↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Временно не работает,
как войти читайте здесь!
Scaverius
29 ноября в 17:01
Aa Aa
#литература #попаданцы #выживальщичество_как_жанр попаданства #размышления

Мне вот интересно, люди понимают, что само по себе "выживальщичество" давно стало клише среди авторов т.н. "научной фантастики"? Хотя там по сути обычно мистика пополам с фантастикой, но не суть. А суть вот в чем. Берутся следующие параметры сеттинга и мы получаем "выживальщичество":

1. Герой попадает в чужой мир, где сразу борется за выживание.
2. Мир поражен какой-то заразой - Холодом, Чумой, сверхъестественной Тварью, Тьмой и так далее. Это ужасть неописуемостная и никому не понятно, чего же это такое. Понятно, что оно разумно или полуразумно и превращает людей в трупы, одержимых, зомби и/или плодит чудовищ. Есть люди, которые этому поклоняются.
3. Герой находит людей, которые борются за выживание. Тут возможны варианты - либо люди дают ему хороших люлей и выживать он будет потом сам, либо он объединяется с этими людьми и выживает вместе с ними.
4. Герой обычно "свой парень", такой в меру тупой, в меру изворотливый, в меру себе на уме, в общем "дитя 90х или 2000х". Обычно он сам бизнесмен или военный (или и то и другое).
5. Из нового мира выхода назад по дефолту нет. Ну, считается, что нет. Но герой ищет выход (и если находит, то к концу серии романов).
6. У героя может появляться "любовный интерес". Но обычно этого нет. Или там есть какой-то, но описан он так, что герою в целом на него пофиг. Да, герой конечно - мужик. Всегда мужик. Именно мужик, а не мужчина. Мужчина имеет слабости, предрассудки, закидоны. А он - мужик, нацеленный на выживание и предельно логичный, циничный, прагматичный.
7. Герой собирает ресурсы. Это могут быть кости животных, артефакты (если попал в примитивный мир) и машины, механизмы (если попал в киберпанк-мир). В мир развитой цивилизации герой попасть не может (см. п. 8).
8. Мир, в который попал герой - это постапокалипсис. То есть всё плохое уже по факту произошло. Но обычно по сюжету потом оказывается, что "самая задница" - впереди.

Вот такого - полно, особенно в попаданческой литературе. На разный лад. Не знаю, как это назвать, но по-моему это уже жанр. Уже и компьютерные игры есть такие, как Rust, например. Скорее всего в России корни этого растут из Перумова и его фэнтези (забыл точно какой это роман мега-цикла по Хедина), где описан мир чудовищ Хаоса, нападающих на деревни. Причем чудовища жрут людей. А некоторые еще и насилуют (а только потом жрут). И описано это "смачно". Видимо, читателям понравилось, они подросли и стали писать в жанре "попаданчества" в такие миры. Интересно, что где-то, например, у Эльтерруса, это является второстепенным-мотивом. То есть там такие "планеты-убийцы" у него, где монстры плодятся и сама планета ненавидит разумную жизнь. Но сам по себе сюжетный эпизод про такую планету крайне куц. И не она в фокусе внимания. А тут жанр целый. У кого какие размышления по этому поводу?
29 ноября в 17:01
14 комментариев
Размышление только одно - а что вы собственно пытались донести.

Адаптация к новым условиям, в том или ином виде - это в целом первое, что нужно делать при попадании в собственно новые условия. Миры смерти еще у Гаррисона с Хайнлайном были, еще задолго до Эльтерруса. В чем претензия то, так и не выкупил?
У Перумова вроде "Земля без радости", не?
Спасибо за готовый рабочий рецепт, пошла творить
maereme
У Перумова вроде "Земля без радости", не?

Да. Вроде да. Хоботяра - это вещь, конечно. Он и насилует и топчет копытами и жрёт и хоботом душит насмерть. Почему-то при слове "хоботяра" у меня возникает в голове картинка веселого мамонта-убийцы.
onixx
Размышление только одно - а что вы собственно пытались донести.
Адаптация к новым условиям, в том или ином виде - это в целом первое, что нужно делать при попадании в собственно новые условия. Миры смерти еще у Гаррисона с Хайнлайном были, еще задолго до Эльтерруса. В чем претензия то, так и не выкупил?

Претензии нет, просто слишком часто попадается такая вещь.
trionix Онлайн
сам по себе сюжетный эпизод про такую планету крайне куц. И не она в фокусе внимания. А тут жанр целый. У кого какие размышления по этому поводу?
Простота описания предметного мира. Катастрофа в настоящем времени, можно не придумывать планету, страну, местность, а ограничиться знакомыми читателю топонимами, описывая передвижения героя.
Наше время, значит обычаи, привычки, нравы, быт - не нужно изучать (как с попаданцем ... ну например к Ивану Грозному), или сочинять, если другая населенная разумными планета.
Зато теряется половина смысла "попаданчества" - увлекательный рассказ о быте, обычаях и прочем в какой-то период прошлого. Если конечно автор хорошо его изучил.
чум_АК Онлайн
- А где это вы, доктор, такие картинки берёте?
Под описанное определение из всего читанного попадает только "На пороге Тьмы".
Хотя, если для натягивания совы применить гидравлический домкрат, то:
1. Герой попадает в чужой мир, где сразу борется за выживание.
Гарри Поттер, десятилетний мальчик, получает пыльным мешком по голове радостную весть, что он вхож (впихуем) в параллельный мир.
2. Это ужасть неописуемостная и никому не понятно, чего же это такое.
- Да, я такой! - гордо говорит Томми Риддл.
3. Герой находит людей, которые борются за выживание.
ОФ
4. Обычно он сам бизнесмен или военный (или и то и другое).
Мент. Будущий.
5. Из нового мира выхода назад по дефолту нет.
Этот мир тебя сам где хош найдет.
6. У героя может появляться "любовный интерес".
Джинни.
С учетом, что для выживания надо закопать Волдю, хоть ценой собственной смерти, то да, еще и прагматичный мужЫк.
7. Герой собирает ресурсы.
Ага, все три.
8. Мир, в который попал герой - это постапокалипсис. То есть всё плохое уже по факту произошло. Но обычно по сюжету потом оказывается, что "самая задница" - впереди.
Волди уже самоубился. Но по сюжету, оказывается, живее всех живых (ну, кроме Ленина, конечно).
Проверяйте, совушка нигде не порвалась?
Показать полностью
чум_АК
- А где это вы, доктор, такие картинки берёте?
Под описанное определение из всего читанного попадает только "На пороге Тьмы".

Я вам сразу еще пару серий назову. У Лукьяненко был цикл о границе (забыл название). Есть еще Дем Русланов "Перекресток одиночества". Есть ещё цикл, забыл автора и название, там про человека попавшего в ледяную страну. И так далее и т.п.
trionix Онлайн
"На пороге Тьмы".
В смысле "Вектор тьмы"? А еще "домик Элли" и "Заре навстречу" - http://samlib.ru/s/shiva_i/ , в первой части ведьм почти нет, а "заря" это про целую планету ведьм.
Уже и компьютерные игры есть такие, как Rust, например.
Сорян, что дергаю из середины, но это вот странный посыл. Жанру survival уж сколько лет. Сейчас конечно он популярен (по крайней мере у разработчиков :р), но я что-то очень сомневаюсь, что этому способствовали именно потоки сортов попадна в (русскоязычной?) литературе.

По мне так скорее авторы попаданцев тянут концепцию из игр и сериалов
Hasse
Сорян, что дергаю из середины, но это вот странный посыл. Жанру survival уж сколько лет. Сейчас конечно он популярен (по крайней мере у разработчиков :р), но я что-то очень сомневаюсь, что этому способствовали именно потоки сортов попадна в (русскоязычной?) литературе. По мне так скорее авторы попаданцев тянут концепцию из игр и сериалов

В мире - нет. А вот в русскоязычной фантастике зачинатель всего - это Перумов, но простите, "Земля без радости" написана в 1995 году. До игр и сериалов про жанр survival. И да, произведения Перумова были переведены на английский и живёт он в США.
Marlagram Онлайн
Но это же не НФ. Это даже не мягкая фантастика, это чисто с издательских маркетинговых смыслов запихнули в фантбоевик и рядом.
И без Круза и зомбятины как источника штампов оно вообще нельзя рассматривать...
простите, "Земля без радости" написана в 1995 году. До игр и сериалов про жанр survival. И да, произведения Перумова были переведены на английский
Первые игры, которые относят к этому жанру, выпущены в 92-93 годах.
О, конечно, Перумов вовсе не обязательно брал идеи из них. Но и утверждение, что первоисточником является литература, тоже как-то не приходится
Hasse
Первые игры, которые относят к этому жанру, выпущены в 92-93 годах.
О, конечно, Перумов вовсе не обязательно брал идеи из них. Но и утверждение, что первоисточником является литература, тоже как-то не приходится

Ну, да, но я и не утверждал этого для мировой фантастики. А вот на русскоязычную фантастику Н. Перумов повлиял. Вообще Н. Перумов и Элхе Ниэннах (Н.Э. Васильева), сами того не желая, создали целый "тёмный жанр" в фэнтези. Но и на фантастику они могли повлиять.
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть