↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Скарамар
7 августа 2023
Aa Aa
#переводы #писательское #спорный_вопрос #переводческое

Один мой соавтор, будучи начинающим переводчиком, часто старался какой-нибудь отсебятины в тексты насовать - описаний добавить, в диалогах реплик дописать и прочее, типа чтоб красивше было. Вечно с ним воевала на эту тему: переводи то, что дали, отсебятины хочется - пиши своё. А счас чёт задумалась: может, зря на него наезжала? Мало ли, вдруг и правда лучше перевод сделал бы?
7 августа 2023
19 комментариев из 54 (показать все)
Скарамар
Автор так написал. Почему нет?
Уважай его.
Asteroid
Скарамар
Вставь сноску. Но это крайний случай, большинство идиом строится на понятных взаимоотношениях понятий. А контекст дополнит.
Слышала неоднократно и другое мнение: куча сносок на всяческие идиомы - признак плохого перевода, сноску надо делать, когда совсем засада по-русски ту же игру слов обозначить.
Asteroid
Автор так написал. Почему нет?
Уважай его.
Всё верно, автор так написал, и переводчик должен уважать его, но насколько читабельно будет такое произведение?
куча сносок на
Контекст может быть не понятен сейчас, или не всем.
"Очень благодарен отцу, что разрешил стать физиком" - подстрочник. Смысл - отец автора генерал, барон, все братья стали военными, и вся династия служивые. И такое очень выбилось из семейной традиции.
Скарамар
носку надо делать, когда совсем засада
Так я ж и говорю - в сложных случаях. Большинство понятно и так по контексту.

Всё верно, автор так написал, и переводчик должен уважать его, но насколько читабельно будет такое произведение?
Это стиль автора. Переписывать текст в другой стиль, а потом восхищаться гениальностью слога автора - это... странно.
Мне даже интересно, а сколько восхваляемых у нас западных авторов на самом деле не настолько уж и хороши?
Asteroid
Мне даже интересно, а сколько восхваляемых у нас западных авторов на самом деле не настолько уж и хороши?
Вот, кстати, да, хороший вопрос))
сколько восхваляемых у нас западных авторов на самом деле не настолько уж и хороши?
Бредбери точно, только в СССР известен был, переводчики хорошие.
Азимов тоже в США не сильно известен.
trionix
У Азмова, всё-таки, стиль не особо подходящий для западной аудитории. Мало эмоционашек, много миростроения.
Бредбери известен скорее как автор ужасов. Распиаренный у нас «451 градус» далеко не лучшая его вещь.
Иногда небольшая отсебятина нужна, чтобы текст выглядел не криво. А во в каких пределах... тут же трудно сказать.
И ещё один вопрос — что делать, если автор совершил очевидную ошибку. Например, криво смешал два разных времени действия. Исправлять или оставить как есть? Мне кажется, если это не часть стиля, то лучше всё-таки исправить.
DistantSong
И ещё один вопрос — что делать, если автор совершил очевидную ошибку. Например, криво смешал два разных времени действия. Исправлять или оставить как есть? Мне кажется, если это не часть стиля, то лучше всё-таки исправить.
Лучший вариант - написать автору и спросить.
Скарамар
Пожалуй, да. А если таких ошибок много? Постоянно дёргать автора тоже как-то не хочется.
Хотя, помнится, был один случай — прося разрешения на перевод, я заметил, что в тексте хватает ошибок. Автор согласился и дал разрешение их исправлять. А с таким карт-бланшем...
DistantSong
Если ошибки незначительные (грамматика там или ещё что-то такое), то конечно, автора не стоит дёргать, но если что-то более серьёзное, по стилю или в сюжете - то почему бы и нет? Лучше уточнить, чем неправильно исправить.
Мне, кстати, недавно автор написал, что немного изменил одну из ключевых сцен, и решил предупредить, чтобы я это изменение внесла в свой перевод - было очень приятно, что автору не пофиг на свою работу даже на чужом языке, которого он в принципе не знает.
А уж с карт-бланшем - это суперски)) Когда между автором и переводчиком такое доверие - это дорогого стоит.
Asteroid
Nalaghar Aleant_tar
Ну и пиши "змейка". Читатель не дурак - контекст чувствует.
Чтение оригинальных идиом, пословиц и поговорок - то, что погружает в иностранную атмосферу.
Меня при чтении переводов культиваторщины бомбит от замены китайских переводов на наши. При том, абсолютно понятных поговорок. Например, "лисы из одной норы" (или "лисы из одного помёта", я уже не помню) надмозг перевёл как "яблоко от яблони". При этом, в тексте речь идёт о братьях, и наш вариант не подходит по смыслу.
В монгольском языке - употребляется форма *змея*. *Змейка* - это такая милая ловушка от меня))) Тот самый *контекст. по которому всё понятно*.
Asteroid
Скарамар
Автор так написал. Почему нет?
Уважай его.
Потому, что автор писал на СВОЁМ языке. Где это принято. А перевод - это его приглашают в гости. У арабов, к примеру, принято рыгать после сытной еды - это похвала хозяевам. У американцев - заходить в дом прямо в уличной обуви. Но, если они вежливые люди - здесь они будут следовать нашим обычаям. Так и текст: если что-то принято в другом языке - оно не всегда будет благозвучно в нашем. А иногда - просто непереводимо. К примеру, в языке майя (кажется, точно не вспомню) есть не только грамматическая форма отношения субъекта к объекту, но и отношения объекта к субъекту. На русском - это невозможно сказать. То же есть и во многих других языках. Даже в ОЧЕНЬ близких языках есть слова, которые невозможно перевести дословно. В том же белорусском - *костельна дэвотка*. Перевести дословно - нельзя, только описательно.

Переводы с мандаринского китайского - это и вообще адище... а японский - особенно поэзия с любовью японцев к написательной и звуковой омонимике... пойти и повеситься.

Вот и сохраняйте подстрочный язык автора)))
Показать полностью
Asteroid
Скарамар
Так я ж и говорю - в сложных случаях. Большинство понятно и так по контексту.

Это стиль автора. Переписывать текст в другой стиль, а потом восхищаться гениальностью слога автора - это... странно.
Мне даже интересно, а сколько восхваляемых у нас западных авторов на самом деле не настолько уж и хороши?

Они хороши - в своей языковой среде и для читателя, для которого они писали. Было такое издательство - *Северо-Запад* - там интересная история была с переводом цикла ро Сарпедиона - поинтересуйтесь. Там именно что - и практически подсточник, и *история по мотивам* - интересная история была.
Скарамар
Бывают сложные случаи. Например, текст просто... непричёсан, и чувствуется некоторая нехватка словарного запаса. Там нужна не переписка, а тщательное отбечивание. Более того, есть отдельная причина этого — написано на английском, но автор не из англоговорящей страны. И в то же время, если пригладить эти шероховатости, фик оказывается весьма хорош. В таком случае, думается, допустимо пригладить это всё, просто внимательно следить, чтобы сохранялись смыслы. Хотя, возможно, я и неправ.
DistantSong
Скарамар
Бывают сложные случаи. Например, текст просто... непричёсан, и чувствуется некоторая нехватка словарного запаса. Там нужна не переписка, а тщательное отбечивание. Более того, есть отдельная причина этого — написано на английском, но автор не из англоговорящей страны. И в то же время, если пригладить эти шероховатости, фик оказывается весьма хорош. В таком случае, думается, допустимо пригладить это всё, просто внимательно следить, чтобы сохранялись смыслы. Хотя, возможно, я и неправ.
Как по мне, так очень даже правильная позиция. Я тоже приглаживаю свои переводы, как-то у меня рука не поднимается авторские ошибки к себе переносить - у меня и своих хватает временами, не успеваю вычитывать))
Более того, есть отдельная причина этого — написано на английском, но автор не из англоговорящей страны.
Вот да, я однажды несколько удивился одному переводу. Вроде всё хорошо, но как-то не так. Влез в исходник на английском и завис. Свободное владение у автора, но…
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть