1 октября 2018
|
|
Бешеный Воробей
Прочитала пост и все комментарии. Буду честной: читала только два с половиной тома. Но о чём речь понимаю, так что поехали. Насколько я увидела, Веру Толстой откровенно недолюбливает не за то, что она не хочет рожать. А за "вылизанную мещанскую правильность" поведения и мыслей, побуквенное следование правилам, отсутствие творческого начала и ярких чувств. И проблема даже не в том, что это не самые плохие для персонажа и человека качества - их, кажется, Толстой в принципе считает чуть ли не самыми страшными пороками, но "все мы имеем право". Семья здесь ни при чём - Вера такова от природы. Однако это действительно не отменяет ответственности старших Ростовых за то, что не смогли полюбить родившегося (да, именно родившегося!) настолько не похожим на них ребёнка, что постоянно заставляли чувствовать себя неправильной, лишней. Чем и воспитали в нём худшие черты: холодность, ограниченность, чрезмерную гордость, неумение общаться. А главное: Толстой, мастер психологических портретов, почему-то успешно забывает, что "С первых детей спрос невелик - они черновики родительского опыта" (хз откуда, но согласна). Так что Веру можно только пожалеть и отметить, что Берг в её ситуации был наилучшим исходом. В принципе есть тенденция: все почему-то жалеют и оправдывают "фамильных позорищ со знаком минус" (разгильдяев, чрезмерно свободолюбивых, совершающих компрометирующие поступки и т.д. - да хоть та же Наташа чем не такое "позорище"?), но для "позорищ со знаком плюс" тёплого слова не находится. 1 |