↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Майя Таурус
7 июня 2015
Aa Aa
Вокруг полно разного качества литературы о прогрессорах. Стругацкие, Ле Гуин и так далее. Однако везде прогрессорство показано с точки зрения только самих прогрессоров. И везде нас убеждают, что прогрессорство это здорово, это жизненно необходимо. И разумеется все прогрессоры идеалисты. Но вот вопрос так ли это на самом деле? Нужно ли это тем, кого собственно прогрессируют?
В романе Макса Далина Лестница из терновника показано по-моему настоящее отношение прогрессоров к подопытным "туземцам". Это отношение не учёного, а конкистадора. Только конкистадор честно хотел урвать славы и богатства, а вот прогрессоры чаще всего прикрываются высокими "гуманистическими идеалами".
#мир_фантастики
7 июня 2015
5 комментариев из 55 (показать все)
Прогрессорство... Хм.
Тут вопросов куда как больше, чем кажется на первый взгляд.
Дихотомия первая. "Свой вид/чужой вид", и связанное "своя биосфера/чужая биосфера". Ну и связанные этические вопросы в духе "это ещё прогрессорство, или уже спасательная операция?" Колонии-Маугли, размеры, сложность и траектории развития социумов, наличная экономическая база и относительные размеры инфосфер... Против уровня понимания биологии и этологии прогрессируемого вида.
Дихотомия вторая, сингулярная. Если старший партнёр перешагнул оный порог - постдефицитная, хе, экономика, сильный ИИ (что с высокой вероятностью означает де-факто мультивидовую цивилизацию со всеми плюшками и проблемами), аплоад и иммортализм, а младший ещё до первой НТР (по приведённым энергетическим показателям на душу населения) не дорос - это одна история. Если же условной разницы лет в 150-200, и в качестве ведущей оказывается цивилизация примерно как нонешняя наша...
Дихотомия третья, размерная. Если ведущая цивилизация имеет численность на 5-6 порядков больше, и упорядоченная часть инфосферы у неё где-то на 24-32 порядка больше - то прогрессорство есть единственный шанс хоть что-то сохранить у ведомой цивилизации. Иначе - бесследное растворение и в лучшем случае немного туристических объектов через каких-то 100-200 лет.
Показать полностью
>Иначе - бесследное растворение и в лучшем случае немного туристических объектов через каких-то 100-200 лет.
КЧП
Marlagram
В варианте 2б сама идея прогрессорства не имеет практического смысла, имхо

А вот комбинация третьего с первым - самое то
Майя Таурус

Дочитала. То, что прогрессоры оказались в конце такие белые и пушистые (и манипулировали героем покруче, чем он туземцами) - слегка покоробило. Но это точно Япония. Китай - общество служивое, там аристократия рано вымерла, а вот в Японии - процветала и процветает. И общее впечатление от туземцев - именно то, какое производили на европейцев уже в XIX веке самураи: нечто маленькое, манерное, закутанное в шелка и в соломенных тапочках, из-за чего ходит, забавно переставляя ноги, но при этом, оказывается, смертельно опасное. У Мещерякова в "Императоре Мэйдзи" описано, как европейцев предупреждали: револьвер не поможет, вы просто не успеете его использовать и не успеете уклониться от удара мечом, так что ходите осторожно. Предупреждения были основаны на горьком опыте.

Мещерякова вообще интересно почитать, чтобы понять, как выглядит разумная реакция на чужой прогресс. От местных элит ничего, в общем, особенного и не требовали (острова на краю света, нужные в основном для стоянок китобоям), но им хватило, чтобы отмобилизоваться и перестроиться. Генерал Ноги, тот самый, что разбил русскую армию под Порт Артуром, в молодости сражался за императора именно что в шелках и с двумя мечами за поясом. А потом люди стали тянуть себя за волосы из традиции, и вытянули вполне успешно.
Показать полностью
"Однако везде прогрессорство показано с точки зрения только самих прогрессоров. И везде нас убеждают, что прогрессорство это здорово, это жизненно необходимо."

Не везде, но встречается часто. Прогрессорство с точки зрения "отсталой культуры" хорошо показано в "Земле Веснаров" и "Вольчей сыти" Дяченко.
ПОИСК
ФАНФИКОВ













Закрыть
Закрыть
Закрыть