↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Глиссуар Онлайн
14 августа 2018
Aa Aa
вообще можно выделить такую закономерность: если какое-то явление считалось молодежным неопределенное количество лет назад, то в представлении современного возрастного обывателя, это явление автоматически переносится на современную молодежь.

фразу «сейчас кругом всякие хиппи» можно услышать от людей, которые на двадцать лет моложе этих самых хиппи. (напоминаю: самые ранние хиппи — это те, кто был в возрасте призыва на момент американского вмешательства во Вьетнам, то есть сейчас им в районе СЕМИДЕСЯТИ, а в СССР расцвет субкультуры заполз на 80-е, но в любом случае, это поколение сильно за пятьдесят).

а те, кому сейчас 40–50, называют «поколением пепси» своих детей и делают круглые глазки, если сказать им, что термин-то вообще-то относится к ним самим, ибо означает людей, которые были молоды в конце перестройки — первой половине 90-х.

то есть по мнению возрастных обывателей, молодежная культура — это пахнущий нафталином чемоданчик со всяким старьем, который положено передавать по наследству будущим поколениям и немедленно забывать, что его владельцем вообще-то был ты сам.
14 августа 2018
20 комментариев
Дружище, вам надо что-то делать с восприятием времени)) "Поколение пепси" - это РОЖДЕННЫЕ на рубеже 1980-90-х. Те, кому сейчас 40-50 - рождены в конце 60-х - 70-е.
Вот именно, одни стиляги кругом, срамота!
Джин Би
блин, народ)))) вот стилягам сейчас как раз в районе 70-ти))) Стоп! А кто же мы тогда - рубежа 60-70-х?!
Глиссуар Онлайн
Zoth
Это поколение 60-х так считает? Так пост именно о том, как они подменяют термины.

Роман "Поколение П" вышел в 1999 году. И он не про девятилетних, сюрприз. Поколение пепси - это именно те, кто выбрал культуру потребления, отождествляемую для СОВЕТСКОГО человека с образом сладкой газировки, вместо официальной идеологии. Это именно те, кто были МОЛОДЫ в конце перестройки, а не только родились. Дети 90-х уже ничего не решали и пепси для них не было сакральным символом.
Глиссуар
после размышлений склонна согласиться с вами в плане терминов: самый конец 60-х - да, "поколение пепси", хотя эта "идея" доходила до большей части дольше, чем принято считать. "Большей" - т.е. провинциальной, до тех, кто жил вне основных центров (столиц, Прибалтики, Крыма, Новосиба и Еката (тогда Свердловска)) А для поколения начала 70-х предлагаю иной ярлык - "поколение Марса и Сникерса". Тут есть некоторый нюанс, акцент - "сладкая" жизнь не от "голода", а от призрачного очарования способов его удовлетворения. И гимн - Ляпис и его "Капитал".
Zoth
А мы не были "с лейблом". Поколение у нас довольно стратифицированное. И кстати, стиляги -- это не поколение. Вот на нашем примере поясню.

Как вы помните, в наши времена было понятие "Система" (о, вспоминаю, как вписалась к поручику Голицыну -- после одиночной трассы, вся в фенечках, в драных джинсах и хайрайтнике, с учебником санскрита в холщовой сумке -- сижу, вяло отмахиваясь от этого адепта свободной любви, и объясняю: "на самом деле я не имею отношения к системе"). Но. Система -- не хиппи. Там было много хиппи, но панков -- тоже изрядно, с ней соприкасались рокеры (ныне -- байкеры), муж был хорошо знаком с одним любером (sic!), который тоже тусовался в "Туристе" и на гоголях. Неформальные кспшники и реконструкторы, воопиковцы. Брейкеры еще могли заглядывать. И еще старые афганцы -- не новые -- тоже где-то рядом. А металлисты имелись везде. А "утюги" (фарца с иностранцами)? И в общем, все это была -- Система. Но ведь и цивилы были в избытке. С одной стороны, я с удивлением узнала от своих коллег-ровесниц по ак. институту, что они никогда травы даже не пробовали и про Турист не слышали. А с другой -- выставочный зал на Малой Грузинке -- тоже ведь системное явление. И вообще -- Сайгон во время Бродского был куда круче. А лианозовцы? Мы ведь их тоже воспринимали -- как своих предшественников в социальном плане.

Cтранное это явление -- Система. И стиляги -- несомненно ее часть, хотя слова "система" не было. У мужа была версия, что система (как "центровые") возникла после второй мировой, но потом он сообразил: а вот все это из нагибинских дневников: мальчики в кафе, читающие Пруста, Романова -- мотоциклистка в парке культуры и пр. И тут нас прошибло: это даже не советское явление. Вот денди, например. Ведь четкая аналогия, хотя безумная: вернувшиеся с войны "афганцы", ставшие панками-эстетами и законтактировавшие с правящими кругами. Представить такое в наши 80-е -- да легко! Просто конкретно так не сложилось. А если бы афган чуть дольше протянулся, когда всех наших начали в армию загребать без разбора (у МГУ брони не было! В МГИМО, по-моему, года два без брони прошло! Один Физтех сохранил), получились бы советские денди.

Ну и стиляги -- оттуда же. Вот они всю молодость джаз играли и танцевали, американизм поощрялся. Потом воевали, вернулись. И раз -- вся их культура запрещена. А в экономике -- свобода (Вознесенский), а не отсвечивать -- научились на войне.

В общем, это некое социальное явление. А поколение пепси и какие там еще -- это и правда "лейблы".
Показать полностью
Онирида а вот интересно было бы почитать что-то о том, как все это "опрокидывалось" и ложилось на провинцию. То, о чем вы рассказали - московская действительность. У нас в то же время было гораздо меньше подобных явлений (или, точнее, они не были так ярко выражены). Помню ксп, аналог люберов у нас сформировался в 80-е ("лампасники"))) Афганцы - как организаторы и инструкторы в секциях "самообороны", рок-самиздат и клубы (тоже 80-е)... Большая у нас страна (и была, и есть). Сейчас стилевая/системная диффузия проходит в разы быстрее.
Не совсем московское. Во-первых, столица в этом плане не Москва, а Питер. Турист -- не Сайгон все-таки. Во-вторых, провинция разная бывает. В Новосибе система вполне полноценная имелась, а вот в Омске (по воспоминаниям Летова) -- нет. Во многих столицах и не только столицах она была -- Киев, Одесса, Баку, вся Прибалтика, Харьков, Ростов, Уфа. В-третьих, конечно, многих из провинции в Питер и Москву вымывало, но если система имелась, то сразу же что-то новое вырастало. Но вписаться-то во многих местах можно было всегда без проблем, а вписка -- это ведь не только переночевать. Но, конечно, вы правы: везде своя специфика. Во Владике, говорят (сама не знаю), что-то очень странное имелось -- под сильным влиянием моряков. В Одессе оно намного меньше чувствовалось.
И да, я ничего о Системе разумного не читала. Впрочем, понятно. "Системного пипла" в науке полно, в гуманитаристике в том числе. Но свой опыт плохо осмысляется, да и забывается. А без личного опыта получается "вписка на хату". Хотя... флэт -- это флэт, а хата -- это хата. Теоретически можно и на хату вписаться, если речь о квартире, где кто-то околосистемный живет с родителями, например. Но точно не помню, могли так сказать или нет.
Онирида
Про забывается - это вы очень точно подметили)) Прям психологический феномен. Что, кстати, возвращает нас к посту инициатора этого разговора.
Да, мысль интересная на самом деле -- у топикстартера. Тут два момента -- в этом: "вокруг всякие хиппи". Что-то в этом есть, ну вот та самая вечность и вариативность "системы". Пусть нынешние "системные" так себя не называют и вообще -- они не хиппи, а хипстеры. Но общее есть, неуловимое. А второй -- сходный: это же взгляд со стороны, а для него -- что хиппи, что панки, что стиляги, что ролевики, что кспшники, что фанфиксовцы. Одно и то же. И этот взгляд со стороны ловит то же, что рефлексирующий инсайдер, хотя по другим причинам.

А вообще, я наблюдаю за своей дочерью-подростком. Она, помимо остального, слушает "Несчастный случай" -- наших ровесников. А вот Гребенщикова уже нет, почти -- нет. И отчасти у них многое в интернет переместилось. Только что был пост про ребенка, который НЦ пишет. А лет сорок назад: ужас, он себе гребень выстриг и хной выкрасил. -- Запишите его в секцию самбо, там ему мозги вправят.
Онирида
а вот хипстеры - это самоназвание? Уж больно негативная коннотация у термина.
Скорее всего. Хипстер -- старое слово. Оно исходно возникло в Америке где-то в пятидесятые. Это молодежь, слушающая Монка, бибоп вообще, в общем такой высокоинтеллектуальный джаз. Трансформация старого hap cats (Диснея помните: "Everybody wants to be a cat" -- это о джазовых cats. Мультфильм на джазовой культуре очень сильно замешан). Ну и постепенно стало означать тот слой, который в чем-то неформален, но при этом куда больше заинтересован во всяком high art. Потом оно заново возродилось в той же Америке -- сначала в том же смысле -- и к нам пришло. Скорее всего, сами хипстеры себя так и назвали. Потом оно везде немного сместилось по значению. А вообще-то выражение "старый хипстер" и в наши времена существовало, и обозначало... сложно сказать. Не олдовых пиплов (старых системных), а вот кого-то поколения родителей, кто вокруг крутится, слушает Монка, на Грузинку ходит.
Онирида
и вот это вот всё скоррелировать с социальным, политическим, геополитическим, общекультурным контекстом... м-м-м... вкусная работа получилась бы...
Ага. Но кто бы ее написал? Про США много книжек есть (на англ. языке), а вот у нас традиция Cultural studies не сложилась. В медиевистике такое есть -- в подражание Школе анналов, а для новейшей истории... Что-то кто-то пишет, но материала -- поле непаханое. И все эти неформальные штучки -- явно не первостепенной важности предмет.
Взъерошивая хаер, поредевший навсегда от седых волос,
Ведя мемуары за кефиром о подпольной войне,
С кайфом мазохиста в руках разбираю последний мост,
Пытаюсь рассказать как-нибудь о вчерашнем дне.
Царапая бессмысленно пацифик ключом на кирпичной стене,
С известной долей гордости вспомнить кулаки люберов.
Глядя на потрепаный бас в поношенном старом чехле,
Хочется напиться в говно и выдать пару старых хитов.

Такие дела, брат! Любовь…
Такие дела, брат! Любовь…

Мы уходили в подвалы, мы играли глубоко под землей.
Нам снилась траверса, мы пили электрический чай.
Мы посылали наверх парламентера за вином, за хлебом и за травой.
Он возвращался назад, он говорил: «У них опять Первомай».
И наш бледный нездоровый вид кому-то мешал заснуть:
Нам взламывали двери и с погонами в наш underground.
И у кого-то оказался уж слишком коротким его творческий путь,
Но мы верили в то, что за нами последний раунд.

Такие дела, брат! Любовь…
Такие дела, брат! Любовь…

А времена менялись и изменились вконец:
Мы вышли наверх, мы разбрелись кто куда.
И стали делать деньги вчерашний бунтарь и вчерашний певец.
В его уютной квартире есть газ, телефон и вода.
Он не жалеет ни о чем, он держит дома шесть альбомов ГО и пять альбомов БГ.
И вроде бы он не предатель, он по своему прав.
Ведя мемуары за чашечкой кофе: «Моим детям о вчерашнем дне»,
Каждый ловит свой собственный кайф.
Показать полностью
Раньше, в молодости, мне Чиж казался примитивным. А вот теперь оценила -- по крайней мере эту песню. Тут что важно: И вроде бы он не предатель, он по своему прав. Это на самом деле довольно верное замечание. Я тут сужу со стороны, потому что деньги делать все равно не начала. А насчет газа, телефона и воды, так они и на флэтах были, хотя не всех и не все из перечисленного.

А цитату "У них опять Первомай" даже дочь подцепила, хотя мемуары мы для нее не ведем. У нас соседи по даче такие, что иначе не описывается. Но мемуары -- не надо. У детей пусть свое будет. Свой андерграунд. "Выпьем за андерграунд". -- приговаривал один аспирант в ДАСе, когда ему пытались всучить билет на сравнительно официальный сейшак Наумова.
Та да. Я многое так вот с возрастом оценил.
Онирида
спасибо) Многое с вами вспомнилось!
О, да! И топикстартеру - спасибо))
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть