Коллекции загружаются
#читательское
Милая gde_avocado подняла тему повести "Вий" Гоголя. Я вот что хочу сказать. Меня в "Вие" всегда удивляло полное фиаско сил церкви против могущества простой деревенской ведьмы. Ведь дело происходит в храме, на освященной земле, есть иконы, книги с молитвами и запас святой воды. То есть Хома вооружен по полной программе. Однако все средства борьбы оказываются неэффективны. Почему так? Гоголь - искренне верующий человек, то есть тот, кто действительно считает бога всесильным. 12 июля 2022
6 |
Scaverius
Нового Завета да, но даже новый Завет, очень странно сравнивать в нашем и в английском переводе. Потому как в обоих случаях это уже 3 итерация перевода. Арамейский - древнелатинский/древнегреческий - английский/русский. Причём частями, там ещё и по ходу дела тексты редактировались и переводы изменялись. 3 |
EnGhost
Scaverius Нового Завета да, но даже новый Завет, очень странно сравнивать в нашем и в английском переводе. Потому как в обоих случаях это уже 3 итерация перевода. Арамейский - древнелатинский/древнегреческий - английский/русский. Причём частями, там ещё и по ходу дела тексты редактировались и переводы изменялись. Перевода - да, но арамейский - сейчас уже мертвый язык. Но согласен, да, сравнивать возможно и странно. 2 |
Scaverius
Тем более, вон, в 17 году Папа хотел, а в 19 даже утвердил изменение тескта молитвы "Отче наш". "Не введи нас во искушение" (Non indurci in tentazione) заменены на "Не дай нам поддаться искушению". 1 |
В тему бессилия — вроде бы в этом фишка выданной людям свободы воли? Что дьявол может нагло встревать и подкидывать проблем и искушений, но достойный человек должен сам с ними справиться?
2 |
EnGhost
Scaverius Тем более, вон, в 17 году Папа хотел, а в 19 даже утвердил изменение тескта молитвы "Отче наш". "Не введи нас во искушение" (Non indurci in tentazione) заменены на "Не дай нам поддаться искушению". Папа - это папа. В 19 веке много чего католики утвердили. Кстати, зря заменил. Там же изначальный смысл, я так понимаю: "Не дай нам испытание сверх сил", ну это лично я так понимаю. Например Авраама Бог испытывал. Нельзя же назвать это искушением. Но если кого-то из нас так Бог испытает, мы Бога проклянём, т.к. мы не Авраам. 2 |
EnGhost, что ты подразумеваешь под каноном? Я — список канонических книг.
2 |
Три рубля
И он менялся. В частности в ветхозаветной части. 2 |
EnGhost, менялся после Первого Никейского собора? И каким образом?
1 |
Ярик
Показать полностью
В тему бессилия — вроде бы в этом фишка выданной людям свободы воли? Что дьявол может нагло встревать и подкидывать проблем и искушений, но достойный человек должен сам с ними справиться? Да, вот только дьявол согласно христианскому вероучению скован, как и другие демоны. Они сильно ограничены в действиях. И их "свобода" зависит в том числе от того, что им позволят люди. Дадут власть над собой или нет. Без согласия, неявного или явного, демон даже войти в человека не может. Люди годами пьют и колются и только некоторые алкоголики и наркоманы становятся одержимыми в прямом смысле слова. Люди убивают других людей и только немногие из убийц опять же становятся одержимы. Ну и так далее. Хотя в теории любой смертный грех может сделать человека прямым рабом демона. Это о "бессилии Бога". Если бы Бог был "бессилен", половина человечества бы лаяла и мяукала. А также ползала бы на четвереньках. В общем, с ума бы многие сошли. А с ума сойти или умереть от страха человек может лишь увидев демона, просто увидев. Но это "мир невидимый". Думаете, они не хотят быть видимы? Еще чего - конечно хотят, кто ж им даст-то. Поэтому совершенно справедливы слова Фауста у Гёте, обращенные к Мефистофелю: "Так вот твоё высокое значенье! Великое разрушить ты не мог, Тогда по мелочам ты начал разрушенье!" Проще говоря, демоны не могут ни завладевать телами людей когда захотят, ни являться пред ними, когда им вздумается и вынуждены "шептать на ухо" из вредности. Так они никакой особой прибыли от совершения людьми зла зачастую не получают. Кроме морального удовлетворения "он делает то, что и я - значит он похож больше на меня, чем на Бога". В общем, из грозной силы по воле Бога демоны превратились в жалких мелких пакостников и клеветников. 2 |
Scaverius
Там таких правок, за годы набралось уймы. Кстати, конкретно по поводу этой, папа её только в молитве изменил, поскольку она взята из, по-моему Мефодия, а там этот перевод был изменён ещё в 08 году Ватиканским собором. 1 |
EnGhost
Три рубля И он менялся. В частности в ветхозаветной части. Имеется в виду "второканон". Но второканон во-первых, к канону приравнен не был, во-вторых, почти целиком состоит из нравоучительных книг (то есть их богословская ценность минимальна). Отсюда и колебания Церкви - включать не включать и как относиться. 2 |
Три рубля
Открой списки соборов, и их решений, когда и что они включали и исключали из ветхозветной части Библии 1 |
EnGhost, ни один собор не занимался этим, кроме Первого Никейского. Ну, может быть какие-то местные соборы ковырялись во второканоне, но я таких не знаю.
|
Scaverius
У меня в основном претензии к тому, что если вы помните, дьявол не имеет смысла как концепция вне христианства. В других видах монотеизма, дьявола не существует. Демоны, джинны - да. Дьявола - нет. В иудаизме вроде бы есть. По крайней мере, Христа подозревали именно в том, что он агент Вельзевула. Причём ответ Иисуса на это основывался на предпосылке, что у Вельзевула должно быть единое царство, единый лагерь, а не расколотый (то есть речь шла не просто о каком-то отдельном демоне).1 |
Возможно, не в тему, но: https://ficbook.net/readfic/11751687.
1 |
Scaverius
Естественно. Но есть некоторые интересные места в Библии, которые в оригинале звучат не совсем так, как в синодальном переводе и дают возможность сказать, что противопоставление - это только первый уровень понимания. Например, слова Христа "отойди от меня сатана", в английском переводе звучат точнее "Get thee behind me Satan", то есть "Следуй за мною, сатана". Христос по сути упрекает сатану, что тот не покоряется ему, не следует за ним и советует за ним следовать. Можно сослаться не только на английский, но и на церковнославянский: "иди за Мною, сатано". 2 |
Scaverius
Показать полностью
Да, вот только дьявол согласно христианскому вероучению скован, как и другие демоны. Они сильно ограничены в действиях. И их "свобода" зависит в том числе от того, что им позволят люди. Дадут власть над собой или нет. Без согласия, неявного или явного, демон даже войти в человека не может. И всё-таки даже оставшееся в их возможностях выглядит спорно.Бог, значит, запирает демонов, ограничивает их во влиянии на мир. И тут демоны такие: «А если люди сами захотят наших действий, нам можно будет шевелиться? Это ведь будет их выбор». Тут бы по идее спросить: «А почему люди захотят? Вы собираетесь предложить им что-то действительно выгодное? Сомнительно. Или собираетесь врать им? Но тогда будет ли их реакция их истинным выбором, ведь соглашались-то они совсем на другое?» Даже с христианской точки зрения — не все вступают в контакт с демонами осознанно как чернокнижники и сатанисты. Христиане, например, видят демоническое влияние и в ченнелинге, и в «целительной энергии Рейки», а её адепты определённо не считают себя связывающимися с какими-то демонами. А это ситуация «продажи кокаина под видом сахара» — вряд ли при этом можно говорить об осознанном выборе покупателя. Кажется, многих проблем подобных демонических манипуляций можно было бы избежать просто наложением запрета на ложь. И... иногда при чтении о том, как в христианстве представляют поведение демонов, складывается впечатление, что на некоторых из них запрет этот таки наложен. Вроде бы один из апостолов рекомендовал для различения духов спрашивать у невидимого собеседника, почитает ли он Иисуса Христа (или Святую Троицу. Не помню точно). Как будто злой дух не может соврать в ответ. Или это только если праведник спрашивает? В то же время «сущности», стоящие за возникновением многих новорелигиозных движений (христианами обычно интерпретируемые как демоны), совершенно свободно выдают себя хоть за атлантов, хоть за пришельцев с Большой Медведицы. 1 |