Коллекции загружаются
#ex_libris #литература #писательство #длиннопост
Еще о зачинах, концовках, а также о литературных штампах. Приложение к прошлому посту о финалах классики. Поклонники Макса Фрая хорошо знают его книгу «Идеальный роман». А кто еще не успел до нее добраться, сейчас получили свой шанс! Это сборник неких обобщенных моделей литературных текстов, объединенных по жанрам: авантюрный роман, дамский роман, детская литература, фантастика, советская (и антисоветская) проза, ужасы, шпионский роман и т.п. От обычных пародий их отличает наличие только двух композиционных элементов: заглавия (с обозначением жанра) и развязки в один-два абзаца. Они задают исходную и конечную точку повествования. Во вступлении автор невинно замечает, что искушение заглянуть в конец книги подстерегает даже самых стойких читателей. Так отчего бы не пойти им навстречу и не избавить от всяких скучных подробностей «посередине»? Естественно, с учетом статистики о предпочитаемых жанрах. «В этой книге вы найдете очень много детективов и женских романов <…>, много мистики, фантастики и «фэнтези», а также не лучшего пошиба эротики. И этот выбор сделан не нами», — ехидно добавляет Фрай. В каждом разделе сборника представлены наиболее распространенные в данном жанре варианты развязок: хорошие, плохие, нейтральные (открытые финалы), резюмирующие, традиционные формулы… БЕЛЫЕ РОЗЫ Естественно, не все дамские романы завершаются хэппи-эндами:(женский роман) Дверь закрылась, и они остались одни. Колин посмотрел в глаза Розе и погасил свет… ДОЛИНА СПЯЩИХ Не забыта и мужская аудитория. Например:(женский роман) Лора опустилась на ковер и открыла сумочку. Разноцветные пилюльки в блестящих упаковках посыпались на пол. Она поднимала их одну за другой и отправляла в рот, улыбаясь все той же загадочной улыбкой, которая так заворожила Дренда в их первый вечер. СТЕКИ ВОЗВРАЩАЕТСЯ (Вот так и слышится бубнёж закадрового переводчика…)(американский детективный сериал, продолжение) Стеки плюнул в море с отвесной скалы. — Оставайся там, дерьмовый подонок, и пусть крабы устроят хорошую вечеринку на твоих костях. А если вы предпочитаете проверенные временем и высоконравственные отечественные идеалы, то вам предлагается, скажем… СТАРЕТЬ ЗАПРЕЩАЕТСЯ К услугам всех поклонникам хоррора — целый ассортимент его разновидностей. К примеру, таких:(советский детектив) Я возвращался домой пешком. Не ближний свет, конечно, но проветриться мне не мешало. Завтра я позвоню Тоне и скажу ей, что через год у нас будет сын, и поэтому имеет смысл пожениться, не откладывая. Мы назовем сына Шуриком, и он будет жить долго и счастливо, потому что к тому времени как он вырастет, всех этих гадов, крадущихся в темноте, шарящих липкими глазенками-буравчиками: как бы обмануть, отнять, убить, — так вот, всех этих гадов уже просто не будет. Мы позаботимся об этом, я, Валерка, Соня, капитан Вишняков, нас много, и мы позаботимся об этом все вместе. ДЕТИ ДРЯХЛОЙ ЛУНЫ Фэнтези? Сколько угодно! Вот версия с патриотическим уклоном:(ужасы) Кошмарные сны все еще преследуют меня по ночам, особенно в те ночи, когда ущербная луна скрывается за облаками. Но ужас больше не имеет прежней неограниченной власти надо мной: я знаю имя твое, проклятый город, я знаю имя твое! МЕЧ РАТИБОРА Но Фрай не забыл и про культурное наследие — как вы могли подумать! В конце концов, есть же странные люди, которые такое тоже читают. Некоторые — даже не по школьной программе.(русская фэнтези) Тварог рванулся навстречу побратиму, сметая на своем пути бочонки и кружки с квасом. Впрочем, тут уже, по понятной причине, пародируются не жанровые шаблоны, а так наз. идиостили: в каждом конкретном случае автор легко узнаваем. Для всех читавших — даже без подсказок в виде заглавия: ЗАПИСКИ РЫБАКА Есть и европейская «большая проза», разумеется; представлен и фольклор, и документально-художественные жанры, и еще много всего. Узнаваемо до боли:(русская классика) Следующим летом я вернулся в Дубраву и узнал, что Степан помер, свалившись с лошади. Месяц промаялся, да потом помер. И Анюта его померла от какой-то неведомой хвори в Великий Пост. И дети их померли. Только младшенький Егорка остался, его взяли к себе сердобольные соседи. Впрочем, на следующий год, перед самой Пасхой, помер и Егорка. МАГИЯ — КАЖДЫЙ ДЕНЬ Вот так воспаряешь духом над бренной суетой, весь по уши в тайнах мироздания… а тут к тебе из ближайшей пентаграммы прейскурант вылетает. А вы думали, сакральных знаний вам задаром отсыпать будут? (эзотерическая литература) Если у вас есть желание получить больше информации о какой-нибудь грани моей работы, вы можете вступить со мной в контакт по указанному адресу и принять участие в групповых семинарах или записаться на курсы. Занятия платные. На этом собственно рекомендательная часть поста закончена: дальше идут #размышлизмы в весовой категории «научпоп» — можете смело их пропустить. *** «Идеальный роман» пародийно развивает известную точку зрения, будто текст легко сводится к его краткому пересказу. Ведь если задано начало (заглавие), направление движения (жанр) и концовка, тогда вообще можно спокойно опустить все остальное. Остается пара клише — ссылок на «внутреннюю память». Но эти клише — разного происхождения. И в «Идеальном романе», и в истории литературы, по которой Фрай так лихо пробежался. В каждую эпоху они имеют свой смысл. Этап №1: 200 и более лет назад. Это не просто обязательный элемент произведения, но его каркас: система жанровых канонов и соответствующих им правил (то, что Д.С.Лихачев называл «литературным этикетом»). Любой молодец — «добрый», любая девица — «красная», и т.д. Неумение писать тут, конечно, ни при чем: за 2-3 тысячи лет можно было и научиться. Это отражение представлений о неколeбимости и стройности мирового порядка с позиций некой «нормы». С тех же позиций судится и любое нарушение этого порядка (например, у романтиков). Средневековый художник тоже пишет фигуры вытянутыми и плоскими не потому, что не видит, каковы люди «на самом деле»: ему важно не жизнеподобие, а идея. Безделушки, возникшие вследствие мгновенной прихоти вне всяких правил и канонов… некоторые из них по-своему привлекательны. Но попробуйте их сравнить с вещами по-настоящему прекрасными, изготовленными согласно канонам, с полным пониманием их значения, и сразу поймете, чем отличается рука подлинного мастера. Нормативные художественные системы очень грубо можно сравнить с шахматами: черное и белое, твердо заданный статус фигур, твердо заданные правила, по которым может ходить данная фигура. Это вовсе не мешает разыгрывать уникальные шахматные партии в бесконечном числе комбинаций (хотя и при ограниченных вариантах дебюта). И если фигуры вдруг начнут ходить по непредусмотренным правилам, это не только не усовершенствует игру, но уничтожит ее. «Повесть о Гэндзи» Этап №2: 100-200 лет назад. Количество знаний о мире и обществе достигло своей критической массы. Этическая модель мира («за что?») не исчезла вовсе, но дополнилась моделью детерминистской («почему?»). Связи между вещами оказались непрямыми, многочисленными и крайне запутанными. Стало сложно судить о жизни с прежней простотой и уверенностью. Как выразился один известный филолог, убийство дракона былинным богатырем — поступок безусловно хороший; но можно ли назвать «хорошим» убийство, скажем, старухи-процентщицы — это уже вопрос. Так каноны превратились в «штампы», в негативном смысле слова: признак безнадежного анахронизма и примитивности мышления. Отсюда начинается эпоха пародий. Как пример — 99 гвардейцев или Мэк-а-Мэк: Брет Гарт тут посмеялся над романтической беллетристикой. А Д.Г.Лоуренс (автор «Любовника леди Чаттерлей») возмущался «индейскими» романами злополучного Купера: Здесь никогда не идет дождь, ни холодно, ни грязно… Ни у кого не промокают ноги и не болят зубы, ни у кого от грязи не чешется тело, хотя герои не моются неделями. Одному Богу известно, как выглядели бы в действительности женщины, странствуя по диким лесам без мыла, гребёнки и полотенца. Они завтракают куском мяса или вовсе ничем… Тем не менее они всегда элегантны, их туалеты безупречны… Это типичный пример оценки текста с позиций чуждой ему эстетической системы (в данном случае — реализма). Надо полагать, Купер вполне представлял, что станет в диком лесу с дамским кринолином… но это ему абсолютно неинтересно. Романтики были равнодушны к жизнеподобию, стремясь высветить лишь сущность вещей (как они ее понимали).И те же самые причины, которые вызвали разрушение «нормативных систем», снова вернули к жизни осмеянные штампы, но в новом качестве. Этап №3: новейшее время (с ХХ века до сего дня). Мумия возвращается! Итак, развитие науки, образования… И расширение читательской аудитории. Когда-то общество делилось на неграмотный народ и образованную элиту, потом появилась промежуточная прослойка: люди малообразованные, но грамотные. И желающие читать. Есть спрос — будет и предложение. «Массовая литература» возникла, конечно, не в ХХ веке: еще наши классики с ней сосуществовали. Но посматривали свысока на эти «романы для приказчиков». А вот уж потом… Герман Гессе так объяснял бурный расцвет массовой культуры в ХХ веке: …они жили в постоянном страхе среди политических, экономических и моральных волнений и потрясений, вели ужасные войны, в том числе гражданские, и образовательные их игры были не просто бессмысленным ребячеством, а отвечали глубокой потребности закрыть глаза и убежать от нерешенных проблем и страшных предчувствий гибели в как можно более безобидный и фиктивный мир. Сюжеты произведений массовой литературы — это уже последовательность механически сцепляемых клише. За ними больше не стоит никакой (искренне исповедуемой) идеи — разве что идеологемы. И то необязательно. В 1970-е годы начинает распространяться жанр game-book (вскоре реализованный и в компьютерном варианте), где читателю-игроку на каждом сюжетном перекрестке предлагается сделать выбор, определяющий ход событий. При этом результат может быть совершенно случайным (например, зависеть от выбора правой или левой дороги); или, напротив, сам выбор оказывается фиктивным (при одинаковом результате). Если за этим и стоит какая-то концепция мира, то только мира как хаоса, который предлагается осваивать в режиме игры.Они терпеливо учились водить автомобиль, играть в трудные карточные игры и мечтательно погружались в решение кроссвордов — ибо были почти беззащитны перед смертью, перед страхом, перед болью, перед голодом, не получая уже ни утешения у церкви, ни наставительной помощи Духа. «Игра в бисер» Но массовая культура — это не только книги, фильмы и т.п. Вот сокращенная выдержка из энциклопедии «Культурология. ХХ век»: МАССОВАЯ КУЛЬТУРА На разные лады тут повторяется слово «стандартный». Зачем нужно «стандартизировать» членов общества — и так понятно; механизмы этого процесса тоже описаны: см., например: А.Я.Флиер. Некультурные функции культуры.1) индустрия «субкультуры детства» (детская литература, игрушки, технологии коллективного воспитания и т.п.), внедряющая в сознание ребенка официальные стандартизированные нормы и паттерны; 2) школа, стандартизирующая и редуцирующая знания и представления о мире на основе типовых программ; 3) СМИ, транслирующие и интерпретирующие текущую информацию в интересах заказчика; 4) система национальной идеологии и пропаганды, формирующая желательное электоральное поведение; 5) массовая социальная мифология (национал-шовинизм, демагогия, квазирелигиозные и паранаучные учения, кумиромания и пр.), упрощающая сложную систему ценностных ориентаций до элементарных оппозиций (наши — не наши); 6) массовые политические движения, инициируемые правящими или оппозиционными элитами в собственных целях; 7) система организации и стимулирования потрeбительского спроса на товары, идеи, услуги (реклама, мода и пр.), формирующая стандарты престижа («Я потребляю — следовательно, я существую»); 8) индустрия формирования имиджа, стандартизирующая физические данные в соответствии с модой (аэробика, культурный туризм, медицинские и косметические услуги и пр.); 9) индустрия досуга — массовая художественная культура (принцип «хлеба и зрелищ»). Каким же образом ассимилируется литература «нестандартная» (классическая, она же «элитарная»)? См. пункт 2 списка. Она попадает в школу. Желание привить детям основы культуры вообще-то естественно. Но результатом прививки обычно является стойкий иммунитет. И неудивительно. С одной стороны, конечно, «слух обо мне пройдет по всей Руси великой…» и т.д. С другой — слух слухом, но эта литература никогда не предназначалась для массового чтения. Тем более детского. Тем более — детей, отделенных от произведения временной дистанцией в 100 – 200 лет. Элитарная культура (та же русская классика XIX века) может стать частью культуры массовой только при условии полного переформатирования (= уничтожения). С помощью, опять-таки, клише. И тут включаются возможности информационной эпохи: Интернет, готовые рефераты, «краткие пересказы». Плюс тесты ЕГЭ (выбор из уже готовых вариантов ответа). Плюс клиповое мышление — одновременно причина и следствие вышеперечисленного… В таком виде она становится условно «доступна» для потрeбителя, которого Ю.М.Лотман характеризовал так: <Он> не настроен на усложнение структуры своего сознания до уровня определенной информации — он хочет ее получить. Не случайно в текстах массовой литературы столь высокую моделирующую роль играет категория конца. Установка на сообщение, интерес к вопросу: «Чем кончилось?» — ситуация типично нарративная, повествовательная. Она свойственна внехудожественному подходу к информации... «Массовая литература как историко-культурная проблема» Как итог — тексты классиков начинают жить странной двойной жизнью. Одна — их собственная. Другая, мифическая — пересказ по принципу «чем кончилось». Информативный примерно как описание: «великая картина эпохи Ренессанса — поясной портрет безбровой женщины с одутловатым лицом и неопределенной гримасой». В предисловии к «Идеальному роману» Макс Фрай насмешливо комментирует практику «саммари»: Будет ли это один и тот же роман для всех, или же это будут совершенно разные романы — покажет будущее. Подобно тому как по одной капле воды мудрец может догадаться о существовании океана, так, имея в своем распоряжении только последний абзац литературного произведения, мудрый читатель может получить представление о самом произведении, не менее близкое к истине, чем океан, представший перед мудрецом, увидевшим каплю. В «Идеальном романе» представлены текстовые «шаблоны» всех трех типов. Но отражают они не одно и то же. В первом случае — стиль эпохи, закрепленный в каноне «литературного этикета». Во втором — индивидуальный авторский стиль: легко узнаются произведения Гоголя, Тургенева, Достоевского, Чехова, Джойса, Умберто Эко… В третьем — стиль «клиентоориентированного» жанра масскульта. Здесь между названием и концовкой уже умещается неопределенно большое число однотипно сконструированных текстов (разделы «криминальное чтиво», «советская проза» и т.д.). В то время как в разделах «русской классики» и отчасти «современной прозы» в каждом отдельном случае подразумевается не только один-единственный конкретный автор, но часто даже конкретное произведение. Сосуществование во времени текстов элитарной и массовой культуры В.П.Руднев называл, по аналогии с физикой, «принципом дополнительности» в литературе. (Как и повсюду, здесь у каждого явления своя ниша и своя функция.) Какая из всего этого мораль? Ну, поскольку я пишу не статью, то очень простая. Дорогие авторы! Забейте на страдания типа: «сие есть штамп дрожащий, или он право имеет?». Помните, что уникальность вашего творения и роль его для мировой литературы в целом и для Фанфикса в частности будет определяться исключительно тем, что вы со всем этим добром сделаете. То есть что у вас будет написано в вашем опусе. А не в его (храни нас Илуватар и все айнуры) сокращенном пересказе. С уважением — ваш преданный многолетний читатель! 3 февраля 2020
19 |
клевчук
И третьим к ним Amleth, принц датский. 1 |
2 |
клевчук
Три диетических богатыря. 2 |
А еще это мог быть Сырок.
Жили-были два побратима - Тварог и Сырок. 3 |
3 |
клевчук
Эх, взять бы всю эту семейку... да съесть! 1 |
клевчук
А что делать-то? Вот сами подумайте, что ждало, например, Колобка в лесу, под дождем, если бы не Лиса: размок бы и развалился. |
П_Пашкевич
клевчук Бедный Колобок.(((А что делать-то? Вот сами подумайте, что ждало, например, Колобка в лесу, под дождем, если бы не Лиса: размок бы и развалился. 1 |
Агнета Блоссом Онлайн
|
|
1 |
Агнета Блоссом
Хуже того: если бы он не укатился, его бы съели сами дед с бабкой. |
Агнета Блоссом Онлайн
|
|
2 |
Агнета Блоссом
Да. Если вдуматься, это одна из самых грустных сказок (ну, не считая неадаптированные версии народных сказок, полные и не такого трэша). 1 |
Vashi posty - vsegda interesny, luchshe mnogih fanfikov IMHO!
2 |
Adelaidetweetie
Спасибо вам – и всем, кто лайком или комментом отметился под постом! Очень радует, что для кого-то интересна эта тема)) |
Идея или форма? Это как внешнее исполнение до 3 века н. э. в римском и этруском искусстве - после идет идея, скрытая в стоицизме кастрированных форм.
|
Пост понравился, интересно!
Поэтому подписываюсь. А у Макса Фрая я только "Идеальный роман" и читал. Всё прочее не пошло. 1 |