Коллекции загружаются
Вы бы хотели жить вечно? Если нет, то почему.
8 марта 2021
1 |
FluktLight
BrightOne Так вроде давно уже понятно что оппонент под существованием подразумевает в том числе и существование в мысленном виде. Понятно, просто в таком случае мы совершаем неявную подмену: вместо самого объекта подсовываем его отображение. Эдак у меня и миллиард долларов есть на счету: я ж могу себе это представить. :-) Вот только расплатиться ими в реальном мире не получится. 1 |
FluktLight
Непонятно исключительно потому, что вы снова складываете в кучу две очень разные проблемы несуществования :( И я очень подробно и детально писала выше, чем одно отличается от другого. И снова это не помогло, потому что ну зачем вникать в позицию оппонента, если можно придумать вместо нее удобное соломенное чучелко. |
BrightOne
Понятно, просто в таком случае мы совершаем неявную подмену См. выше. Никакой подмены. Вот просто совсем вообще никакой. Просто не надо смешивать разные разговоры, и тащить высказывания, касающиеся одной темы, в другую тему. Будет гораздо понятнее, ручаюсь. |
ну это уже типичная философия, с субстанцией и сущностью
|
Эмили Джейн
Никакой подмены. Где ж никакой, если у вас существование образа объекта неотличимо от существования объекта? Такое верно разве что в случае "плачущих ангелов" из "Доктора Кто". :-) |
Эмили Джейн
Но пока это светлое время не настало, остается только философия. Философия тоже не остается: она не занимается изучением ввиду отсутствия средств изучения. Она может только делать высказывания относительно этих "нематериальных форм" разной степени бредовости. Если бы у нее были средства изучения, эти средства уже были бы частью арсенала науки. Я ведь говорил: наука использует для изучения все, что работает. |
BrightOne
А с чего вы взяли, что оно у меня неотличимо? Там же прямым текстом сказано, что вампиры как биологический вид, скорее всего, не существуют (и существование вампиров как образа ровно никак это не меняет). Реплика была не о том, что вампиры равны образу вампиров, а о том, какими разными могут быть формы объективного существования, и как трудно, соответственно, вывести некие признаки, которые были бы имманентно присущи всем-всем-всем формам существующего. |
Эмили Джейн
Реплика была не о том, что вампиры равны образу вампиров, а о том, какими разными могут быть формы объективного существования Ну, не зная, что для вас существование, я ничего внятного не могу сказать о его формах, так что здесь тоже тупик. |
BrightOne
Ну можно попробовать пойти наоборот - от форм. Кружка существует. Закон сохранения энергии существует. Образ вампиров в масс-культуре существует. У них разные формы существования, но сам факт их существования вполне очевиден, не так ли? Вы не будете утверждать, что нет никаких кружек, физических законов и культурных концептов. Они объективно есть. Вот и получается то самое: нечто вроде бы очевидно, но попробуй, блин, объясни и сформулируй. |
FluktLight
|
|
Мда.
Мне скучно пытаться понять что именно подразумевается под теми самыми же словами в каждом разговоре с этими творческими людьми. Ибо видите ли им скучно придерживаться одного значения, нравиться вертеть значениями в угоду себе. По сему я удаляюсь. |
Эмили Джейн
Показать полностью
Я помню эту вашу максиму. И все еще считаю ее бредовой. Это не максима, это суждение на основе известных мне фактов. Философия - это ведь не магия, это просто сфера мысленной деятельности, которая в лучшем случае опирается на логику, в худшем - на алогичную (или даже дологичную) болтовню. Но логика не создает новой информации, все, что делает логика, - это преобразует высказывания в эквивалентные формы. Поэтому голая логика без опоры на факты ничего не может сказать о существовании каких бы то ни было "нематериальных форм", только оперировать уже имеющимися суждениями. Допустим, первичные суждения о "нематериальных формах" могут явиться человеку в качестве некоего "откровения". Однако чтобы он узнал о них и был способен рассуждать, это откровение должно вполне физическим образом повлиять на его мозг. Таким образом, мы сталкиваемся с ситуацией, когда нематериальное, чтобы быть познанным человеческим разумом, чувствами, интуицией и т.п., должно дать о себе знать путем физического взаимодействия с материей. Однако если оно способно повлиять на материю, значит оно удовлетворяет физическому критерию существования и, следовательно, лежит в сфере возможностей науки. Альтернатива - отсутствие какого-либо воздействия, но в этом случае любые суждения человека об этих "нематериальных формах" - это ровно то, что я сказал выше: голые высказывания, об истинности которых ничего определенного сказать нельзя в принципе. |
Эмили Джейн
BrightOne Ну можно попробовать пойти наоборот - от форм. Кружка существует. Закон сохранения энергии существует. Образ вампиров в масс-культуре существует. У них разные формы существования, но сам факт их существования вполне очевиден, не так ли? Не так. Термин "существование" относительно физических объектов не имеет ничего общего с термином "существование" относительно формальных систем и прочих абстракций, я уже приводил пример с термином "роза". Это не разные формы существования, а просто разные понятия. Ну елки, что общего может быть между способностью к физическому взаимодействию и выводимостью из аксиоматического базиса? Вот и получается то самое: нечто вроде бы очевидно, но попробуй, блин, объясни и сформулируй. Ну я ж объясняю. |
Это не максима, это суждение на основе известных мне фактов. Это без разницы. Я тоже могу сказать, что у меня - суждение на основе известных мне фактов. И что изменит? |
Эмили Джейн
Это бессознательное что-то, мне кажется. Когда человек упорно негибок в отношении ситуации, не желает видеть контекст. Он не разумно и осознанно действует в этот момент. |
Эмили Джейн
Если я начну пользоваться словом "мама" строго в одном и том же значении, разговаривая с подругой о здоровье своих родителей и обсуждая на ффми тему суррогатного материнства - выйдет чушь. Слова, сюрприз, многозначны, и использовать в каждом новом контексте не то из значений, которое максимально адекватно ситуации, а только то, которое ты уже успел использовать в другой ситуации - значит либо безбожно тупить, либо намеренно плодить дисконнекты. Это означает выстраивать систему терминов) |
Злой Ангел
Эмили Джейн Это бессознательное что-то, мне кажется. Когда человек упорно негибок в отношении ситуации, не желает видеть контекст. Он не разумно и осознанно действует в этот момент. Это же ты вроде с такой проблемой сталкиваешься, не можешь быстро модифицировать контекст и осознавать множество соединений со схожими темами? |
BrightOne
Ну я ж объясняю. Вы не объясняете. Вы просто утверждаете/отрицаете. Типа "Термин "существование" относительно физических объектов не имеет ничего общего с термином "существование" относительно формальных систем и прочих абстракций". Справедливость этого утверждения для меня совершенно не очевидна. Ну т. е. ВОТ ВООБЩЕ СОВСЕ НЕ ОЧЕВИДНА. Физические объекты существуют. Абстракции существуют. Общее между ними - то, что и то, и другое существует. |
Чeрт
Это означает выстраивать систему терминов) Спасибо, я в курсе. Но база терминов выстраивается для конкретной ситуации, чтобы внутри ее разговаривающие оперировали одним и тем же значением (если это возможно). "Частное" как математический термин и как юридический термин - это разные термины. И упрекать человека в том, что он, говоря о математике, использует одно значение этого слова, а говоря о судебном определении - другое, называя это увертками и творческим подходом к словам - как минимум странно. |
Чeрт
Тут ничего не могу сказать, потому что понятия не имею, каков конкретно ваш хэдканон христианства, и что конкретно в нем не монтируется с выше озвученным. |
Чeрт
Я их очень подробно разграничила, как только увидела, что начинается путаница. Но дальше дискуссия шла в таком виде, как будто тот пост был написан невидимыми чернилами :) |
Эмили Джейн
Чeрт вы разграничили их по критерию своей позиции которая висит в воздухе. такое себеЯ их очень подробно разграничила, как только увидела, что начинается путаница. Но дальше дискуссия шла в таком виде, как будто тот пост был написан невидимыми чернилами :) |
Чeрт
Эм. Нет. Я разграничила их не по этому критерию. Впору идти и проверять, не невидимые ли реально чернила ( |
Эм. Нет. Я разграничила их не по этому критерию. так, о чем вы вообще говорили, я не понял на что вы ссылаетесь |
Эмили Джейн
Это без разницы. Я тоже могу сказать, что у меня - суждение на основе известных мне фактов. И что изменит? Если оно доказанное, то это изменит мое мнение как минимум. :-) |
Эмили Джейн
BrightOne Вы не объясняете. Вы просто утверждаете/отрицаете. Типа "Термин "существование" относительно физических объектов не имеет ничего общего с термином "существование" относительно формальных систем и прочих абстракций". Нет, не просто. Я-то ведь в отличие от вас привожу определения используемых понятий, и из этих определений данный вывод следует напрямую. Вы обходитесь без определений, но утверждаете при этом, что понимаете суть используемого слова, хотя не можете объяснить его смысл. Ну так это не я в таком случае голословен. Физические объекты существуют. Абстракции существуют. Общее между ними - то, что и то, и другое существует. Общее между ними - слово, используемое для обозначения разных понятий? Не, ну так можно заявить, что общее между ними - то, что их названия записаны на русском языке. Примерно того же уровня сходство. |
Эмили Джейн
Показать полностью
Очередной раз возвращаемся к тому, что значит "доказанное" :( Доказанное - значит выведенное из наблюдаемых фактов, если вкратце. В формальных системах роль фактов занимают аксиомы, но суть - ровно та же, не считая особенностей индуктивного вывода. Для вас доказано, что философия - это бред. Не вся философия. Различные формы позитивизма - не бред. Модель-зависимый реализм - не бред. Инструментализм - не бред. Дигитализм - не бред. Много чего - не бред, даже если какие-то из этих направлений я не разделяю. Но философия, которая представляет собой умствование на ровном месте без опоры на факты, а тем более - на логику... Ну, я не знаю, как еще ее можно назвать. Пусть будет "пустая болтовня", если угодно. Доказать мне, что философия - бред, вы не можете (пробовали, не получилось). Доказать вам, что она - не бред, я не могу (пробовала, не получилось). Вы сейчас смешиваете термины "доказать" и "убедить". Строго говоря, нельзя доказать кому-то, можно просто доказать. А убедить можно и без доказательства. И я сильно подозреваю, что в вашем случае как раз последнее: нечто убедило вас в правильности некоторых направлений философии, но вряд ли это нечто было доказательством. |
Эмили Джейн
Показать полностью
Общее между ними то, что они - есть. И никто в здравом уме не станет утверждать, что их нет. Знаете, как это звучит для меня? Общее между декоративным растением рода шиповниковых и плоской кривой четвертого порядка с уравнением в полярных координатах rho=R*sin(k*phi) - то, что обе они - розы. И никто в здравом уме не станет утверждать, что первое или второе - не роза. Вот буквально так. Термин "быть" (со всеми его синонимами и формами, такими как "существовать", "наличествовать" и т.п.) относится к двум кардинально различающимся понятиям. По историческим причинам для их обозначения используется один и тот же термин, но и только. Вы же даже не попытались придумать общее определение для всех форм, а сразу уползли в частности, почему-то решив, что это стопудово вот настолько разное, что ничего общего. Нет, почему же? Общего - до хрена. Например, название. Или то, что мы с вами можем обсуждать как первое, так и второе. Или то, что ни первое, ни второе не является матерным ругательством. При желании можно хоть до глубокой ночи перечислять сходства (как и между любыми другими понятиями), но вопрос в том, насколько полезно объединять принципиально различные понятия на том лишь основанием, что когда-то их обозвали одним термином. Тем не менее, мы вполне можем поднатужиться и натянуть любую сову на любой глобус, включая этот. Банально объединить два определения связкой "или" - в этом случае у нас получится определение, одинаково хорошо работающее как для табуретки, так и наименьшего натурального числа, большего единицы. Только я серьезно сомневаюсь в том, что даже такое определение вас устроит. |
Эмили Джейн
Не существует никакого такого доказательства или доказательств, которые вы могли бы предъявить любому человеку, всерьез погруженному в философию, и самим фактом этого предъявления вынудить его согласиться с вашей правотой. Просто потому, что не всех людей, включая "всерьез погруженных в философию", убеждают доказательства, сколь угодно точные. Пытались доказать хоть что-нибудь адепту диамата? Это не просто бесполезно, это вредно. Ему указываешь на противоречие среди его заявлений, и он довольно кивает, мол, да, конечно, противоречие. Единство и борьба противоположностей-с! Говоришь, что вот здесь противоречий нет, и он с той же довольной физиономией соглашается: мол, ну вот видите? Все сходится, вуаля! Это просто то, что по каким-то субъективным причинам убеждает лично вас, кажется доказательным лично вам. Знаете, что меня убеждает? Доказательства. А остальное - нет. |
Танда Kyiv
Я рад, что кандидатов так мало. Если где-то будут раздавать бессмертие, мне не придётся долго стоять в очереди. |
BrightOne
Показать полностью
Я не сомневаюсь, что для вас это звучит иначе, чем для меня, это было ясно сразу. Но проблема в том, что ситуация с розой - это не прямая аналогия. И когда оно звучит для вас как прямая аналогия - это меня.., удивляет. Вот прям очень удивляет. С розой это проявление даже не многозначности слова, а омонимии. С существованием же значение ровно одно и то же. Когда мы говорим, что нечто существует - мы придаем этому нечту один из бинарных признаков: существование/несуществование, утверждая свою уверенность в том, что это нечто в той или иной форме объективно является частью реальности (в широком смысле этого слова). И говорим ли мы о кружке, или о идее героя - мы имеем ввиду именно это. Разнородные "понятия" же, которые вас так смущают, просто относятся чутка к другому. Они описывают КАК ИМЕННО, в каком именно выражении реализуются разные формы существования. Существование материальных устанавливается вот такими-то признаками. А существование, допустим, идей, вот по таким-то. Признаки реально разные. Потому что вещь и идея - кардинально разные, и подбить под них один и тот же признак не получится. А вот категория существования - одна и та же. |
BrightOne
Знаете, что меня убеждает? Доказательства. А остальное - нет. Знаете, как это звучит? )"Доказательства отличаются от не-доказательств по степени влияния на меня. То, что убеждает меня - это доказательства." (с) Здравствуйте, Лев Николаевич, не узнала вас в гриме :) |
Ну к чему пришли сегодня?)
|
PersikPas
это изначально бессмысленный разговор, но Эмили, кажется, прётся от процесса |
Местами - да
|
1 |
Эмили Джейн
Показать полностью
С розой это проявление даже не многозначности слова, а омонимии. Это не просто омонимия. Упомянутая плоская кривая была названа так именно потому, что она по внешнему виду напоминает цветок (не обязательно розу, но в том числе, форма зависит от коэффициента k). То есть для абстрактной сущности, которая ни разу не растение и вообще не физический объект, название подобрали, исходя из поверхностного визуального сходства. Нечто подобное произошло и с существованием. Я не занимался историей происхождения и эволюции этого понятия, но сильно подозреваю, что унификация существования в смысле 1 и существования в смысле 2 произошла под влиянием идей платонизма, с точки зрения которого наш физический мир - не более, что проекция мира идей, к числу которых Платон причислял известные ему формальные системы, включая логику и математику. В наше время в чем-то близких позиций придерживаются представители дигитализма (в первую очередь это Макс Тегмарк и Стивен Вольфрам), и, возможно, вам это в чем-то даже покажется реально похожим: как минимум по вопросу существования. С точки зрения этого философского направления наблюдаемая способность создать математическую модель любого физического объекта или явления означает, что физический объект - и есть математическая структура. То есть дигитализм отрицает понятие субстрата как такового (будь это материя, дух или что-то еще), и утверждает, что реальность - совокупность математических отношений. Исходя из этого, любой математической структуре соотвествует некий физический эквивалент, хотя совсем не обязательно этот эквивалент имеет отношение к наблюдаемой нами вселенной. То есть что получается? В дигитализме математическое существование всегда сопровождается физическим, и это, наверное, как раз то направление, где эти два явления настолько близки, насколько это вообще возможно. Но! Даже в дигитализме они не эквивалентны: их значения различны, пусть и сопровождают друг друга. Аналогично, каждое физическое тело характеризуется как скоростью, так и ускорением, но скорость - не есть ускорение. нечто в той или иной форме объективно является частью реальности (в широком смысле этого слова). Вот! Вот это уже лучше. Вы сейчас, по сути, наконец-то дали определение: "существовать - значит принадлежать реальности". Остается разобраться с тем, правильно ли мы понимаем смысл термина "реальность". Обычно под ней подразумевают "объективно явленный мир": в этом случае придется забыть о числах и прочих абстракциях, поскольку они не принадлежат объективному миру, они его разве что могут характеризовать. Если с этой трактовкой вы не согласны, тогда что вы понимаете под реальностью? |
Эмили Джейн
BrightOne Знаете, как это звучит? ) Странно, если для вас это так звучит. Доказательства имеют вполне объективные отличия от не-доказательств безотносительно моей персоны. Их нетрудно формализовать и даже оформить в виде программы на одном из логических языков типа Prolog. |
BrightOne
Показать полностью
Танда Kyiv Все проблемы разрешимы, если ты не мертвый. :-) Скажем так, проще всего - если это какой-то официальный эксперимент :) тогда хотя бы отпадает проблема с документами. Но остаются вопросы потери близких, эмоционального выгорания и т.д. В любом случае, наш мир не имеет комиксной техномагии, а потому бессмертие пока недостижимо. Максимум - создание программы, в которую будут внесены реакции человека, его интересы, его знания и т.д. - этакая цифровая копия. Но такая копия либо застынет на одном месте (на манер живых портретов из ГП), либо, если у нее будет возможность развиваться, чем дальше, тем больше будет отличаться от реального человека - просто в силу разного опыта. Вариант Дункана Маклауда, как уже говорилось, в наше время требует либо хакерских навыков, либо знакомств в криминальном мире, а также финансовой обеспеченности (для переездов и создания новой легенды каждые лет двадцать. Ну, реже, если подключить магию - какой-нибудь амулет/чары, что позволит имитировать старение, тогда можно задержаться на одном месте лет на 50...). |
Танда Kyiv
Показать полностью
В любом случае, наш мир не имеет комиксной техномагии, а потому бессмертие пока недостижимо. Не так все плохо. У нас уже есть средства, пусть и не очень впечатляющего, но все же продления жизни. За это "добавочное" время жизни есть шансы дождаться появления чего-то более радикального, а то и принять участие в его создании (биотехнологии, нанотехнологии, импланты, киберпротезы и все такое). Максимум - создание программы, в которую будут внесены реакции человека, его интересы, его знания и т.д. - этакая цифровая копия. Оцифровка - да, тоже перспективное направление, хотя и не сегодняшего дня задача (разные варианты киборгизации сейчас реалистичнее выглядят). Ну а что со временем станет отличаться от оригинала - так ведь и сам человек в процессе жизни здорово меняется. Ну и на крайний случай есть еще криосохранение - для тех, кто умирает уже сейчас и не имеет возможности дождаться технологий радикального продления жизни. Есть шанс, что через энное количество лет, когда уровень технологий заметно повысится, мы сможем ревитализировать криопациентов. |
Эмили Джейн
Формализовать-то нетрудно. Но если специалисты в теме, к которой относятся доказательства, в преобладающей массе не считают их доказательствами, то ценность такой формализации крайне сомнительна. Ну вот специалисты в астрологии не считают доказательствами аргументы ученых о том, что астрология - чушь собачья. Ценность и здесь крайне сомнительна? |