![]() #имхо #мультфильмы #люди_в_интернете #сказки #длиннопост
О сказках, диснеевских мультфильмах, архетипах, трактовках и реабилитации сюжетов - длинные, очень субъективные и не претендующие на истину в последней инстанции #размышления :)) Последнее время в интернете мне постоянно попадаются истории на тему того, почему сказки (чаще всего воплощенные в мультах дисней) устаревшие и даже токсичные. Когда речь идет о юморе, то я всеми лапами за - например, есть на ютубе превосходное видео "Если бы диснеевские принцы были реальны" в незабываемом переводе Сыендука, могу только порекомендовать тем, кто не смотрел) Но чаще это преподносится совершенно в серьезном и главное абсолютно однозначном ключе. Деконструкция - совсем неплоха сама по себе, но так же однобока, как любая категоричная оценка, особенно если она относится к искусству. Поэтому под субботний чаёк я решила написать пост в блог со своими трактовками - за основу берутся именно мультики, как наиболее распространенные, но иногда с отсылками к другим версиям. Также принимаются любые ваши трактовки, если они излагаются спокойно и без фанатизма) 1. "Красавица и Чудовище" - моя любимая :)) Хех. Основная претензия - история учит девочек токсичной модели: "я буду любить этого козла и он точно перевоспитается". Чем плоха классическая мораль? - красота внутри. Не стоит судить по внешности. Кроме того, если мы берем наш "Аленький цветочек", то там Чудовище в принципе хорошее (если не считать того, что оно изначально потребовало девушку на остров за Цветочек). С дисней-версией сложнее - принц изначально тот еще типчик, так что тут есть действительно элемент сомнительной возможности перевоспитания взрослого человека. И все же, имхо, он вторичен, во-первых. А во-вторых, мне часто приходила в голову мысль, что возможно во время встречи с феей принц был подростком, на что указывает и портрет. И кстати в оригинальной версии сказки "Красавица и Чудовище" - Чудовище тоже не злое и тоже превращено не по заслугам. Интересно, что в диснеевской версии ему добавили еще и неприятный характер... Возможно, потому что мультик для детей, к-ые до конца не могут провести границу между дружбой и любовью, включающей эротику. И что можно дружить с чудовищем, но куда сложнее полюбить его, как жениха. Вариант с моими любимыми архетипами - Мы все есть и Красавица, и Чудовище. Не стоит бояться своей Тени (отраженной в Чудовище, к-ое кстати не только страшное, но еще и вздорное), надо подружиться с ней - где-то пожалеть, где-то ограничить, и будем мёд пить)) Ведь именно Чудовище защитило Красавицу от стаи волков - сила Тени? Кстати, интересно и то, что и Красавица, и героиня "Аленького цветочка" позиционируются как довольно нетипичные девушки, чьи желания и мечты отличаются от типичных в социуме. Героиня Аленького цветочка просит не венец дивной красоты, не даже зеркало, глядя в которое девушка не старится, а становится лишь краше (ну и много найдется тех, кто от такого откажется? xD), а аленький цветочек. В дисней-мульте Белль прямо подана, как "странная и неземная", к-ую горожане любят, но не понимают. Кстати, тёмная сторона "якобы хорошего" социума, противостоящего Тени, есть в обеих версиях: сестры героини и, конечно, завидный жених Гастон. Кроме того можно сказать о трактовке с пробуждением сексуальности) Более старые версии этой истории, восходящие к легендам с аналогичным сюжетом, я опущу. Кстати, существует сказка с схожим сюжетом, но принципиально противоположным посылом и это "Синяя борода"... - весьма жуткое теневое отражение истории, не находите ли? :) 2. Думала взять "Золушку", но в последнем посте с негативным описанием мультиков и завываниями на тему #куда_мы_катимся xD меня большее зацепил разбор другой истории, так что о "Золушке" возможно позже. А пока "Аладдин". Здесь речь шла именно о диснеевском мультике, так что другие версии, включая оригинал из "Тысячи и одной ночи", я не трогаю. Основная претензия - Жасмин сбегает из дворца к нищему парню, да к тому же вору. Коли не будет джинна, то ничего хорошего из такого неравного брака не выйдет. Забавно, что эта претензия написана во времена пусть и классового, но все же (если смотреть в историческом контексте) относительно демократического общества. Чем плоха классическая мораль? - не суди о человеке по статусу. Аладдин ворует, но делает он это только потому, что иначе в этом городе не выжить. Он отдает свой нехитрый улов еды бедным детям, оставаясь голодным, и, рискуя собою, защищает на рынке незнакомую девушку (Жасмин). Жасмин в свою очередь, несмотря на высокий статус, очень сострадательна к несчастьям других и, несмотря на нежное воспитание, отнюдь не избалована и сильна. Осуждая неравный в плане социального положения союз, критик забывает о том, что и в союзе с равным себе можно быть несчастным/несчастной, если речь идет о глупом, равнодушном и эгоистичном человеке, как принц, что набивался к Жасмин в мужья. Или и вовсе о том, кто идет по головам, аля Джафар. Вариант с моими любимыми архетипами - Жасмин хочет вырваться из дворца, из привычных установок общества и установок пусть любящего и нежного отца, к-ые все же ей чужды. Она выросла. Аладдин - олицетворяет собою тот самый свободный выбор. Он дерзок, отважен, ловок, когда он на своей крыше, то весь мир под его ногами и он... нищий. Увы, обратная сторона выхода из знаменитой "зоны комфорта". Выходя за осточертевшие рамки ты не только получаешь свободу, но и лишаешься привилегий, к-ые эти рамки тебе обеспечивали. Пока так)) И кстати, это тоже мое личное мнение - но мне кажется, что дети неплохо считывают суть. Во всяком случае большинство историй на тему того: "Блин, эти жуткие многоглазые сестры в "Крошечке-Хаврошечке меня пугают!" пишутся как раз взрослыми людьми, дети же обычно воспринимают такое абстрактно. Их не пугает, что Ивана убили, а потом оживили мертвой и живой водой (шикарный символ трансформации?!) или за черта герой тащится в самый темный лес? Вот нафига ему этот лес?! :)) #психология #классика 11 января 2020
32 |
![]() |
4eRUBINaSlach Онлайн
|
Вот нафига ему этот лес?! Да потому что дети сами такие - лезут вечно туда, куда не надо)) И им обычно все сходит с рук)) 1 |
![]() |
|
Про Красавицу и чудовище сегодня интересные статьи у вас и здесь Красавица и чудовище - вечный сюжет
1 |
![]() |
|
Ну, выражу свою мысль, как человек, очень, очень часто нападающий на сказки.
Показать полностью
Правда, против старых универсальных сказок я - почти - ничего не имею. Меня больше бесят авторские. Например, "Винни-Пух", "Гадкий утёнок" и "Русалочка", "Маленький принц", "Питер Пэн", "Алиса в стране чудес" и прочие. Относительно нормальных среди них - сказки Линдгрен и Памелы Треверс, Золотой ключик, ну Льюис ещё, но там уже религия подключается и сложнее они, а мы говорим о сказках для самых маленьких. Нормальных - это в смысле не вкладывающих детям в голову взрослые проблемы, которые неочевидны (неочевидные закладки самые опасные) типа депрессии, самоненависти, тяги к суициду и позиции жертвы. "Изумрудный город" Баума, кстати, тоже атас. Волковский вариант гораздо адекватнее, скажу я вам... Ну да ладно. Мы пока о другом. К Алладину действительно есть небольшая претензия по двум моментам (которые нивелированы в сериале, но в полнометражке есть): 1) Отношения начинаются со лжи (Алладин знакомится с Жасмин именно как принц и именно на чужие средства). 2) Помощь джинна (да-да, мы понимаем, что джинн - это самость и её скрытый потенциал, именно поэтому её надо не терроризировать мелкими жалкими желаниями, а освободить и тогда она будет с тобой всегда и проч., и др. - но это уже тема сериала, а в мультике это не заострили). На тему неравных отношений прекрасно решены, допустим, "Бременские музыканты". Есть и взаимный интерес, и демонстративный отказ от жизни во дворце, ибо "нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы", и тот факт, что Трубадур добивается принцессы собственными ресурсами (помощь друзей в целом тоже собственные ресурсы, ибо это добровольная помощь) и сразу представлен ей именно как Трубадур. Также можно вспомнить, как ни странно, первую трилогию "Звёздных войн", пока сиквелы и приквелы не помножили идею на ноль (я имею в виду Лея / Хан Соло). За рубежом ЗВ часто смотрели (и сейчас, наверное, смотрят) именно в детском возрасте - одних хэллоуинских костюмчиков в стиле ЗВ не перечесть. И там тоже - "неравный" партнёр привносит что-то своё, действует активно и рассчитывает на собственные силы. А у нас вместо этого ещё процветает смешение, "благодаря" которому историями о благополучном исходе неравных отношений считаются "Золушка" и "Робин Гуд". Напоминаю, там вторые половины союза на самом деле из того же класса, просто под влиянием обстоятельств это не бросается в глаза. Как сказки о неравных отношениях они бессмысленны и бредовы, ибо не для этого писаны. Но зато они дивно хороши в качестве сказок о "поиске своих", т.е. о подборе в партнёры скрытых единомышленников и умении таких единомышленников распознать в любом гриме. В этом плане они скорее примыкают к "Принцессе на горошине", "Барышне-крестьянке", а также: 1) историям вроде "только избранный может разрушить чары" ("Спящая красавица", диснеевская версия + "Белоснежка" + "О мёртвой царевне и семи богатырях") 2) историям вида "только избранный может пройти испытание" ("Несмеяна" + "Золотой гусь" + все истории, где принцесса даёт претендентам на свою руку и сердце задания). Кстати, не случайно в "Золушке" вписан эпизод с обувью - это ещё одна отсылка о выборе по не бросающимся в глаза критериям... ================= Касаемо "Красавицы и чудовища" (сразу оговорюсь - "Аленький цветочек" был любимым мультфильмом моего детства и я очень, очень, очень переживала за чудовище и что она не успеет вернуться). Его главная проблема - именно похожесть до смешения на "Синюю бороду" (я про это как-то раз подробно писала, вы читали и мы вроде как дискутировали, если я правильно помню...). Учитывая, что литература ещё и подкинула нам истории с оправданием "Синей бороды" (как минимум, "Джейн Эйр" и "Ребекку"), то отличия поплыли совсем. А это жизненно важно - понять, кто перед нами: козёл, играющий в няшку - или няшка, играющий в козла. Особенно учитывая, что грани понятия "козёл" довольно размыты. И экранизации "Красавицы и чудовища" только добавляют ситуации путаницы... Вы смотрели французскую экранизацию, с Касселем? Это нечто. Вообще не понятно, на основе чего герои... ну хотя бы подружились. Ещё и смешение с легендой о белом олене. Кра-со-та. 1 |
![]() |
|
4eRUBINaSlach, про что и речь :))
Показать полностью
А еще поход в темный страшный лес - это аллегория пути. Жизненного развития. Mурзилка, спасибо) Не видела - прочту. flamarina, а я вас ждала :)) *коварно* xD Во-первых, спасибо за такой подробнейший комментарий - это очень радует)) Ну а, во-вторых, уже немного по конкретике: - "К и Ч" - страшно интересная штука. И я согласна про смешение и т.д. Но, имхо, отличия как раз плывут именно во более взрослых призведениях, к коим я отношу и версию Касселя - к-ую кстати вообще не помню, хоть и смотрела. Но линия про оленя там явно была явно не особо к месту, впрочем возможно автор желал больше эстетизма и эклектики - что опять же во взорслом фильме... почему бы и нет. А конкретно в большинстве постов я встречала претензии как раз к дисней-мультам, наверное, как к наиболее популярному и воспринимаемому детьми отражению данной истории. flamarina Касаемо "Красавицы и чудовища" (сразу оговорюсь - "Аленький цветочек" был любимым мультфильмом моего детства и я очень, очень, очень переживала за чудовище и что она не успеет вернуться). Его главная проблема - именно похожесть до смешения на "Синюю бороду" (я про это как-то раз подробно писала, вы читали и мы вроде как дискутировали, если я правильно помню...). Да, я как раз припоминаю, что мы это обсуждали, правда не особо помню само обсуждение - надо освежить в памяти. - "Аладдин" - а вот тут я с вами, пожалуй, не соглашусь. Ложь - верно, но! в мультфильме Аладдин и сам за неё наказан. Да, в итоге всё хорошо. Но всё же ложь сильно осложнила ситуацию, что подсвечено героями, включая и самого Аладдина, мучающегося угрызениями совести. Джинн - оставим в покое самость (хотя она хороша), даже если рассматривать в прямом смысле. В большинстве волшебных историй герой активно получает помощь и далеко не всегда в награду. Это некое условие чуда. ЗВ не смотрела, поэтому не могу говорить. "Бременские музыканты" - да. И эта строчка всегда ласкала мне сердце: "Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы" :) Но там, имхо, куда меньше раскрыта принцесса. Да она сознательно отказывается и уходит с Трубадуром, а не приводит его в замок, как Жасмин. Но в отличие от Жасмин (к-ая махом на рынке познакомилась и с голодными детьми, и со стражниками, что отрубают руки). Принцесса по сути и не видела тёмную сторону вольной бродячей жизни. Это к вопросу об осознанности выбора. - А вот про авторские сказки стало интересно)) Могу понять, какие претензии могут быть к "Русалочке", хотя лично меня она трогала всегда. "Изумрудный город" очень любила, а Баума не читала так и. Что там? "Алиса" и "Маленький Принц" - имхо, чаще всего не интересны детям, хоть и позиционируются, как детские истории. Их начинают любить как минимум подростки, а чаще взрослые. Во всяком случае про Принца могу сказать на основе приличной выборки. Стало интересно про "Винни-Пух" и "Гадкий утёнок"? |
![]() |
|
В большинстве волшебных историй герой активно получает помощь и далеко не всегда в награду. Эм... всегда в награду. Когда не в награду, то это обычно просто вырезано. Что у Емели со Щукой, что у Ивана-Царевича с Серым волком, что у... забыла, как его - тоже Иван? - с Сивкой-Буркой и Коньком-Горбунком. И в куче других примеров, включая Золотую рыбку, кстати.Спасение жизни даёт право на плюшку. Ну или какое-то иное доброе дело, совершённое бескорыстно и иногда даже с небольшой не-выгодой для себя. Принцесса по сути и не видела тёмную сторону вольной бродячей жизни. Это к вопросу об осознанности выбора. Однако, не разочаровалась в ней. Ибо во второй части её насильно увозят, а не она сама начинает тяготиться бродячей жизнью =))"Изумрудный город" очень любила, а Баума не читала так и. Что там? Эм... ну это очень шизонутая сага в 5 или 7 частей без особого смысла. Например, там есть женщина, которая примеряет чужие лица. Или стая резиновых существ, которые то и дело лопаются. И всё такое прочее.Нет, оно мило, как детали, но у Баума отсутствует интрига в произведении. Сюжет выражается в том, что персонажам надо нечто - они идут за этим нечто - они встречают рандомный набор странных существ - идут дальше - находят нечто - возвращаются. Без развития, без выводов, без всего. Стало интересно про "Винни-Пух" и "Гадкий утёнок"? "пусть эти прекрасные птицы убьют меня" (уже масса позитива...) + случайность преобразования (ок, а если бы это был птенец удода, который вырос во взрослого удода? Его внешность - только результат генов, активности заглавного персонажа никакой)Винни-Пух... здесь сложнее. Помимо отсутствующего сюжета, в целом он со временем порождает депрессивный склад характера. Почему - я не знаю. Сразу скажу, что имею в виду только книгу, мультфильмы - и наш, и диснеевский - нормальные. |
![]() |
|
flamarina, ну например в сказке "Марья Моревна" мужья сестер помогали Ивану просто так - по-родственному.
А Кот в Сапогах - так вообще по аналогии с Джинном - ведь и то, и другой по сути имущество ГГ. Плюс если вернуться к Аладдину - можно предположить, что именно он "неограненный алмаз", с скрытыми достоинствами, что может войти в Пещеру и взять лампу, то это ему по заслугам. Интересная инфа)) А "Винни-Пух" в переводе Заходера подпадает под депрессивность? |
![]() |
|
flamarina, про душу - это интересно, но вряд ли возможно - у меня явная ассоциация с джинном и имуществом.
Джинн - раб лампы и обязан помогать ГГ Кот - наследство ГГ и опять же обязан помогать ГГ, если не хочет, чтобы его съели... Про "Винни" - книжка не была любимой, но в целом казалась прикольной, хотя временами странноватой, вроде слонопотама. Но в целом сам Винни мне не кажется депрессивным - тут я скорее не спорю, а пытаюсь понять ход ваших мыслей. |
![]() |
|
Полярная сова
Это не ход мыслей =) Это тупо статистика. У страдающих разными формами клинической депрессии во взрослом возрасте любимой книжкой часто был Винни-Пух. О причинах я не знаю. Вот вообще. Могу предположить, но гарантий, что это не сова на глобусе не дам =) |
![]() |
|
flamarina
Это тупо статистика. Удивлена конечно, но теперь мне стало боязно за любимого японского фигуриста Ханю, который любит Пуха((У страдающих разными формами клинической депрессии во взрослом возрасте любимой книжкой часто был Винни-Пух. |
![]() |
|
Mурзилка
Японцев раньше довольно неплохо защищала культура. Мол, я в депрессии, конечно, но это не повод делать глупости, ибо... Как сейчас- не знаю, но судя по людям типа Мураками (Харуки, не второму), культура размылась довольно сильно... 1 |