Коллекции загружаются
#обзоры_дилетанта #русская_классика #Пушкин #финальный_обзор_творчества
Добрый вечер! Решил закончить общей характеристикой Пушкина как поэта и писателя. О его общественной позиции, которую можно определить как "умеренный декабризм", то есть просветительство, светская направленность творчества, умеренный республиканизм, патриотизм и достаточно резкая защита интересов Отечества - я уже говорил в предыдущем обзоре. Но сейчас не об этом. Я бы хотел написать здесь о том, что Пушкин сделал для русской литературы в целом, что он для неё открыл. Он очень много сделал для романтического направления русской литературы, именно на него ориентировались близкие ему русские писатели-романтики. Им он подарил два образа - образ Татьяны и образ Людмилы, не говоря уже об образе Маши Мироновой. Он многое сделал для развития "мистического" и "символического" направления, которое у нас смешивали с реализмом. Проза Н.В. Гоголя во многом выросла из "Повестей Белкина". "Готическая" сторона литературы Пушкина была продолжена в поэтическом смысле Лермонтовым ("Демон"). Пушкин впервые открыл для России Кавказ, поднял тему соприкосновения русской культуры с исламом. У него появляются "Кавказские стихи". У него также впервые в литературу вводятся простонародные имена (Татьяна), простонародные персонажи. Это пытался делать и Карамзин, но у Карамзина всё это выглядит достаточно "канонно" и беспомощно. Пушкин не пытается изображать из русских крестьян "античных пейзан" в отличие от Карамзина. Патриотическая линия в поэзии Пушкина, в его поэмах и так далее была продолжена позже в основном Тютчевым (хотя Тютчев опирался и на Хомякова). Из новаторских вещей можно также вспомнить, что Пушкин впервые дал русской литературе образ Петра I, Наполеона и так далее, потом неоднократно повторявшиеся. Он же положил начало традиции "лишних людей", он, а вовсе не Грибоедов, сочинение которого было известно, но менее, чем "Евгений Онегин". Стихия русского народного бунта и шире - русской революции была дана Пушкиным в образах его друзей-декабристов, а также в "Капитанской дочке", в "Дубровском". Это именно бунт как протест против несправедливости (революцию Пушкин как раз отрицал). Пушкин ввёл в литературу образ бунтаря как дворянского звания (Дубровский), так и образ народного бунтаря (Пугачев) и наделил их привлекательными чертами (в том смысле, что он не описывает их как каких-то жутких монстров, лишенных положительных черт, хотя они у него безусловно творят зло). Ну про стилевые особенности тут пусть филологи говорят, и так ясно, что "пушкинский язык", потом продолженный "ахматовско-блоковским" языком - это и есть современный русский язык. До Пушкина русский язык был смешением разных стилей и разных языковых пластов. Во время жизни Пушкина возникает русская литературная норма, в становление которой он вносит огромный вклад. А теперь - о главном. О содержании творчества Пушкина, о том, какие темы он поднимает. Мы не будем касаться политических и историософских тем - о них я уже писал много раз в своих обзорах. Мы коснемся другого. Пушкин крайне разносторонен, но основные темы у него повторяются. Это Россия, судьба человека, становление героя (описание отдельной жизни от начала до конца), любовь к женщине. В каком-то смысле это классические темы. Интересно, как Пушкин решает эти проблемы, к чему он приходит. В рамках "любовной" линии он пишет много "фривольной" и "любовной" лирики, часто даже пошлой (см. эпиграммы, читая эпиграммы Пушкина в адрес дам, я удивляюсь как он вообще столько лет умудрился прожить, как его раньше не убили), но заканчивается это всё "Евгением Онегиным", "Дубровским", "Метелью", "Кавказским пленником","Станционным смотрителем". Одна и та же тема - женщина, которая или говорит нет и отказывается от своего счастья во имя долга, или говорит "да", но не обретает счастья из-за непреодолимых обстоятельств или говорит "да", но при этом позже об этом сожалеет. Любовь манит Пушкина, любовь приносит счастье, но любовь трагична, противоречива. Любовь не всегда приносит в итоге спокойствие, не всегда заканчивается хорошо. Да, при этом Пушкин описывает и "счастливую любовь" в "Руслане и Людмиле", "Сказке о царе Салтане", в "Барышне-крестьянке". Но первые две вещи - это эпос или стилизация под эпос, а "Барышня-крестьянка"- это же чистый "анекдот" (в смысле веселой, занимательной истории). Единственное произведение из числа "реалистических", где "всё хорошо" - это "Капитанская дочка", но там замысел у Пушкина гораздо шире, поэтому любовная линия там второстепенная. Да и то герой должен пройти через буквальный ад, чтобы обрести любовное счастье. Интересно, что Пушкин ведет себя как "феминист" в том смысле, что женщина у него самостоятельная фигура. Она во многом решает сама свою судьбу, идя против воли родителей или против обычаев. Тема становления героя, так или иначе показана в "Капитанской дочке" в "Выстреле", в "Евгении Онегине", в "Кавказском пленнике". Везде, где речь идёт или о взрослении, или об изменении персонажа (иногда о его неизменности") И везде мы видим, что время и опыт обогащают героя, делают его путь более отчетливым. Тема "судьбы" - это "Пиковая дама", "Медный всадник" и "Каменный гость". Три произведения и какие - произведения о триумфе неумолимой судьбы над человеком! В "Пиковой даме" мертвая старуха разрушает жизнь Германа, погнавшегося за богатством. В "Медном всаднике" сама стихия сводит с ума главного героя, воплощаясь в "медном всаднике, который всюду преследует безумца. В "Каменном госте" опять же судьба в виде ожившей статуи Командора карает "Дона Гуана". В общем-то, Пушкин, как всякий человек определенного образа жизни и типа жизни был немного суеверен. И ему мнилось, что над человеком стоит неумолимый рок, но всё же не морально безразличный рок. Он карает людей за их преступления или за общую греховность (в "Медном всаднике" это особенно видно). В итоге, что же мы можем сказать о Пушкине, кто он был? Я писал уже здесь о "людях Солнца" и "людях Луны", чем они отличаются. Люди "Солнца" всем творчеством обращаются к Жизни, к неистощимости жизни и к законам, по которым существует Жизнь (любовь, судьба, Родина). Они в принципе оптимистичны, у их произведений есть трагические концовки, но они всегда логичны, всегда размеренны и последовательны. Из их произведений всегда можно сделать "моральный вывод", Редко из-под их пера выходят вещи иные, такие как тот же "Медный всадник" с его мрачной и готической атмосферой или жуткий "Жених", который, казалось вышел из под пера Э. Аллана По или Стивна Кинга. БОльшая часть творчества заканчивается всё же хорошо. "Дубровский", после того, как любовь "разбилась о быт" распускает шайку разбойников и становится честным человеком, "Станционный смотритель" умирает, но на его могилу приходит дочь и мы видим, она живёт хорошо и у неё есть дети, "Капитанская дочка" кончается тем, что герои всё же вступают в брак, "Евгений Онегин" заканчивается наказанием пустого повесы "поделом и так далее. Везде виден смысл, видна Жизнь в её многоразличном упоении, в её апофеозе, в торжестве, провалах и падениях. Но это не падения в бездну абсурда, бессмысленности, жуткого ужаса. Это падение злых и награждение добрых как в "Руслане и Людмиле" или освобождение из плена как в "Пленнике" или грозная укоризна врагам как в патриотической лирике, или философско-историософские размышления, как в "Борисе Годунове". Пушкин поистине был "Солнцем" русской поэзии сразу в двух смыслах - стихи его были легки и игривы как молодая задорная белая тучка или весенний утренний ветерок и сам он вёл жизнь достаточно весёлую и бурную и закончилась она хорошо, после дуэли, Пушкин примирился с людьми и Богом и умирал причастившись, и "с таким выражением на лице я бы сам желал умереть" вспоминал один из его друзей (не помню, кто). В смысле - бурная, радостная, полная жизнь и "счастливая смерть". В этом смысле можно говорить о полной симфонии его жизни и его смерти (как впрочем и у многих русских поэтов и писателей которые удивительным образом проживали жизни своих литературных героев). Вот и всё. На этом я заканчиваю обзоры "на Пушкина". На очереди у нас Лермонтов, "одинокий романтик", одна из самых удивительных и загадочных фигур русской литературы. Если Пушкин был главой и "отцом" золотого века русской поэзии, то Лермонтов был предтечей поэзии Серебряного века. Как-то так. 14 мая 2023
9 |
Мольфар
Не сражаюсь, а считаю, что вводить категоризации людей по соломенности - это лажа. |
Asteroid, а я их ввожу? А если нет, то на кой мне об этом в пятый раз сообщать?
|
Мольфар
Ты отвечаешь за ТС - я отвечаю в ответ. )) |
Понятно. Значит, мы возвращаемся к варианту "долбится в глаза".
|
Астероид вечно какие-то разборки начинает.
|
Мольфар
Мне интересно: как ты это видишь?. Вот ты не согласен с сказанным мною, и выдвигаешь некий контраргумент.. Но если я не согласен с сказанным тобою, то не могу сделать этого же. Так что ли? |
Asteroid
Ок. Астероид, мятежный, вечно ищет бури в стакане воды. 1 |
Заяц
Ок, Заяц из поколения инфантилов, не видевших настоящей бури. И боящийся простых споров. ))) |
Scaverius Онлайн
|
|
Asteroid
Самое смешное, что вы даже мне не ответили. От слова вообще. "Соломенный" и "птичий" - это конечно, аргументы, но аргументы так себе. |
Asteroid
Просто не трачу силы на разборки, которые по факту уже через месяц окажутся никому не интересными. А ты, конечно, можешь и дальше храбро воевать. |
Заяц
Ну да, ну да. ))) |
Scaverius
"Соломенный" и "птичий" - это конечно, аргументы, но аргументы так себе. Для "солнечно-лунной" категоризации самое то. ))) |
Scaverius Онлайн
|
|
Asteroid
Показать полностью
Scaverius Для "солнечно-лунной" категоризации самое то. ))) Да, но я не настаиваю на названиях. Просто "Солнце" символизирует человека, который проживает жизнь и в своём творчестве не старается заглянуть за её изнанку. Его волнуют обычно проблемы, связанные с жизнью - любовь, взросление, война и проч. Его отталкивает и пугает всё, что связано с смертью, трансцендентностью, ужасным, аморальным, преступным или таинственным. Он как солнце, которое светит только днём, а ночью не светит. "Ночная" сторона жизни ему не нравится, не нужна. Он признаёт, что она есть, если это писатель, он даже может её описать, но эти описания включают в себя в основном две вещи - либо описывается страх смерти, либо безразичие перед её лицом. То есть описываются реакции с точки зрения "биоса", жизни. Жизнь в человеке или боится смерти или безразлично её встречает. "Луна" символизирует человека, поступающего наоборот. Он живёт своей жизнью, но как бы скользит по поверхности жизни. Жизнь для него мучительно трудна - это драма. Его привлекает именно внутренний трагизм жизни: преступное, аморальное, трансцедентное, трагичное и таинственное. Если он одарён религиозно, то он либо неопределенный мистик, либо принадлежит какой-то религии (интересно, что такой человек может быть атеистом, но его отношение к жизни и смерти будет всё равно религиозным). Его не интересует дневная сторона жизни. Если он описывает любовь - то зачастую мучительную и трагическую, из которой нет выхода, не любовь, а мучение или же это то, что греки называли "антиэрос" - один любит, а другой ненавидит любящего. Если он описывает взросление, то оно мучительно, это взросление героем проживается через какую-то еще другую тему, через навязчивую идею, через драму. Если описывается война, то это не война, а бойня, кровавая и жуткая, где никто не щадит никого, где выжившие - умирают, где за фасадом войны развертывается что-то совершенно иное, торжествует что-то другое, запредельное. Вот и всё, собственно. Люди "Солнца" или "Луны" есть везде. Есть люди, сочетающие в своем творчестве черты и того, и другого, но обычно что-то одно преобладает. Например, можно вспомнить Пушкина, Тургенева, Тютчева, Толстого. Они прекрасно умеют описывать жизнь. Но вот описание смерти... Пушкина возьмите, что он как поэт писал о смерти? То, что живые думают об умершем ("Ворон к ворону летит"), о безмятежности смерти ("Гроб юноши") и т.д. Трагическая смерть описана в поэме "Цыганы", но это же... не описание смерти! И тут Пушкин умудряется описать не смерть, а с одной стороны ревность Алеко с другой презрение к нему "вольной цыганки" Земфиры. Самой смерти там нет места - "Умру любя". А посмотрите на Лермонтова, Гоголя, Достоевского. Какое там описание смерти! Даже после смерти, после собственно уже умирания происходит какое-то кощунственное проникновение в тайну смерти. Даже там, где смерть "уже ушла", чувствуется, что она здесь была. В "Маскараде" Лермонтов описывает вроде бы то же, что Пушкин в "Цыганах", но смерть там поистине ужасна. Умирающая не знает, что она умирает, а его убийца уже при жизни сходит с ума. Гоголь в "Страшной мести" и в "Портрете" описывает людей, которые настолько злы, что уже при жизни мертвы. Нет ничего ужаснее, чем живой мертвец. Достоевский - да там одно описание гибели Ставрогина в "Бесах" чего стоит: "Гражданин кантона Ури висел тут же за дверцей. На столике лежал клочок бумаги со словами карандашом: "Никого не винить, я сам". Тут же на столике лежал и молоток, кусок мыла и большой гвоздь, очевидно припасенный про запас. Крепкий шелковый снурок, очевидно заранее припасенный и выбранный, на котором повесился Николай Всеволодович, был жирно намылен." Это ж кошмар, форменный кошмар. От этого описания неодушевленных вещей рядом с мертвецом веет могильным холодом. А вот переживание смерти у другого "лунного персонажа" Л. Андреева: "И с первого же дня тюрьмы люди и жизнь превратились для него в непостижимо ужасный мир призраков и механических кукол. Почти обезумев от ужаса, он старался представить, что люди имеют язык и говорят, и не мог -- казались немыми; старался вспомнить их речь, смысл слов, которые они употребляют при сношениях,- и не мог. Рты раскрываются, что-то звучит, потом они расходятся, передвигая ноги, и нет ничего. Так чувствовал бы себя человек, если бы ночью, когда он в доме один, все вещи ожили, задвигались и приобрели над ним, человеком, неограниченную власть. Вдруг стали бы его судить: шкап, стул, письменный стол и диван. Он бы кричал и метался, умолял, звал на помощь, а они что-то говорили бы по-своему между собою, потом повели его вешать: шкап, стул, письменный стол и диван. И смотрели бы на это остальные вещи." Ну, Л. Андреев был "русским мастером ужаса", конечно. Но всё же от Достоевского он ушёл недалеко, совсем недалеко. А вот например, "солнечники" описывают смерть иначе. Она у них не ужасная гостья. Даже смерть "Обломова" не трагична, трагична его жизнь, а смерть - это некий закономерный конец. У Тургенева трава на могиле Базарова говорит "о всеобщем примирении и о жизни бесконечной" (цитата неточна, по памяти). У Толстого в "Войне и мире": "С этого дня началось для князя Андрея вместе с пробуждением от сна – пробуждение от жизни. И относительно продолжительности жизни оно не казалось ему более медленно, чем пробуждение от сна относительно продолжительности сновидения. Ничего не было страшного и резкого в этом, относительно-медленном, пробуждении. Они обе видели, как он глубже и глубже, медленно и спокойно, опускался от них куда-то туда, и обе знали, что это так должно быть и что это хорошо." Вот так вот, абсолютно мирно, спокойно всё. Буднично. Куда-то уходил непонятно куда. Для "людей Солнца" смерть - это переход. Миг - и нету. А для людей Луны - великая и ужасная тайна. Можно и дальше сыпать примерами, но ясно, что там и любовь по разному будет пониматься и всё остальное. И судьба, кстати. 1 |
Scaverius
Это всё попытка придумать однопараметрическию шкалу для многопараметрической модели. От того и получаются и странные граничные случаи и общая неопределенность описания. Гражданин кантона Ури висел тут же за дверцей. На столике лежал клочок бумаги со словами карандашом: "Никого не винить, я сам" Я бы сказал, что это мирное, спокойное описание.И с первого же дня тюрьмы люди и жизнь превратились для него в непостижимо ужасный мир призраков и механических кукол. Почти обезумев от ужаса, он старался представить, что люди имеют язык и говорят, и не мог -- казались немыми; старался вспомнить их речь, смысл слов, которые они употребляют при сношениях,- и не м А это явно про ужасную Жизнь, а не смерть.Зато вот у Обломова явно видна тихо подступающая смерть, и ужасом веет от его беспомощности перед нею Так что всё это слишком относительно. 1 |
Scaverius Онлайн
|
|
Asteroid
Показать полностью
Scaverius Это всё попытка придумать однопараметрическию шкалу для многопараметрической модели. От того и получаются и странные граничные случаи и общая неопределенность описания. Жизнь человечества вообще многопараметрична по определению. Следуя вашему принципу, мы должны были бы остаться вообще без всякой классификации, так как например, делить писателей и поэтов по жанровому основанию - это тоже значит редуцировать картину. Так, Гоголь, Достоевский, Тургенев и Толстой попали в "реалисты", хотя на деле Гоголь и Достоевский скорее предтечи символизма и "мистицисты", а реалистами можно разве что Тургенева и Толстого назвать. Ну и так далее. Например, разделив шахматистов по критерию "чемпионы мира" и "все остальные" мы тоже редуцируем картину, т.к. были ведь еще претенденты, а были люди, которые претендовали на звание чемпиона мира до того, как возникли чемпионаты и проч. "Люди Солнца" и "Люди Луны" - это не попытка всё богатство русской литературной классики втиснуть в одну категорию, это категоризация людей по одному четкому признаку - базовому отношению к жизни и смерти. Жизнь для литераторов Солнца интереснее, чем смерть и посмертие, их интересуют в жизни те вещи, которые понятны и доступны всем и они умеют из них извлекать смысл повествования. Смерть и посмертие для литераторов Луны интереснее обыденной жизни или же суррогатом смерти и посмертия выступает таинственное, загадочное и/или ужасное (как у того же А. Грина, который смерти ни разу не касается). Бывают и промежуточные случаи, как в любой классификации. Например, Куприн в своих больших произведениях бытописатель ужасного, смертельного, загадочного и отвратительного ("Поединок", "Яма", "Молох"), в множестве малых рассказов он выступает как раз как бытописатель мелочей повседневности. |
Scaverius
Показать полностью
Жизнь человечества вообще многопараметрична по определению. Следуя вашему принципу, мы должны были бы остаться вообще без всякой классификации Нет. Следуя моему принципу, надо ввести нормальную многопараметричную классификацию, а не натягивать авторов на дихотомию "жизнь/смерть". Всякая бинарная классификация ложна.Что вообще значит Жизнь? У жизни куча проявлений. Война и любовь - это абсолютно разные вещи, попробуйте любителям лыра подкинуть боевичок. Уж лучше тогда классифицировать по принципу "пиздострадашки/не пиздострадашки". Ещё хуже, что классифицируются не текст, а автор. Автор меняется и пишет разные тексты, но нет, давайте-ка придумаем одну характеристику. У меня в столе лежит мрачная антиутопия скорого будущего, где всё плохо и все умерли, и выложена на фанфиксе легкомысленная позитивная комедия про Ронни-Пухла, и кто я? Я автор, который не хочет, чтобы его когда-либо впихивали в птичью дихотомичную классификацию. Вообще, пытаясь впихнуть что-то многогранное в такую примитивную классификацию, человек неизменно напарывается на когнитивные ошибки. |
Scaverius Онлайн
|
|
Asteroid
Показать полностью
Нет. Следуя моему принципу, надо ввести нормальную многопараметричную классификацию, а не натягивать авторов на дихотомию "жизнь/смерть". Всякая бинарная классификация ложна. Да? И почему тогда в науке используются бинарные классификации? Например - положительные числа - отрицательные числа - это бинарная классификация. Ещё хуже, что классифицируются не текст, а автор. Автор меняется и пишет разные тексты, но нет, давайте-ка придумаем одну характеристику. У меня в столе лежит мрачная антиутопия скорого будущего, где всё плохо и все умерли, и выложена на фанфиксе легкомысленная позитивная комедия про Ронни-Пухла, и кто я? Ну вы же пока живой. Автора классифицировать по моей классификации можно лишь по итогу его творчества, что в этом творчестве преобладало. А этот итог можно подвести только либо к концу его литературной деятельности, либо к концу жизни автора. И так как мы не можем знать, закончил ли человек свою литературную деятельность, пока он живой, то... получается, что только к концу жизни. Собственно живые авторы ни в какую классификацию и не попадают. Ваш пример поэтому не совсем правилен. |
Scaverius
Да? И почему тогда в науке используются бинарные классификации? Например - положительные числа - отрицательные числа - это бинарная классификация. Лоо. Положительные и отрицательные числа - это не классификация. )))Но даже если бы была ею, то это нормально, потому что числа - однопараметричны. В этой аналогии вы все функции делите на положительные и отрицательные. А там шар, седло, синусоида и экспонента. Ну вы же пока живой А мертвым - тем более не надо! И я пока ещё могу - протестую. ))) |
Автора классифицировать по моей классификации можно лишь по итогу его творчества, что в этом творчестве преобладало. О, мерите среднюю температуру по больнице. Норм. |