кошмаржик мне кажется, что вот это свойство никак абсолютно не связано с тем есть ли у женщины работа, может ли она выбирать. Это не социально обусловленная штука. Скорее душевная. Но может это опять какие-то мои личные тараканы. Мне просто по человечески Серафима кажется немного глупой и беспомощной. Поэтому ни о каком восхищении ею речи быть не может. Легкое раздражение)) |
Daylis Derventавтор
|
|
шамсена
Показать полностью
По поводу интуиции - я наверное, понимаю, что Вы хотите сказать. У матерей это есть, по отношению к своему ребенку - но там биологически обусловлено, в первый год жизни, когда ребенок с матерью связан физически, зависим от нее полностью, и никак не может дать понять, что ему нужно (плачет - а поди пойми, то ли болит что-то, то ли есть хочет или пить, то ли просто надо на ручки взять) - а мать чувствует, что надо сделать. В течении дальнейшей жизни отголоски этой связи сохраняются у многих. А вот по отношению к другим людям, к взрослым, тем более, к супругу, который намного старше и по определению больше понимает в жизни - у совсем молодой женщины, которая жизни-то еще и не видела - я не знаю. Тут какая-то сверхъестественная прозорливость нужна. И разве Серафима совсем глупа и ничего не понимает? Она же поняла, что происходит с Хлудовым, какие видения его мучают. Он же ей ничего не рассказывал, а она поняла. Ну и вообще - не так легко отбросить чувство, которым жила целый год, не так легко забыть все установки, в которых тебя воспитывали. И вообще, я считаю, что интуиция у Серафимы как раз должна быть - и она еще проявится. 1 |
чутьё (интуиция) и чуткость — вообще совершенно разные вещи. а мне так кажется, что они связаны. Ну, может быть, я непонятно и коряво выражаюсь просто. Для меня чуткость - это внимание к другим и к себе, и из нее вырастает чутье, такой внутренний голос, который подсказывает, что делать. Не пытаться предугадать, а просто чувствовать. Вот, не нравится мне этот человек, и все. И не важно кем его считает все общество и весь свет. А у меня, что называется "душа к нему не лежит". На самом деле у мужчин тоже такое есть, только они не всегда доверяют таким вот ощущениям души. На то и женщина. Я понимаю, что звучит это очень сексистки. Я не сторонник всего этого на самом деле. Просто в некоторой степени, в какой-то мере, и пож определенным углом - для меня это так. Женщине проще почувствовать другого, пойти на компромисс, мужчине проще дать в лоб, настоять на своем. И в этом смысле меня Серафима ужасает своей глухотой. И дикостью. Глухотой к месту, в котором оказалась. И к окружающим людям. Не буду повторять все, что уже было под первой главой по поводу Стамбула тех времен, турков, переживавших, по сути очень сходные явления - их империя, их прежний мир тоже распался как раз в это же время. И если бы Серафима хоть чуточку замечала бы окружающих и окружающее - ей и самой было бы легче. Но нет - она фантастически сосредоточена на себе, на своих переживаниях, ах, я падшая женщина, ах, я поступаю плохо. Вот это вот все для меня лично - признак глупости. И потому ее дурацкая ложь, прозвучавшая так некстати - для меня лишь продолжение этой вот глухоты. Что требовать с нее внимания к другим, когда она себя не слышит? Опять таки, это не в упрек автору. Потому что автор то как раз очень логично показывает существование и развитие такого вот типажа. И то, что кому-то Серафима может нравится это же здорово. Как в жизни. Значит, герой очень живой. |
шамсена
Показать полностью
а мне так кажется, что они связаны. Ну, может быть, я непонятно и коряво выражаюсь просто. Для меня чуткость - это внимание к другим и к себе, и из нее вырастает чутье, такой внутренний голос, который подсказывает, что делать. Не пытаться предугадать, а просто чувствовать. Вот, не нравится мне этот человек, и все. И не важно кем его считает все общество и весь свет. А у меня, что называется "душа к нему не лежит". На самом деле у мужчин тоже такое есть, только они не всегда доверяют таким вот ощущениям души. На то и женщина. Я понимаю, что звучит это очень сексистки. Я не сторонник всего этого на самом деле. Просто в некоторой степени, в какой-то мере, и пож определенным углом - для меня это так. Женщине проще почувствовать другого, пойти на компромисс, мужчине проще дать в лоб, настоять на своем. И в этом смысле меня Серафима ужасает своей глухотой. И дикостью. Глухотой к месту, в котором оказалась. И к окружающим людям. Не буду повторять все, что уже было под первой главой по поводу Стамбула тех времен, турков, переживавших, по сути очень сходные явления - их империя, их прежний мир тоже распался как раз в это же время. И если бы Серафима хоть чуточку замечала бы окружающих и окружающее - ей и самой было бы легче. Но нет - она фантастически сосредоточена на себе, на своих переживаниях, ах, я падшая женщина, ах, я поступаю плохо. Вот это вот все для меня лично - признак глупости. И потому ее дурацкая ложь, прозвучавшая так некстати - для меня лишь продолжение этой вот глухоты. Что требовать с нее внимания к другим, когда она себя не слышит? Опять таки, это не в упрек автору. Потому что автор то как раз очень логично показывает существование и развитие такого вот типажа. И то, что кому-то Серафима может нравится это же здорово. Как в жизни. Значит, герой очень живой. Откуда взяться чуткости в женщине, к которой никто и никогда не был чутким? Когда ребенок себя не слышит и боится даже самому себе отдавать отчёт в своих ощущениях, мы такого ребенка жалеем. Но став взрослым (особенно, если ребёнок — девочка), он внезапно становится должен вырасти нормальным: чутким, ловким, умелым, храбрым, понимающим себя и других. Вы правильно написали: Серафима других не слышит, она себя не слышит. Но для кого-то это повод обвинить её в непригодности, а для кого-то — повод задуматься о причинах и о способах преодолеть это состояние. 1 |
Daylis Derventавтор
|
|
Для меня чуткость - это внимание к другим и к себе, и из нее вырастает чутье, такой внутренний голос, который подсказывает, что делать. А мне кажется, у Серафимы это как раз проявилось, еще в первой главе. Но она тогда не рассуждала, а поддалась внезапно охватившему ее чувству жалости, порыву. А когда она начинает рассуждать, тут она оказывается в плену своих представлений о том, что правильно и что неправильно. И Вы знаете, я не скажу, что ее представления так уж плохи. Она была своему мужу верной женой, она с ним венчалась и в церкви клялась в верности - что плохого в этом? Да, он ее предал, но ее вины в этом нет. Она влюбилась в Голубкова и ждет его, в то же время у нее на почве сострадания возникает чувство к Роману Валериановичу - и она мечется между двух огней, ситуация такого выбора действительно сложная. Вот, не нравится мне этот человек, и все. И не важно кем его считает все общество и весь свет. А у меня, что называется "душа к нему не лежит". А почему ей муж не должен был изначально нравиться? Ну, вполне приличный же человек с виду, взрослый, разумный, деловой. В душу ему не заглянешь, будущее не предугадаешь. Многим людям случалось так обмануться. И дикостью. Глухотой к месту, в котором оказалась. И к окружающим людям. Не буду повторять все, что уже было под первой главой по поводу Стамбула тех времен, турков, переживавших, по сути очень сходные явления - их империя, их прежний мир тоже распался как раз в это же время. Вот я не совсем понимаю, как она должна была себя вести по отношению к туркам. Она их не знает, культура для нее чужая. Оказалась она в этом месте не по своей воле, в очень стесненных обстоятельствах, едва ли не на самом дне. Турки, хоть у них и распад империи, все же они у себя дома. И они, как я читала в воспоминаниях эмигрантов, совсем не стеснялись наживаться на русских, пользуясь их безвыходным положением (скупали за бесценок дорогие вещи, например). Враждебности к туркам Серафима вроде нигде не проявляет, а то, что ей не нравится в Константинополе - так потому что она, повторяю, там оказалась не по своей воле и ситуация жизненная у нее крайне сложная, и никто, кроме Хлудова, ей помогать не станет (причем Хлудов абсолютно бескорыстен, а какой турок ее бесплатно хотя бы накормит?) И потому ее дурацкая ложь, прозвучавшая так некстати - для меня лишь продолжение этой вот глухоты. Что требовать с нее внимания к другим, когда она себя не слышит Она как раз себя слышит. Но сейчас у нее получается, что она испытывает чувства сразу к двоим мужчинам, и это противоречие ее мучает. |
Daylis Derventавтор
|
|
Клэр Кошмаржик
Откуда взяться чуткости в женщине, к которой никто и никогда не был чутким? В пьесе ничего не сказано о родителях Серафимы, но видимо, они на тот момент уже умерли (иначе она бы о них как-то упомянула, например, о том, что можно вернуться в Россию к ним). У меня хэдканон, что она рано осиротела, а воспитывала ее тетушка, которая ее любила, но была не слишком умной (потому и Корзухина сочла очень хорошей партией, не разобралась, что он нехороший человек).1 |
Daylis Dervent
Ну, справедливости ради, тётушка вряд ли могла предугадать революцию и предвидеть, что Корзухин резко откажется признавать ставшую невыгодной жену) 1 |
Daylis Derventавтор
|
|
Клэр Кошмаржик
Daylis Dervent Да конечно) И Серафима, кстати, ее ни в чем и не винит, наоборот, понимает, что та желала ей только добра)Ну, справедливости ради, тётушка вряд ли могла предугадать революцию и предвидеть, что Корзухин резко откажется признавать ставшую невыгодной жену) |
Daylis Derventавтор
|
|
Я не знаю, может быть, в тексте не хватает описаний чувств Серафимы к Голубкову? Поэтому кажется, что она фигней страдает? Я Шамсену понимаю - мне тоже Хлудов очень нравится, и для меня вопрос о выборе не стоял бы (просто я бы, мне кажется, изначально в Голубкова не влюбилась).
|
Daylis Dervent
да нет, по-моему про чувства к Голубкову у вас хорошо написано. Просто мне кажется упорно, что все размышления Серафимы по поводу чувств - это по поводу ее чувств, и о ней, а не о другом человеке, и что может быть ему кажется с его точки зрения, это не попытка понять и как-то принять, хотя бы разглядеть другого, это всего лишь о себе. Мне иногда кажется, что для таких как Серафима весь мир сводится прежде всего к ним самим, такая вот узость взгляда что ли, она и себя то толком почувствовать не может, не то что других. А окружающие неверно истолковывают это как хрупкость, сложность натуры, нежность, женскую красоту и природу. Тогда как мне лишь кажется, что во всех этих проявлениях больше эгоизма. Опять таки, я Серафиму в этом не обвиняю: она просто психологически и мысленно еще ребенок, а дети немножко эгоисты, когда маленькие. |
Daylis Dervent
ну, наживаются и свои родные еще как. думаю, в Питере она тоже за бесценок продавала вещи. Такие люди везде бывают, это не от национальности же завсит! А вот что она не может услышать чужую боль, настолько услышать, что как бы поставить ее вместо своей, что бы она заглушила ее собственные переживания. В самом то деле, ну, бросил ее муж, ну предал, ну осталась она в чужой стране, но ведь в те годы со многими людьми происходили гораздо более ужасные и отчаянные вещи! У Серафимы никто из дорогих ей людей не погибал у нее на глазах, она вообще в каком-то смысле легко отделалась. Ещё и помощников обзавелась. Ведь то время, тот же Стамбул - сколько там горя было, да и среди соотечественников ее, там же оказавшихся, а Серафима как будто мимо всего этого живет, этого для нее нет, она только переживает, как же она теперь сточки зрения общественной морали будет выглядеть. То есть она судит себя с позиции какого-то химерического общества, не учитывая своих чувств, не видя других вокруг. В каком-то смысле, ей лечение и поход к доктору гораздо больше чем Хлудову нужен, как мне кажется. |
Клэр Кошмаржик
Серафима других не слышит, она себя не слышит. Но для кого-то это повод обвинить её в непригодности, а для кого-то — повод задуматься о причинах и о способах преодолеть это состояние. А нельзя и то и другое сразу? Для меня это прежде всего очень важное свидетельство того, что совершенно нечего Серафимой восхищаться, или говорить, что вот она - идеал женщины. Она - несчастное искалеченное создание, и ей Хлудов может быть намного больше нужен в смысле вылечивающего фактора, чем даже она ему. |
Daylis Derventавтор
|
|
Просто мне кажется упорно, что все размышления Серафимы по поводу чувств - это по поводу ее чувств, Ну да, она ведь не может определиться, что и к кому она чувствует, она не знает, кого из этих двоих любит. И это раздвоение для нее мучительно, она хочет это преодолеть. Опять таки, я Серафиму в этом не обвиняю: она просто психологически и мысленно еще ребенок, Тут надо заметить, что Роман Валерианович относится к ней именно как к неразумному ребенку. Голубков ему сказал охранять Серафиму и заботиться о ней, он и охраняет, и заботится. "Пойдемте обедать, купите чулки, в Россию я вас не пущу и денег вам не дам, потому что вы себя неразумно ведете" - ну правда же? А еще наверное, с ней похожим образом обращался муж (в смысле, все решал он), и ей это привычно, ее это всегда устраивало, она ведь так и воспитана была, что муж - глава. Сейчас она с Хлудовым порой пытается протестовать, но не слишком активно. Что характерно, Голубков ее тоже хотел бы опекать, но у него это получалось плохо. Серафима сама хочет его опекать (она говорит ему: "Больше я вас никуда одного не отпущу"). Но по отношению к взрослому мужчине это неправильно, согласитесь? Хотя, возможно, Голубкову именно такая женщина нужна, но Серафима ведь не такая. 1 |
Daylis Derventавтор
|
|
В самом то деле, ну, бросил ее муж, ну предал, ну осталась она в чужой стране, но ведь в те годы со многими людьми происходили гораздо более ужасные и отчаянные Это слабое утешение, любой человек свою боль острее чувствует, так уж он устроен. шамсена А нельзя и то и другое сразу? Для меня это прежде всего очень важное свидетельство того, что совершенно нечего Серафимой восхищаться, или говорить, что вот она - идеал женщины. Она - несчастное искалеченное создание, и ей Хлудов может быть намного больше нужен в смысле вылечивающего фактора, чем даже она ему. Я не считаю, что она какой-то идеал, мне хочется, чтобы она у меня была живая, пусть она и не всем нравится. Как идеал ее писал Булгаков, мне кажется - я встречала такую трактовку, что Серафима - это символ России, поруганной, преданной, и первоначальное название пьесы "Рыцари Серафимы" имело именно такой подтекст.Но Булгаков вообще был не чужд символизму. Правда, мне не кажется, что она несчастная и искалеченная, до такой степени, что ей даже доктор нужен. Ей нужна любовь, однако с любовью она определиться пока не может. |
шамсена
Показать полностью
Клэр Кошмаржик Можно, кто ж запрещает.А нельзя и то и другое сразу? Для меня это прежде всего очень важное свидетельство того, что совершенно нечего Серафимой восхищаться, или говорить, что вот она - идеал женщины. Она - несчастное искалеченное создание, и ей Хлудов может быть намного больше нужен в смысле вылечивающего фактора, чем даже она ему. Но идеал женщины в Серафиме вижу не я, а Булгаков. Это ведь он поставил её на пьедестал, вместе с её чувствами, нелепостями, детской наивностью и неуместно-прямолинейными обличениями Хлудова и его зверств. И место, которое отведено ей в пьесе, указывает не на то, что она и есть объективный идеал женщины, а на несколько иное: Серафима хороша и желанна, по мнению автора первоисточника, и именно ей выпало олицетворять Прекрасную Даму. А что есть Прекрасная Дама? Символ, не более. И уж точно не полноправное действующее лицо. Поэтому, когда она, вынужденная обстоятельствами, начинает своевольничать, Голубков с ножом в руках загоняет её обратно на пьедестал. Но она-то всё равно живая, не мраморная. И чувства у неё хоть и окаменели в постылом браке и агоническом существовании среди обломков столицы, но она способна и чувствовать, и сопереживать. Ей для этого сначала нужно выйти из ступора — а страшно. 2 |
Daylis Derventавтор
|
|
шамсена
А Вам в пьесе Серафима нравится? И в фильме? Я просто не знаю - или я булгаковскую героиню испохабила, проецируя на нее какие-то, может быть, свои комплексы, и получилось что-то невнятное - или она Вам в принципе не симпатична? |
Daylis Derventавтор
|
|
Вообще, не знаю уже, о чем мы спорим. Бывают люди, которые как луч света в темном царстве, что называется. Мудрые, сильные, светлые, добрые. Без тараканов в голове. Верю, бывают. Но большинство-то людей с тараканами - и это даже не очень зависит от того, насколько реально тяжелой была у них жизнь (Серафима вот действительно большого горя и не знала, наверное - если сравнить с другими людьми в то время, но она не ущербная, хоть и не идеальная).
Тут в ленте на днях увидела стих, мне он очень понравился. внутри меня темно и страшно там бред сомнения и смерть ты захвати с собой фонарик когда придешь меня любить Я думаю, что это почти у всех так) |
Daylis Dervent
шамсена Нет, нет, что вы, у вас очень Булгаковская Сермфима, вканонная, в характере. Она мне и пьесе, и в фильме очень сильно не нравилась. Всегда!! А у вас замечательно получмется. По настоящемуА Вам в пьесе Серафима нравится? И в фильме? Я просто не знаю - или я булгаковскую героиню испохабила, проецируя на нее какие-то, может быть, свои комплексы, и получилось что-то невнятное - или она Вам в принципе не симпатична? |
Клэр Кошмаржик
Да, вы правы в этом. И про пъедестал и про чувства. Надеюсь, встреча с Хлудовым, которого она таки услышала сквозь все свои стоны и стенания о своей несчастной жизни - все же поможет ей выйти из ступора. |
Daylis Dervent
Клэр Кошмаржик Спасибо, что не обижаетесь на меня! Наверное, я по отношению к Серафиме излишне категорична. Но она бесконечно меня раздражает. В самом первоисточнике жутко раздражала. Недоразумение какое-то, а не женщина! И как персонаж, и как символ, и как образ. Ничего с собой поделать не могу. |
Daylis Derventавтор
|
|
Stasya R
Показать полностью
Спасибо тебе! )) Очень круто было про глаза, которые стали синими от невыплаканных слез. И интимная сцена, конечно, снова шикарная. У меня теперь это "Пожалей меня..." в висках бьет. Прямо слезы из глаз хлынули. Спасибо! Меня вдохновляют кадры с Савельевой - у нее действительно глаза то голубые, то синие. А уж сцена в конце фильма в порту, когда Голубков с Чарнотой вернулись - она там на Голубкова и не смотрит, а с Хлудова глаз не сводит. И глаза как будто полны слез. А "Пожалейте меня" - она говорит ему в пьесе (в театрах играют более позднюю редакцию, где этого диалога нет, а мне он очень нравится). Вообще стиль и атмосфера этого фанфика напоминает мне книгу, о которой я тебе говорила - "Лебединая песнь" Ирины Головкиной. А я ее читала, и она у меня где-то есть, когда у нас ее издали, я мимо пройти не смогла. Давно, кстати, не перечитывала - тяжело было читать, очень жалко их всех. шамсена В самом первоисточнике жутко раздражала. Недоразумение какое-то, а не женщина! И как персонаж, и как символ, и как образ Понятно) А то я уже думала, вдруг это я ее так испортила. Вообще, надо сказать, что в начале 20 века была популярна книга Вейнингера "Пол и характер", где он развивал теорию о мужском и женском начале. О Вечно-Женственном писал еще Гёте, и вообще в немецкой философии тема эта затрагивалась. Вейнингер же ее исследовал достаточно глубоко и защитил диссертацию. Так вот, женственное как архетип - это именно пассивность и бесформенность. В то же время в природе не существует носителей женского или мужского начала в чистом виде, любой человек совмещает в себе в той или иной мере и то, и другое. Собственно, теория не нова - в восточных философиях примерно такой же подход (то же Инь-Янь и т.д.) Просто немцы ее переосмыслили и поставили на научную основу. Русским образованным людям начала 20 века она была известна, и Булгакову наверняка тоже - возможно, он с этим и соглашался, хотя бы отчасти. Возможно, поэтому в пьесе, которая вообще насыщена символизмом, героиня именно такая. Надо сказать, что Хлудов - тоже мужчина архетипический. И по отношению к Серафиме он выполняет опять-таки архетипическую роль защитника и покровителя. Наверное, поэтому так хочется видеть их вместе, и кажется, что их обязательно должно было друг к другу потянуть. 3 |
Daylis Derventавтор
|
|
шамсена
Показать полностью
И все-таки, хотелось бы конкретнее. Из чего следует, что Серафима глуха к другим? Надеюсь, встреча с Хлудовым, которого она таки услышала сквозь все свои стоны и стенания о своей несчастной жизни Да, она его таки услышала и увидела то, о чем он ей не говорил и не хотел говорить. В каноне (в пьесе, то есть) он ей все время отвечает в таком духе: "Я здоров, мне няньки не нужны, идите погуляйте в саду", когда она пытается заговорить с ним о его состоянии, она его и в пьесе жалеет и хочет помочь, но не знает как. А что значит - Серафима глуха к себе? В чем это выражается? Она как раз свои чувства и желания осознает, но не считает, что это повод отбросить все, чем жила до этого (у нее был муж, она была ему верна, сейчас у нее есть жених, которому она тоже хочет быть верной). В принципе, это в культурном коде закреплено - не идти на поводу у своих желаний, не поддаваться любому импульсу. Мало ли кого и к кому потянет - но есть мораль, долг и собственные обязательства. Собственно, культура и держится на запретах, на том, что человек свои бессознательные влечения стремится контролировать и не давать им особой воли, ввести их в приемлемые рамки. Это по Фрейду. Другое дело, что человек может здесь и ошибиться, может, например, принять за большую и настоящую любовь мимолетное влечение и разрушить свою семью. А может и наоборот, подавить в себе глубокое искреннее чувство, принести себя в жертву - но от этого пользы никому не будет. Чем больше я углубляюсь в канон, тем более вероятным мне кажется, что они таки не остались друг к другу равнодушны. Что, может быть, Серафима осталась с Голубковым только потому, что уверена - он без нее пропадет (ага, в пьесе он именно такой, что только обнять и плакать). Правда жизни, однако, заключается в том, что Голубков найдет себе женщину, которая будет его любить и опекать. Хлудов же после расставания с Серафимой жить не сможет (независимо от того, поедет ли он в Россию или нет - у него просто не останется ничего, что его удерживало бы от самоубийственного шага). 2 |
Мы ждем проду)
1 |