EnniNova
Роман стоит, чтобы его прочесть. Он уникально крут. И это то произведение, где действительно нет ничего лишнего. Буквально каждая фраза работает на замысел и создаёт картину... Таких произведений мало. Прочтите, не пожалеете, клянусь! 3 |
Анонимный автор
Показать полностью
Ох, можете иронизировать надо мной насчёт имени, я сомневалась между Y и А, в результате решила, что идеально "транскрипционное А" – ʌ, но транскрипционных знаков среди нумеров не было... и решила его перевернуть - но только не становитесь на зыбкую почву рассуждений о "совести"...Потому что не вполне ясно, а действовали ли герои "Мы" в соответствии с совестью до Операции? Хоть кто-нибудь? Впрочем, об этом простыня в конце. Вначале я хочу прояснить несколько моментов. __________ Сразу повторю свою мысль, ибо вы её странно как-то поняли: "смерть мыслящего существа, где разум есть, а жизни нет". Я не говорила (!) о повреждении когнитивных функций. Аналитика, счёт, память и т.п. Ибо я сказала: разум есть. Ничто не мешает им проводить сложные расчёты, летать в космос, писать отчёты... Жизни нет. Акцент не на "мыслящем", а на существе. Живом существе, не обращённом в рациональную машину. Но и "мыслить" здесь в декартовском смысле = "сомневаться". Чего, по канону, лишённые фантазии не могут. Операция по "удалении фантазии" (островковая кора, видимо) отрезает именно эмоциональную составляющую. Плюс, неизбежно, побочные ассоциации. Т.к. они и есть фантазия. Красота, кстати, понятие не эмоциональное, а математическое, основанное на соотношении частей. А вот пристрастность, нерациональное предпочтение, влияющее на поведение и обеспечивающее верность каким-то людям и идеям, даже если они ведут себя "объективно" (математически) неправильно, выделение их из общей массы – это эмоции. Сопереживание – это эмоции. Поэтому повторюсь: вы не правы, в каноне именно эмоциональная составляющая после операции отсутствует. Потому что отсутствует пристрастность. В этом эмоции, а не в созерцании объективной красоты женщины, пытаемой в этот момент удушьем. ________ Во-вторых, не надо путать метафоры и неточные определения. Герои канона предельно точно и буквально описывают свои состояния. Всегда. И Благодетель тоже. Красочный язык не есть язык неточный. Это просто объяснение сложных ощущений (не чувств, ощущений) на языке без специальной терминологии. Когда Д-503 говорит "лицо горит" или "чугунная тяжесть" – это не неточность, а буквальность. Когда Благодетель говорит "обрызганы кровью", это тоже вполне буквально, каки именование главного персонажа "конквистадором". Они используют эти слова по прямому назначению. Хотя Д-503 и является в каноне единственным персонажем, чьи слова и мысли постепенно хаотизируются (в такт его переживаниям), он и то не допускает неграфичных, непонятных метафор. И выражения "старого языка" собирает, считайте, он один – недаром вечно пишет их в кавычках, а другим – например, О-90 – объясняет их значение. ...Но "лет шестьдесят" не метафора, а просто странно-раздолбайское отношение ко времени. И "взять на карандаш" – не буквальное, не осязаемое выражение. "Душа в пятки" из канона – осязаемо. "Сломанные брови" и "улыбка, как трещина" из канона – графично. А это просто невнятный штамп. У них и карандашей-то, наверное, нет... Простите мне моё невольное занудство, но просто именно Замятин отличается ёмкой и яркой метафоричностью языка, где не просто предложения, а одного-двух слов порой достаточно, чтобы передать переживание или ощущение: "Когда-то он был шестипудовый - теперь уже вытек наполовину, болтался в пиджачной скорлупе, как орех в погремушке". Ну кто ещё так всё сразу опишет? И это буквально, зримо, здесь никакой почти метафоричности и нет, только следование тому, что видишь. ========= А теперь к вопросу о совести. Легко сказать, что раньше у Д-503 была совесть, ибо стремился в сторону тех решений, которые принимаем мы сами. Но так ли это? Так уж ли совестливы персонажи "Мы" вообще? Совесть ведь это не следование человека туда, куда нам симпатичнее в соответствии с нашими идеями. Это верность человека тем идеям, в системе которых живёт и которые декларирует открыто он сам. И сколько есть в мире идей, вер и учений, столько в нём и "совестей". Нет там общего знаменателя и универсальной правды. "Милосердие к детям", скажет кто-нибудь... и вроде как Ю нам неприятна, мы понимаем, что её рассуждения о "жестокой любви" и дисциплине – порочны. Мы относимся к ней так же, как к Долорес Амбридж из ГП. Но что альтернатива? Вседозволенность? Нет. Мы тоже не разрешим детям питаться одними сладостями или постоянно смотреть мультики вместо того, чтобы учиться. И скажем те же слова: "ради их же блага", "ради их здоровья", "ради будущего" и, конечно, "потому что мы их любим". В чём разница? В "универсальных ценностях"? Нет, только в нашей вере. Что мы считаем правильным, здоровым, необходимым. Это спор о мнениях, а не вселенская истина. Скажете, Д-503 идёт за I-330 потому, что в нём внезапно пробуждается совесть? Он вдруг понимает, что до сих пор жил во лжи и настоящая жизнь совсем другая? Ох, нет. Отнюдь нет. Это не внезапное пробуждение совести, а пристрастность. Желание из эмоциональных или эстетических соображений сделать исключение – и будь что будет. Он идёт не за идеей, а за человеком. И он не солидаризируется с "чужими" (повстанцами и людьми за Стеной), он лишь предаёт своих. И ему потом жалко не того, что он предал, а того, что это предательство не оценено. Что он не получил за него награду. "Ну и помогли тебе твои ляхи?", как говорится... И да: выдать I-330 и пойти на Операцию он собирается ДО того, как его туда записывают насильно. То есть он это делает в здравом уме и трезвой памяти, без оперированной фантазии... из ревности. Просто из ревности. И от того, что ему "плохо". Он мелочно пытается себя выгородить, сказать, что это всё случайность, бред, что он сразу понял, как это недопустимо... не жалкое ли зрелище? И где здесь вообще "совесть"? А сама I-330? Для нас она симпатична, потому что бьётся типа за свободу, но если смотреть "с общей точки зрения"... Она ведь действительно обрабатывала Д-503 потому, что он был строителем "Интеграла". Да, возможно, его "гены свободных людей из-за Стены" стали приятным бонусом, но цель была ясной с самого начала. Этично ли это? Водить за нос, сбивать с пути, обещать то, чего никогда не будет... Да, если того требует цель, а цель мы признаём достойной. Но это тоже вопрос веры. А так, по гамбургскому счёту, "обман доверившегося", девятый круг ада. О-90? Которая ради эгоистичного удовольствия почувствовать внутри себя жизнь, собиралась обречь своего ребёнка на страдания. Мы не знаем, что делали с теми, у кого отцовская или материнская норма были невыдержаны. Но даже если отсечь самые кошмарные варианты, наверняка такой ребёнок будет привлечён к самой нехорошей работе и шансов улучшить своё положение у него не будет. Ради того, чтобы "просто почувствовать". Как там поживает совесть? R-13. Что ж, он типа в подполье, поэтому то, что он сочиняет стихи для казней, почти не считается. И он единственный, кто вроде как этим мучается. Возможно, только здесь и есть совесть. Жаль, что он умер, а то мы бы бы наконец увидели хоть одного человека, для которого это слово что-то значит... 3 |
EnniNova Онлайн
|
|
flamarina
Обязательно прочту. Обязательно. 2 |
Мурkа
Спасибо, Мурка, хороши твои обзоры! Да долетят, долетят, мало не покажется. Жаль, что не было времени всерьез поработать с фиком до выкладки, сейчас он здорово изменился. Через полчаса залью новую версию с учётом замечаний читателей. Ну и заодно сменит статус на в процессе 3 |
EnniNova Онлайн
|
|
Прочитала новую главу. Если они все такие, пусть они не долетят до несчастных планетных жителей! Это капец - уничтожать парня за то, что он задержался в библиотеке!
И да, я все еще не прочитала роман. |
EnniNova
В романе все жестко. Там у них есть известное литературное произведение, трагедия "Опоздавший на работу". А в столовке на каждый кусочек еды полагается 50 жевательных движений - за этим следят! Тут им уже пожелали в комментариях убиться об комету, но корабль пока летит! Много исправлено по сюжету в шестой и пятой. главе. Большое спасибо за отзыв. Буду пилить дальше 2 |
EnniNova Онлайн
|
|
Анонимный автор
Жесть! Не дайте боги когда-нибудь кому-нибудь до такого дожить! 1 |
EnniNova
К сожалению, есть много желающих жить именно в таком мире. И это очень страшно. 2 |
EnniNova
Показать полностью
А всё-таки почитайте роман... Не стоит произведение "по мотивам" воспринимать как источник информации об исходнике. Это даже хлеще, чем о книге судить по фильму =) "Фильм" здесь явно более... гхм, садистский. Книга же прекрасна специальной, точно выверенной хрустальной отстранённостью. Она не об адских котлах, а о "благих намерениях", которыми вымощен путь. И именно то, что намерения благие, придаёт особенный оттенок. Если хотите, можно сравнить это с философией Душ, о которых вы пишете в фандоме "Гостья". На самом деле, похоже почти один-в-один P.S. что касается "трагедии "Опаздавший на работу", то от неё в оригинале есть только название. В чём трагедия – не сказано. Возможно, только в том, что опаздавший сильно мучился совестью за то, что нарушил совершенную математически-выверенную систему... О тех, кто оказывался не в то время, не в том месте сообщали. Хранители их проверяли. Это да. Но как показано мельком в оригинале, всё зависело от причин. Под болезнью/здоровьем понималось не только и не столько физическое здоровье, а психическое. С вероятностью 90% человек, найденный в библиотеке, в процессе допроса был бы признан присихически нездоровым и отправлен на лечение, а не уничтожение. Я не автор, но раз тексту необходима трагедия, то в духе оригинала, кмк, было бы решение, что раз нумер так увлёкся литературой (скажем, не по профилю своей деятельности), то его фантазия была прооперирована некачественно. И он подлежит повторной операции. Для усиления эффекта, допустим, после неё его здоровье (физическое) будет полностью утрачено, и его придётся аннигилировать. Вот вам другая жестокость. Жестокость рационального мира. 1 |
EnniNova Онлайн
|
|
Если хотите, можно сравнить это с философией Душ, о которых вы пишете в фандоме "Гостья". На самом деле, похоже почти один-в-один flamarinaЯ тоже уже провела эту параллель, даже на основании комментариев и разъяснений. И да, в ближайших планах обязательное прочтение романа. |
flamarina
Спасибо! За что вас в ЧС-то, вы главный комментатор, который делает мой фанфик лучше. Я бы тоже ревновал, если бы кто-то замахнулся на мой любимый канон и наделал ляпов. Я не держусь за свои ляпы, как женщина держится за свои трусы, и исправляю по живому. Можете меня хоть палкой побить, лишь бы фик стал лучше. Если что изменю в выложенных главах, сообщу тут. И вчерашний комментарий тоже крут, у меня просто времени не было зайти на сайт и ответить. Идея с обьявить прогульщика больным хороша. Но тогда получится, что Операция таки обратима и несовершенна, а мне хочется придерживаться максимальной близости к канону (насколько смогу. А могу я немногое, сказал эльф) Ясен пень, что у меня как у Замятина не получиться. Но потому люди и пишут фанфики, что канона им мало. R13 наверняка издал хоть одну книжонку, вот ее Д и взял на борт. И конечно она политкорректная. "Думаю, эти стихи – и другие, неполиткорректные, возможно, с тем самым "Палач" – после его смерти при обыске комнаты попали в том числе на стол к Благодетелю." Похоже на то! |
pegiipes Онлайн
|
|
Тоже присоединюсь, очень в стиле оригинала. Хотя писать по Замятину, на мой взгляд, непростая задача. Намёк на эмоции вместо эмоций, намёк на жизнь вместо жизни, но и немножко надежды.
1 |
EnniNova Онлайн
|
|
Ой, не поэтому она с тобой не поздоровалась. Интересна судьба сбежавшего. Надеюсь, не найдут)
|
EnniNova
Спасибо! Да, видать, не поэтому. А вот найдут или нет - посмотрим! |
EnniNova Онлайн
|
|
Начала сегодня читать роман.
|
А еще автор пообещал дописать продолжение прямо здесь. Читайте, подписывайтесь, будем ждать вместе.