↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Временно не работает,
как войти читайте здесь!
Scaverius
3 сентября 2023
Aa Aa
#читая_стругацких #история #футурология #вопрос_цены #упорос_размышления

Я никогда не читал "ранних" Стругацких - эпохи таких их произведений как "Страна багровых туч", "Путь на Амальтею", "Стажеры" и т.п. Сейчас почитал. Познавательно. Такой, знаете, оптимизм. В конце ХХ века люди уже в Космос летают, планеты осваивают. Идиллия в социальных отношениях. Нет, там еще какой-то "глупый капитализм" есть, на планете, но он никому не интересен. Его "победили чисто экономически и технологически", ага. Он, повторяю, ещё есть. И даже сосуществует с социализмом. Как уклад. Но большинство людей не хотят ему следовать. Молодежь уже вся воспитана в духе социализма. Социализм же понимается как технологический прогресс. Мне вот интересно, если бы Стругацким того времени (кон.50х-нач.60х) показать самих себя в кон. 70-сер. 80х, они бы что сказали? Что да, мы были молодыми и глупыми, верили в какое-то глупое равенство, будущее какое-то технологически светлое, а на самом деле история человечества - это сплошной ад и только избранные натуры могут найти себе путь к свету и добру? Или что на самом деле будущее - оно про "светлого человека со страдающим лицом" (так и хочется сказать не лицом, а другое, ну вы поняли какое слово), который неизмеримо страдает от того, что ему приходится цивилизовать диких дикарей где-то на планете N, а дикари не цивилизуются и в голову уже лезут мысли, а может и вмешиваться не надо было? А? А может ну его это всё - прогресс, историю. Важнее же всего "цена прогресса", "цена истории". А это реки крови, знаете ли. Как там в конце "Трудно быть богом": "Шоссе было анизотропное, как история. Назад идти нельзя. А он пошел. И наткнулся на прикованный скелет."
Вот и Стругацкие туда пошли. И наткнулись на скелет. А скелет поднялся и говорит голосом человека из подполья Достоевского: " а что, господа, не столкнуть ли нам все это благоразумие с одного разу, ногой, прахом, единственно с тою целью, чтоб все эти логарифмы отправились к черту и чтоб нам опять по своей глупой воле пожить!"

Я это к чему. А вот к чему. Стругацкие наткнулись на этическую проблему. Очень сложную. А именно - если прогресс оплачен ценой человеческих жизней, может надо не платить? А может ну его, этот прогресс? Давайте вернёмся назад, будущее спихнём в антиутопию и поживём как живётся. без всяких расчётов, "по своей глупой воле". Потому что альтернатива, какой она виделась писателям - это "оправдать мерзости прогресса" ради счастья и свободы других. А это они не могли. Абстрактный гуманизм стучал в их сердца подобно пеплу Клааса. Только вот тут была одна ловушка. Скелет им солгал. Нечего было некромантией заниматься. Ловушка простая - сначала ты осуждаешь прогресс морально, говоришь о цене прогресса. Потом ты говоришь, что никакого прогресса вообще не было, т.к. вот же, вот и вот (тыкая пальцем) - это же не прогрессивно, так ведь? Ну вот и остальное, чего поколения живших до меня добились - тоже не прогресс. Ну и шаг третий - раз то, чего они добились не прогресс, может они все были варвары? Может прогресс - это вести себя как цивилизованные люди, то есть думать только о личной свободе и настоящем. Обустраивать настоящее. Не думать о будущем. Бороться с произволом, недостатками не ради будущего, а ради вот этого. Того, что сейчас. Ну и шаг четвертый, раз уж мы отвергли будущее, оно для нас непонятно, может тогда объявим что оно - ад? Ну, жестокость такая, ужасть неописуемостная. А что, ответственность за это с себя мы полностью снимем, люди-то мы цивилизованные. И на этом этапе уже остается только последний шаг. Это полный отказ от идеалов. Дескать зачем вообще страдать, бороться, достигать? Кому это надо? Вот - уютная квартирка, удобные гонорары, свобода от рабского труда (это пусть "вон эти вон делают, не я, такой умный"). Главное - удобно устроится в жизни. И жить хорошо. Причмокивая и причавкивая при этом. А мечты, идеалы - это оставьте разным там "экстремистам". Которые хотят нас всех в антиутопию отправить. В то самое ужасное будущее.

В общем, о чем это я. Отказ от Модерна, он такой. Хочешь отказаться от чего-то одного, а проходишь путь до конца. До полного зачеркивания всего, что было. До объявления всего прогресса ранее этого - злом, мерзостью, ложь. До оправдания "подлой природы человека". Как там у Достоевского патетически восклицает содержанка Грушенька: "За подлое сердце моё!". Только у Достоевского - это пьяная сентенция, за которой стоит глубокое и противоположное содержание. Там акцент сделан на слово "сердце", а не "подлое". А тут именно про это. Ну а когда отказ от Модерна уже произошёл, то архаика не кажется уже плохой. Она восстаёт. Неизбежно уже "не такие плохие" религиозные фундаменталисты, которые учат, что вакцины приводят к раку и что земля плоская. Не такие плохие неонацисты и неофашисты. Не такие плохие мещане. Напротив, это тех, кто не мещане надо всячески стыдить. Доходит до смешного: "Положительный образ Молчалина в "Горе от ума" Грибоедова"(реальная тема для сочинения в школах, сам видел). А то, что Молчалин в "Горе от ума" Грибоедова, переложенный на сегодняшний постмодерн - это пассивный гей-секретарь в офисе, которого трахает циничный нувориш Фамусов на столе по утрам под конъяк с лимоном, это мы стыдливо опустим. А постмодерн-Софья уже не ждёт Чацкого. Она ждёт, как бы замуж удачно выскочить по расчёту. И Молчалин кажется хорошей партией, во-первых, не пристаёт (Софья лесбиянка, ходящая в определенные клубы по вечерам и снимающая там тёлочек), во-вторых, можно выбесить папашу, в-третьих, папахен уже переписал часть имущества компании на него, старый пройдоха. Чацкий же ходит под окнами офиса и орёт "Свободу политзаключенным!", томно поглядывая ввысь на Софью и мечтая выкинуть папашу Фамусова из офиса и сесть на его место, а его за это бьёт дубинкой по ноге постаревший Скалозуб, который в этой реальности не генерал,и вообще пьёт горькую по вечерам, вспоминая про Чечню, в которой некогда служил интендантом. Где ты, где ты, о Охлобьстин, когда ты так нужен в роли сценариста, а не актёра и тем более не "гойда-шоумена". Тьфу.

P.S. По теме будущего, имею лишь сказать, что оно таки наступило. В той самой версии, в которой его так отчаянно "хотели". Не утопия. А противоположное ей по смыслу будущее. Тем ценнее бывает почитать о том, от чего люди отказались. В старых забытых произведениях советских фантастов.
3 сентября 2023
20 комментариев из 22
Всем отказавшимся от модерна - удаление зуба по методике средневековья, это для начала, а уж опосля...
Jinger Beer
Удаление зуба по методике средневековья я пробовал. Я как-то просил удалить себе зуб без наркоза. И врач послушалась. Но потом, через какое-то время, я сознание всё же потерял.
Не стоит лишать писателя права на наивность) А кроме собственной наивности, была ещё конъюнктура, вот и получалась победа социализма...
Scaverius
Jinger Beer
Удаление зуба по методике средневековья я пробовал. Я как-то просил удалить себе зуб без наркоза. И врач послушалась. Но потом, через какое-то время, я сознание всё же потерял.
Это было недостаточно антуражно.
Голову не зажали в деревянную колодку. Не использовали кузнечные клещи. Не использовали зубило и киянку.
ar neamhni
Не стоит лишать писателя права на наивность) А кроме собственной наивности, была ещё конъюнктура, вот и получалась победа социализма...

Дело не в победе социализма, а в том, как она описана. Технология победит, мирное сосуществование рулит. И никаких конфликтов "человек-человек". Так только в сказках бывает. Это как если бы в ХIX веке кто-то сказал, что русские цари просто так отрекутся от престола и дальше наступит само собой благоденствие. Потребовалось две революции, чтобы царь отрёкся. И потом благоденствия не было. Потом пришлось пахать по колено в поту и крови, поднимать страну из руин. Ничего этого у Стругацких нет. У них всё "автоматически" происходит. "Само собой". Фоном. Да, это красиво, но от этого потом они и ушли в морализаторство. Это же так естественно, если ты полагаешь по какой-то странной причине, что социализм и коммунизм - это целиком бесконфликтное общество (а это не так), то когда ты видишь конфликты ты начинаешь звереть. Я "рая хочу", а они мне конфликты. Это видно уже в ранних работах, это внутреннее недовольство тем, "как идёт".
Scaverius
Мне забавно это читать, потому что я сразу вспоминаю, как меня пинают фанаты "прекрасного далёка" за то, что я добавляю в булычёвское будущее реалистичные человеческие характеры, от чего там происходят невозможные с точки зрения их идеала коллизии. :)
таки да, Стругацкие времен Стажеров и Хищных вещей века - это прям разные люди)
а еще Отягощенные злом..
Просто Ханя
Хищные вещи века мне ещё нравятся, но отягощенные...
Технология победит, мирное сосуществование рулит. И никаких конфликтов "человек-человек". Так только в сказках бывает.
Ну так это та же наивность, особенно если работы ранние.
я бесполезен, а мне наоборот. Но ранние Стругацкие, как по мне, прекрасны.
Pinhead
Scaverius
Мне забавно это читать, потому что я сразу вспоминаю, как меня пинают фанаты "прекрасного далёка" за то, что я добавляю в булычёвское будущее реалистичные человеческие характеры, от чего там происходят невозможные с точки зрения их идеала коллизии. :)

Не, реалистичные характеры они стали потом добавлять, Стругацкие-то. Булычевское будущее вероятно отличается, но я не специалист по Булычеву. Рассказы его читал, но они действительно ванильные какие-то. Булычевское будущее для меня - это наподобие всяких там "Понедельник начинается в субботу" и "Сказка от тройке". Вот подобные этим вещи Булычев вполне писал. Например, "Глубокоуважаемый микроб" и т.п. А вот более "жесткого реализма" я там не видел. У Стругацких реализм начался с "Попытки к бегству" и "Трудно быть богом". Хотя как они писали такие вещи, при этом понемногу становясь на позиции диссидентов, я не понимаю. Можно конечно считать, что они это "понарошку" писали.

Коммунизм же не может быть "бесконфликтным" внутри особенно первые несколько фаз (именно планетарный коммунизм, про социализм я вообще молчу он по определению "конфликтный"). Иначе это будет не живое общество, а общество мёртвое. У Стругацких поздних эти конфликты есть и они описаны. Иногда они даже приводят к гибели людей. Да что там, у Беляева в "Звезде Кэц" это есть. В "Стажёрах" тоже есть эпизоды этого, да, но там это описывается как "атавизм прошлого". Дескать, морали коммунистов это не угрожает.
Показать полностью
Я же сказал, что Вы всё смешали. При чём тут вообще коммунизм, прогресс, будущее? Это разговор о кризисе конкретного человека, который кажется ему экзистенциальным, поэтому он сдаётся. Пример Стругацких - это пример, как не надо делать, а не наоборот! Не надо сдаваться, и выход найдётся. Как нашёл его Достоевский. Просто он находится не там, где его ищут. Не в этике и не в прогрессе.
>Вот - уютная квартирка, удобные гонорары, свобода от рабского труда (это пусть "вон эти вон делают, не я, такой умный"). Главное - удобно устроится в жизни.
Отлично, между прочим. Правда, гонорары без труда не бывают, но это детали. Но да, вообще-то, это нормально - хотеть комфортной жизни, а не рваться на баррикады. Жизнь только один раз даётся - сфигали надо её спускать в унитаз?
Ксафантия Фельц

Отлично, между прочим. Правда, гонорары без труда не бывают, но это детали. Но да, вообще-то, это нормально - хотеть комфортной жизни, а не рваться на баррикады. Жизнь только один раз даётся - сфигали надо её спускать в унитаз?

Да. Только вот дело не в этом. Представьте себе научно-фантастическую новеллу. Начинается она с того ,что где-то в пустыне провели опасный эксперимент. И скажем, в ходе этого эксперимента возникла зона вакуума и она пока маленькая, но она расширяется. Правительства всех стран забили на это, но не засекретили. Все прекрасно знают, что Земля как планета обречена. Выход никто не ищет. При этом множество людей живут нормальной комфортной жизнью, растут, женятся или выходят замуж, потребительствуют. И как вам? Если что, это не метафора. Это то, где мы живём (экологические проблемы - это та же "зона вакуума", их все признают, но никто не решает). То есть в популяции всегда должны быть "сумасшедшие особи", которые "хотят странного" и ведут других странных, а те в свою очередь ведут нормальных, да-да, на условные "баррикады". Чтобы в том числе избежать глобального конца.
Человечество всегда мечтало "жить лучше, чем сейчас" И именно эта мечта выгнала человечество из пещер, позволило ему сначала изобрести искусство и религиозные практики, затем построить города, потом государства, привела к возникновению философии, потом современной науки и так далее. Человечество попробовало разные виды трудовых отношений в ходе прогресса. Сначала это были "зависимые" отношения "власти-собственности" (азиатская формация, через неё прошли все общества), в Средиземноморье возникло рабовладение, потом общества многих стран мира прошли через "сословную" фазу (это не везде был именно "феодализм"). Наконец, капитализм с экономическим принуждением и личной свободой. Спрашивается, вот чего им в пещерах-то не сиделось? Чего они всё время куда-то лезли? А за лучшей жизнью.
Но во второй пол. ХХ века появилось "ноу-хау". Никогда раньше человечество не пыталось вообще отказаться от веры в лучшее будущее. А сейчас попробовало (пока что не все народы и нации, только "развитые" и то не все). Но в странах, где отказались - валом нарастают депрессии, психические расстройства, суициды. Независимо от уровня благосостояния. Потому что человек не может жить без а) смысла жизни б) образа будущего. Как только что-то у него отнимают - всё. Смысл жизни еще можно "спрятать" в лично-семейные отношения, пример:

Главней всего - погода в доме,
А всё иное - суета,
Есть я и ты, а все что кроме,
Легко исправить с помощью зонта.

Но образ будущего не исправить "с помощью зонта".

P.S. Если что, образ "катастрофического будущего" за которым следует обновление всего и возрождение был на закате каждой формации распространён. Так что наши антиутопии - это не ноу-хау. Ноу-хау - это то, что из наших современных антиутопий нет выхода. Нет того "обновления" или "катарсиса", что следует за "концом всего".
Показать полностью
Scaverius
... Человечество всегда мечтало "жить лучше, чем сейчас" И именно эта мечта выгнала человечество из пещер ...
Но, напомню, на этот процесс можно посмотреть заметно иначе. Человеки, как очередной на нашей планете вид т. н. "суперхищников", имеют видовую особенность - прогрызать, фигурально выражаясь, насквозь до тотальной деградации почти любой биоценоз. Так или иначе - через череду антропоценозов к около-нулевой обитаемости. Мы умели это ещё во времена позднего каменного века - и с тех пор изменились лишь масштабы и скорость...
И вот в ответ на вызов - "сожрали всех мамонтов" - для дальнейшего выживания приходилось использовать основной для вида адаптационный механизм. И углублять разрушительное действие дальше по энергосети биоценоза, а там и планеты как системы...
Marlagram

Но, напомню, на этот процесс можно посмотреть заметно иначе. Человеки, как очередной на нашей планете вид т. н. "суперхищников", имеют видовую особенность - прогрызать, фигурально выражаясь, насквозь до тотальной деградации почти любой биоценоз. Так или иначе - через череду антропоценозов к около-нулевой обитаемости. Мы умели это ещё во времена позднего каменного века - и с тех пор изменились лишь масштабы и скорость...

Понял эту точку зрения. Но тогда нас просто не надо спасать. Более того, самоубийство тогда - высшая ценность всякого отдельного человека. Он должен убить себя, чтобы освободить место зверюшкам, траве и прочим другим видам. Ну или совершить массовое самоубийство в виде войны, но желательно без применения ОМП, чтобы опять же зверюшек и так далее не погубить.

Проблема в том, что человек - это биосоциальное существо. Если раньше он просто не понимал масштабов проблемы, то теперь понял. И мог бы начать её решать. Но - только в среде солидарной. В конкурентной среде такая проблема неразрешима - никто не станет снижать выбросы в атмосферу (т.к. всегда найдутся те, кто сжульничает и получит преимущество в виде прибыли), никто не станет направлять все усилия ученых на решение глобальных экологических проблем, т.к. всегда есть более насущные проблемы - сколько всего гендеров или что делать с женской прической. Решение экологических проблем прибыль не принесёт (одни убытки). А решение проблем с гендерами и причёской принесет туеву кучу прибыли.

И это, кстати, я ограничился чистой экологией. Есть ведь проблемы роста психических заболеваний или же проблемы ОМП. Их тоже никто не решает. Последствия могут быть страшными. А как вам грядущий кризис в медицине? Когда каждая вторая или третья бактерия станет "суперинфекцией", которую не будут брать никакие антибиотики? И люди начнут банально помирать от простуды, как ранее? Это пострашнее ковида будет. К ковиду можно привыкнуть, к этому - уже нет.

В общем, проблемы человечества стали глобальными. Численность резко увеличилась. Современная социальная, политическая и экономическая системы демонстрируют, что решить проблемы они не в состоянии. Как по мне я вижу три выхода:

1. Смена этих систем и решение глобальных проблем (оптимистический).
2. Быстрое вымирание или необратимая деградация человечества вследствие пандемий, природных катастроф, использования ОМП (пессимистический)
3. "Сброс численности" человечества до какой-то предыдущей стадии развития (скажем, до индустриальной фазы) с резким сокращением численности, но без полного вымирания или необратимой деградации. С преодолением кризиса через временную мобилизацию ученых и технологов на решение проблем. (нейтрально-циклический). Дальше новый рост численности и как следствие - опять те же проблемы.

Вот и всё, собственно. "Так как сейчас" человечество в будущем не ждёт вообще. То. что есть сейчас (те системы, которые есть) в будущем существовать не сможет всё равно. Никак. Это будет либо прогресс, либо деградация и вымирание, либо регресс, стагнация и обратный прогресс до этого же состояния опять.
Показать полностью
Scaverius
Но тогда нас просто не надо спасать.
Есть и другой путь. Слиться с родной техносферой и оставить планету более-менее в покое (ну, с учётом того что вся история нашей планеты и жизни на ней - череда катастроф, да), покинув таки колыбель.
Marlagram
Нет, но пока мы это изобретем, мы же друг друга истребим. Выйти за пределы планеты, это конечно хорошо, но для этого надо фундаментальную науку развивать, а не сокращать выделяемые на неё средства (а они сокращаются везде, т.к. прибыли она не приносит, в отличие от прикладных исследований).
Scaverius
Marlagram
Нет, но пока мы это изобретем, мы же друг друга истребим. Выйти за пределы планеты, это конечно хорошо, но для этого надо фундаментальную науку развивать, а не сокращать выделяемые на неё средства (а они сокращаются везде, т.к. прибыли она не приносит, в отличие от прикладных исследований).
Если будет освоена плазма, это даст возможность построить мощные двигатели для космических кораблей и преодолевать гиперпространство.
Ксафантия Фельц
Еще раз, сейчас у нас две проблемы:
1. Как не сдохнуть от ряда экологических катастроф прям сейчас.
2. Как не сдохнуть от использования ОМП.

При этом они одинаково опасны. И построить космокорабль, чтобы преодолевать гиперпространство нельзя, если за окном расцветает маленькое солнце. И если за окном люди ходят в противогазах и держат дистанцию из-за очередной пандемии, в 100 раз более смертоносной, чем ковид, тоже никуда не полетишь.
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть