↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Mecc
В блоге фандома
Гарри Поттер
24 апреля 2015
Aa Aa
#много_букв #канон #избирательность_человеческого_мышления #наболело #всем_пох

Навеяно одним из постов(о проклятии единорога), я его сейчас уже не найду, но он заставил меня взглянуть на некоторые вещи в ГП немного под другим углом.
Плюс некоторое количество фиков и людей с весьма однобоким взглядом образовали в моей голове критическую массу, которая требует её выплеснуть.

В книгах Роулинг мы очень часто видим то, что хотим видеть, но совершенно не замечаем то, что нам не нужно или не укладывается в наши представления о персонажах и реальности.

1. Собственно, положившее начало всем этим выкладкам проклятие единорога.

Мы придумываем недокументированные побочные эффекты для крестражей, считаем Волдеморта тупым идиотом и бессмысленным садистом ради обоснования его поведения и той очевидной разницы между ним времён "первой магической" и тем, что возродилось потом, но совершенно забываем о том, что говорилось в первой книге про проклятие единорога. Считаем его не заслуживающей внимания мелочью, отказывая ему в реальности и значимости, хотя проклятие, скажем, ватных ног кажется нам вполне себе влияющим на события. Мы уверены в магии второго, но почти полностью игнорируем первое, плодя при этом лишние сущности. Не доверяем источнику знаний, не воспринимаем его серьёзно? Кентавр - не человек, да ещё и балуется предсказаниями, говорит загадками и вообще лесной дикарь.

2. О предсказаниях.

Мы вполне верим в пророчества, целых два пророчества, но к любым другим предсказаниям относимся свысока и пренебрежительно. Кентавры предсказали войну? О них уже было выше. Трелони выдала целый ворох верных мелких предсказаний, она даже грима увидела, пусть и не совсем верно истолковала. Но вот опять: смешная, даже на вид, алкоголичка-затворница не кажется нам заслуживающей доверия, а МакГонагалл и вовсе забивает последний гвоздь в крышку гроба. Да, Трелони предсказывала Гарри смерть, но было ли это действительно ошибкой? Она могла неверно истолковать грима, пытаться таким образом внушить мальчику осторожность, действительно предсказывать правильно, но предсказание тем и отличается от пророчества в трансе, что его можно предотвратить. Доказательством служит тот факт, что на злополучном матче, прерванном дементорами присутствовал Дамблдор, а он, насколько я помню, посещал отнюдь не каждую игру, а только те, где Гарри могла грозить опасность. И действительно, именно Дамблдор спас его в тот раз. Мы не знаем сколько таких подстраховок могло остаться за кадром, предпочитаем приписывать несчастной гадалке нечеловеческие везучесть и проницательность, зачастую отказывая и тем двум пророчествам в истинности, а Трелони обвиняя в шарлатанстве и лжи просто поразительных масштабов и успешности.

3. А если я скажу вам, что у меня рога на лбу растут?

Снейп. Почти всегда мы видим его чужими глазами, в обстановке, не располагающей к расслабленно откровенности, но верим, истово верим каждому его слову, лишь иногда делая исключения: мало кто на полном серьёзе станет доказывать, что он принёс бы Амбридж яд для Поттера, но критическое мышление отказывает нам почти во всех остальных случаях. Примеры - много их.

4. Сила любви, старый маразматик и защита Лили.

Можно долго распространяться на тему Дамби - гад и Дамби - не гад, но меня вот что поражает: сам Волдеморт примым текстом признаёт существование этой защиты. Неоднократно, чёрт побери, но всем пофиг.
А ещё - мы считаем "силу любви" полной чушью и бредом маразматичного старичка. Вообще, Дамблдору везёт на избирательность. Он заявлен самой Роулинг в качестве умного и могущественного волшебника. В тексте часто встречаются подтверждения, а ошибается он один раз. Не признаёте его поступки оправданными - ладно, но зачем же делать из него идиота, приписывать кретинские поступки, абсолютное неумение просчитывать и на один ход вперёд? Цветные мантии и небольшая эксцентричность не делают человека идиотом.

5. Отношение к убийству в мире ГП

Убийство раскалывает душу, это самый страшный поступок, именно он - необходимое условие создания пресловутых крестражей.
Мы считаем убийц злодеями, назначаем их пугалом и целью для экстерминатуса зачастую именно на этом основании, но... наши Гарри крошат врагов пачками, повторяя шаблон героев попсовых боевиков, даже не задумывась, без реальной необходимости, не считая тех людьми, не раскаиваясь. Они уподобляются своему противнику настолько, что я перестаю различать правильную сторону.
Мы совершенно игнорируем тот факт, что Гарри применял в таких случаях экспеллиармус, а не Аваду, он не хотел убивать. Даже Волдеморта. Мы просто следуем привычному сценарию, не думая о мотивах.

6. Джинни Уизли

Гримёры испоганили Райт, а мы ненавидим персонажа.
Джинни пытается переключиться и перестать досаждать своему герою - она шлюха. Ловит каждое его слово - пытается охомутать ради выгоды. Прощает заскоки с расставанием и уважает выбор - нет, это не может быть любовь, только корысть на такое способна. Сопротивляется режиму и участвует в битве? Да ну, мы сделаем вид, что этого не было.

Итог? Давайте чаще задавать вопрос "почему?" и не удовлетворяться первым вариантом, пришедшим в голову. Мало того, что он точно не единственный, так ведь не факт, что вообще правильный.

Мне было бы интересно узнать ваши примеры встречавшегося однобокого взгляда.
24 апреля 2015
23 комментариев из 75 (показать все)
Окей. Тем не менее, кто что хочет, тот то и пишет.
Poxy_proxy, Хмури, бравший в плен, а не убивавший "когда была возможность".

Матемаг, так тут всему такие объяснения есть, только тот факт, что главный волдитупер и дамбитупогадер у нас сама мадам автор, очень плохо обходится.
Mecc
ну, я думаю, с тем, что всё сложнее, чем это видится с позиции гарри, здесь никто спорить не будет :-)
Матемаг,
Я уже говорила, что не считаю его идиотом.
"каждый прецедент" - это каждый раз, когда ему не везёт, каждый раз, когда он ошибается, каждый раз, когда Гарри спасается чудесным образом.
И нужно отдельное, логичное, правдоподобное обоснование для каждого случая. Возможно, но, как по мне, это чрезмерное усложнение.
чем вам не нравится простой, даже в логику сказочную укладывающийся аргумент, что кровь единорога - не духовное проклятие, а телесное? Или что он действует на того, кто её пил (а не косвенного инициатора действия, того, кто приказал пить)?

Тем, что сама суть преступления - больше духовная, если можно так выразиться, а наказание - в духе преступления. И это хорошо бы объяснило дальнейшее, не плодя при этом новых сущностей.
Даже чисто статистически подобное тотальное невезение не слишком правдоподобно, но данное допущение кажется вам более приемлемым?
Инкогнито, дело не в принадлежности Ро к одному из этих лагерей, нет. Дело в том, что у Ро самой не хватило то ли желания, то ли мозгов к шестой-седьмой части плавно устранить сказочные элементы. И заодно поправить в расчёте на это остальные части. Или, вариант, дописать чистую сказку. Персонажи у неё не тупые, а скорее архитипичные. Дополнительные элементы тупости - из-за недостатка ума/нежелания планировать самой Ро. Притом, что Ро явно утверждает, что у неё дамбигуд, хех. Соответственно, "очень плохо обходится" - как раз обходится не труднее всего прочего:)
Месс, "Тем, что сама суть преступления - больше духовная" - ну как бы бесполезно спорить о степени духовности преступлений, потому здесь замолкаю. Это больше вопрос взгляда.

"это каждый раз, когда ему не везёт, каждый раз, когда он ошибается, каждый раз, когда Гарри спасается чудесным образом" - ну например, в духе БИ объяснить. Снейпофилы одобряют: незримый страхующий Снейп ня, хех. Можно, конечно, нам пройтись с вами по канону, но мне лично влом:) Усложнение, считаю, будет не такое уж и большое.
Матемаг, мозгов ей не хватило на ровно противоположное, по-моему - оставить ВЕСЬ цикл таким же сказочным, как первая часть. А с такими художественными целями - довезти до победы верхом на белом рояле неумного и плохо обученного героя-малолетку - именно это и надо было делать. Потому что как только начинаются поиски реализму - так начинает откровенно вонять сама ситуация с тем, что всей толпой за мальчишкой спрятались. Ну и всё прочее соответственно.
Или так, верно. Надо было ей определиться. Из трёх вариантов (реализм, сказочность, сочетание), она выбрала третий, самый сложный. И закономерно его не потянула. Ну печалька, да.
Матемаг,
Теория поверяется практикой - в том смысле, что не узнаем, пока кто-то не попробует действительно сделать подобную достройку в полном виде.
Можно фик написать. Я бы почитала, это может оказаться интересным. =)
Месс, ну учитывая число вещей, которые я хэдканонно для себя туда-сюда достраивал, не думаю, что это проблема. Фантазии хватит. А не хватит - займём у Лост.
Фик можно, но я не стал бы. Даже если забыть, сколько у меня впроцессников - тупо и банально неинтересно. АУ или ООС - интересно. Объяснять канон? Пропущенные сцены и всё такое? Нет уж! Скучно.
Вот поддерживаю предыдущего оратора. Заморачиваться обоснуями к своим ходам должна была сама Роулинг. Если мне заплатят хоть пару процентов от её гонораров - могу утрудиться. А за бесплатно я, пожалуй, сохраню прежний тренд - наводить в этом бардаке порядок. По собственному усмотрению.
Матемаг,
Скучно? Это же как вывести правильный результат после двадцати страниц формул. Оперировать тем, что имеется, привлекать константы и самые разные формулы и методы. Получить гармонию из чего-то неидеального. Чистый восторг.
Хотя, на вкус и цвет... =)
Оу, у меня даже фик быстро превратился в полуоридж! Конечно, скучно! Создавать свою мозаику, а потом складывать её в чудесную картину, доказывать свои формулы - это интересно. А разбираться и потом править чужой программный код... мдя.
Матемаг, пропущенные сцены бывают хороши - собственно, лучшее, что я читала в фандоме, именно к этому жанру и относится - но только реализм там обычно перевешивает.
Бывают - только обычно они миники (фики вроде Альтриного - исключение), а миники читаю крайне редко:)
Упомянутый лучший текст фандома - это миди, и я его сейчас перевожу. Сказочности там по минимуму, всё очень реалистично - и очень вканонно.
Небось, психологизм и всё такое?:)
Нет. Социальная драма скорее. С детективными элементами. Психологизма там негусто.
Хмммммм...
*думает, заносить ли в список на прочтение*
А я буду доказывать, что если бы Амбридж приказала бы Снейпу принести яд, он принёс бы. Потом срочно сообщил бы об этом Дамблдору, но сначала принёс бы. Потому что важней всего остаться двойным агентом, а толпа слизеринцев его бы не поняла, если бы он вынул палочку, оглушил Амбридж и освободил Поттера.
Апрельский тролль
а я с вами соглашусь.
Снейп из тех, кто умеет правильно расставлять приоритеты.
разве что ненависть к "мародёрам" его иногда подводила.
но.
он точно знал, что приказа "принести яд" не последует.
и в этом меня никто не переубедит :-)
поисковик
Конечно, он знал. Он же легилемент))
Но будь Амбридж злее и решительней, будь она ООСной Амбридж... Принёс бы яд, куда ему деваться.
Апрельский тролль
ну, вы меня поняли :-)
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть