↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Tinumbra
13 апреля 2020
Aa Aa
#писательское #переводческое

Нашла интересный пост про фокал. Для кого-то это, может, само собой разумеющееся, а мне было интересно. Оставлю здесь кусочек, а вообще по ссылке там гораздо больше:
https://www.newauthor.ru/forum/fokalnost-i-kontekstualnye-sinonimy

Поскольку всё происходящее пропускается через восприятие конкретного перса и описывается его "голосом", всё, что не попадает в эти рамки, должно опускаться. Иначе возникает так называемый "глюк" ограниченной точки зрения.

Например:

«Кэт сидела на диване и горько плакала. Сволочи! какие же все сволочи! Ну ничего, она еще им покажет...

Кэт поплакала еще немножко, вытерла платочком покрасневшие глаза, расправила складочки розового в горошек платья и слезла с дивана».

Редактор зарубил этот рассказ с первых же слов, с приговором: глюк точки зрения. Где же он? А вот:

Начало хорошее, нейтральное: «Кэт сидела на диване и горько плакала». Читатель еще не знает, в какой точке зрения пойдет повествование, и готов настроиться на любую. А вот и она:

«Сволочи! какие же все сволочи! Ну ничего, она еще им покажет...»

Всё ясно! — мы смотрим на всё глазами Кэт! Это ее чувства, ее мысли. Но вдруг — бэмс:

«Кэт поплакала еще немножко, вытерла платочком покрасневшие глаза, расправила складочки розового в горошек платья и слезла с дивана».

Глазами Кэт, говорите вы? А Кэт что, знает, что у нее глаза красные? И платье, она же его в данный момент не воспринимает как "розовое в горошек", она ревет и страдает, куда ей о платье думать? Это автор-всезнайка высунул голову и зачем-то описал глаза и платье героини — никто его об этом не просил, читатели бы сами всё в уме дорисовали. А получился — прокол фокала...

Вот подобных проколов нужно очень остерегаться. Когда они могут возникнуть? — всегда, когда фокальный персонаж говорит, знает или ощущает то, чего не может ни знать, ни говорить. И отсюда еще одно, пока что последнее правило:

7. При письме в ограниченной точке зрения третьего лица настоятельно рекомендуется опускать глаголы чувственного восприятия и мыследеятельности: подумал, увидел, услышал, ощутил и т.п.

Почему: читатель и так "сидит" в голове данного перса. Читателю и так понятно, что это именно перс увидел или подумал ту или иную вещь. Употребление этих глаголов как бы отстраняет читателя, напоминает, что между ним и персом стоит автор и встревает со своими комментами. Такая точка зрения называется "фильтрованной" (пропущенной через голову автора). Вот например, какой из двух абзацев читается "живее" и естественнее? С глаголами чувственного восприятия:

«Такой клинок королю под стать, подумал Зигфрид. Он протянул руку и погладил сталь. Она была на ощупь скользкая, лезвие неощутимое. Зигфрид почувствовал, как под кожей у него забегали мурашки».

Сравните с так называемой глубокой позицией, где автор молчит в тряпочку со своими ремарками, только передавая нам состояние перса:

«Такой клинок королю под стать! Зигфрид протянул руку и погладил сталь. Скользкая, лезвие неощутимое. Под кожей у него забегали мурашки».

На маленьких кусочках сложно показать, чем плоха "фильтрованная" позиция, но когда вся книга состоит из "Он почувствовал, что ему страшно. Поэтому он оглянулся и увидел, что сзади никого нет", становится скучновато читать - это перегружает текст и действительно отдаляет читателя от восприятия персонажа: мы все воспринимаем опосредованно, через "почувствовал, подумал, увидел, услышал", а не тем, что именно он увидел, почувствовал или услышал."
13 апреля 2020
14 комментариев
Тоже пытаюсь писать от фокальных персов (ну, насколько получается). Что до этой цитаты...
Вот подобных проколов нужно очень остерегаться. Когда они могут возникнуть? — всегда, когда фокальный персонаж говорит, знает или ощущает то, чего не может ни знать, ни говорить.
Под этим подпишусь. А вот с примерами всё посложнее.
А Кэт что, знает, что у нее глаза красные?
Да, может знать. Особенно, если в таком состоянии бывает часто и смотрится в такое время в зеркало :)
И платье, она же его в данный момент не воспринимает как "розовое в горошек", она ревет и страдает, куда ей о платье думать?
Зависит от ее характера :)
Насколько я помню, все это варианты нормы. Фокал может свапаться в каждом абзаце, нарратор может быть всеведущ - или, наоборот, озадачен. Можно влезать в шкуру перса, можно смотреть из-за его плеча, можно озирать сцену сверху.

Просто все это работает... для разных целей!
simmons271
Клинок Зигфрида! Помню этот полезный текст. На самом деле ничего сложного в фокале нет. По этому тексту просто нужно вникнуть, понять, и в дальнейшем вы уже не будете мучиться «а нет ли у меня где-то прокола точки зрения»?!
simmons271
Проще всего проверить фокал, написать проверяемый текст от первого лица. Не напишешь же, у меня красные глаза от слез.
Да, может знать.
Зависит от ее характера
Не соглашусь. В этом отрывке она "горько" плакала, а это, по-моему, подразумевает полную вовлеченность перса в это занятие, показывает, что ей не до платьев и пудрениц.
Tinumbra

(осторожно, с опаской, боясь ошибиться, но не в силах сдержаться:)

Вот, по-моему, какая-нибудь Скарлетт О'Хара так смогла бы :)
Lothraxi
Ну это как во всякой деятельности - прежде чем нарушать правила, сначала надо научиться им следовать. Может, есть и более способные к писательству люди, которые могут на интуитивном понимать многие вещи. Хотя мне кажется, что это приобретенный навык - много читали хорошей лит-ры и все такое. Вы же не будете говорить ребенку, что трава бывает тысячи разных оттенков в зависимости от света и объектов рядом расположенных? Вы говорите ему: трава зеленая, небо - голубое, солнце - желтое. Неопытный писатель - такой же ребенок, по-моему.
«Кэт сидела на диване и горько плакала. Сволочи! какие же все сволочи! Ну ничего, она еще им покажет...
Кэт поплакала еще немножко, вытерла платочком покрасневшие глаза, расправила складочки розового в горошек платья и слезла с дивана».

Здесь историю рассказывает автор, но не беспристрастно со стороны, а с точки зрения Кэт.
Если такой приём, не подходит под некое определение, это не значит, что он не правильный.
Только сцену закончил, надо будет проверить, как там с фокалом. Мне нравится сидеть в голове героя, но в то же время тянет и поумничать со своим Год моде ОН.
Tinumbra
Я повторяю, это не правило. Чел из цитаты с таким же успехом мог сказать: "У злодеев всегда красные глаза, если глаза не красные, редактор зарубит с первых же слов".
Кэт сидела на диване и горько плакала. Сволочи, какие же они все сволочи! Ну ничего, Я ИМ еще покажу!
Она поплакала еще немножко, вытерла платочком НАВЕРНЯКА покрасневшие глаза, расплавила складочки розового, в горошек, платья и слезла с дивана.

Вот так я пишу. :(
А вообще я как-то копнула в ту сторону, выкопала целую науку и присыпала обратно.
Tinumbra
simmons271
Не напишешь же, у меня красные глаза от слез.
Вот если бы! Фикбук, привет!
simmons271
"Я еще раз всхлипнула и потянулась к зеркальцу. Глянула в него, ужаснулась: оказывается, у меня красные глаза от слез".
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть