![]() #моё #писательское #размышления
А что вы понимаете под "темой" произведения? Прост я сейчас задумался, что тема, по идее, не обязана вовсе существовать. Ещё говорят, что автор "выбрал тему". Я вот никогда "тему" не выбирал. Говорят, что это "предмет повествования", "круг проблем", "область жизни". Если честно, мне сложно сформулировать, что такое тема произведения, точно. Возможно, потому что я не понимаю до конца. Наверное, дело в том, что в эпической ФиФ, которую я очень люблю, с тематикой плохо - произведения слаботематичны, они "общие", стороны жизни переплетены воедино. Причём если идея обычно есть (иногда не одна), то с темой бывает затруднения. Например, какова тема "Властелина колец"? Какое-нибудь "противостояние добра и зла"? Да не совсем. При этом идея вполне себе есть, и не одна, прям есть из чего выбирать, хех. А тема - может быть, "путешествие-квест"? Нет, это уже элемент литературного анализа, т.е. выход на метауровень, а не описание происходящего (и скорее эту характеристику следует отнести к жанру/поджанру, а не теме). Путешествие вроде бы и есть, но оно занимает, мягко говоря, не весь текст. И оно не одно, причём второе потом ещё делится на два и далее. И не в путешествие же дело! Наверняка у филологов уже готовы 100 ответов, однако гуглить не буду, с моей колокольни - да вроде бы и нету темы-темы, как таковой. Если подразумевается, что тема - это круг проблем, то сразу выпадают детективы - там, очевидно, темой является расследование преступление (или около того, бывают варианты). Но расследование - это ни в коем случае не круг проблем. Если считать темой просто "предмет повествования", то получается переливание из пустого в порожнее. Определение, которое ничего не определяет. По сути, повествование = произведение, а предмет... предмет = тема. Тема = тема. Ничего полезного в слове "предмет" нет, оно слишком общее. "Область жизни" или там "сторона мира" - лучше, чем предыдущее, и ничего не отсекает, как первое, однако помирает на любом становлении героя - чем более развёрнутом, тем хуже для определения. Взросление, учёба, первая любовь, какой-нибудь первый бой или первая работа... Нет конкретной стороны жизни, фокус идёт на герое, на всех сторонах, значимых для героя, и может их быть очень много. В "лучшем" случае темой оказывается само взросление, которое явно никакая не сторона жизни (собственно, любой человек живёт сразу во множестве областях, сторонах). В общем, снова не взлетает. Ещё определяют тему, как то, "о чём" произведение. Ну это то же самое, что "предмет повествования". Вроде бы понятно, что выделяется нечто "главное", но при этом "широкое". Иногда связывают тему с идеей, но это, на мой взгляд, скорее ошибочно, потому что одна и та же идея может быть выражена "в разных темах". Это как сюжет и сеттинг - один и тот же сюжет может быть в разных сеттинга и наоборот - в одном и том же сеттинге могут быть разные сюжеты. Т.о. тема и идея не связаны причинно-следственно. Тема не влечёт круг идей, идея не влечёт круг тем. Хотя, разумеется, могут существовать пары идея+тема, которые наиболее синергичны или, напротив, совершенно не совместны, однако в общем случае связь отсутствует. Вот, например, Хоумстак, один из канонов, по которому пишется мой основной фик. Я сказал просто "канон", потому что, учитывая подачу (чат + картинки + флешки, в т.ч. миниигры и даже миниквесты), классифицировать как текст или как комикс нельзя. Но это не суть важно, важно, что назвать тему Хоумстака... Можно было бы сказать, что он о свободе и предопределённости, но ведь не только! Это практически никак не характеризует канон. И даже идейный пласт характеризует слабо, потому что свобода-предопределённость - лишь одна сторона этого пласта. А тема? Как там говорится, "о том, как четыре подростка сыграли в одну игру"? Тоже фактически ни о чём, посколько Хоумстак затрагивает несколько вселенных и... хм, областей вне вселенных. Непонятно. Всё равно что назвать тему какого-нибудь Сильмариллиона, учитывая, что он вообще не является единой историей, в то время как Хоумстак вроде бы является, но... Мда. При этом для подавляющего большинства текстов тема определяется легко. Просто и интуитивно. "Текст об этом". А вот определить, что такое тема, у меня не получается. Возможно, это просто "фокус", т.е. привязанность событий текста к чему-то, причём это что-то - что угодно? И если автор не привязывает, то и темы вовсе нет? А вы что думаете? 10 августа 2023
1 |
![]() |
|
Без понятия, за что, почему и когда скрыты. Вы у меня скрыты или я у вас? Не знаю, как это работает и о чем именно идет речь. Я вас не скрывала, и за какие события я могла попасть в бан... вот это уже интересно :DАвтор может хотеть много на что обратить внимание. Он и обращает... Тема действительно абстрактная штука, это не наполняющая произведения, не "мясо". Как я написала выше, она работает как фон для основной идеи. Очень грубо говоря, тема "война", идея "война - грязная и мерзкая бойня". И в сюжете скорее всего будет... война. Или люди прошедшие войну. В мире/контексте будет текущая/грядушая/завершенная война, и не где-то на дальнем плане, на этом обязательно будет завязана основная история.Основное отличие от идеи - тема нейтральна, а идея заряжена взглядом и отношением автора. На персонажей, на сюжет, на мир, на идеи - это всё НЕ тема. Конечно, нет, но они как-то с ней будут связаны, как в примере выше.Начиная прямо с себя самого - у меня нет тем в текстах и я никогда не "выбирал тему". Однако у меня есть идеи. В больших текстах - больше одной. А темы нет. Что я и говорила, идея - намного важнее, над темой не надо париться и уж тем более придумывать ее в отрыве от идеи. Она как общий фон появиться сама. Мне кажется, вы вообще зря так к ней прицепились)))Я не буду спорить, что в найдутся истории, где нет темы вовсе. Но скорее всего такое произведение слишком обо всем сразу - редко показатель качество. Если это намеренный прием - что трудно реализовать грамотно. А вот то, что тема всегда пересекается с идеей - это не я придумала :) Это теория построения сюжета. Конечно, тем может быть несколько или даже много - зависит от объема истории и в прямом, и в переносном смысле. Но если есть центральная идея - автоматически с ней рядом возникает центральная тема. Другие идеи влекут за собой другие темы. можно найти и тексты с темой и без идеи А вот таких намного больше...Да, окей, надо было сразу оговорить, что я не про любую существующую писанину. Мой пост как раз и был о том, что поможет сделать произведение лучше - потому что реально у многих даче четкой идеи не находишь. Из серии "зачем я это прочитал". Если честно, мне кажется, что как минимум для меня, а вероятно, много для каких авторов ещё заранее формулировать идею вредно. Идея - она же из души идёт, ну. Это именно "то, что хочет сказать автор". Но художка - это не публицистика, не наука и не философия. Морализаторство ей вредно, оно уплощает, упрощает, превращает в картон. Идея не равно моразизаторство. Идея может быть морализаторской, но может быть и любой другой. "Убивать - это весело" - да хоть такой... Идею формулировать полезно, если хочешь сделать стройный сюжет. Если хочется просто сесть и "писать куда глазя глядят" - да делайте, что хотите :) Я про проработку сюжета и делала пост, так что... Но там же и говорила, что самое главное, чтобы идея шла из души. Как будто, если ее сформулировать, она сразу станет вонючим канцеляризмом - а с чего бы. Это просто фраза, фиксирующая мысль, от которой прет. Когда смотришь на многогранный мир возможностей через линзу идеи Идея не должна перекрывать возможности, хреновая тогда эта идея, - она только может помочь достичь целостности.Из любопыства и чистоты эксперимента - отправьте мне ваше произведение, где на ваш взгляд раскрыта идея, но нет темы (давайте мини, а то быстро точно не успею). А я попровую ее там найти :) |
![]() |
|
t.modestova
Показать полностью
Как и детектив -- это не жанр Ух ты ж вау, я, конечно, не считаю корректным некоторые названия, но вы, похоже, зашли гораздо дальше. А когда надо говорить, мол, "я хочу почитать фантастику жанра детектив", вы произносите... что? "Тега детектив"? "Типа детектив"? 0_0Фантастика -- это литературный метод. Это способ мышления автора и изображения в художественном произведении. Второе при мне филолог подразумевал под "жанр". Такое. Что касается первого, то я не согласен.жанрово-тематические деления Э нет, и с этим я тоже не согласен, потому что не согласен с предыдущим, а это базируется на предыдущем.Профаны Есть люди, которые называют "жанром" "роман-космоопера о звёздных войнах" или "роман воспитания в нечеловеческом обществе"? 0_0 Мне кажется, таких людей не существует. Жанром назовут... допустим, из современного - бояр-аниме или реаллитРПГ. Жанрами никогда не называют что-то того типа, что называете вы. Ну, по крайней мере, обычные люди.1 |
![]() |
|
Pauli Bal
Показать полностью
Вы у меня скрыты или я у вас? Второе. Понятия не имею, почему и когда.Как я написала выше, она работает как фон для основной идеи На мой взгляд, это вообще не обязательно так.над темой не надо париться и уж тем более придумывать ее в отрыве от идеи Я и не.А вот то, что тема всегда пересекается с идеей - это не я придумала :) Это теория построения сюжета На мой взгляд, "строят" сюжет ну в лучшем случае 1/2 авторов на настолько подробном уровне. Оставшейся половине (если не больше) эта теория не нужна. Они интуитивно бахают.если есть центральная идея - автоматически с ней рядом возникает центральная тема Не согласен. ЧАСТЬ идей, вероятно, могут раскрыться только внутри темы. Не знаю, меньшая или большая часть. Не знаю, как считать, хех. Грубо говоря, идея о том, что предательство - это плохо, легчайше раскроется в теме войны, в теме любви, в теме семьи, в теме взросления, в теме политических махинаций. И наоборот, тема любви может быть дополнена/поляризована идеей, что предательство - это плохо, идеей, что измена - это не предательство, идеей, что предательство порою - это единственное решение, идеей, что цель оправдывает средства... или что не оправдывает, идеей, что лучшая любовь - это спонтанная, идеей, что лучшая любовь - это выстроенная годами, переросшая из дружбы - и так далее. Идея и тема почти независимы. Для редких идей есть обязательная тема, для редких тем есть обязательный круг идей.Из серии "зачем я это прочитал" Художественные тексты читают не только из-за умных мыслей или мудрых идей:) Более того, коммерчески зачастую эффективней оказываются тексты без умных мыслей и мудрых идей. Потому что пишутся они быстрее, конвейер рулит в онлайн-продажах же. Ну и воспринимаются частенько легче, а значит, легче покупаются.Идея не равно моразизаторство. Идея может быть морализаторской, но может быть и любой другой. "Убивать - это весело" - да хоть такой... "Убивать - весело" - это тоже может быть морализаторством. Здесь я подразумеваю под ним буквальное подчинение текста выражению идеи. Это плохо. Это искусственно. Идея, естественно вплетённая в текст или плетущая лишь часть текста выглядит органично. Она не высовывается из всех щелей. Она не разрушает веру читателя в реальность, генерируемую текстом. А если текст написал исключительно ради выражения одной мысли - текст теряет художественность. Может, чуток. Может, сильно. В зависимости от мастерства автора. На мой взгляд, это плохая идея (хех) подчинять текст идее полностью.Идею формулировать полезно, если хочешь сделать стройный сюжет Я бы сказал, что не уверен в пользе стройного сюжета:) Я вообще никогда не СТРОИЛ сюжет. Очерчивал намётками - не более того. Мой метод как автора - это не метод чистого архитектора и не близкий к нему.Как будто, если ее сформулировать, она сразу станет вонючим канцеляризмом - а с чего бы. Это просто фраза, фиксирующая мысль, от которой прет. Прёт частенько от персонажей или от мира даже, ну. В некоторых моих текстах идея... хм, формировалась во время написания. Не до. Текст может начаться и с идеи, но не у меня. У меня обычно с мира, с персонажа, со сцены, с мысли, не являющейся идеей, - да много с чего! И мне, как уже говорил, кажется, что текст, начинающийся с идеи, будет несколько искусственным читателю ощущаться - как минимум.отправьте мне ваше произведение, где на ваш взгляд раскрыта идея, но нет темы (давайте мини, а то быстро точно не успею) Ахахах, такие - только макси. Я про своё основное говорил, но там 6+ мегабайт, ага, и оно в стадии кульминации только - может, ещё 1 мб добавится.Ну, допустим, я колеблюсь, какая тема у Настоящая этого текста. Но это именно что колебание - уверен, что она есть. У мини всегда есть тема, потому что они... маленькие. Маленькое легко всунуть в тему. Даже безыдейные мини. Даже драбблы, которые, тащемта, на художку и не тянут! |
![]() |
|
Матемаг
Вы знаете, если я у вас скрыта, то как-то совершенно нет желания продолжать разговор. Вы не пожелали видеть мои сообщения, а тут я такие опусы несу… не буду вас больше грузить, сори. А в текст загляну - а то выходит пообещала и слилась, такое не люблю. |
![]() |
|
Pauli Bal
О боги варпа, это было, наверное, двести лет назад, я даже вашего ника не помню, не то что "почему скрыл". Более того, вернул уже. А в текст загляну Не надо. Нет никакого смысла насильно что-то читать. И вы не "пообещали". Обещать - это или такая формулировка, или "даю слово, что". Всё остальное - "сказал(а)", а не обещание. |
![]() |
|
Pauli Bal
*задумчиво* А что было пару месяцев назад? Моё ужасное настроение, что ли? Из ваших сообщений мне показалось, что "скрыл и открывать не буду" Потому что обычно это так. Вскрыт и ЧС - и сразу навсегда. Но поскольку я прям вообще, совсем, совершенно не помню, отчего... Может, я даже не того человека скрыл случайно? Прям хз. Может, мы где-то пересекались? Тогда я мог бы вспомнить. Хотя лучше не говорить. Вдруг я вспомню и преисполнюсь плохого отношения??? Не надо.1 |
![]() |
|
Матемаг
Бывает :) |
![]() |
|
Из своих грехов - разве что подушнить могу... как знать.
|